Файл: Методические рекомендации по проведению мониторингового психодиагностического обследования в системе мчс россии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1160

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Между одними людьми любовь и согласие, другие относятся друг к другу с отвращением; 5. В одни периоды кто-то может быть упрям и настойчив, в другие – вял и апатичен и т.д.

Психические свойства личности - устойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность человека и характеризующие его главным образом с социально-психологической стороны. Другими словами, это психические явления, которые реализуются в определенном социуме (социальной группе или во взаимоотношениях с другими людьми). В их структуру входят направленность, темперамент, характер и способности.

 Психические   образования  — это  психические  явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений. Они представляют собой результат жизненного опыта и специальных упражнений человека и позволяют выполнять любую деятельность автоматизировано, без особых затрат умственной и двигательной энергии.  К  психическим   образованиям  обычно относят знания, навыки и умения.

Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Психические состояния, как и прочие явления психической жизни, имеют свою причину, которая заключается чаще всего в воздействии внешней среды. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в какой-либо род деятельности, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом взаимное влияние на успешность данной деятельности. Непрерывно сменяясь, психические состояния сопровождают протекание всех психических процессов и видов деятельности человека.

Психогенные факторы - (от греч. psyho - душа и geneia - происхождение, возникновение) - это факторы, вызывающие психологические травмы, то есть нарушения, возникающие как реакция на тяжелую жизненную ситуацию (психологические травмы).

Психограмма отражает информацию о тех требованиях, которые предъявляет профессия к психологическим качествам и свойствам человека.

Психологическая защита - психогенные (имеющие корни в психике) способы избавления неприятных переживаний, имеющих объективные корни, личностное значение, но без
решения реальных проблем, через тот или иной вид самообмана. Это своеобразный механизм, который запускается у человека, когда он испытывает сильные переживания, стресс или волнение.

Психологическая мобилизация (от лат. mobilis – подвижный) - временная активация качеств личности (главным образом моральных и волевых), помогающих высококачественному выполнению определенной деятельности. Ее цель не формирование стойких свойств личности, а формирование на основе имеющихся свойств личности определенных и полезных для ожидаемой или выполняемой деятельности психических состояний. Эти состояния, усиливая (пусть хотя бы и временно) нужные свойства личности, обеспечивают более успешное выполнение деятельности.

Психологический кризис - это переломный этап в жизни личности, рубеж между старым и новым опытом, качественный переход из одного состояния в другого. Он, как и всякое изменение, имеет два вида детерминации: внутреннюю, обусловленную постепенными внутренними изменениями, которые приводят к качественному прыжку, и внешнюю, обусловленную обстоятельствами жизни, сложностями межличностных отношений, которыми значащими жизненными событиями и т.д. Внутренняя детерминация связана с изменениями в личности человека, когда формируются представление о себе как носителя новых психологических ролей, когда формируется потребность стать субъектом новой роли, для которой еще не создались объективные условия. Если новая жизненная роль не может реализоваться в ролевом поведении, это может стать причиной довольно важного жизненного кризиса, который может иметь более серьезные последствия. Внешняя детерминация связана с изменениями обстоятельств жизни человека, когда существующие жизненные роли человека вступают в разногласие с социальными ролевыми ожиданиями, когда эти роли теряют значение в жизни человека и должны замениться другими Ситуация, когда возникает необходимость менять жизненные роли, которые еще не отжили, также становится причиной жизненного кризиса, который состоит в трудностях рождения новых жизненных ролей человека.

Психодинамический подход - мысли, чувства и поведение человека детерминированы бессознательными психическими процессами. Основы этого подхода были заложены Зигмундом Фрейдом, который сравнивал личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу, расположенную под водой и невидимую, – бессознательное.



Психометрический подход - стандартизованные процедуры обследования и обработки получаемых данных, наличие возрастных и социально-культурных нормативов, позволяющие получить данные об обследуемом в со среднестатистической нормой соответствующей выборки. При этом все используемые методики должны соответствовать всем критериям психометрики (как минимум, должны быть репрезентативны, надежны, валидны).

Психологический тест – основа психологического тестирования; стандартизированная система испытаний, позволяющая обнаружить и измерить качественные и количественные индивидуально-психологические различия.

Психологическое тестирование метод измерения и оценки психологических характеристик человека с помощью специальных техник. Предметом тестирования могут быть любые психологические характеристики человека: психические процессы, состояния, свойства, отношения и т.п.

Резистентность организма – (от лат. resistentia – сопротивление, противодействие) – сопротивляемость (устойчивость, невосприимчивость) организма к воздействию различных факторов.

Респондент лицо, отвечающее на анкету социологического или методику психологического исследования.

Саморегуляция 1. Целесообразное, относительно соответствующее изменяющимся условиям установление равновесия между средой и организмом; 2. Процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками; 3. Целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности.

Саморегуляция психическая - один из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. Она реализуется в единстве своих энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов.

