Файл: Роль детской игрушки в развитии и воспитании ребенкадошкольника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дети 6-7 лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точность движений. Детей интересуют игры, требующие ловкости, усилия, тренировки. Для этого нужны такие игрушки, как детский крокет, бильбоке, кегли, городки. В летнее время детям дают спортроллер, а зимнее - лыжи и коньки27.

Большое значение приобретают театральные игрушки, составляющие необходимый реквизит для оформления игр-представлений, игр-драматизаций: костюмы и отдельные детали их, маски, игрушки, изображающие бинокли, трубы, орудия труда и др.

  • 2.4 Методика ознакомления детей с новой игрушкой

Появление в группе новой игрушки всегда радостное событие. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог. Если он ставит задачу привлечь внимание детей к тому или иному предмету, изображённому в игрушке, он показывает её и подчёркивает присущие ей свойства, качества.

Предлагая образную игрушку (изображающую взрослого, ребёнка, зверюшку), воспитатель проявляет своё положительное отношение к ней, возбуждая такое же отношение у детей.

При внесении сюжетно-моторных игрушек необходимо раскрыть их назначение, способы действия с ними. Ожидание детьми чего-то нового возбуждает их интерес, настраивает на радостное восприятие игрушки.

Если игрушка хрупкая и механизм её требует осторожного обращения, нужно предупредить об этом детей, показать способы обращения с нею.

Любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядное пособие. Дети осваивают игрушку в игре, в игровых действиях, принимают её в свой мир.

Процесс обыгрывания игрушки, усвоения детьми способов обращения с нею неодинаков по отношению к разным игрушкам. Одни быстро входят в самостоятельные игры детей, другие требуют постепенного внедрения, неоднократного обыгрывания.

Например, при ознакомлении с куклой, в образе которой отражён привлекательный, но малознакомый человек, дети проникаются чувством симпатии к ней, но, как играть, не знают. Игры сводятся к тому, что они производят лишь типичные игровые действия: кормят куклу, укладывают спать, одевают и т.д. Чтобы расширить представления детей, педагог неоднократно показывает её одежду, предметы быта, труда. Знакомя дошкольников с новой игрушкой, воспитатель уже использует элементы игры: от имени куклы рассказывает, откуда она приехала, как и где жила, какие знает сказки, песни, игры и т.д. Вызвав интерес к игрушке, сообщив о ней всё необходимое, на что следует обратить внимание детей, педагог организует игру с новой игрушкой.


Таким образом, игрушка в жизни ребёнка — это не только объект эмоционального наслаждения. Игровой материал должен нести в себе познавательную направленность. Манипулирование яркой игрушкой, быстро надоедает маленькому человеку. А к развивающей стороне игрового материала он будет возвращаться и неоднократно. В дошкольном детстве главный вид деятельности — это игра. Через игровую деятельность мы учим детей, с помощью игрушки ребёнок постигает новое и неизведанное, игрушка помогает развивать и воспитывать те качества личности, которые затем пригодятся ему в жизни. Вместе с игрушкой ребёнок путешествует и узнаёт что-то новое; благодаря игровому материалу у него развиваются психические процессы.

  • Заключение

Таким образом, для современных родителей и работников дошкольного образования важно понимать ценность игры в жизни ребенка. Они не должны лишать детей удовольствия от свободной, желанной, самостоятельной игровой деятельности. Надо проявить педагогическую волю и внести соответствующие изменения в режим дня детского сада, в содержание и условия реализации образовательной программы дошкольного образования и т. д. Совершенствование условий развивающей предметно-пространственной среды ДОО — важный, но не единственный фактор стимулирования и развития игры.

Через игрушки, так же как через игры, дети усваивали нормы семейно-родственных отношений и первичные трудовые навыки, утверждали представление о себе как об активном значимом члене общества, развивали воображение и способность к творчеству.

В современном мире мы видим несколько иную ситуацию. Прежде всего, настораживает, когда ребенок имеет такое изобилие игрушек, что не привязывается к ним, не бережет, не огорчается, если теряет. Жалко, что дети почти не имеют возможности играть с безобразными игрушками (с «мусором», по мнению взрослых), не имеют потребности мастерить собственные игрушки.

Кроме того, настораживают игрушки, совмещающие в себе, с одной стороны, реальные характеристики какого- либо предмета или животного, а с другой — полностью невероятные, например, синяя лягушка или паровозик с глазами и ртом.

Девочкам унифицированность современных кукол не дает возможность проигрывать реальные семейные отношения. Например, наблюдаемые детьми в жизни мамы могут быть совсем не похожи на Барби.

У мальчиков, как правило, изобилуют механические игрушки, которые функционируют не из-за тех или иных действий ребенка, а по замыслу взрослых. Они могут ломаться, несмотря на желание ребенка в них играть. Это не способствует формированию у мальчиков ощущения собственной силы и значимости.



