Файл: П. А. Цыганков Теория международных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1600

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
{Розенау. 1992. С. 6-7).

Ощущение глубоких изменений, производящих подлинный пере­ворот в привычной картине международных отношений, присуще практически всем крупным работам последних лет, в которых рассмат­риваются проблемы наблюдающихся в этой сфере новых явлений и процессов. Приведем еще два примера в данном отношении.

Так, французский исследователь Ф. Моро Дефарж подчеркивает, что XX в. завершается под знаком глубокого переворота в характере международных отношений, являющегося не столько результатом де­ятельности государственных политиков, сколько совершенно других процессов. Религии, культуры, многообразные виды обменов между общностями эволюционируют по своей собственной логике и постоянно «нарушают государственные границы». Эта логика не считается с политико-юридическими барьерами, которые она без конца опроки­дывает или обходит. В 1940-е и 1950-е гг. в «конфликте века» проти­востояли друг другу коммунистический Восток и плюралистический Запад; в 1970-е гг. он переместился в сферу противоречий между бо­гатым Севером и бедным Югом. «Куда он перемещается накануне 2000 г.? В сферу борьбы между предприятиями, между государствами за обладание и контроль над технологическими инновациями? В сферу антагонизмов между всем тем, что символизирует современность — от джинсов до компьютера, — и всем тем, что воплощает идентичность, будь то национальная, религиозная или социальная идентичность? В разрушение прежних порядков под ударами требований свободы?» (Могеаи Бе/агдея. 1992. Р. 9—11). Ответы на все эти вопросы далеко не очевидны. Хотя вполне очевидно то, что они вызваны теми глубокими трансформациями, которые переживает современный мир, и возника­ющими в этой связи ощущениями тревоги перед лицом нарушения стабильного порядка вещей.

В этой связи бельгийский ученый А. Самюэль считает, что челове­чество уже вступило в «новый международный мир», а скорость и глубина наблюдаемых изменений имеют, по меньшей мере, два пос­ледствия.

Во-первых, произошел переход от биполярного мира к комплекс­ному. Нет уже двух сверхдержав; в юго-восточной Азии бурно разви­ваются новые динамичные государства; в других странах происходит демографический взрыв; нации освобождаются; «спутники» уходят с орбит своих сюзеренов; действия малых государств приносят серьезные беспокойства великим державам. Наряду с упадком влияния больших идеологий, появляются новые силы — экономического, финансового, а также духовного характера. «Бог не умер». Во всяком случае религиозность не только возвращается, но и претендует определять национальные и международные политические процессы. Одновременно от Мехико до Москвы происходит «восстание гражданского общества», которое опрокидывает однопартийность и склеротическую политику. Наконец, интеллектуалы, религиозные деятели становятся не только звездами, но и международными лидерами, скромная, но настойчивая деятельность которых изменяет ход вещей.


Во-вторых, этот переходный мир стал непредсказуемым. Мы уже привыкли к разделу мира на два блока, который казался или пропа­гандировался как незыблемый. Но вот непредвиденное уже произошло. Коммунистическая идеология и коммунистическое движение уже совсем не те, что были еще недавно. Единственная партия — авангард уступает местб многопартийности. Вопросы, которые были отложены в долгий ящик истории, такие, как, например, воссоединение Германии, решаются неожиданно быстро. И никто не может предска­зать, что еще произойдет завтра. Вместе с тем уже сегодня ясно, что вопросы международной безопасности больше не могут решаться и даже не встают в терминах равновесия военных сил (8атие1. 1990. Р. 247-250).

Итак, новизна ситуации в международных отношениях может быть резюмирована с учетом рассматриваемой проблемы в том, что наблю­дающиеся сегодня общепланетарные трансформации выходят за рам: ки рассмотренных выше закономерностей межгосударственных взаи­модействий и, не отменяя их значения, лишают их «претензии» на всеобщность во влиянии на человеческие судьбы, на судьбу мира в целом. В этой связи возникает имеющий принципиальное значение вопрос: правомерно ли вообще говорить сегодня о каких-либо дейст­вующих в этой сфере закономерностях универсального характера? Ду­мается, что несмотря на всю глубину и значимость происходящих из­менений, на него может быть дан утвердительный ответ.
3. Универсальные закономерности международных отношений

Универсальные, или наиболее общие, закономерности, в отличие от закономерностей меньшей степени общности, должны отвечать крите­риям пространственно-временного и структурно-функционального ха­рактера. Это значит, что, во-первых их действие должно касаться не только тех или иных регионов (скажем, наиболее развитых в социально-экономическом отношении, например, Западной Европы, Северной Америки и т. п.), а мира в целом. Во-вторых, они должны наблюдаться и в исторической ретроспективе, и в переживаемый период, а также не исключаться в будущем. В-третьих, они должны охватывать не тех или иных — пусть даже самых значимых сегодня и/или самых «перспек­тивных» с точки зрения обозримого будущего, — а всех участников международных отношений, как и все сферы общественных отношений: экономику, социальную жизнь, идеологию, политику, культуру, религию, хотя проявление таких закономерностей в различных сферах может быть (и чаще всего является) отнюдь не «симметричным».



