Файл: Методические рекомендации по проведению мониторингового психодиагностического обследования в системе мчс россии.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1149
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
социального и профессионального мышления, рефлексия своего способа деятельности, и акмеологическая поддержка (в ее самых различных формах и степенях).
Тревога – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха, как реакции на конкретную, реальную опасность, тревога - переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы. Различают ситуативную тревогу, характеризующую состояние субъекта в определенный момент; выделяют также «объективную», «реальную» тревогу и тревогу «неадекватную» или собственно тревогу, проявляющуюся при нейтральных, не угрожающих условиях.
Тревожного ряда явления – понятие, введенное Ф.Б. Березиным (1967, 1988) – эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания и нарастания тревоги. Наименьшую интенсивность тревоги выражает ощущение внутренней напряженности, являющееся первым уровнем явлений тревожного ряда – выражается в переживаниях напряженности, настороженности, дискомфорта; это ощущение не несет в себе признака угрозы, а служит сигналом приближения более выраженных тревожных явлений; данный уровень тревоги имеет наибольшее адаптивное значение. На втором уровне гиперстезические реакции – сменяют ощущение внутренней напряженности или присоединяются к нему; ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении – отрицательную эмоциональную окраску; на этом основывается недифференцированное реагирование, определяемое как раздражительность. Третий уровень – тревога. Четвертый уровень – страх, возникающий при нарастании тревоги и проявляется в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности, при этом объекты, с которыми связывается страх, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу. Пятый уровень – ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы – возникает в результате продолжающегося нарастания тревоги и выражается в переживании невозможности избежать опасности, неминуемой катастрофы, ужасе, при этом данное переживание связано не с содержанием страха, а лишь с нарастанием тревоги; подобные переживания может вызвать и неопределенная, но очень сильная тревога. Наиболее высокий уровень явлений тревожного ряда – тревожно-боязливое возбуждение, выражающееся в потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи; дезорганизация поведения и деятельности, вызываемое тревогой достигает при этом своего максимума.
Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и (или) как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.
Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы,
использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели.
Трудовая деятельность – это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в трудовые организации и является разновидностью их социального поведения. Трудовая деятельность работников обеспечивает решение ряда задач: 1. Создание материальных благ как средств жизнеобеспечения человека и общества в целом; 2. Оказание услуг различного целевого назначения; 3.Разработка научных идей, ценностей и их прикладных аналогов; 4. Накопление, консервация, переработка и анализ, передача информации и ее носителей; 5. Развитие человека как работника и как личности др. Трудовая деятельность независимо от способа, средств и результатов характеризуется рядом общих свойств: определенным функционально-технологическим набором трудовых операций; набором соответствующих качеств субъектов труда, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках; материально-техническими условиями и пространственно-временными рамками реализации; определенным способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами условиями их реализации; нормативно-алгоритмизированным способом организации, при посредстве которого формируется поведенческая матрица индивидов, включенных в производственный процесс (организационно-управленческой структурой). Каждый вид трудовой деятельности можно выделить две основные характеристики: психофизиологическое содержание (работа органов чувств, мышц, процессы мышления и т. п.); и условия, в которых осуществляется трудовая деятельность. Структура и уровень физических и нервных нагрузок в процессе трудовой деятельности определяются этими обеими характеристиками: физические – зависят от уровня автоматизации труда, его темпа и ритма, конструкции и рациональности размещения оборудования, инструмента, оснастки; нервные – обусловлены объемом перерабатываемой информации, наличием производственной опасности, степенью ответственности и риска, монотонностью труда, взаимоотношениями в коллективе.
Уровень значимости (р-уровень значимости) – основной результат проверки статистической гипотезы. Это вероятность получения результата выборочного исследования при условии, что на самом деле в генеральной совокупности связи нет. Иначе говоря, это вероятность того, что обнаруженная связь носит случайных характер, а не является свойством совокупности. Именно статистическая значимость (р) является количественной оценкой надежности связи – чем меньше эта вероятность, тем надежнее связь.
Успешность профессиональной деятельности – характеристика деятельности, включающая в себя производительность труда, качество продукции, скорость, безошибочность трудовых действий и т.д. При оценке успешности деятельности следует учитывать физиологические затраты, которые необходимы для решения профессиональных задач.
Факторы риска – (лат. factor — делающий, производящий) — понятие, обозначающее широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на развитие того или иного проявления. В отличие от однозначно вредоносных воздействий, факторы риска — это такие условия, опасное действие которых носит вероятностный характер, т.е. означает не неизбежность, а лишь более или менее вероятную угрозу возникновения отрицательных последствий.
Фрустрация – это психическое состояние, возникающее в случае, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями, которые непреодолимы для него или воспринимаются как таковые.
