Файл: Методические рекомендации по проведению мониторингового психодиагностического обследования в системе мчс россии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1158

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нормальное функциональное состояние характеризуется тем, что конфликт между основной и второстепенной функциональной системами сглажен или полностью преодолен. При этом раздражители второстепенной функциональной системы присутствуют и влияют на организм. Но в данном случае основная функциональная система становится стойкой доминантой и осуществляет значительное тормозное влияние на те рефлекторные акты, которые являются конкурентными. Особенность нормального состояния заключается в том, что расходование функциональных ресурсов организма не выходит за пределы его возможностей. Поскольку эти ресурсы постоянно используются, то и восстановительная функциональная система находится под беспрерывной стимуляцией.

Предельное и патологическое функциональные состояния также имеют специфические признаки. Существенная их особенность заключается в обострении противоборствования привлеченных в конфликт функциональных систем. Это обострение заключается в соперничестве противоборствующих рефлекторных актов за превосходство в организме. В этом состоянии процесс возбуждения находится не только в основной, но и во второстепенной функциональных системах. Поэтому каждая новая деятельность характеризуется некоторыми особенностями: неопределенностью действий, множеством двигательных актов, неустойчивостью внимания, увеличением времени рефлексов, неуверенностью и т.п. Все эти особенности ухудшают функциональные возможности организма, его дееспособность, снижают работоспособность, количественный и качественный уровни выполнения деятельности.

Предельное функциональное состояние организма характеризуется истощением функциональных ресурсов. Начинает преобладать восстановительная система; нарушается нормальное протекание рефлекторной деятельности, выявляется дискоординация функций, что снижает работоспособность.

Находясь в пограничном функциональном состоянии, субъект деятельности должен волевым усилием подавлять потребность в отдыхе. Поэтому у него возрастает нервно-эмоциональное напряжение, которое проявляется в ощущении утомления, раздражительности, отрицательных эмоциях. Здоровый человек устраняет неблагополучную ситуацию или же приспосабливается к обстановке, не допуская перенапряжения нервной системы; при невозможности преодолеть возникшие сдвиги в функциональном состоянии организма перенапряжение, а также продолжительное пребывание в таком состоянии провоцирует обострение хронических заболеваний или вызывает новые, то есть происходит переход уже к патологическому функциональному состоянию. С точки зрения приведенной выше классификации пограничные состояния относятся к категории недопустимых. Они требуют проведения соответствующих профилактических мер, в организации которых непосредственное участие должны принимать и специалисты-психологи.


Патологическое функциональное состояние организма проявляется в виде разнообразных функциональных нарушений. Из-за значительной потребности в отдыхе восстановительная функциональная система достигает большой мощности. Эта система старается отключить с помощью торможения активное состояние мозга и перевести организм в сон. В данном случае от субъекта деятельности требуется очень напряженное волевое усилие, чтобы заставить себя продолжать определенную деятельность. Признаки патологического функционального состояния – это явления дискоординации предельных степеней. При этом происходят значительные сдвиги деятельности сердечно-сосудистой, газообменной и других физиологических систем. Организм, который находится в патологическом функциональном состоянии, имеет очень низкий коэффициент полезного действия. Патологическими функциональными состояниями являются такие, как невроз (нарушения в эмоциональной и волевой сфере) и психопатия (изменения характера в результате сочетания неблагоприятных конституционно-биологических и средовых влияний). Наиболее частой разновидностью невротических состояний считается депрессия, характеризующаяся унынием, подавленностью, мрачностью, чувством безысходности. Такое функциональное состояние нуждается в обязательных коррекционных и восстановительных мероприятиях.

Подробные характеристики физиологических показателей для оценки функционального состояния описаны в Методических рекомендациях по психологической профилактике и коррекции в МЧС России от 2016 года.


1.3. Психофизиологическая характеристика состояний функционального напряжения

В зависимости от особенностей выполнения разнообразной деятельности специалистов МЧС России нагрузка может значительно активизировать разные физиологические системы, повышая их уровень функционирования.

Термин «напряжение» используется как для характеристики самого процесса трудовой деятельности, так и для обозначения специфических состояний, возникающих в ходе ее выполнения. Нередко этим термином обозначается круг состояний человека, возникающих в усложненных условиях деятельности.

Степень напряжения деятельности специалистов МЧС России может определяться структурой процесса труда, в частности содержанием рабочей нагрузки, ее интенсивностью, насыщенностью деятельности и т.д. В этом смысле напряжение интерпретируется с точки зрения требований, предъявляемым конкретным видом труда к человеку. С другой стороны, напряжение деятельности может характеризоваться психофизиологическими затратами (ценой деятельности), необходимыми для достижения трудовой цели. В этом смысле под напряжением понимается величина усилий, прилагаемых человеком для решения поставленной задачи.

Внутри этого общего понятия выделяют два основных класса состояний напряжения:

Специфическое напряжение, определяющее динамику и интенсивность психофизиологических процессов, лежащих в основе выполнения конкретных трудовых навыков. Данный класс может означать, например, ряд состояний человека, определяемых факторами интенсивности и информационной структуры нагрузки. Ее можно обозначить как психическую напряженность, характеризующую особенности поведения в стрессогенных ситуациях. Данное напряжение характерно для профессий, которые требуют от работника быстрого принятия решения, оперативного мышления, качественной переработки большого количества информации.

