Файл: Методические рекомендации по проведению мониторингового психодиагностического обследования в системе мчс россии.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1160
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Между одними людьми любовь и согласие, другие относятся друг к другу с отвращением; 5. В одни периоды кто-то может быть упрям и настойчив, в другие – вял и апатичен и т.д.
Психические свойства личности - устойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность человека и характеризующие его главным образом с социально-психологической стороны. Другими словами, это психические явления, которые реализуются в определенном социуме (социальной группе или во взаимоотношениях с другими людьми). В их структуру входят направленность, темперамент, характер и способности.
Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений. Они представляют собой результат жизненного опыта и специальных упражнений человека и позволяют выполнять любую деятельность автоматизировано, без особых затрат умственной и двигательной энергии. К психическим образованиям обычно относят знания, навыки и умения.
Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Психические состояния, как и прочие явления психической жизни, имеют свою причину, которая заключается чаще всего в воздействии внешней среды. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в какой-либо род деятельности, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом взаимное влияние на успешность данной деятельности. Непрерывно сменяясь, психические состояния сопровождают протекание всех психических процессов и видов деятельности человека.
Психогенные факторы - (от греч. psyho - душа и geneia - происхождение, возникновение) - это факторы, вызывающие психологические травмы, то есть нарушения, возникающие как реакция на тяжелую жизненную ситуацию (психологические травмы).
Психограмма – отражает информацию о тех требованиях, которые предъявляет профессия к психологическим качествам и свойствам человека.
Психологическая защита - психогенные (имеющие корни в психике) способы избавления неприятных переживаний, имеющих объективные корни, личностное значение, но без
решения реальных проблем, через тот или иной вид самообмана. Это своеобразный механизм, который запускается у человека, когда он испытывает сильные переживания, стресс или волнение.
Психологическая мобилизация – (от лат. mobilis – подвижный) - временная активация качеств личности (главным образом моральных и волевых), помогающих высококачественному выполнению определенной деятельности. Ее цель не формирование стойких свойств личности, а формирование на основе имеющихся свойств личности определенных и полезных для ожидаемой или выполняемой деятельности психических состояний. Эти состояния, усиливая (пусть хотя бы и временно) нужные свойства личности, обеспечивают более успешное выполнение деятельности.
Психологический кризис - это переломный этап в жизни личности, рубеж между старым и новым опытом, качественный переход из одного состояния в другого. Он, как и всякое изменение, имеет два вида детерминации: внутреннюю, обусловленную постепенными внутренними изменениями, которые приводят к качественному прыжку, и внешнюю, обусловленную обстоятельствами жизни, сложностями межличностных отношений, которыми значащими жизненными событиями и т.д. Внутренняя детерминация связана с изменениями в личности человека, когда формируются представление о себе как носителя новых психологических ролей, когда формируется потребность стать субъектом новой роли, для которой еще не создались объективные условия. Если новая жизненная роль не может реализоваться в ролевом поведении, это может стать причиной довольно важного жизненного кризиса, который может иметь более серьезные последствия. Внешняя детерминация связана с изменениями обстоятельств жизни человека, когда существующие жизненные роли человека вступают в разногласие с социальными ролевыми ожиданиями, когда эти роли теряют значение в жизни человека и должны замениться другими Ситуация, когда возникает необходимость менять жизненные роли, которые еще не отжили, также становится причиной жизненного кризиса, который состоит в трудностях рождения новых жизненных ролей человека.
Психодинамический подход - мысли, чувства и поведение человека детерминированы бессознательными психическими процессами. Основы этого подхода были заложены Зигмундом Фрейдом, который сравнивал личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу, расположенную под водой и невидимую, – бессознательное.
Психометрический подход - стандартизованные процедуры обследования и обработки получаемых данных, наличие возрастных и социально-культурных нормативов, позволяющие получить данные об обследуемом в со среднестатистической нормой соответствующей выборки. При этом все используемые методики должны соответствовать всем критериям психометрики (как минимум, должны быть репрезентативны, надежны, валидны).
Психологический тест – основа психологического тестирования; стандартизированная система испытаний, позволяющая обнаружить и измерить качественные и количественные индивидуально-психологические различия.
Психологическое тестирование – метод измерения и оценки психологических характеристик человека с помощью специальных техник. Предметом тестирования могут быть любые психологические характеристики человека: психические процессы, состояния, свойства, отношения и т.п.
Резистентность организма – (от лат. resistentia – сопротивление, противодействие) – сопротивляемость (устойчивость, невосприимчивость) организма к воздействию различных факторов.
Респондент – лицо, отвечающее на анкету социологического или методику психологического исследования.
Саморегуляция – 1. Целесообразное, относительно соответствующее изменяющимся условиям установление равновесия между средой и организмом; 2. Процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками; 3. Целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности.