С учетом сказанного могут быть выделены две основные законо­мерности, две ведущие тенденции в эволюции взаимодействия соци­альных общностей на мировой арене. К ним относятся глобализация и фрагментация международных отношений, становление единого, це­лостного мира и все новые формы его раскола. В определенном смысле можно сказать, что они являются диалектически противоположными сторонами одной и той же внутренне противоречивой тенденции — роста взаимозависимости' современного мира — и ее проявлений в сфере международных отношений.

Указанные закономерности проявляются, с одной стороны, в ин­тернационализации экономической, социальной, политической и всей общественной жизни, а с другой — в создании и укреплении суверен­ных государств, развитии национальных общностей и национальных движений, стремящихся к реализации своих интересов вне национально-государственных границ (Фельдман. 1992. С. 67—68). Вместе с тем их содержание гораздо шире, поскольку они активно вторгаются в частную жизнь, изменения характера которой с точки зрения ее «выхода» в сферу международных отношений является, по-видимому, одной из наиболее отличительных черт происходящих глобальных изменений. Поэтому их действие касается не только социальных общностей и политических движений, но и конкретных личностей, расширения поля взаимного (и весьма существенного) влияния индивида и международных отношений.

Действие основных закономерностей наблюдается уже в период образования и крушения древних империй, зарождения и распростра­нения мировых религий, формирования национальной государствен­ности в Европе и распространения этого процесса на другие регионы мира, распада государственных империй на самостоятельные полити­ческие единицы в преддверии ХХ,в. (Австро-Венгрия, Османская им­перия и т.п.), бурного процесса институализации международных от­ношений в нашем столетии и т.д. Одновременно шел процесс расши­рения обменов между различными общностями, государствами и частными участниками международных отношений (коммерсантами, религиозными организациями, деятелями искусства и культуры), ус­коряющийся по мере научно-технического развития.

Новые импульсы указанные процессы получают в точках научно-технических революций, в особенности таких, как промышленная ре­волюция на рубеже XVIII—XIX вв., НТР, ведущая свое начало с 1950-х гг., и ее современный этап, характеризующийся бурным развитием микроэлектронных технологий. В результате осуществляющегося сегодня в масштабах планеты перехода от индустриального (а в ряде регионов, — от доиндустриального) общества к постиндустриальному («программируемому», по терминологии А. Турена) происходят ко­ренные изменения в средствах связи и транспорта, в информационных технологиях и коммуникациях, в формах социальной организации и механизмах управления, в экономических и политических структурах и видах вооружений. Все это не может не оказывать влияния на про­явление основных закономерностей международных отношений:


Среди наиболее очевидных проявлений основных закономерностей международных отношений следует выделить феномены экономи­ческой, социальной и политической интеграции и дезинтеграции, на­блюдаемые сегодня практически во всех регионах мира. При этом, не­смотря на нередко встречающиеся эйфорию по поводу первой и ламентации по поводу второй, и та, и другая являются объективными процессами, отражающими «бифуркационность» современного состо­яния мировой цивилизации, стохастический, непредопределенный ха­рактер ее развития.

Так, подкрепляемые экономической, технологической, экологичес­кой взаимозависимостью, процессы интеграции испытывают и разру­шающее их давление со стороны тенденции к возрастанию националь­ной и культурной самобытности, возврата к истокам, даже поиска социализации в идеалах архаических отношений и реакционных идейно-политических течений.

Представители социологии международных отношений с полным основанием привлекают внимание к тому обстоятельству, что форми­рование целостного мира сопровождается не только интеграционными процессами, но и создает условия для исключения, отбрасывая на пе­риферию всех, не способных включиться в сети международной взаи­мосвязи и оказывать влияние на ее направленность (см.: ВасИе, 8тои1$. 1992. Р. 204—213). Указанное исключение имеет сложный характер и отличается многообразием форм, его механизмы действуют как внутри того или иного общества, так и на мировой арене. В слаборазвитых странах оно отражает углубляющийся разрыв между сельским и го­родским населением, между новой буржуазией и широкими слоями люмпен-пролетариата. В развитых странах оно ускоряет формирование так называемого четвертого мира, состоящего из иммигрантов и «новых бедных». Поэтому среди последствий усиления целостности мира немалое место занимают процессы депривации, возрастающей зависимости, клиентизации, распространения насилия и т. п. Развитие новейших средств коммуникации, спутниковой связи, видеотехники и т. п. способствует широкому распространению (в известном смысле универсализации) западных идеалов качества жизни, стандартов по­требления, индивидуальных ценностей, демократических норм и т. п. В свою очередь, это ведет к возрастанию миграционных потоков в на­правлении более развитых стран, которые нередко поощряются руко­водством слаборазвитых государств, как определенное средство хотя °Ь 1 частичного решения проблем занятости и «валютного голода».
Более подробно эта проблема рассматривается в гл. 15.


