Файл: П. А. Цыганков Теория международных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1578

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Специализированные учреждения1:

  1. Международный союз телекоммуникаций (иногда называемый Междуна­родным союзом электросвязи) (1865);

  2. Всемирный почтовый союз — ВПС (1878);

  3. Международная организация труда — МОТ (1919);

  4. Международный банк реконструкции и развития — МБРР (1945);

  5. Международный валютный фонд — МВФ (1945);

6: Продовольственная и сельскохозяйственная Организация Объединенных Наций - ФАО (1945);
В скобках приведены даты основания.

  1. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО (1945);

  2. Международная организация гражданской авиации — ИКАО (1947);

  3. Всемирная организация здравоохранения — ВОЗ (1948);

  4. Международная финансовая корпорацця — МФК (1956);

  5. Международная морская организация — ММО (1958);

  6. Международная ассоциация развития — МАР (1960);

  7. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию —

ЮНИДО (1966);

  1. Всемирная организация интеллектуальной собственности — ВОИС (1970);

  2. Международный фонд сельскохозяйственного развития — МФСР (1976);

  3. Всемирная торговая организация — ВТО (1995);

  4. Всемирная организация по туризму — ВОТ (1975);

  5. Международное агентство по атомной энергии — МАГАТЭ (1957). Имеет особый статус «под эгидой ООН», что означает значительно более широкую автономию.

За более чем полвека своего существования ООН внесла огромный вклад в обеспечение приоритета правовых норм в международных делах. Она ини­циировала сотни международных конвенций, договоров и соглашений, которые касаются сохранения окружающей среды, международной торговли, защиты прав человека и т.п. Однако в последние годы ООН испытывает серьезный кризис, связанный как с трудностями ее внутреннего функционирования (противоречия Устава; огромный и малоэффективный бюрократический аппарат; проблемы финансирования; рекомендательный характер основных решений и т.п.), так и неудачами в предупреждении и урегулировании международных конфликтов (провал миротворческой миссии в Сомали, неоднозначность операций ООН в отношении Ирака, и особенно — фактическое самоустранение ООН от решения Косовской проблемы в Югославии и от сколь-либо адекватной реакции на агрессию НАТО против этой страны).
Другие межправительственные организации (МПО)


ГАТТ (Генеральное Соглашение по тарифам и торговле) — ВТО (Всемирная торговая организация)

ГАТТ подписано в октябре 1947 г. двадцатью пятью государствами Запада с целью укрепления их взаимного сотрудничества в экономической области. Действие ГАТТ позволило сократить средний уровень таможенных тарифов между подписавшими странами с 40 до 5% и увеличить уровень международ­ных обменов в 10 раз. Основным инструментом ГАТТ были многосторонние торговые переговоры — «раунды». В итоге последнего из таких раундов — Уругвайского (1986—1994), лозунг которого гласил «Опе Шог1й, Опе МагкеТ»были достигнуты Марракешские соглашения о создании Всемирной торговой организации (ВТО), вступившее в действие 1 января 1995 г.

ВТО провозглашает своей целью продвижение многосторонних экономи­ческих обменов путем организации широких торговых переговоров. Речь идет о либерализации и глобализации международной торговли. Организация обладает правом юрисдикции в урегулировании торговых споров. Деятельность ВТО, членами которой являются 131 государство, охватывает 90% всего объема мировой торговли. Наряду с другими государствами (Алжир, страны Балтии, Китай, Украина и Тайвань), Россия является в настоящее время кандидатом на вступление в ВТО.

