Файл: П. А. Цыганков Теория международных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1601

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

* * *
Проблема закономерностей международных отношений остается одной из наименее разработанных и дискуссионных в науке. Это объясняется прежде всего самой специфики данной сферы общественных отношений, где особенно трудно обнаружить повторяемость тех или иных событий и процессов и где поэтому главными чертами закономерностей являются их относительный, вероятностный, стохастический, преходящий характер. Как частные, так и наиболее общие, универсальные закономерности существуют здесь в виде тенденций, характер проявления которых зависит от множества условий и факторов. В то же время одно из глобальных направлений указанных тенденций, просматривающееся из глубины веков и ведущее к нарастанию взаи­мозависимости мира, дает основание представить международные от­ношения в виде целостной системы, функционирование которой зависит как от законов общесистемного характера, так и от особенностей данного типа систем. Рассмотрению этого вопроса и посвящена сле­дующая глава.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Князева Е.Н., Курдюмов СП. Синергетика как новое мировидение: диалог с Ильей Пригожипьш // Вопросы философии. 1992. № 12.

  2. Поздняков Э.А. Россия сегодня и завтра // Международная жизнь. 1993. № 2.

  3. Розенау Дж. Мировая политика в движении. Теория изменений и преемственности: Реферат. М., 1992.

  4. Современные международные отношения. М., 2000.

  5. Фельдман ДМ. Закономерности и тенденции в развитии международных отноше­ний // Введение в социологию международных отношений: Учебное пособие/ М., 1992.

  6. Луоп К. 8осю1о§1е ёез геЫюш ийегпайопакз // Кетое Ёапса18е (Зе 8осю1о§1е. 1963. Уо1. IV, № 3.

  7. БааЧв В., 8тои1$М.-С. Ье ге1оигпешеп1 Зи топЗе. 8осю1о§1е Зс 1а зсепе пйегпа1юпа1е. Р., 1992.

  8. ВигозвПвЗ.-Б. Той! етрпе репга. Ше тазюп Шеопцие Йез гекйопз кйегпа&пакз. Р., 1982.

  9. НитгтдвтЗ. Ыгоёисйоп аих геЫюпз пйегпайопакз. Р., 1987.




  1. Могваи Вв/агдвз РН. Ьез геЫюпз гп1егпаИопа1е8 Запз 1е топЗс сГащоипЗЪш. Еп1ге дкоЬаНзайоп е! ГгадтепШюп. Р., 1992.

  2. КозенаиЗ. ТигЬШепсе ш ШогИ РоШсз: А ТЪеопе оГ СЪапде апЗ Сопйпийу. Рггпсе1оп, 1990.

  3. КаззвИВ., 81агг Н. Шогк! РоШсз. Мепи Гог СЬоюе. 8ап Ргапазсо, 1981.

  4. 8атив1Л. №иуеаи раукаде 1п1етаИопа1. Р., 1990.


ГЛАВА 4

Традиции, парадигмы и споры в ТМО
Международные отношения — составная часть науки, включающей дипломатическую историю, международное право, мировую экономику, военную стратегию и множество других дисциплин, которые изучают различные аспекты единого для них объекта. Осо­бое значение имеет для нее «теория международных отношений^», под которой в данном случае мы понимаем совокупность множественных концептуальных обобщений, пред­ставленных полемизирующими между собой теоретическими школами и составляющих предметное поле относительно автономной дисциплины. В этом смысле «теория меж­дународных отношений^», как подчеркивает Стэнли Хоффманн {НоДгтапп. 1961. Р. 26— 27), является очень старой и, одновременно, очень молодой. Уже в древние времена политическая философия и история ставили вопросы о причинах конфликтов и войн, о средствах и способах достижения порядка и мира между народами, о правилах их взаимодействия и т.п. Но к систематическому изучению наблюдаемых феноменов, при­званному выявить основные детерминанты, объяснить поведение, раскрыть типичное, повторяющееся во взаимодействии международных акторов, она приступила в межвоеп-ный период первой половины XX в. И лишь в 1950—1960-е гг. «теория международных отношений^» начинает действительно освобождаться от «удушения» историей и от «за­давленности» юридической наукой. Фактически в этот же период предпринимаются и первые попытки ее «социологизации^>, которые довольно быстро приводят к становле­нию (впрочем, продолжающемуся и в наши дни) социологии международных отноше­ний как относительно самостоятельной дисциплины В 1970-е гг. уверенно заявляет о себе еще одно бурно развивающееся в наши дни направление международно-политичес­кой науки — международная политическая экономия. Одновременно в рамках теории международных отношений развертываются сменяющие друг друга дискуссии, касаю­щиеся се главных проблем. Известный английский ученый Стив Смит описывает десять таких дискуссий, в основе которых лежат разные взгляды на предмет и объект исследо­вания и которые предлагают разное видение того, что он называет «самопредставлепием международной теории» {8тНк. 1995).