Сенсорная депривация - (от лат. sensus — чувство, ощущение и deprivatio — лишение) — это частичное или полное снижение чувствительности одного или более органов чувств. Сенсорная депривация способна вызвать у человека длительную депрессию, психические нарушения. Длительная депривация может привести к дегенеративным изменениям нервных клеток или их органическим изменениям. В умеренных дозах оказывает расслабляющий эффект, провоцирует быструю обработку информации, стабилизирует психику, улучшает восприятие сигналов.

Симптом
- (от греч. symptoma - совпадение, случай, признак)- признак заболевания нарушения, обнаруживаемый с помощью разнообразных методов исследования и используемый для диагностики и (или) прогноза заболевания (нарушения).

Синдром - (от греч. syndromе - стечение, скопление) — устойчивая совокупность ряда симптомов с единым патогенезом (механизмом зарождения и развития болезни/нарушения и их отдельных проявлений). Синдром может составлять клиническую картину болезни (нарушения) или ее части, будучи при этом проявлением патологии одной системы или органа.

Соматогении - относятся к категории экзогенных психических нарушений и возникают вследствие воздействия на психическую сферу.

Среднее значение (выборочное среднее, среднее арифметическое) определяется как сумма всех значений измеренного признака, деленная на количество суммированных значений.

Стандартное отклонение степень отклонения данных наблюдений или множеств от среднего значения. Небольшое стандартное отклонение указывает на то, что данные группируются вокруг среднего значения, а значительное – что начальные данные располагаются далеко от него.

Стресс неспецифическая ответная реакция организма на различного рода раздражители, помогающая ему приспособиться к изменяющимся условиям. Характер протекания стрессовой реакции зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются личностные особенности и физиологические параметры организма человека.

Стандартизация (в психологии) стандартизация данных, полученных с помощью той или иной психологической методики – это процесс создания стандартных тестовых шкал или стандартизированных шкал. В результате стандартизации создаются тестовые нормы.

Субъект деятельности – индивидуальный (или коллективный), обладает определенными целями, предвосхищающими результат, притязаниями, предвосхищающими субъективную или (и) объективную успешность деятельности, готовностью инициативой, включающей не только мотивацию, но представление о способе ее реализации в организуемом им контуре (пространстве) деятельности, ответственностью за организацию этого контура в соответствии со своими возможностями, способностями, объективными условиями и требованиями деятельности, ответственностью за последствия деятельности. Чтобы стать субъектом деятельности личность изменяет всю свою организацию, использует все свои психические возможности и способности, как ресурсы для оптимального осуществления деятельности.
Субъект деятельности в акмеологии – это личность профессионала, обладающая определенными знаниями, умениями и способная целесообразно использовать свои личностные, психические профессиональные ресурсы. Субъект структурирует деятельность согласно своему профессионализму и компетентности из совокупности задач, соединяющих условия, требования деятельности и ресурсы их решения, выстраивает их последовательность по времени и иерархию по значимости и одновременно путем саморегуляции обеспечивает оптимальное и целостное функционирование всех своих психических и личностных ресурсов, осуществляет психологические обеспечение деятельности субъективно и объективно оптимальным образом, строит варианты ее моделей, добывает необходимую информацию. Субъект деятельности характеризуется активностью, имеющей две формы – инициативу и ответственность, последняя заключается в гарантировании достижения результата своими (или коллективно) организованными усилиями при непредвиденных трудностях и препятствиях, сохраняя заданный качественный уровень деятельности и обеспечивая заданный срок ее завершения. Субъекту деятельности присущи две основные функции – организация деятельности и самоорганизация, минимизация их рассогласований и способность разрешения противоречий, возникающих в результате несовпадения условий, требований деятельности и субъективных возможностей. Для акмеологического понимания субъекта деятельности существенны характеристики субъекта как профессионала – профессионализм, мастерство, компетентность, способность использования знаний, умений, навыков, опыта для психологического обеспечения деятельности (наличия адекватных притязаний, мотивации достижения, способностей готовности и т. д.), а также характеристики самой деятельности как профессиональной – ее алгоритм, профессиограмма, акмеограмма, включающие типы задач, способы их решения, типы противоречий, конфликтов и способы принятия решений, временные режимы деятельности (дефицит, лимит, нормативно заданное, избыточное и неопределенное по сроку завершения время деятельности). Важнейшим в акмеологическом определении субъекта деятельности является практическое обеспечение его развития в деятельности, ее осуществление оптимальным и эффективным путем, подразумевая под эффективностью и объективный результат и его субъективную приемлемость, т. е. удовлетворенность. Развитие личности и совершенствование субъекта деятельности взаимосвязаны и осуществляются как на этапе профессиональной подготовки (в широком смысле слова), так и на этапе осуществления профессиональной деятельности. В последнем случае существенны по крайней мере три условия – наличие и конструктивное использование опыта, развитие