Международный валютный фонд (МВФ)

Межправительственная организация, созданная в 1945 г. на основе «Статей соглашения о Международном валютном фонде», выработанных Бреттон-Вудской конференцией. Вначале его задачей было способствовать междуна­родному валютному сотрудничеству с целью достижения стабилизации обменов, предусмотренной Бреттон-Вудскими соглашениями, и избежать нарушения равновесия в платежных балансах. Другая задача — укрепление валютного сотрудничества и финансовой солидарности между государствами. В этой связи МВФ предоставляет странам-членам кредиты на временной основе для корректировки их платежных балансов, а также для сокращения дефицитов их международных платежных балансов. Членами МВФ являются 181 государство, в том числе Российская Федерация. МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН. Особое положение в МВФ занимают крупнейшие страны-кредиторы («Группа шести» — Великобритания, Германия, Канада, США, Франция и Япония), а в их составе — Соединенные Штаты Америки, что позволяет им использовать данный институт для оказания экономического и политического давления на другие государства.

Всемирный банк



Международное кредитное учреждение, имеющее целью повышение уровня жизни в слаборазвитых странах (в отличие от МВФ, который может предо­ставлять займы любому из государств-членов) за счет финансовой помощи богатых стран. Состоит из пяти институтов: Междунарбдного банка рекон­струкции и развития (МБРР), Международной ассоциации развития (МАР), Международной финансовой корпорации (МФК), Международного агентства по ишестшгионным гарантиям (МАИГ), Международного центра по урегу­лированию ишестшгионных споров (МЦУИС).
Региональные МПО

Лига арабских государств

Организация, созданная в 1945 г. семью государствами (Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия), к которым в дальнейшем присоединились еще 15 стран (Ливия, Судан, Марокко, Тунис, Кувейт, Алжир, Южный Йемен, Бахрейн, Оман, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Мавритания, Сомали, Джибути и (в 1988) Палестинское государство). Цели — защита общих интересов и формирование единой линии арабских государств на международной арене. В этой связи главный орган организации — Совет Лиги — призван урегулировать разногласия между государствами-членами способствовать их сотрудничеству в сферах экономики, финансов и таможен­ного дела, координировать их политические программы и противостоять любой внешней политике, наносящей ущерб арабской Лиге или ее членам. Основной механизм внутреннего функционирования Лиги — право вето, которым обладает каждое государство-член и которое призвано способствовать сохранению их суверенитета. Однако этот механизм является серьезным пре­пятствием для принятия решений и, соответственно, для эффективной меж­дународной деятельности организации.

НАТО (Мог1к Айапйс Ттва1у Отдатгайоп) — Организация Североатлантического договора

Военно-политическая организация, созданная по инициативе США 4 апреля 1949 г. на основании Атлантического пакта, подписанного 12 государствами: США, Канадой, Бельгией, Великобританией, Данией, Исландией, Италией, Люксембургом, Норвегией, Нидерландами, Португалией и Францией. В 1952 г. в НАТО вступают Греция и Турция, в 1955 г. ФРГ, а в 1982 г. Испания. Главная цель — обеспечение коллективной безопасности стран Запада и противостояние военной угрозе со стороны СССР.


Окончание холодной войны поставило перед НАТО серьезную проблему, касающуюся самого смысла ее существования в отсутствие угрозы безопас­ности для стран-членов. В этой связи уже в декабре 1989 г., спустя месяц после падения Берлинской стены, госсекретарь США Дж. Бейкер заявил о необхо­димости реформирования организации и создании «нового атлантизма». Ре­формы НАТО затронули внутренние и внешние аспекты ее деятельности и имели политический и военно-стратегический характер.

Внутренние реформы проходили в три этапа. На первом из них была при­нята «Лондонская Декларация об обновленном Альянсе» (6 -июля 1990 г.), состоящая из 23 глав и содержащая «предложение дружбы своим прежним противникам», т.е. странам — членам ОВД, включающее установление посто­янных дипломатических связей с целью укрепления взаимного доверия и со­трудничества между двумя блоками. Декабрьская 1991 г встреча в верхах представителей стран-членов в Риме внесла дополнительные изменения в по­литику и стратегию НАТО. Наряду с принятием «Декларации мира и сотруд­ничества», здесь была выработана новая «Стратегическая концепция Альянса». Было заявлено о том, что отныне натовская политика безопасности будет базироваться на трех неразрывных элементах: диалоге, сотрудничестве и по­тенциале коллективной обороны. Каждый из этих элементов должен способ­ствовать предупреждению и мирному разрешению кризисов в европейском стратегическом пространстве. Было также подчеркнуто «исключительно обо­ронительное предназначение» НАТО. Наконец, Брюссельская встреча руко­водителей стран — членов НАТО добавила новые нюансы в политику и стра­тегическую линию этой организации. Основные положения Брюссельской декларации могут быть резюмированы следующим образом.

