Файл: П. А. Цыганков Теория международных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1604

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
либерально-идеалис­тической.

В рамяах данной традиции между линией Канта и Витория, с одной стороны, и линией Гроция — с другой, есть одно существенно важное различие. Речь идет о том, что М. Уайт назвал различием между рево-люционаризмом и рационализмом. Сторонники революционаризма настаивают на приоритете моральных норм и неотъемлемых и вечных, а потому естественных прав человека: «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти», — утверждал И. Кант (Кант. 1966. С. 302). Поэтому, по его мнению,'«политические максимы, какие бы ни были от этого физические последствия, должны исходить не из благополучия и счастья каждого государства, ожидаемых от их соблюдения, следовательно, не из цели, которую'ставит перед собой каждое из этих государств (не из. желания), как высшего (но эмпирического) принципа государственной мудрости, а из чистого понятия правового долга, принцип которого дан арпоп чистым разумом» (там же. С. 300).

Сторонники рационализма подчеркивают значение правовых норм, разработанных и принятых государствами в процессе их общения. Базируясь на общечеловеческих нравственных универсалиях и неотъемлемых правах и свободах личности и представляя собой их кодификацию, эти нормы вместе с тем отражают сложившиеся в прак­тике межгосударственных отношений подходы к вопросам войны и мира, не подлежат пересмотру в произвольном порядке и не допускают их нарушения без серьезных последствий для международного порядка и стабильности. Указанное различие, как мы увидим в дальнейшем, приобретает исключительную важность в свете проблемы так называ­емого гуманитарного вмешательства и концепции кооперативной без­опасности.

Возникновение в середине XIX в. марксизма обусловило появление еще одной традиции во взглядах на международные отношения, которая не сводится ни к классической, ни к либерально-идеалистической традициям. Согласно К. Марксу, всемирная история начинается с ка­питализма, ибо основой капиталистического способа производства яв­ляется крупная промышленность, создающая единый мировой рынок, развитие средств связи и транспорта. Буржуазия путем эксплуатации мирового рынка превращает производство и потребление всех стран в космополитическое и становится господствующим классом не только в отдельных капиталистических государствах, но и в масштабах всего мира. Но «в той же самой степени, в какой развивается буржуазия, т.е. капитал, развивается и пролетариат»
(Маркс и Энгельс. Т. 4. С. 430). Международные отношения в экономическом плане становятся отно­шениями эксплуатации. В плане же политическом они становятся от­ношениями господства и подчинения и, как следствие, отношениями классовой борьбы и революций. Тем самым национальный суверенитет, государственные интересы вторичны, ибо объективные законы способствуют становлению всемирного общества, в котором господ­ствует капиталистическая экономика и движущей силой которого яв­ляется классовая борьба и всемирно-историческая миссия пролетариата. «Национальная обособленность и противоположность народов, — писали К. Маркс и Ф. Энгельс, — все более и более исчезают уже с развитием буржуазии, со свободой торговли, всемирным рынком, с единообразием промышленного производства и соответствующих ему условий жизни» (там же. С. 444).

В свою очередь, В. И. Ленин подчеркивал, что капитализм, вступив в государственно-монополистическую стадию своего развития, транс­формировался в империализм. В работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (Ленин. Т. 27) он пишет, что сзавершением эпохи политического раздела мира между империалистическими государст­вами на передний план выступает проблема его экономического раздела между монополиями. Монополии сталкиваются с постоянно обо­стряющейся проблемой рынков и необходимостью экспорта капитала в менее развитые страны с более высокой нормой прибыли. Поскольку же они сталкиваются при этом в жестокой конкуренции друг с другом, постольку указанная необходимость становится источником мировых политических кризисов, войн и революций.

Рассмотренные основные теоретические традиции в науке о меж­дународных, отношениях — классическая, либерально-идеалистическая и марксистская — во многом остаются актуальными и сегодня. Несмотря на то что конституирование международно-политической теории в относительно самостоятельную область знания повлекло за собой значительное увеличение многообразия теоретических подходов и методов изучения, исследовательских школ и концептуальных на­правлений, основные проблемы данной науки 'отражаются в ее главных парадигмах. Остановимся на них несколько подробнее.

2. «Канонические» парадигмы: основные положения

Под парадигмой понимается совокупность ряда общих допущений, разделяемых научным сообществом или его частью, на которые в даль­нейшем ориентируются теоретические и эмпирические исследования

