Файл: Роль детской игрушки в развитии и воспитании ребенкадошкольника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 228

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отсутствие благоприятных условий для развития самостоятельной игровой деятельности детей приводит к тому, что игра утрачивает свои позиции как ведущего вида деятельности детей. Эта противоестественная ситуация приводит к серьезным проблемам, прежде всего, в социальном развитии дошкольников. На эту и другие тревожные тенденции указывают результаты масштабного исследования игры, проведенного неправительственной международной ассоциацией поддержки игры (IPA — Internetional Play Association). Среди поводов для тревоги — безразличие общества к теме игры и непонимание ее важности; недопонимание природы игры; недостаточность осознания ее значения для здоровья и благосостояния ребенка; приоритет образовательных достижений и обучающих занятий и, как следствие, – вытеснение игры из жизни образовательных организаций и других учреждений сопровождения детства10.

В нашей стране, ссылаясь на требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), многие педагоги-практики стали планировать и проводить занятия в сюжетно-игровой форме. Ведь игру можно рассматривать не только как самостоятельный вид человеческой деятельности, но и как форму организации и проведения другого вида деятельности, например, труда или учения. При этом воспитатели ДОО считают, что таким образом может быть полностью реализована потребность детей дошкольного возраста в игре. С этим утверждением нельзя согласиться.

Игровая форма проведения занятий однозначно повышает познавательную активность детей. Но она может только дополнить, а не заменить собственно игровую деятельность. Согласно тексту ФГОС ДО11, содержание образовательных областей дошкольного образования может быть реализовано в различных видах деятельности. Игра, наравне с общением и познавательно-исследовательской деятельностью, является сквозным механизмом развития ребенка. Однако в этой формулировке игра вновь упоминается как самостоятельный вид деятельности.

В том же нормативном документе определено, что содержание основной образовательной программы дошкольного образования (далее — ООП ДО) предполагает описание и обоснование образовательной деятельности ДОО, а также планируемых форм, способов, методов и средств реализации ООП ДО.

При этом указывается на их вероятную вариативность. Кроме того, в случае, если в конкретном детском саду предусмотрена коррекционная работа с детьми, то и она должна быть описана в содержательном разделе ООП ДО. Это положение позволяет педагогам ДОО
использовать существующее разнообразие содержания, форм, методов и средств реализации образовательной программы.

При этом игру можно рассматривать в значении каждого из указанных понятий. На этот факт указывают современные исследователи детской игры О. А. Степанова, М. Э. Вайнер и Н. Я. Чутко12. Проведя комплексный анализ литературных источников по теории игры, ученые (Ю. Г. Брынзарей, С. Н. Галенко13, И. В. Патрушева14) выделили ряд ее функциональных характеристик.

На их основе авторы определили спектр функций игры: обучающая, познавательная, развивающая, воспитательная, развлекательная, гносеологическая, социологическая, побуждающая, организационно-направляющая, эмоциогенная, диагностическая, релаксационная, компенсаторная, коммуникативная, социокультурная, психотерапевтическая, психотехническая, а также функции самореализации, творческого развития и межнациональной коммуникации.

Эти функции иллюстрируют многоплановость понятия «игра» и отображают вариативность возможностей использования игры в дошкольном образовании. Многозначность понятия «игра», трудности четкого определения его сущности отмечали все исследователи, которые задавались этой целью (А. Н. Леонтьев15, Д. Б. Эльконин 16 и др.).

В настоящее время на это указывают современные ученые, например, Т. П. Авдулова, В. П. Арсентьева, О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко и др. Достаточно заглянуть в любой педагогический или психологический словарь, чтобы убедиться в существующем разнообразии взглядов на определение этого, казалось бы, столь простого, понятия. Мы полагаем, что для современных родителей и работников дошкольного образования важно понимать ценность игры в жизни ребенка. Они не должны лишать детей удовольствия от свободной, желанной, самостоятельной игровой деятельности.