Функциональные нарушения – в узком смысле это расстройства, обычно психогенной природы, имитирующие неврологические или соматические заболевания, характер или выраженность которых, однако, не удается объяснить определенными структурными или метаболическими изменениями в организме. Имеют прогрессирующий характер, не приводят к серьезным осложнениям, изменениям под влиянием психологических воздействий.
Функциональные системы организма — динамические, саморегулирующиеся центрально-периферические организации, обеспечивающие своей деятельностью полезные для метаболизма организма и его приспособления к окружающей среде результаты. Для достижения полезных для организма результатов в функциональных системах избирательно объединяются элементы разных уровней. В организме это ткани различных органов, механизмы нервной и гуморальной регуляции. Регуляторные взаимоотношения,
свойственные функциональным системам, обеспечивают необходимую адаптивную устойчивость результатов их деятельности и взаимосодействие отдельных элементов для достижения полезных результатов для всего организма в целом. Их роль могут выполнять результаты метаболических реакций в тканях, а также различные показатели внутренней среды организма, обеспечивающие разные стороны метаболических процессов; результаты поведенческой деятельности, удовлетворяющие ведущие биологические потребности живых существ в воде, пище, размножении, избегании опасности и т.д.; удовлетворение биологических потребностей, получение образования, удовлетворение духовных потребностей, защиту общества и т.д., то есть на достижение человеком социально значимых результатов (специальные функциональные системы социального уровня). Функциональные системы поведенческого и особенно психического уровня, как правило, складываются по мере формирования у субъектов специальных потребностей и формируются в значительной степени в процессе обучения. Избирательное становление функциональных систем и их отдельных частей в процессе онтогенеза получило название системогенеза. Общим принципом динамической организации функциональных систем является принцип саморегуляции. Отклонение результата деятельности функциональных систем от уровня, обеспечивающего оптимальную жизнедеятельность организма, стимулирует активность в рамках функциональных систем цепи процессов, направленных на возвращение этого результата к оптимальному уровню. Любая функциональная система имеет принципиально однотипную организацию и включает общие (универсальные для разных функциональных систем), периферические и центральные узловые механизмы. К ним относятся: полезный приспособительный результат как ведущее звено функциональных систем; рецепторы результата; обратная афферентация, идущая от рецепторов результата в центральные образования функциональных систем; центральная архитектоника, представляющая собой избирательное объединение нервных элементов различных уровней; исполнительные (соматические, вегетативные, эндокринные, а также поведенческие) компоненты.
Цена деятельности (в инженерной психологии) - понимается в узком смысле как напряженность физиологических функций и психических процессов, обеспечивающих реализацию определенного качества деятельности.
Тревога – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха, как реакции на конкретную, реальную опасность, тревога - переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы. Различают ситуативную тревогу, характеризующую состояние субъекта в определенный момент; выделяют также «объективную», «реальную» тревогу и тревогу «неадекватную» или собственно тревогу, проявляющуюся при нейтральных, не угрожающих условиях.
Тревожного ряда явления – понятие, введенное Ф.Б. Березиным (1967, 1988) – эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания и нарастания тревоги. Наименьшую интенсивность тревоги выражает ощущение внутренней напряженности, являющееся первым уровнем явлений тревожного ряда – выражается в переживаниях напряженности, настороженности, дискомфорта; это ощущение не несет в себе признака угрозы, а служит сигналом приближения более выраженных тревожных явлений; данный уровень тревоги имеет наибольшее адаптивное значение. На втором уровне гиперстезические реакции – сменяют ощущение внутренней напряженности или присоединяются к нему; ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении – отрицательную эмоциональную окраску; на этом основывается недифференцированное реагирование, определяемое как раздражительность. Третий уровень – тревога. Четвертый уровень – страх, возникающий при нарастании тревоги и проявляется в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности, при этом объекты, с которыми связывается страх, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу. Пятый уровень – ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы – возникает в результате продолжающегося нарастания тревоги и выражается в переживании невозможности избежать опасности, неминуемой катастрофы, ужасе, при этом данное переживание связано не с содержанием страха, а лишь с нарастанием тревоги; подобные переживания может вызвать и неопределенная, но очень сильная тревога. Наиболее высокий уровень явлений тревожного ряда – тревожно-боязливое возбуждение, выражающееся в потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи; дезорганизация поведения и деятельности, вызываемое тревогой достигает при этом своего максимума.
Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и (или) как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.
Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы,
использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели.