Неспецифическое напряжение, характеризующее общие психофизиологические ресурсы человека и в целом обеспечивающее уровень выполнения деятельности. Данное напряжение понимается как спектр деятельностных состояний организма, характеризующийся повышенным уровнем функционирования систем по сравнению с состоянием покоя; она сопровождает любую целенаправленную деятельность.

По типу влияния на эффективность деятельности различают:


Операционное напряжение, для которого свойственно преобладание процессуальных мотивов деятельности, что оказывает мобилизующее влияние на индивида и способствует сохранению высокого уровня эффективности.

Эмоциональное напряжение, которое развивается при ломке адекватной мотивационной структуры в усложненных условиях и приводит к дезорганизации деятельности. Эмоциональное напряжение возникает также в том случае, когда ярко выражено несоответствие мотивационных структур нескольких субъектов труда, взаимодействие которых необходимо для достижения цели. Такие ситуации несоответствия и межличностного конфликта часто возникаю во всех профессиях типа «человек-человек».

При использовании критерия оптимальности соответствия затрачиваемых человеком усилий требованиям деятельности выделяют:

Продуктивное напряжение, которое позволяет достигать целей деятельности оптимальным для субъекта образом.

Непродуктивное напряжение наблюдается при несоответствии усилий человека необходимым для достижения цели субъективным затратам. При этом непродуктивное напряжение может быть как меньше необходимого, так и значительно его превышать.

Таким образом, напряжение – интегрированное психофизиологическое состояние, которое возникает и протекает в процессе практической или теоретической деятельности (при физическом и умственном труде). При этом отклонения психофизиологического напряжения от оптимума приводят к нарушению нервно-эмоционального состояния, что снижает эффективность выполняемой работы.

В процессе выполнения профессиональной деятельности обычно выделяют такие периоды как: врабатывание, устойчивая работоспособность, неустойчивая работоспособность, неотвратимое ее снижение вплоть до отказа.

Период врабатывания характеризуется постепенным возрастанием функциональных возможностей организма, повышением работоспособности, производительности, приспособлением физиологических систем организма, которые обеспечивают выполнение работы в наиболее экономичном режиме. При этом происходит улучшение памяти, внимания, стабилизируется эмоциональное и субъективное состояние. Положительная динамика работоспособности свидетельствует о формировании рабочей доминанты или динамического стереотипа, если работа обычная. Сложно достигается врабатывание при таких видах умственного труда, когда резко изменяется содержание деятельности, что требует сосредоточенности, переключения внимания, памяти, мышления, воли и т.д.


Период устойчивой работоспособности характеризуется стабилизацией работоспособности на оптимальном уровне при минимальных затратах эмоциональной и физической энергии. В этот период наблюдается наиболее высокая работоспособность и стабильность протекания психофизиологических процессов – восприятия, внимания, мышления, памяти при стабильности эмоционально-волевой сферы и субъективного состояния. Чем интенсивнее деятельность, тем короче период оптимальной работоспособности и тем быстрее происходит ее снижение. Высокая концентрация внимания и волевое напряжение ускоряют утомление и уменьшают выносливость.

Постепенно происходит снижение функциональных возможностей организма, что субъективно сопровождается ухудшением самочувствия, увеличением времени принятия решений и т.д. Изменения работоспособности обусловлены изменением функциональной активности профессионально значимых психических процессов (внимания, памяти, мышления).

Функциональное напряжение организма в процессе любой деятельности спустя некоторое время вызывает проявление признаков утомления, что снижает уровень работоспособности. Скорость развития утомления, а также его глубина зависят от уровня функционального напряжения организма, зависящего от исходного функционального состояния и величины нагрузки.

Утомление по своей сущности является нормальным физиологическим процессом, который сопровождается определенными изменениями функционального состояния и защищает организм от чрезмерного перенапряжения и возможного в связи с этим повреждения и истощения. К побочным факторам, которые сами по себе не приводят к появлению утомления, но в сочетании с действием основного фактора способствуют более раннему и выраженному развитию утомления, относят такие: нарушение режима труда и отдыха (недостаточность времени отдыха для полного восстановления сил, неправильное использование перерывов во время работы, непродуманное планирование труда и отдыха, нарушение биоритмов, социальная изоляция и др.); факторы внешней среды (пониженное содержание кислорода и повышенное содержание углекислого газа в воздухе, чрезмерная влажность, высокая или низкая температура воздуха и др.); факторы использования техники (загрязнение воздуха вредными газами, действие механических сил, приводящих к вибрации, действие электромагнитных волн, ультразвука, недостаточная освещенность рабочего места, неудобство рабочей позы, гипокинезия и др.). Ранее отмечалось, что главным фактором утомления выступает снижение работоспособности, однако, кроме утомления, на снижение работоспособности влияют также состояния монотонии и психического пресыщения. Если утомление можно охарактеризовать как естественную реакцию, связанную с нарастанием напряжения при продолжительной работе, то и монотония, и психическое пресыщение являются следствием однообразия деятельности, выполняемой в специфических условиях (бедность внешней среды, ограниченное поле работы, несложные стереотипные действия и т.д.).