Файл: Методические рекомендации для студентов направления 080200. 62 Менеджмент очной и заочной форм обучения подготовлено к изданию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учебная практика на 3 курсе проводится в июле после завершения экзаменационной сессии в 6 семестре, продолжительность практики – 2 недели (12 дней).
6. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
В результате прохождения учебной практики обучающийся должен приобрести следующие универсальные и профессиональные компетенции:

  • способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и про­цессы (ОК-13);

  • способность осуществлять деловое общение: публичные выступле­ния, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, элек­тронные коммуникации (ОК-19);

  • способность оценивать условия и последствия принимаемых орга­низационно-управленческих решений (ПК-8);

  • способность проводить анализ операционной деятельности органи­зации и использовать его результаты для подготовки управленче­ских решений (ПК-47);

  • способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов и т.п.) (ПК-49).


В результате выполнения программы учебной практики на 2 курсе обучающийся должен:

Знать:

  • роли, функции и задачи менеджера в современной организации;

  • принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования;

  • типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;

  • основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;

  • типы организационной культуры и методы ее формирования;

  • основы маркетинговых коммуникаций;

  • назначение, структуру и содержание основных финансовых отчетов организации;

  • основные показатели финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, деловой и рыночной активности, эффективности и рентабельности деятельности.

Уметь:

  • ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

  • анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;

  • анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

  • диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

  • использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований;

  • анализировать финансовую отчетность и составлять финансовый прогноз развития организации.


Владеть:

  • методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);

  • современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;

  • методами анализа финансовой отчетности и финансового прогнозирования;

  • методами управления операциями.


В результате выполнения программы учебной практики на 3 курсе обучающийся должен:

Знать:

  • бизнес-процессы в сфере управления персоналом и роль в них линейных менеджеров и специалистов по управлению персоналом;

  • практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации;

  • содержание и взаимосвязь основных элементов процесса стратегического управления;

  • модели оценки капитальных (финансовых) активов;

  • основные методы и инструменты управления операционной деятельностью организации;

  • основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций.

Уметь:

  • использовать различные методы оценки и аттестации сотрудников и участвовать в их реализации;

  • разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации;

  • разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации;

  • планировать операционную деятельность организации;

  • применять модели управления запасами, планировать потребность организации в запасах;

  • организовывать переговорный процесс, в том числе с использованием современных средств коммуникации.

Владеть:

  • методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы;

  • методами управления операциями;

  • навыками деловых коммуникаций.



7. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Общая трудоемкость учебной практики на 2 курсе составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.




п/п

Разделы (этапы) практики

Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля

Ознакомительная лекция

Инструктаж по технике безопасности

Сбор информации о работе предприятия (организации)

Обработка и систематизация материала

1.

Подготовительный этап

4

4

-

-




2.

Описание организации

-




46

47




3.

Описание социально-экономических условий и особенностей функционирования организации

-

-

60

60




4.

Подготовка отчета по практике

-

-

-

16

Зачет



Общая трудоемкость учебной практики на 3 курсе составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.




п/п

Разделы (этапы) практики

Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля

Ознакомительная лекция

Инструктаж по технике безопасности

Сбор информации о работе предприятия (организации)

Обработка и систематизация материала

1.

Подготовительный этап

4

4

-

-




2.

Общая характеристика предприятия

-

-

6

6




3.

Распределение функций, полномочий и ответственности в системе управления и производства

-

-

10

10




4.

Система организационных коммуникаций

-

-

8

8




5.

Информационная система предприятия

-

-

8

8




6.

Характеристика организационной культуры предприятия и стиля управления

-

-

10

10




7.

Подготовка отчета по практике

-

-

-

16

Зачет


Задание по научно-исследовательской работе студента (НИРС)

ФГОС предполагает, что студентам, имеющим склонность и способности к проведению научно-исследовательских работ, руководители практики от вуза могут предложить провести в период прохождения практики научное исследо­вание. Такое задание может быть дано одному или группе из двух-трех студен­тов.

Тематика НИРС определяется потребностью университета, кафедры в установлении и поддержании взаимовыгодных отношений с целевой группой работодателей на долгосрочной основе.