Трудовая деятельность – это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в трудовые организации и является разновидностью их социального поведения. Трудовая деятельность работников обеспечивает решение ряда задач: 1. Создание материальных благ как средств жизнеобеспечения человека и общества в целом; 2. Оказание услуг различного целевого назначения; 3.Разработка научных идей, ценностей и их прикладных аналогов; 4. Накопление, консервация, переработка и анализ, передача информации и ее носителей; 5. Развитие человека как работника и как личности др. Трудовая деятельность независимо от способа, средств и результатов характеризуется рядом общих свойств: определенным функционально-технологическим набором трудовых операций; набором соответствующих качеств субъектов труда, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках; материально-техническими условиями и пространственно-временными рамками реализации; определенным способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами условиями их реализации; нормативно-алгоритмизированным способом организации, при посредстве которого формируется поведенческая матрица индивидов, включенных в производственный процесс (организационно-управленческой структурой). Каждый вид трудовой деятельности можно выделить две основные характеристики: психофизиологическое содержание (работа органов чувств, мышц, процессы мышления и т. п.); и условия, в которых осуществляется трудовая деятельность. Структура и уровень физических и нервных нагрузок в процессе трудовой деятельности определяются этими обеими характеристиками: физические – зависят от уровня автоматизации труда, его темпа и ритма, конструкции и рациональности размещения оборудования, инструмента, оснастки; нервные – обусловлены объемом перерабатываемой информации, наличием производственной опасности, степенью ответственности и риска, монотонностью труда, взаимоотношениями в коллективе.
Уровень значимости (р-уровень значимости) – основной результат проверки статистической гипотезы. Это вероятность получения результата выборочного исследования при условии, что на самом деле в генеральной совокупности связи нет. Иначе говоря, это вероятность того, что обнаруженная связь носит случайных характер, а не является свойством совокупности. Именно статистическая значимость (р) является количественной оценкой надежности связи – чем меньше эта вероятность, тем надежнее связь.
Успешность профессиональной деятельности – характеристика деятельности, включающая в себя производительность труда, качество продукции, скорость, безошибочность трудовых действий и т.д. При оценке успешности деятельности следует учитывать физиологические затраты, которые необходимы для решения профессиональных задач.
Факторы риска – (лат. factor — делающий, производящий) — понятие, обозначающее широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на развитие того или иного проявления. В отличие от однозначно вредоносных воздействий, факторы риска — это такие условия, опасное действие которых носит вероятностный характер, т.е. означает не неизбежность, а лишь более или менее вероятную угрозу возникновения отрицательных последствий.
Фрустрация – это психическое состояние, возникающее в случае, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями, которые непреодолимы для него или воспринимаются как таковые.
Функциональные нарушения – в узком смысле это расстройства, обычно психогенной природы, имитирующие неврологические или соматические заболевания, характер или выраженность которых, однако, не удается объяснить определенными структурными или метаболическими изменениями в организме. Имеют прогрессирующий характер, не приводят к серьезным осложнениям, изменениям под влиянием психологических воздействий.
Функциональные системы организма — динамические, саморегулирующиеся центрально-периферические организации, обеспечивающие своей деятельностью полезные для метаболизма организма и его приспособления к окружающей среде результаты. Для достижения полезных для организма результатов в функциональных системах избирательно объединяются элементы разных уровней. В организме это ткани различных органов, механизмы нервной и гуморальной регуляции. Регуляторные взаимоотношения,
свойственные функциональным системам, обеспечивают необходимую адаптивную устойчивость результатов их деятельности и взаимосодействие отдельных элементов для достижения полезных результатов для всего организма в целом. Их роль могут выполнять результаты метаболических реакций в тканях, а также различные показатели внутренней среды организма, обеспечивающие разные стороны метаболических процессов; результаты поведенческой деятельности, удовлетворяющие ведущие биологические потребности живых существ в воде, пище, размножении, избегании опасности и т.д.; удовлетворение биологических потребностей, получение образования, удовлетворение духовных потребностей, защиту общества и т.д., то есть на достижение человеком социально значимых результатов (специальные функциональные системы социального уровня). Функциональные системы поведенческого и особенно психического уровня, как правило, складываются по мере формирования у субъектов специальных потребностей и формируются в значительной степени в процессе обучения. Избирательное становление функциональных систем и их отдельных частей в процессе онтогенеза получило название системогенеза. Общим принципом динамической организации функциональных систем является принцип саморегуляции. Отклонение результата деятельности функциональных систем от уровня, обеспечивающего оптимальную жизнедеятельность организма, стимулирует активность в рамках функциональных систем цепи процессов, направленных на возвращение этого результата к оптимальному уровню. Любая функциональная система имеет принципиально однотипную организацию и включает общие (универсальные для разных функциональных систем), периферические и центральные узловые механизмы. К ним относятся: полезный приспособительный результат как ведущее звено функциональных систем; рецепторы результата; обратная афферентация, идущая от рецепторов результата в центральные образования функциональных систем; центральная архитектоника, представляющая собой избирательное объединение нервных элементов различных уровней; исполнительные (соматические, вегетативные, эндокринные, а также поведенческие) компоненты.
Цена деятельности (в инженерной психологии) - понимается в узком смысле как напряженность физиологических функций и психических процессов, обеспечивающих реализацию определенного качества деятельности.