Надо проявить педагогическую волю и внести соответствующие изменения в режим дня детского сада, в содержание и условия реализации образовательной программы дошкольного образования и т. д. Совершенствование условий развивающей предметно-пространственной среды ДОО — важный, но не единственный фактор стимулирования и развития игры. Необходимо пересмотреть «руководящую», директивную роль взрослого при организации игровой деятельности детей, заменив ее на «поддерживающую» позицию17.

Именно поэтому в настоящее время более актуально использовать понятие «педагогическое сопровождение игры», а не «педагогическое руководство игрой». Компетентный педагог должен осознавать многозначность термина «игра», грамотно оперируя им в соответствии с ситуацией или контекстом. А главное, учитывая необъятный потенциал игры для разностороннего развития дошкольника и становления его личности, необходимо максимально использовать все варианты ее применения в дошкольном образовании.



  • 1.2 Характеристика игрушки. Ее роль в формировании личности ребенка

Игрушки — это неизменные спутники малышей с самого рождения. Пирамидки, конструкторы, плюшевые мишки, сортеры и каталки — любая игрушка приносит в жизнь новые впечатления, делает ее интереснее и радостнее.

Игрушка — это не только источник радости для ребенка, специально созданная для забавы и развлечений, но и своеобразное средство, учебное пособие, которое позволяет в игровой форме развивать, обучать, воспитывать малыша.18

История развития начинается с погремушки. Она мелькает перед глазами, издавая звуки, чем привлекает малыша. Рассматривая первую в своей жизни интересную вещь, младенец учится концентрировать внимание, у него возникает желание ее потрогать, взять в руки, потрясти. Это стимулирует ребенка работать ручками, поворачиваться на звук, узнавать предмет и улыбаться при его приближении.

Пирамидки, конструкторы, сортеры учат малыша распознавать формы, размеры, цвета. Это отличные тренажеры для развития мелкой моторики, мышления, воображения. Очень полезны в плане развития психики игрушки, имитирующие взрослые предметы: кукольная посуда, мебель, врачебные принадлежности. Ребенок запоминает название каждого предмета, учится с ними обращаться.

Для развития эмоциональности детям важно иметь в качестве друга куклу или мягкую игрушку. В глазах ребенка она становится живой, ее надо накормить, уложить спать, вылечить. Так, в процессе игры у дошкольника начинают проявляться первые признаки эмпатии: забота, любовь, он переживает события своей и взрослой жизни, растет как в эмоциональном, так и нравственном плане.

Огромное влияние на развитие мышления и воображения оказывают функциональные игрушки. Вы наверняка не раз наблюдали, как годовалый ребенок долгое время возится с баночкой, замком или выключателем. Таких вещиц может быть много, для удобства их закрепляют на одной доске — бизиборде. Он побуждает к размышлению и вызывает интерес к неизведанному.

Взрослые должны осознавать, какова роль игрушки в психическом развитии ребенка и процессе его социализации. Поэтому перед покупкой необходимо определить, какую пользу она принесет малышу. Ведь среди разнообразия очень легко приобрести вещь, которая вместо помощи в развитии может привести к разрушению психики и моральной дезориентации. К примеру, страшные киборги, куклы с искаженными лицами, уродливые монстры с детально прорисованными шрамами и бородавками, куклы-трупы, плюшевые фекалии.


Помимо психического развития, позаботьтесь о физической форме своего ребенка. В этом случае игрушки также станут хорошими помощниками.

Цель всех родителей — вырастить своих ребятишек сильными, ловкими, крепкими. Чтобы ребенок нормально развивался в физическом плане, можно использовать следующее:19

Мячики. Небольшие округлые мячи из шерсти или хлопка с колокольчиком внутри помогут ребенку научиться захватывать и удерживать предмет, а после 5 месяцев стимулировать его ползать.

Прыгунки. Они хорошо укрепляют ножки и поднимают настроение.

Качалка-лошадка. Позволяет развить чувство равновесия, необходимого в ходьбе.

Турник. На нем можно учить малыша подтягиваться на ручках. Также можно развешивать здесь различные предметы, стимулируя тянуться за ними.