Саморегуляция психическая - один из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. Она реализуется в единстве своих энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов.
Сенсорная депривация - (от лат. sensus — чувство, ощущение и deprivatio — лишение) — это частичное или полное снижение чувствительности одного или более органов чувств. Сенсорная депривация способна вызвать у человека длительную депрессию, психические нарушения. Длительная депривация может привести к дегенеративным изменениям нервных клеток или их органическим изменениям. В умеренных дозах оказывает расслабляющий эффект, провоцирует быструю обработку информации, стабилизирует психику, улучшает восприятие сигналов.
Симптом
- (от греч. symptoma - совпадение, случай, признак)- признак заболевания нарушения, обнаруживаемый с помощью разнообразных методов исследования и используемый для диагностики и (или) прогноза заболевания (нарушения).
Синдром - (от греч. syndromе - стечение, скопление) — устойчивая совокупность ряда симптомов с единым патогенезом (механизмом зарождения и развития болезни/нарушения и их отдельных проявлений). Синдром может составлять клиническую картину болезни (нарушения) или ее части, будучи при этом проявлением патологии одной системы или органа.
Соматогении - относятся к категории экзогенных психических нарушений и возникают вследствие воздействия на психическую сферу.
Среднее значение (выборочное среднее, среднее арифметическое) – определяется как сумма всех значений измеренного признака, деленная на количество суммированных значений.
Стандартное отклонение – степень отклонения данных наблюдений или множеств от среднего значения. Небольшое стандартное отклонение указывает на то, что данные группируются вокруг среднего значения, а значительное – что начальные данные располагаются далеко от него.
Стресс – неспецифическая ответная реакция организма на различного рода раздражители, помогающая ему приспособиться к изменяющимся условиям. Характер протекания стрессовой реакции зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются личностные особенности и физиологические параметры организма человека.
Стандартизация (в психологии) – стандартизация данных, полученных с помощью той или иной психологической методики – это процесс создания стандартных тестовых шкал или стандартизированных шкал. В результате стандартизации создаются тестовые нормы.
Субъект деятельности – индивидуальный (или коллективный), обладает определенными целями, предвосхищающими результат, притязаниями, предвосхищающими субъективную или (и) объективную успешность деятельности, готовностью инициативой, включающей не только мотивацию, но представление о способе ее реализации в организуемом им контуре (пространстве) деятельности, ответственностью за организацию этого контура в соответствии со своими возможностями, способностями, объективными условиями и требованиями деятельности, ответственностью за последствия деятельности. Чтобы стать субъектом деятельности личность изменяет всю свою организацию, использует все свои психические возможности и способности, как ресурсы для оптимального осуществления деятельности.
Субъект деятельности в акмеологии – это личность профессионала, обладающая определенными знаниями, умениями и способная целесообразно использовать свои личностные, психические профессиональные ресурсы. Субъект структурирует деятельность согласно своему профессионализму и компетентности из совокупности задач, соединяющих условия, требования деятельности и ресурсы их решения, выстраивает их последовательность по времени и иерархию по значимости и одновременно путем саморегуляции обеспечивает оптимальное и целостное функционирование всех своих психических и личностных ресурсов, осуществляет психологические обеспечение деятельности субъективно и объективно оптимальным образом, строит варианты ее моделей, добывает необходимую информацию. Субъект деятельности характеризуется активностью, имеющей две формы – инициативу и ответственность, последняя заключается в гарантировании достижения результата своими (или коллективно) организованными усилиями при непредвиденных трудностях и препятствиях, сохраняя заданный качественный уровень деятельности и обеспечивая заданный срок ее завершения. Субъекту деятельности присущи две основные функции – организация деятельности и самоорганизация, минимизация их рассогласований и способность разрешения противоречий, возникающих в результате несовпадения условий, требований деятельности и субъективных возможностей. Для акмеологического понимания субъекта деятельности существенны характеристики субъекта как профессионала – профессионализм, мастерство, компетентность, способность использования знаний, умений, навыков, опыта для психологического обеспечения деятельности (наличия адекватных притязаний, мотивации достижения, способностей готовности и т. д.), а также характеристики самой деятельности как профессиональной – ее алгоритм, профессиограмма, акмеограмма, включающие типы задач, способы их решения, типы противоречий, конфликтов и способы принятия решений, временные режимы деятельности (дефицит, лимит, нормативно заданное, избыточное и неопределенное по сроку завершения время деятельности). Важнейшим в акмеологическом определении субъекта деятельности является практическое обеспечение его развития в деятельности, ее осуществление оптимальным и эффективным путем, подразумевая под эффективностью и объективный результат и его субъективную приемлемость, т. е. удовлетворенность. Развитие личности и совершенствование субъекта деятельности взаимосвязаны и осуществляются как на этапе профессиональной подготовки (в широком смысле слова), так и на этапе осуществления профессиональной деятельности. В последнем случае существенны по крайней мере три условия – наличие и конструктивное использование опыта, развитие
Психические свойства личности - устойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность человека и характеризующие его главным образом с социально-психологической стороны. Другими словами, это психические явления, которые реализуются в определенном социуме (социальной группе или во взаимоотношениях с другими людьми). В их структуру входят направленность, темперамент, характер и способности.
Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений. Они представляют собой результат жизненного опыта и специальных упражнений человека и позволяют выполнять любую деятельность автоматизировано, без особых затрат умственной и двигательной энергии. К психическим образованиям обычно относят знания, навыки и умения.
Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Психические состояния, как и прочие явления психической жизни, имеют свою причину, которая заключается чаще всего в воздействии внешней среды. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в какой-либо род деятельности, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом взаимное влияние на успешность данной деятельности. Непрерывно сменяясь, психические состояния сопровождают протекание всех психических процессов и видов деятельности человека.
Психогенные факторы - (от греч. psyho - душа и geneia - происхождение, возникновение) - это факторы, вызывающие психологические травмы, то есть нарушения, возникающие как реакция на тяжелую жизненную ситуацию (психологические травмы).
Психограмма – отражает информацию о тех требованиях, которые предъявляет профессия к психологическим качествам и свойствам человека.
Психологическая защита - психогенные (имеющие корни в психике) способы избавления неприятных переживаний, имеющих объективные корни, личностное значение, но без
решения реальных проблем, через тот или иной вид самообмана. Это своеобразный механизм, который запускается у человека, когда он испытывает сильные переживания, стресс или волнение.
Психологическая мобилизация – (от лат. mobilis – подвижный) - временная активация качеств личности (главным образом моральных и волевых), помогающих высококачественному выполнению определенной деятельности. Ее цель не формирование стойких свойств личности, а формирование на основе имеющихся свойств личности определенных и полезных для ожидаемой или выполняемой деятельности психических состояний. Эти состояния, усиливая (пусть хотя бы и временно) нужные свойства личности, обеспечивают более успешное выполнение деятельности.
Психологический кризис - это переломный этап в жизни личности, рубеж между старым и новым опытом, качественный переход из одного состояния в другого. Он, как и всякое изменение, имеет два вида детерминации: внутреннюю, обусловленную постепенными внутренними изменениями, которые приводят к качественному прыжку, и внешнюю, обусловленную обстоятельствами жизни, сложностями межличностных отношений, которыми значащими жизненными событиями и т.д. Внутренняя детерминация связана с изменениями в личности человека, когда формируются представление о себе как носителя новых психологических ролей, когда формируется потребность стать субъектом новой роли, для которой еще не создались объективные условия. Если новая жизненная роль не может реализоваться в ролевом поведении, это может стать причиной довольно важного жизненного кризиса, который может иметь более серьезные последствия. Внешняя детерминация связана с изменениями обстоятельств жизни человека, когда существующие жизненные роли человека вступают в разногласие с социальными ролевыми ожиданиями, когда эти роли теряют значение в жизни человека и должны замениться другими Ситуация, когда возникает необходимость менять жизненные роли, которые еще не отжили, также становится причиной жизненного кризиса, который состоит в трудностях рождения новых жизненных ролей человека.
Психодинамический подход - мысли, чувства и поведение человека детерминированы бессознательными психическими процессами. Основы этого подхода были заложены Зигмундом Фрейдом, который сравнивал личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу, расположенную под водой и невидимую, – бессознательное.
Психометрический подход - стандартизованные процедуры обследования и обработки получаемых данных, наличие возрастных и социально-культурных нормативов, позволяющие получить данные об обследуемом в со среднестатистической нормой соответствующей выборки. При этом все используемые методики должны соответствовать всем критериям психометрики (как минимум, должны быть репрезентативны, надежны, валидны).
Психологический тест – основа психологического тестирования; стандартизированная система испытаний, позволяющая обнаружить и измерить качественные и количественные индивидуально-психологические различия.
Психологическое тестирование – метод измерения и оценки психологических характеристик человека с помощью специальных техник. Предметом тестирования могут быть любые психологические характеристики человека: психические процессы, состояния, свойства, отношения и т.п.
Резистентность организма – (от лат. resistentia – сопротивление, противодействие) – сопротивляемость (устойчивость, невосприимчивость) организма к воздействию различных факторов.
Респондент – лицо, отвечающее на анкету социологического или методику психологического исследования.
Саморегуляция – 1. Целесообразное, относительно соответствующее изменяющимся условиям установление равновесия между средой и организмом; 2. Процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками; 3. Целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности.
Саморегуляция психическая - один из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. Она реализуется в единстве своих энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов.