Массовая иммиграция ведет к дестабилизации социальных и полити­ческих отношений как в принимающих, так и в покидаемых иммигран­тами странах, а нередко и к обострению отношений между ними. Одно­временно растет разрыв в уровнях развития между богатыми и бедными странами, с одной стороны, а с другой — внутри «третьего мира», мира бедных стран. Окраины разрастающихся мегаполисов «третьего мира» все более заметно превращаются в средоточие растущей неста­бильности, благоприятную среду кристаллизации радикальных рели­гиозных и популистских движений (исламского фундаментализма — в арабских странах, радикального индуизма — в Индии, анимистского мессианизма — в Тропической Африке и т.п.). Указанные движения чаще всего принимают явно выраженный антизападный характер, по­рождая такой, неизвестный ранее феномен, как «дикая дипломатия», которая все более ощутимо затрудняет деятельность официальной дипломатии (см.: Там же. Р. 210).

В свете описанных процессов не столь уж неожиданными выглядят утверждения, согласно которым «время интеграции прошло, в мире начались дезинтеграционные процессы» (Поздняков. 1992).

Действительно, дезинтеграция характерна не только для бывшего СССР или происходящего под влиянием его кризиса и распада мирного раздела Чехословакии и кровавого — Югославии. Еще раньше тенденции к «суверенизации» проявились и продолжают наблюдаться сегодня в таких странах, как Турция (курдская проблема), Франция (проблема Корсики), Англия (проблема Северной Ирландии), Испания (проблема баскского сепаратизма). Вылившиеся в погромы этнические волнения в Южной Калифорнии в мае 1992 г. также стали одним из выражений развития процессов обретения различными национальными и расовыми группами собственной идентичности (и, соответственно, противопоставления себя «другим»). Несмотря на решительные меры, предпринимаемые во всех описанных случаях правительствами соответствующих стран, включая применение военной силы, указанные процессы в лучшем случае «загоняются вглубь», адекватного же решения им до сих пор не найдено.

Было бы, однако, неверным абсолютизировать ту или другую из указанных закономерностей. Как показал опыт «перестройки» и «нового мышления», политика, которая делает ставку на одну из них — указывая, например, на тенденцию к возрастающей целостности, вза­имозависимости современного мира — при фактически полном игно­рировании второй, противоположной ей тенденции, оборачивается тя­желыми ошибками и в конечном итоге поражением. Вот почему совер­шенно неуместными выглядят как возмущенное удивление по поводу развала СССР, процессов «суверенизации» субъектов Российской Фе­дерации («Весь мир движется в направлении к интеграции, а мы пы­таемся идти против течения»), так и попытки трактовать их в терминах «общественного прогресса» («Развал империи следует рассматривать как позитивное явление, как освобождение народов и реализацию ими естественного права самостоятельно решать собственную судьбу»). Суждения подобного рода грешат упрощением ситуации, ее примити­визацией, а потому вместо прояснения проблемы, уводят в сторону, лишают возможности осмыслить всю ее сложность и полноту. Вот по­чему не менее серьезной ошибкой, чем игнорирование тенденции к дезинтеграции, была бы односторонняя ориентация только на нее при попытке осмысления современных международных реалий, а тем более — при выработке и проведении в жизнь политических решений. Так, уже сегодня видно, что процессы дезинтеграции бывшего СССР в ряде случаев достигли определенного «предела насыщения». Наблюдается взаимная заинтересованность различных стран СНГ к сотрудничеству, в том числе и в столь решительно отвергавшихся еще недавно институциональных формах. При этом следует подчеркнуть, что суще­ственную роль в интеграционных процессах играют социокультурные факторы. Мы можем и должны объяснять необходимость интеграции потребностями экономического, экологического или любого иного ха­рактера. Но мы рискуем ничего не понять в происходящем, если упустим и;з виду, что, не будучи «освящены» культурой, совокупностью общих ценностей, которым привержены «рядовые» люди, их коллективной исторической памятью, общностью ряда традиций, обычаев, элементов образа жизни и т. п., указанные факторы не могли бы играть той роли, которую они, безусловно, играют в международно-политических процессах.