Каталки. Ребенок сосредотачивается на игрушке и отвлекается от самого процесса ходьбы, что позволяет добиться автоматизма в этом деле, развить координацию движений.

Занимаясь с малышом несколько минут в день, вы поможете ему быстрее освоить простейшие движения и не успеете оглянуться, как ребенок будет бегать, прыгать и заниматься на шведской стенке самостоятельно. Чтобы малыш развивался гармонично, необходимо чередовать активные игры и обучающие. Детские психологи рекомендуют проводить учебные занятия в игровой форме.

Обучающие игрушки занимают одну из ключевых ролей в развитии ребенка. С их помощью дети могут легко освоить счет, выучить буквы, научиться разбираться во временах года, определять время на часах и воспроизводить первые музыкальные нотки. Для этого могут потребоваться игрушки такого рода:20

Календарь. Благодаря этому игровому пособию тема сезонов станет легкой и увлекательной.

Часики. Вынимая и вставляя цифры, вращая стрелки, ребенок начинает понимать, что такое минуты и часы, учится их правильно определять.

Счетный материал. Он может быть в виде простых ярких палочек, фигурок или даже целых сюжетных композиций в виде бельевой веревки с кукольной одеждой и прищепками.

Детские музыкальные инструменты. Извлекая звуки ударом палочек по пластинам ксилофона или металлофона, дети могут научиться распознавать ноты.

Придумывая интересные сюжеты и используя пособия, легко научить ребенка важным вещам, подготовить его к школе. Не стоит забывать и о том, что игрушки — отличный инструмент для воспитания малышей.


Зайчонок, медвежонок или кукла могут стать самыми настоящими помощниками в регулировании поведения ребенка. Это станет возможным, если взрослым удастся сформировать отношения к ним, как к живым друзьям. У детей устанавливаются с такими игрушками положительные эмоциональные отношения — это важный воспитательный момент, который нельзя игнорировать.

Одно дело, когда мама или папа просят ребенка угомониться, другое — когда к процессу привлекается любимая кукла, которой «не нравится», что малыш не слушается взрослых. То, что кукла уйдет к послушной девочке и уведет с собой любимого медвежонка, может стать весомым аргументом.

Таким образом, в воспитании можно применять оценку поведения и его регулирование через игрушку, чтобы сформировать:21

  • первоначальные представления о добре и зле;

  • доброжелательность, сопереживание, эмпатии;

  • умение побороть страхи и капризы;

  • бережливость, аккуратность, организованность.

По большому счету, игрушечные «друзья» помогают сформировать личность ребенка и вырастить из него достойного человека. Задача родителей — подбирать игрушки в соответствии с возрастом и уровнем развития своего малыша.

В развитии способностей новорожденного малыша большую роль играют погремушки, подвески, черно-белые картинки, развешанные на бортиках кроватки. Но, покупая игрушки, надо учитывать стремительный рост и взросление ребенка.

В 2-3 года малыш начинает понимать назначение окружающих предметов, поэтому ему наверняка понравится набор мебели, кукольной посуды, чемоданчик с врачебными инструментами, конструкторы. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к настольным развивающим играм. Также в арсенале трехлетнего малыша должны быть многофункциональные игрушки-заместители: лоскутки, коробочки, баночки. С их помощью он фантазирует, а заодно и учится говорить. Ведь представляя коробку волшебным сундучком, а палочку — острым мечом, ребенок проговаривает их новое назначение.

Ребенок в 5 лет — это уже личность, со своими интересами и предпочтениями. Ему доступны многие виды игрушек, с которыми он разыгрывает различные сюжеты. В этом возрасте мальчики предпочитают играть с машинками и солдатиками, а девочки — с куклами и их принадлежностями. Однако, настольные игровые пособия: лото, пазлы, домино интересны для детей обоих полов.

Таким образом, игра помогает детям развить способности и получить навыки, необходимые для жизни в сложном взрослом мире. Значение игрушки в жизни ребенка очень велико, но еще важнее для него внимание, забота и любовь близких. Только находясь рядом с малышом, направляя и обучая, вы сможете вырастить из маленького человечка всесторонне развитого человека с большой буквы.