Таким образом, по-видимому, имеет смысл обратиться к более подробному изучению влияния современных игрушек на личность ребенка, обсуждению этого вопроса с педагогами и родителями.

Отсюда логичный вывод о том, что игрушка будет развивать ребенка тогда, когда: Она несет эмоционально благоприятное начало. Когда ребенок может в неё играть самостоятельно и трансформировать её. Когда можно с помощью данной игрушки фантазировать, придумывать, путешествовать и открывать для себя что-то новое.

Игровой материал, будь то игрушка или игровое пособие должны быть интересны ребёнку, познавательны для него, расширять его кругозор, развивать его познавательную активность. Играя сперва со взрослым, ребенок использует игрушку самостоятельно, в своей свободной деятельности.

  • Список источников и литературы

  1. Арсентьева, В. П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: Учебное пособие / В. П. Арсентьева. — М.: ФОРУМ, 2012. – 144 с.

  2. Брынзарей, Ю. Г. Педагогу об игре дошкольника: Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Ю. Г. Брынзарей, С. Н. Галенко. — Мозырь: Белый ветер, 2014. — 111 с.

  3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.

  4. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. — 672 с.

  5. Игрушки наших детей: Как выбирать игрушки / Е.О. Смирнова, И.В. Филиппова, Е.Г. Шеина и др. – М.: Дрофа, 2013. с. 71.

  6. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2020. – 64 с.

  7. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М.: Академия, 2015. — 432 с.

  8. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры [Электронный ресурс] / А. Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование. — 1996. — № 3. — С. 19-31. — URL: https:// psyjournals.ru/psyedu/1996/n3/Leontev. shtml (дата обращения 26.12.2022).

  9. Миллер, С. Психология игры / С. Миллер; пер. с англ. В. С. Сысоева. — СПб.: Университетская книга, 1999. — 320 с.

  10. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — М.: Юрайт, 2015. — 496 с.

  11. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Т.А. Марковой - М.: Просвещение, 1982. – 129 с.

  12. Патрушева, И. В. Психология и педагогика игры: Учеб. пособие для вузов / И. В. Патрушева; Тюменский государственный университет. — М.: Юрайт, 2018. — 132 с

  13. Попова Е.В. Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста: курс лекций. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман. -пед. ун-та, 2017. с. 44.

  14. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155 (ред. от 21.01.2019 года) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — URL: http://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 26.12.2022)

  15. Смирнова, Е. О. Психология и педагогика игры: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. — М.: Юрайт, 2016. — 223 с.

  16. Смирнова, Е. О. Право на игру: новый комментарий к статье 31 Конвенции о правах ребенка / Е. О. Смирнова, М. В. Соколова // Психологическая наука и образование. — 2013. — № 1. — С. 5-10.

  17. Степанова, О. А. Теория и методика игры: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко; под ред. Г. Ф. Кумариной, О. А. Степановой. — М.: Юрайт, 2016. — 276 с.

  18. Флерина Е.А. Игра и игрушка. М.: Просвещение, 1973. – 56 с.

  19. Ханова Т.Г., Вавилова В.С. Особенности современной субкультуры детской игры // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 11. - С. 108-110.

  20. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 360 с.







1 Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2020. – 64 с.

2 Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. с. 184.

3 Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М.: Академия, 2015. с. 282.

4 Миллер, С. Психология игры / С. Миллер; пер. с англ. В. С. Сысоева. — СПб.: Университетская книга, 1999. — 320 с.

5 Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — М.: Юрайт, 2015. с. 110.

6 Степанова, О. А. Теория и методика игры: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко; под ред. Г. Ф. Кумариной, О. А. Степановой. — М.: Юрайт, 2016. с. 34.

7 Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2019. с. 245-246.

8 Степанова, О. А. Теория и методика игры: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко; под ред. Г. Ф. Кумариной, О. А. Степановой. — М.: Юрайт, 2016. с. 11.

9 Смирнова, Е. О. Психология и педагогика игры: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. — М.: Юрайт, 2016. — 223 с. 55-56.

10 Смирнова, Е. О. Право на игру: новый комментарий к статье 31 Конвенции о правах ребенка / Е. О. Смирнова, М. В. Соколова // Психологическая наука и образование. — 2013. — № 1. — С. 5-10.

11 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155 (ред. от 21.01.2019 года) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — URL: http://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 26.12.2022)

12 Степанова, О. А. Теория и методика игры: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко; под ред. Г. Ф. Кумариной, О. А. Степановой. — М.: Юрайт, 2016. с. 52.

13 Брынзарей, Ю. Г. Педагогу об игре дошкольника: Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Ю. Г. Брынзарей, С. Н. Галенко. — Мозырь: Белый ветер, 2014. — 111 с.