Файл: Методические рекомендации по проведению мониторингового психодиагностического обследования в системе мчс россии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1165

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Различия проявляются и в поведенческом плане, и в их субъективной представленности. Для монотонии характерны погружение человека в дремотное состояние, «выключение» из процесса деятельности. Состояние психического пресыщения связано с развитием аффективного эмоционального комплекса и попытками внести разнообразие в привычный стереотип выполняемых действий. Нарастание утомления сопровождается увеличением специфических «ошибок невнимательности», снижением точности и скорости действий, симптоматикой истощения резервов организма. В состоянии монотонии или психического пресыщения истощения резервов не наблюдается, наоборот, к нарастанию этих состояний ведет недостаточное или однобокое использование резервов. Для состояния монотонии основным типом изменений является общее снижение активности обеспечивающих деятельность процессов. Состоянию утомления, напротив, свойственна диссоциация этих процессов по мере нарастания напряжения, что проявляется в росте рассогласования между отдельными показателями.

По мере роста утомления наблюдаются значительные изменения в протекании различных психических процессов. Нередко при утомлении уменьшается скорость реагирования, то есть увеличивается время простой сенсомоторной реакции и реакции выбора. Однако может наблюдаться и увеличение скорости ответов, сопровождаемое ростом числа ошибок. Наиболее выраженными и существенными признаками утомления являются нарушения внимания: сужается объем внимания, страдают функции переключения и распределения внимания, снижается его произвольность. Со стороны процессов, обеспечивающих запоминание и сохранение информации, утомление прежде всего приводит к затруднениям извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти. Снижение показателей кратковременной памяти связано с ухудшением удержания информации в системе кратковременного хранения и операций семантического кодирования. Эффективность процесса мышления существенно снижается за счет преобладания стереотипных способов решения задач в ситуациях, требующих принятия новых решений. Нарушается или снижается сознательный контроль процессов целеобразования в проблемных ситуациях, нарушается целенаправленность интеллектуальных актов.

По мере развития утомления происходит трансформация мотивов деятельности. Если на ранних стадиях сохраняется адекватная «деловая» мотивация, то затем преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее. При продолжении работы это приводит к формированию отрицательных эмоциональных реакций.


Описанный симптомокомплекс утомления представлен разнообразными субъективными феноменами, знакомыми как комплекс переживания усталости. Переживание усталости имеет важное значение с точки зрения обеспечения соматического и психологического здоровья: оно является сигналом к поиску внешних или внутренних резервов продолжения деятельности или ее прекращению.

Появление симптомов утомления свидетельствует о недостаточности привлекаемых компенсаторных средств для поддержания эффективности деятельности на заданном уровне (по количественным и качественным показателям). Восстановление оптимального уровня работоспособности предполагает прекращение вызвавшей утомление деятельности на определенный период времени. В тех случаях, когда продолжительность или полноценность периодов отдыха недостаточны, происходит накопление утомления и развивается переутомление.

Переутомление - это генерализованный патофизиологический процесс, который характеризуется изменением состояния главных физиологических систем, нарушением оптимизации их взаимоотношений. На физиологическом уровне это означает истощение внутренних ресурсов организма, снижение уровня функционирования физиологических систем, при этом, как правило, преобладают симпатические влияния на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Первыми признаками переутомления являются невротические симптомы: повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, отсутствие желания заниматься обычной работой, нарушение сна, головные боли. Объективными признаками переутомления являются нарушение внимания, расстройство процессов сенсорного восприятия, нарушение моторной деятельности, ухудшение памяти и продуктивности мышления, накопление и проявление негативных эмоций, появление сонливости, а также происходит развитие вегетативных нарушений, в первую очередь появление неврозов – психогенных заболеваний, которые сопровождаются неврологическими, соматическими, вегетативными и эмоциональными нарушениями. Неврозы могут проявляться как возрастанием уровня притязаний к окружающим со склонностью к повышенным реакциям на мелочи, так и вялостью, апатией, отсутствием выполнять необходимую работу.

Помимо утомления и переутомления в профессиональной деятельности высок риск возникновения перенапряжения.



Перенапряжение определяется как неблагоприятное, пограничное между нормой и патологией, функциональное состояний отдельных физиологических систем или органов, которое обусловлено чрезмерными или продолжительными нагрузками или напряжениями этих систем или органов. Перенапряжение является одним из главных факторов риска заболеваний (нервно-психических, сердечно-сосудистых и др.). В результате перенапряжения снижается резистентность организма человека к разнообразным неблагоприятным влияниям, которые могут приводить к обострению ряда хронических заболеваний. Развитие перенапряжения могут обуславливать следующие факторы: стереотипные продолжительные мышечные нагрузки на зрительный и слуховой анализаторы, монотония, нервные и психоэмоциональные напряжения.