В данной связи следует обратить внимание на то, что одной из особенностей меж­дународно-политической пауки является свойственное ей многообразие концептуаль­ных построений, соперничающих между собой аналитических школ и конкурирующих теоретических представлений. Такое положение вещей порождает в качестве важной эпистемологической проблемы международно-политической науки

проблему классифи­кации существующих в ее рамках различных теорий международных отношений. Разра­ботано множество таких классификаций, что объясняется различиями в критериях, ко­торые используются теми или иными авторами.
1 Эпистемология—исследование внешних и внутренних источников производства науки, ее логики, ее самоценности и общественной роли.

Так, одни из них исходят из географических критериев, выделяя англосаксонские концепции, советское и китайское понимание международных отношений, а также подход к их изучению авторов, представляющих «третий мир» {МагЫп. 1982).

Другие строят свою типологию на основе степени общности рассматриваемых теорий, различая, например, глобальные экспликативные теории (такие, как политический реализм и философия истории) и частные гипотезы и методы (к которым относят бихевиористскую школу). В рамках подобной типологии швейцарский автор Филипп Брайар относит политический'реализм, историческую социологию и марксистско-ленинскую концепцию международных отношений к общим теориям (ВтаШатй. 1977). Что касается частных теорий, то к ним причисляют теорию международных акторов (Багат Корани); теорию взаимодействий в рамках Международных систем (Джордж Модельски, Самир Амин; Карл Кайзер); теорию стратегии, конфликтов и исследования мира (Лю-сьен Пуарье, Дэвид Сингер, Йохан Галтунг); теорию интеграции (Амитаи Этциони; Карл Дойч); теорию международной организации (Йнис Клод; Жан Сиотис; Эрнст Хаас) (Бо.§с. 1961).

Третьи считают, что главной линией раздела является метод, используемый теми или иными исследователями, и, с этой точки зрения, основное внимание уделяют полемике между представителями традиционного и «научного» подходов к анализу международных отношений (Ви11. 1966; Кар1ап. 1966).

Четвертые типологизируют ио центральным проблемам, характерным для той или иной теории, выделяя магистральные и переломные линии в развитии науки (Гантман. 1976).

Пятые опираются на комплексные критерии. Так, канадский ученый Багат Корани выстраивает типологию теорий международных отношений на основе используемых ими методов («классические» и «модернистские») и концептуального видения мира («либерально-плюралистическое» и «материалистичсско-структуралистское»). В итоге он выделяет такие направления, как политический реализм (Г. Моргеитау; Р. Арон; X. Бул), бихевиоризм (Д. Сингер; М. Каплан), классический марксизм (К. Маркс; Ф. Энгельс; В.И. Ленин) и неомарксизм (или школа «зависимости») (И. Валлерстайп; С. Амин; А. Франк; Ф. Кардозо)
(Когапу. 1987). Даниель Коляр акцентирует внимание на классической теории «естественного состояния» (т.е. политическом реализме); теории «международного сообщества» (или политическом идеализме); марксистском идеологическом течении и его многочисленных интерпретациях; доктрипалыюм англосаксонском течении, а также па французской школе международных отношений (Со1агС. 1987). Марсель Мсрль считает, что основные направления в современной науке о международных отношениях представлены традиционалистами — наследниками классической школы (Ганс Моргеитау; Стэнли Хоффманн; Генри Киссинджер); англосаксонскими социологическими концепциями бихевиоризма и функционализма (Роберт Кокс; Дэвид Сингер; Мортон Каплан; Дэвид Истон); марксистским и неомарксистским и (Пол Баран; Пол Суизи; Самир Амин) течениями (Мег1е. 1974).