Сенсорная депривация - (от лат. sensus — чувство, ощущение и deprivatio — лишение) — это частичное или полное снижение чувствительности одного или более органов чувств. Сенсорная депривация способна вызвать у человека длительную депрессию, психические нарушения. Длительная депривация может привести к дегенеративным изменениям нервных клеток или их органическим изменениям. В умеренных дозах оказывает расслабляющий эффект, провоцирует быструю обработку информации, стабилизирует психику, улучшает восприятие сигналов.
Симптом
- (от греч. symptoma - совпадение, случай, признак)- признак заболевания нарушения, обнаруживаемый с помощью разнообразных методов исследования и используемый для диагностики и (или) прогноза заболевания (нарушения).
Синдром - (от греч. syndromе - стечение, скопление) — устойчивая совокупность ряда симптомов с единым патогенезом (механизмом зарождения и развития болезни/нарушения и их отдельных проявлений). Синдром может составлять клиническую картину болезни (нарушения) или ее части, будучи при этом проявлением патологии одной системы или органа.
Соматогении - относятся к категории экзогенных психических нарушений и возникают вследствие воздействия на психическую сферу.
Среднее значение (выборочное среднее, среднее арифметическое) – определяется как сумма всех значений измеренного признака, деленная на количество суммированных значений.
Стандартное отклонение – степень отклонения данных наблюдений или множеств от среднего значения. Небольшое стандартное отклонение указывает на то, что данные группируются вокруг среднего значения, а значительное – что начальные данные располагаются далеко от него.
Стресс – неспецифическая ответная реакция организма на различного рода раздражители, помогающая ему приспособиться к изменяющимся условиям. Характер протекания стрессовой реакции зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются личностные особенности и физиологические параметры организма человека.
Стандартизация (в психологии) – стандартизация данных, полученных с помощью той или иной психологической методики – это процесс создания стандартных тестовых шкал или стандартизированных шкал. В результате стандартизации создаются тестовые нормы.
Субъект деятельности – индивидуальный (или коллективный), обладает определенными целями, предвосхищающими результат, притязаниями, предвосхищающими субъективную или (и) объективную успешность деятельности, готовностью инициативой, включающей не только мотивацию, но представление о способе ее реализации в организуемом им контуре (пространстве) деятельности, ответственностью за организацию этого контура в соответствии со своими возможностями, способностями, объективными условиями и требованиями деятельности, ответственностью за последствия деятельности. Чтобы стать субъектом деятельности личность изменяет всю свою организацию, использует все свои психические возможности и способности, как ресурсы для оптимального осуществления деятельности.
Субъект деятельности в акмеологии – это личность профессионала, обладающая определенными знаниями, умениями и способная целесообразно использовать свои личностные, психические профессиональные ресурсы. Субъект структурирует деятельность согласно своему профессионализму и компетентности из совокупности задач, соединяющих условия, требования деятельности и ресурсы их решения, выстраивает их последовательность по времени и иерархию по значимости и одновременно путем саморегуляции обеспечивает оптимальное и целостное функционирование всех своих психических и личностных ресурсов, осуществляет психологические обеспечение деятельности субъективно и объективно оптимальным образом, строит варианты ее моделей, добывает необходимую информацию. Субъект деятельности характеризуется активностью, имеющей две формы – инициативу и ответственность, последняя заключается в гарантировании достижения результата своими (или коллективно) организованными усилиями при непредвиденных трудностях и препятствиях, сохраняя заданный качественный уровень деятельности и обеспечивая заданный срок ее завершения. Субъекту деятельности присущи две основные функции – организация деятельности и самоорганизация, минимизация их рассогласований и способность разрешения противоречий, возникающих в результате несовпадения условий, требований деятельности и субъективных возможностей. Для акмеологического понимания субъекта деятельности существенны характеристики субъекта как профессионала – профессионализм, мастерство, компетентность, способность использования знаний, умений, навыков, опыта для психологического обеспечения деятельности (наличия адекватных притязаний, мотивации достижения, способностей готовности и т. д.), а также характеристики самой деятельности как профессиональной – ее алгоритм, профессиограмма, акмеограмма, включающие типы задач, способы их решения, типы противоречий, конфликтов и способы принятия решений, временные режимы деятельности (дефицит, лимит, нормативно заданное, избыточное и неопределенное по сроку завершения время деятельности). Важнейшим в акмеологическом определении субъекта деятельности является практическое обеспечение его развития в деятельности, ее осуществление оптимальным и эффективным путем, подразумевая под эффективностью и объективный результат и его субъективную приемлемость, т. е. удовлетворенность. Развитие личности и совершенствование субъекта деятельности взаимосвязаны и осуществляются как на этапе профессиональной подготовки (в широком смысле слова), так и на этапе осуществления профессиональной деятельности. В последнем случае существенны по крайней мере три условия – наличие и конструктивное использование опыта, развитие