Файл: Методические рекомендации для студентов направления 080200. 62 Менеджмент очной и заочной форм обучения подготовлено к изданию.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учебная практика на 3 курсе проводится в июле после завершения экзаменационной сессии в 6 семестре, продолжительность практики – 2 недели (12 дней).
6. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
В результате прохождения учебной практики обучающийся должен приобрести следующие универсальные и профессиональные компетенции:
-
способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8); -
способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13); -
способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19); -
способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8); -
способность проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47); -
способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов и т.п.) (ПК-49).
В результате выполнения программы учебной практики на 2 курсе обучающийся должен:
Знать:
-
роли, функции и задачи менеджера в современной организации; -
принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования; -
типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования; -
основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля; -
типы организационной культуры и методы ее формирования; -
основы маркетинговых коммуникаций; -
назначение, структуру и содержание основных финансовых отчетов организации; -
основные показатели финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, деловой и рыночной активности, эффективности и рентабельности деятельности.
Уметь:
-
ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; -
анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию; -
анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию; -
диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию; -
использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований; -
анализировать финансовую отчетность и составлять финансовый прогноз развития организации.
Владеть:
-
методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль); -
современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации; -
методами анализа финансовой отчетности и финансового прогнозирования; -
методами управления операциями.
В результате выполнения программы учебной практики на 3 курсе обучающийся должен:
Знать:
-
бизнес-процессы в сфере управления персоналом и роль в них линейных менеджеров и специалистов по управлению персоналом; -
практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации; -
содержание и взаимосвязь основных элементов процесса стратегического управления; -
модели оценки капитальных (финансовых) активов; -
основные методы и инструменты управления операционной деятельностью организации; -
основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций.
Уметь:
-
использовать различные методы оценки и аттестации сотрудников и участвовать в их реализации; -
разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации; -
разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации; -
планировать операционную деятельность организации; -
применять модели управления запасами, планировать потребность организации в запасах; -
организовывать переговорный процесс, в том числе с использованием современных средств коммуникации.
Владеть:
-
методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы; -
методами управления операциями; -
навыками деловых коммуникаций.
7. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Общая трудоемкость учебной практики на 2 курсе составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | |||
Ознакомительная лекция | Инструктаж по технике безопасности | Сбор информации о работе предприятия (организации) | Обработка и систематизация материала | |||
1. | Подготовительный этап | 4 | 4 | - | - | |
2. | Описание организации | - | | 46 | 47 | |
3. | Описание социально-экономических условий и особенностей функционирования организации | - | - | 60 | 60 | |
4. | Подготовка отчета по практике | - | - | - | 16 | Зачет |
Общая трудоемкость учебной практики на 3 курсе составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | |||
Ознакомительная лекция | Инструктаж по технике безопасности | Сбор информации о работе предприятия (организации) | Обработка и систематизация материала | |||
1. | Подготовительный этап | 4 | 4 | - | - | |
2. | Общая характеристика предприятия | - | - | 6 | 6 | |
3. | Распределение функций, полномочий и ответственности в системе управления и производства | - | - | 10 | 10 | |
4. | Система организационных коммуникаций | - | - | 8 | 8 | |
5. | Информационная система предприятия | - | - | 8 | 8 | |
6. | Характеристика организационной культуры предприятия и стиля управления | - | - | 10 | 10 | |
7. | Подготовка отчета по практике | - | - | - | 16 | Зачет |
Задание по научно-исследовательской работе студента (НИРС)
ФГОС предполагает, что студентам, имеющим склонность и способности к проведению научно-исследовательских работ, руководители практики от вуза могут предложить провести в период прохождения практики научное исследование. Такое задание может быть дано одному или группе из двух-трех студентов.
Тематика НИРС определяется потребностью университета, кафедры в установлении и поддержании взаимовыгодных отношений с целевой группой работодателей на долгосрочной основе.