Так, например, исследования студентов в рамках прохождения учебной практики могут быть посвящены таким темам:

  1. Мониторинг информационных ресурсов (в какой-либо конкретной об­ласти) в виртуальном пространстве.

  2. Исследование лучших маркетинговых проектов компании.

  3. Оценка инвестиционного потенциала организации.

  4. Формирование инновационной стратегии научно-технического разви­тия организации.

  5. Анализ системы менеджмента качества на предприятии и др. темы.

Тему исследования студент может выбрать и самостоятельно. Тематика таких исследований должна отвечать актуальным проблемам менеджмента и экономики. Также тема НИРС должна быть интересна с точки зрения профильной кафедры и организации — базы практики и носить в ос­новном исследовательский, поисковый характер. Задание по НИРС может быть выполнено индивидуально или группой студентов (до четырех человек) в зави­симости от масштабности темы. На НИРС преподавателем-руководителем за­полняется задание по утвержденной вузом форме.

Целесообразно, чтобы тема НИРС совпадала с тематикой курсовой и вы­пускной квалификационной работ студента.

Научно-исследовательская работа может быть оформлена в виде поясни­тельной записки или отчета.

Отчет может содержать следующие разделы:

  • цель научной работы;

  • предмет исследования;

  • методика получения информации;

  • анализ полученных результатов;

  • выводы и предложения;

  • список использованных источников и литературы.

Наиболее значимые отче­ты по результатам проведенных НИРС кафедра, институт, университет могут рекомен­довать для представления на конкурсах, научных конференциях и т.п.

8. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ


  • Индивидуальные и групповые консультации студентов.

  • Технологии сбора и обработки информации (кабинетные исследования, наблюдение, экспертный опрос и др.).

  • Наставничество.

  • Технологии отрасли предприятия (организации), на которое направлен студент

для прохождения практики
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Для написания основной части отчета учебной практике на 2 курсе можно использовать следующие рекомендации:

  1. Описание организации:

  • информация о времени, причинах и условиях создания (история организации);

  • сфера и масштаб деятельности организации;

  • миссия и имидж предприятия;

  • особенности организационной структуры (схема взаимосвязей между отделами и подразделениями организации, производства и управлением).


Рекомендуется использовать Устав организации, положение об отделах, подразделениях, должностные инструкции.

  1. Описание социально-экономических условий и особенностей функционирования организации:

  • состояние факторов внешней и внутренней среды и их взаимодействия;

  • выводы об угрозах и возможностях, сильных и слабых сторонах в деятельности организации.

Рекомендуется использовать данные СМИ, маркетинговых исследований, отделов и подразделений организации.
Структураосновной частиотчета по учебной практикена 3 курсе:

1. Общая характеристика предприятия.

1.1 Краткая характеристика предприятия, история его создание, описание основных продуктов (оказываемых услуг), описание основных тенденций развития отрасли.

1.2. Для акционерных обществ – характеристика органов управления акционерным обществом, вопросы реорганизации и ликвидации общества (согласно Устава). Деятельность профессиональных союзов или органов самоуправления в коллективе, характеристика их взаимодействия с органами управления акционерным обществом.

1.3 Правовые аспекты регулирования деятельности предприятия, законы, лицензирование деятельности, сертификация продуктов (услуг). Регулирование антимонопольным и экологическим законодательством (если осуществляется).

1.4. Структура управления предприятием, особенности производства и их анализ.

1.5. Описание деятельности основных департаментов, отделов, цехов.

2. Распределение функций, полномочий и ответственности в системе управления и производства.

2.1. Описание основных функций отделов и департаментов.

2.2. Анализ распределения полномочий в системе управления.

2.3. Закрепление ответственности за звеньями системы управления.

2.4. Описание функций и полномочий, формально не закрепленных за службами, но фактически выполняемых, формально закрепленных, но не выполняемых фактически (допускается на примере выбранного подразделения).

2.5. Анализ распределения функций, полномочий и ответственности, а также причин расхождения между закрепленными формально и выполняемыми фактически функциями и полномочиями. Охарактеризовать тип системы управления.

3. Система организационных коммуникаций.

3.1. Распорядок рабочего дня и описание регулярных совещаний.

3.2. Описание коммуникаций, формально закрепленных приказами и распоряжениями (вертикальных и горизонтальных): цели, задачи коммуникаций.