Файл: Методические рекомендации по проведению мониторингового психодиагностического обследования в системе мчс россии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 938

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Память оперативная проявляется в ходе выполнения и обслуживания определенной деятельности, что происходит благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения действий. Если задачу можно решить за несколько секунд или минут, то и в оперативной памяти человека нужная информация будет сохраняться именно столько времени. Если задача сложна и для своего решения требует от нескольких часов до нескольких дней, то и в оперативной памяти человека информация будет сохраняться именно столько. Следовательно, время хранения информации в оперативной памяти человека располагается в довольно широком диапазоне, от нескольких десятков секунд до нескольких дней.

Памяти следы - (от англ. memory traces)временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания, сохранения и воспроизведения. Возникновение следов памяти обусловливается реальными связями предметов и явлений, в частности их связями в пространстве и во времени, отношениями сходства и различия между ними и т. д. Характеристики этих связей (прочность, лабильность, помехоустойчивость и т. п.) определяются степенью участия соответствующего материала в деятельности субъекта, их значимостью для реализации целей.

Патогенез механизм зарождения и развития болезни и отдельных ее проявлений.

Поведение извне наблюдаемая двигательная активность человека, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей природой. Представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующих отношения человека к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей. Источником поведения являются потребности человека. Поведение осуществляется как единство психических – побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений) и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их. Поведение человека всегда общественно и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности. На уровне общественно-детерминированной деятельности человека поведение обозначает также действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. Единицами поведения являются поступки (личностные формы поведения), в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения.


Поведение типа «А» - это определенная совокупность характеристик, черт, которые обнаруживают себя в действии, в общении, в активном поведении. Характеризуется конкурентностью, стремлением к высоким достижениям, агрессивностью, враждебностью (нередко скрытой), торопливостью, нетерпением, тревожностью, напряженностью мышц лица, ответственностью, сильной вовлеченностью в работу; ускорение многих физических и психических функций, неспособность к релаксации.

Профессиональные вредности — различные факторы производства, оказывающие неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и работоспособность человека. Производственные факторы, неблагоприятно влияющие на организм работающих, делят на опасные, воздействие которых может привести к травмам или к внезапному резкому ухудшению здоровья, и вредные- в определённых условиях вызывающие развитие заболевания или снижение работоспособности. Опасные и вредные производственные факторы подразделяются на химические, физические, биологические факторы производственной среды и психофизиологические факторы трудового процесса. К химическим факторам относятся органические и неорганические вещества и их соединения, поступающие в воздух рабочих помещений в виде аэрозолей, газов и паров. Физические факторы - повышенные и пониженные температура, влажность, подвижность воздуха (микроклимат), барометрическое давление, высокие уровни шума и вибрации, ультразвука, инфразвука, различные излучения, невесомость, статическое электричество, электромагнитные поля радиочастот и так далее. Биологическиефакторы - микробы, грибы, продукты микробиологического синтеза (кормовые дрожжи, антибиотики, гормоны, микробиологические средства защиты растений) и др. К психофизиологическим факторам относятся эмоциональное напряжение, динамические и статические перегрузки при подъёме и перемещении тяжестей, вынужденное положение тела при выполнении различных производственных операций, чрезмерное и длительное давление различных предметов на конечности и другие части тела, перегрузка отдельных систем организма (кровообращения, дыхания, голосового аппарата, зрения, слуха и др.), недостаточная двигательная активность, чрезвычайно высокий темп работы.




Профессиональные дискинезии (координаторные неврозы) - являются группой нечастых, но своеобразных профессиональных заболеваний, которые встречаются среди профессий, работа которых связана со значительным напряжением определенной группы мышц и требующих высоко координированных, точных и быстрых движений часто в сочетании с психоэмоциональной нагрузкой. Считается, что заболевание чаще возникает у лиц с неустойчивостью центральной нервной системы и (или) слабыми звеньями в опорно-двигательном аппарате и др. В ряде случаев в качестве причин развития профессиональных дискинезий имеют значение перегруженность двигательного аппарата, эндогенное предрасположение, местная дисциркуляция крови, церебральный атеросклероз. Избирательное поражение функции рабочего органа, то есть поражение одной только основной рабочей функции, при сохранении (по крайней мере, в начальных стадиях заболевания) функциональной полноценности другого органа во всех других отношениях. Например, нарушение рабочей функции руки - нарушается профессиональный навык (письмо и т.д.), но другие функции руки остаются сохраненными.

Профессиональный кризис – в своем профессиональном развитии специалист проходит ряд критических этапов - кризисов, в эти периоды меняется его поведение, мотивация труда, отношение к работе, эмоциональное состояние. Факторы профессиональных кризисов: неудовлетворенность своим положением, статусом; неудовлетворенность социально-экономическими условиями жизнедеятельности организации (сокращение рабочих мест, ликвидация, переезд); психофизиологические и возрастные изменения (ухудшение здоровья, снижение трудоспособности, синдром «эмоционального выгорания»); чрезмерная поглощенность профессиональной деятельностью, трудоголизм; изменение жизненной ситуации (переезд, перерыв в работе, служебный роман). Фазы профессиональных кризисов: предкритическая — проблемы не всегда осознаются, но проявляются в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителем; критическая - осознанная неудовлетворенность работника. Поиск вариантов изменения ситуации, рассмотрение альтернатив дальнейшей профессиональной деятельности. Усиление психической напряженности, усиление противоречий, увеличение конфликтов.
На этой фазе выделяют три типа конфликтов: мотивационный, обусловленный потерей интереса к работе, потерей профессиональных перспектив, когнитивно-деятельностный, обусловленный неудовлетворенностью способом осуществления профессиональной деятельности, поведенческий, обусловленный неудовлетворенностью в межличностных отношениях, социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем заработной платы; посткритическая — разрешение кризиса, который имеет три типа последствий: конструктивные, профессионально-нейтральные и деструктивные.

Психика – (от греч. psychikos – душевный) - форма активного отражения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию. Основная функция психики заключается в поиске на основе возникшей потребности определенных движений и действий, нацеленных на ее удовлетворение, опробовании этих двигательных актов, приводящем к формированию обобщенного образа реальной ситуации и в контроле за реализацией движений, осуществляемых в плане уже сформировавшегося образа реальности.

Психическая ригидность – свойство человека, представляющее собой интегральный, наиболее общий показатель открытости психологической системы; относительная неспособность личности в случае требований объективной ситуации изменить элемент или всю программу своего поведения.

Психические познавательные процессы - совокупность явлений, которые позволяют человеку изучать окружающий мир, других людей, самого себя.

Психические процессы – динамические психические явления, обуславливающие отражение и осознание человеком воздействий окружающего мира. Виды психических процессов: познавательные (ощущение, восприятие, мышление, сознание, речь, внимание, память, воображение); эмоциональные (эмоции, чувства, аффекты); волевые (борьба мотивов, принятие решений, постановка цели). Психические процессы относятся к категории психических явлений – то есть они доступны непосредственному наблюдению, в том числе и неквалифицированному. При этом обычно наблюдателем рефлексируется не сам процесс "в чистом виде", а его характеристики, отклонения от нормы. Примеры: 1. Человек внимателен/рассеян, его внимание сконцентрировано на этом или на этом; 2. Память развита хорошо/плохо, у одного человека хорошо развита память на лица, а у другого на слова; 3. Один человек эмоционально уравновешен, а другой нет, у одного эмоция радости, а у другого – удивления; 4.