Перенапряжение и переутомление могут развиваться как изолированно (только перенапряжение или только переутомление отдельных органов и систем), так и в различных сочетаниях (перенапряжение в сочетании переутомлением одной или нескольких систем и органов или только перенапряжение одновременно нескольких систем и органов).

2. Мониторинговое обследование

2.1. Общее понятие о мониторинге в психологии

Слово «мониторинг» произошло от латинского слова «monitor» - в переводе означает напоминающий или предостерегающий. Понятие «мониторинг» может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения управляющего звена своевременной и качественной информацией о состоянии системы и происходящих в ней процессах.

В научной литературе 80-х годов XX века понятие мониторинга наиболее общим образом обозначает различную «деятельность по наблюдению», «систему повторных, целенаправленных наблюдений» или «методику и систему наблюдений». Во всех определениях ключевым словом является слово «наблюдение». Позже, в более поздний период наблюдение сменилось на «контроль с периодическим слежением» или «процесс отслеживания информации по изучаемой системе». На сегодняшний момент представляется наиболее точным и универсальным следующее определение мониторинга:

Мониторинг – это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития.


Использование мониторинга в психологии началось сравнительно недавно. По определению А.А. Орлова, «психологический мониторинг выявляет тенденции и закономерности психологического развития определенных групп людей». Предметом психологического мониторинга, например, могут быть динамика профессионального и личностного самоопределения, динамика изменений определенной возрастной или профессиональной группы, функционирование и развитие психических процессов и др. [6]. Психологический мониторинг – особый вид мониторинга. Важно рассматривать предметом мониторинга не само психологическое развитие человека, а условия, которые определяют развивающий характер, или социально-психологические риски, существующие в деятельности. Э.Ф. Зеер рассматривает психологический мониторинг как процесс отслеживания состояния объекта с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей [16]. В качестве объекта, по его мнению, могут выступать различные явления психологической действительности.

Проблема психологического мониторинга на концептуально-методологическом уровне была заявлена коллективом авторов (В.В. Репкина, Г.В. Репкина, Е.В. Заика) [16]. В качестве способов осуществления мониторинга авторы предложили использовать методы сбора психодиагностической информации и учета полученных данных в принятии управленческих решений и регуляции деятельности. К методам сбора информации исследователи относят задачи деятельности и метод тестовых ситуаций. Они отмечают, что полноценное осуществление мониторинга возможно только специальной психологической службой. Кроме того, психологический мониторинг рассматривается ими как интеграция психодиагностики и коррекции.

Мониторинг имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, он представляет собой целостную систему, реализующую множество функций (непрерывный сбор информации, ее структурирование, анализ, реализация обратной связи, передача данных и др.). Во-вторых, мониторинг включает в себя следующие аспекты: непрерывность (постоянный сбор данных); диагностичность (наличие модели или критериев отслеживания наиболее проблемных показателей, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах); технологичность критериев отслеживания (включение в критерии максимального количества информации при сохранении удобства их отслеживания); широкий спектр обнаруженных изменений (возможность выявления необычных результатов, аномалий); обратная связь (информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс); научность (научная обоснованность модели и отслеживаемых параметров); совершенствуемость (возможность внесения изменений в структуру мониторинга) [41].


Рассматривая психологический мониторинг в профессиональной деятельности можно определить его как процесс наблюдения, оценки и прогнозирования психического состояния специалистов на разных этапах деятельности.

Психологический мониторинг представляет собой комплексную программу, позволяющую оперативно предоставлять информацию о психологическом состоянии человека, актуальных и потенциальных проблемах его развития в целях прогноза, коррекции и управления в рамках определенной профессиональной деятельности. При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии:

1. Познавательная сфера (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития;

2. Мотивационная сфера и динамика ее развития;

3. Эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс профессиональной деятельности, удовлетворенность различными сторонами профессиональной деятельности;

4. Личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.

Подготовка к проведению мониторинга предполагает проработанный методологический аппарат; наличие средств измерения, адекватных сформулированным задачам; отлаженную систему реализации мониторинга, включающую в себя сбор, обработку, хранение получаемой информации, а также передачу информации уполномоченным лицам установленным способом.

В зависимости от цели и выбранного объекта мониторинга возникают специфические задачи, связанные с реализацией мониторинга на практике. Так, если целью психологического мониторинга является психологическое сопровождение персонала в контексте особенностей трудовой деятельности, то отслеживание должно быть направлено на определение комплекса личностных особенностей, выявление причин происходящих изменений в поведенческих проявлениях сотрудников, разработку рекомендаций по их предупреждению и устранению.

При проведении психологического мониторинга должны реализовываться следующие задачи:

1. Получение максимально полной психологической информации, характеризующей интеллектуальный, мотивационный и личностный потенциал сотрудника;