Так, например, исследования студентов в рамках прохождения учебной практики могут быть посвящены таким темам:
-
Мониторинг информационных ресурсов (в какой-либо конкретной области) в виртуальном пространстве. -
Исследование лучших маркетинговых проектов компании. -
Оценка инвестиционного потенциала организации. -
Формирование инновационной стратегии научно-технического развития организации. -
Анализ системы менеджмента качества на предприятии и др. темы.
Тему исследования студент может выбрать и самостоятельно. Тематика таких исследований должна отвечать актуальным проблемам менеджмента и экономики. Также тема НИРС должна быть интересна с точки зрения профильной кафедры и организации — базы практики и носить в основном исследовательский, поисковый характер. Задание по НИРС может быть выполнено индивидуально или группой студентов (до четырех человек) в зависимости от масштабности темы. На НИРС преподавателем-руководителем заполняется задание по утвержденной вузом форме.
Целесообразно, чтобы тема НИРС совпадала с тематикой курсовой и выпускной квалификационной работ студента.
Научно-исследовательская работа может быть оформлена в виде пояснительной записки или отчета.
Отчет может содержать следующие разделы:
-
цель научной работы; -
предмет исследования; -
методика получения информации; -
анализ полученных результатов; -
выводы и предложения; -
список использованных источников и литературы.
Наиболее значимые отчеты по результатам проведенных НИРС кафедра, институт, университет могут рекомендовать для представления на конкурсах, научных конференциях и т.п.
8. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
-
Индивидуальные и групповые консультации студентов. -
Технологии сбора и обработки информации (кабинетные исследования, наблюдение, экспертный опрос и др.). -
Наставничество. -
Технологии отрасли предприятия (организации), на которое направлен студент
для прохождения практики
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Для написания основной части отчета учебной практике на 2 курсе можно использовать следующие рекомендации:
-
Описание организации:
-
информация о времени, причинах и условиях создания (история организации); -
сфера и масштаб деятельности организации; -
миссия и имидж предприятия; -
особенности организационной структуры (схема взаимосвязей между отделами и подразделениями организации, производства и управлением).
Рекомендуется использовать Устав организации, положение об отделах, подразделениях, должностные инструкции.
-
Описание социально-экономических условий и особенностей функционирования организации:
-
состояние факторов внешней и внутренней среды и их взаимодействия; -
выводы об угрозах и возможностях, сильных и слабых сторонах в деятельности организации.
Рекомендуется использовать данные СМИ, маркетинговых исследований, отделов и подразделений организации.
Структураосновной частиотчета по учебной практикена 3 курсе:
1. Общая характеристика предприятия.
1.1 Краткая характеристика предприятия, история его создание, описание основных продуктов (оказываемых услуг), описание основных тенденций развития отрасли.
1.2. Для акционерных обществ – характеристика органов управления акционерным обществом, вопросы реорганизации и ликвидации общества (согласно Устава). Деятельность профессиональных союзов или органов самоуправления в коллективе, характеристика их взаимодействия с органами управления акционерным обществом.
1.3 Правовые аспекты регулирования деятельности предприятия, законы, лицензирование деятельности, сертификация продуктов (услуг). Регулирование антимонопольным и экологическим законодательством (если осуществляется).
1.4. Структура управления предприятием, особенности производства и их анализ.
1.5. Описание деятельности основных департаментов, отделов, цехов.
2. Распределение функций, полномочий и ответственности в системе управления и производства.
2.1. Описание основных функций отделов и департаментов.
2.2. Анализ распределения полномочий в системе управления.
2.3. Закрепление ответственности за звеньями системы управления.
2.4. Описание функций и полномочий, формально не закрепленных за службами, но фактически выполняемых, формально закрепленных, но не выполняемых фактически (допускается на примере выбранного подразделения).
2.5. Анализ распределения функций, полномочий и ответственности, а также причин расхождения между закрепленными формально и выполняемыми фактически функциями и полномочиями. Охарактеризовать тип системы управления.
3. Система организационных коммуникаций.
3.1. Распорядок рабочего дня и описание регулярных совещаний.
3.2. Описание коммуникаций, формально закрепленных приказами и распоряжениями (вертикальных и горизонтальных): цели, задачи коммуникаций.