Существует также позиция, в соответствии с которой теории международно-поли­тической науки, а следовательно, и их сторонников можно разделить на три большие группы: реалистов (сторонников взглядов Т. Гоббса, рассматривающих международную политику как состояние войны), универсалистов (разделяющих точку зрения И. Канта о становлении единого человеческого сообщества), интернационалистов (приверженцев позиций Г. Гроция, рассматривающих международную политику в контексте междуна­родного общества) (Булл. 1997) .
1 В данном случае X. Булл фактически воспроизводит позицию Мартина Уайта о «трех Р», которой мы коснемся ниже.

Наконец, еще одна точка зрения состоит в том, что теория международных отноше­ний представляет собой достаточно целостную и логичную дисциплину, преодолевающую в наши дни присущее ей ранее противоборство и взаимное неприятие трех макро методологических подходов: христианско-нормативного, атеистически-марксисткого и христианско-позитивистского. В настоящее время, согласно этой позиции, такое проти­воборство уступает место осознанной взаимодополняемости и слиянию указанных под­ходов в единый евроатлантические мыслительный комплекс (Косолапое. 1998. С. 2),

Примеры различных классификаций современных теорий международных отношений можно было бы продолжить, тем более что только за последнее десятилетие в меж­дународно-политической науке появился целый ряд новых направлений и концепций. Важно, однако, отметить, что при всей очевидной пестроте концептуальных подходов относительная устойчивость присуща ограниченному числу основных парадигм между­народно-политической науки. При этом каждая из них связана с определенными мыс­лительными традициями, имеющими глубокие исторические корни.


Сказанное означает, что анализ современного состояния международно-политической науки предполагает рассмотрение существующих в ее рамках традиций, парадигм и теорий.
1. Традиции: международные отношения в истории социально-политической мысли

Теоретические традиции в той или иной науке связаны с кропотливым накоплением данных наблюдения и исследования определенного яв­ления или совокупности явлений, представляющих собой ее объект. Они формируются в процессе длительного исторического опыта, ко­торый подводит к выводам о том, какие проблемы следует считать принципиально важными и как они должны решаться (см. об этом: Боу1в. 1997).

Как верно отмечает Н.А. Косолапов, «многочисленные наблюдения, понятия, попытки концептуализации, относящиеся к явлениям международной жизни, в изобилии раскиданы по всей дошедшей до нас литературе — от Библии и трудов философов античности до Сре­дневековья» (Косолапов. 1998. С. 83). Специалисты (это направление международно-политической науки возникло относительно недавно) истории теории международных отношений привлекают внимание к тому вкладу, который внесли в ее становление Фукидид и Цицерон, Эмер фон Ваттель и Томас Гоббс, Джон Локк и Гуго Гроций, Дэвид Юм и Иммануил Кант и другие крупнейшие мыслители в истории человечества (см., например: Кни1звн. 1992).

Одним из первых письменных источников, содержащих глубокий анализ отношений между суверенными политическими единицами, стала написанная более двух тысяч лет назад Фукидидом (471—401 до н.э.) «История Пелопоннесской войны в восьми книгах». Многие по­ложения и выводы древнегреческого историка не утратили своего зна-

98 | Глава 4. Традиции, парадигмы и споры в ТМО
чения до наших дней, тем самым оправдав его надежды, что труд этот станет «достоянием навеки», что «его сочтут достаточно полезным все те, которые пожелают иметь достаточно ясное представление о минув­шем, могущем по свойству человеческой природы повториться когда-либо в будущем в том же самом или подобном виде» (Фукидид. 1915. Т. I, I, 22, 4). Задавшись вопросом о причинах многолетней и изнури­тельной войны между афинянами и лакедемонянами, античный историк обращает внимание на то, что это были наиболее могущественные и процветающие народы, каждый из которых главенствовал над своими союзниками. При этом он подчеркивал, что «...со времени Персидских войн и до этой