  1. Было заявлено о необходимости формирования в рамках НАТО «ев­ропейской оси обороны и безопасности» и, соответственно, «европейской идентичности в сфере обороны и безопасности».

  2. Постсоциалистическим странам была предложена программа сотруд­ничества «Партнерство ради мира».

  3. Было Принято решение о рассмотрении вопроса, касающегося принятия в состав НАТО новых членов и тем самым ее расширения на восток. В рамках этого решения 8 июля 1997 г. в НАТО были приняты Венгрия, Польша и Чехия, а в 1999 г. — Румыния и Словения.

  4. Наконец, принято решение о создании «группы многонациональных сил евроатлантичеекой безопасности».

23—25 апреля 1999 г. в Вашингтоне состоялся новый
, 50-й, саммит стран — участниц НАТО, ставший, по сути, поворотным не только для самого Альянса, но и для дальнейших судеб международной безопасности в целом. Уже за месяц до этого саммита НАТО предприняла военную операцию против Югославии, которая не находилась ни с одной из стран-членов в состоянии войны. Цели операции были заявлены как «гуманитарные» — спасение албанского населения 'от этнических чисток со стороны режима С. Милошевича. Тем самым были нарушены два важнейших принципа международного права: государственный суверенитет и Устав ООН. В свою очередь, на юбилейной встрече глав государств и правительств стран Альянса была принята новая «Стратегическая концепция союза НАТО». В ней закреплена концепция «гуманитарной интервенции», заявлено о намерении дальнейшего расширения НАТО на восток путем направления приглашений новым странам, желающим вступить в Альянс и имеющим для этого необходимые предпосылки, а главное — зафиксировано' намерение вооруженных сил НАТО «осуществлять операции кризисного реагирования, выходящие за рамки статьи 5 Вашингтонского договора», или, иначе говоря, за пределами действия Североатлантического договора и без санкции Совета Безопасности ООН (см. Часть III, п. 29, 31-, 39; Часть IV, п. 41, 43, 47, 49, 53с и 53е, 54, 56).

В России натовские реформы были восприняты с серьезной озабоченностью и беспокойством, как создание новых угроз ее безопасности и фактор, который дестабилизирует международные отношения, провоцируя интенси-икацию гонки вооружений во многих регионах мира.

В то же время Россия не отказывается от сотрудничества с Альянсом, итывая, что полный разрыв с ним способен привести к самоизоляции РФ, казать негативное воздействие на отношения со странами — членами Альянса, ухудшить отношения с ЕС, а также лишить страну возможности своевре-енн'ого получения информации о намерениях блока. Проблема в том, чтобы такое сотрудничество не облегчало дальнейшего расширения НАТО и не ле­гитимировало действия, подобные «Косовской операции» Альянса.

Организация американских государств (ОАГ)

Создана в 1948 г. государствами — участниками девятой панамериканской конференции в Боготе и включает в настоящее время 35 стран-членов. Хартия ОАГ представляет собой 'договор о взаимной обороне, на основе которого

любое нападение на одно из государств-членов должно рассматриваться как нападение на всех. По существу, данная организация выражает собой регио­нальную гегемонию США и неспособность латиноамериканских государств освободиться от их опеки. Во всех более или менее значительных конфликтах, которые имели место на американском континенте с 1948 г., ОАГ всегда под­держивала правительство Вашингтона. В 1994 г. саммит в Майами выступил с «Инициативой американских государств» о создании на континенте зоны свободного обмена (РТАА — Ргее ТгаСе Агеа ой Ше Атепсаз), впервые выдви­нутой Вашингтоном еще в 1990 г.