1. Следует подчеркнуть, что теории, производные от той или иной пара­дигмы, нередко отличаются одна от другой и могут соперничать друг с другом, в том числе и в рамках одной и той же парадигмы. Однако, в отличие от соперничества теорий, соперничество парадигм касается именно ключевых вопросов — вопросов подхода к изучению объекта науки и ее основных проблем. С теми или иными нюансами, предста­вители разных парадигм исходят из разных подходов и выделяют в качестве основных разные проблемы, подлежащие научному рассмот­рению. Число таких парадигм, как правило, достаточно невелико. В международных отношениях специалисты выделяют несколько па­радигм. Однако зачастую их позиции относительно как содержания таких парадигм и, соответственно, их числа и наименования, так и отнесения тех или иных теорий к определенной из парадигм не совпа­дают . Вместе с тем в научном сообществе специалистов, занимающихся теориями международных отношений, нет разногласий по поводу исходных, «базовых» парадигм, связанных с названными теоретичес­кими традициями. Это либерально-идеалистическая парадигма, пара­дигма политического реализма и марксистская или социалистическая парадигма (см., например: Бог^". 1996; Боу1е. 1997; Уеппеааоп. 1998). На основе этих «канонических»3 парадигм во многом строятся различные, в том числе и самые современные, теории международных отношений. Ниже мы рассмотрим, по необходимости достаточно кратко, ключевые положения как «канонических» парадигм, так и их более поздние ва­рианты. Эти положения могут быть сгруппированы на основе разной
1 Таково наиболее распространенное понимание этого термина на сегодняшний день. Вместе с тем следует отметить, неоднозначность данного понятия, в содержание кото­рого разные исследователи нередко вкладывают несовпадающие значения. Вытекающая из этого факта методологическая трудность заложена уже самим автором термина — 1- Куном (см.: Куп. 1970). Как подсчитала Маргарет Мастерман (Маз1егтап М. ТЪе па-йиге оГ а рагасИдт. 1п Ьаса1о8 апсС Миздгауе. 1970), в своей работе Кун двадцать один раз использует термин «парадигма» в разных значениях. Вторая проблема, на которую об­ращает внимание М. Смит, состоит в том, что Кун рассматривает только «подлинные» или «зрелые» науки, социальные же дисциплины относит к «протонаукам» или искус­ству (8тИН. 1995. Р. 15).

Более того, встречается и отождествление парадигм с историческими традициями, юэтому «разведение» данных понятий, предложенное выше, носит, конечно, довольно Условный характер и предпринято в учебных целях. Термин-принадлежит Майклу Дойлю: см.
Боу1е. 1997.

интерпретации следующих вопросов международно-политической на­уки. 1) Кто является главными действующими лицами (акторами) международных отношений? 2) В чем состоит специфика (природа) этих отношений? 3) Что представляют собой основные международные процессы? 4) Какие главные цели преследуют участники между­народных отношений? 5) Каковы основные средства их достижения? 6) Как может выглядеть будущее международных отношений? Кроме того, «канонические» пардигмы исходят из разных аналитических предпосылок.

Либерально-идеалистическая парадигма

Теоретическое наследие Фукидида, Макиавелли, Гоббса, де Ваттеля и Клаузевица, с одной стороны, Витория, Гроция, Канта — с другой, нашло свое непосредственное отражение в крупной научной дискуссии, которая возникла в США в период между двумя мировыми войнами, дискуссии между реалистами и идеалистами.

Идеализм в современной науке о международных отношениях имеет и более близкие идейно-теоретические истоки, в качестве которых выступают утопический социализм, либерализм и пацифизм XIX в. В политической практике идеализм нашел свое воплощение в разработанной после Первой мировой войны американским президентом Вудро Вильсоном программе создания Лиги Наций (Вильсон, 1997), в Пакте Бриана — Келлога (1928), предусматривающем отказ от применения силы в межгосударственных отношениях, а также в доктрине Стаймсона (1932), по которой США отказываются от дип­ломатического признания любого изменения, если оно достигнуто при помощи силы. В послевоенные годы идеалистическая традиция нашла определенное воплощение в.деятельности таких американских поли­тиков, как госсекретарь Джон Ф. Даллес и госсекретарь Збигнев Бже-зинский (представляющий, впрочем, не только политическую, но и академическую элиту своей страны), президент Джимми Картер (1976— 1980) и президент Джордж Буш (1988—1992). В научной литературе она была представлена, в частности, книгой таких американских авторов, как Р. Кларк и Л.Б. Сон «Достижение мира через мировое право» (С1агк & 8окп. 1966).
1 Иногда идеализм (во многих изданных на Западе учебниках но международным отношениям он не рассматриваетсячкак самостоятельное теоретическое направление либо служит не более чем «критическим фоном» при анализе политического реализма и других теоретических направлений) квалифицируется как утопизм (см., например: Сап ЕЛ. ТЪе Т\уепгу Уеагз оГ Спяз. 1919-1939. Ь., 1956.

Ключевые положения либерально-идеалистической парадигмы выглядят следующим образом.

  1. Участники международных отношений представляют собой до­статочно широкий круг акторов, в который входят не только государства, но и международные правительственные и неправительственные организации, общественные объединения и группы, частные предпри­ятия и даже отдельные лица. Более того, идеалисты настаивают на том, что государство не может рассматриваться как рациональный и уни­тарный актор. Международная политика государства есть равнодейст­вующая постоянной борьбы, согласования и компромисса интересов бюрократической иерархии и отдельных властных структур, гражданской и военной систем общества, различных политических партий и движений, неполитических ассоциаций и профессиональных групп и т.п. (ЛШзоп. 1969).

  2. Отсутствие верховной власти в международных отношениях не означает фатальной неизбежности господства в них принципа «помоги себе сам». Создание и расширение полномочий международных орга­низаций, совершенствование норм международного права, демократи­зация международных отношений, распространение на них универ­сальных норм нравственности и справедливости — делает вполне воз­можным равноправное участие в международной политике не только великих держав, но и других государств, а также негосударственных акторов. Таким образом, либералы признают лишь один аспект анархии международных отношений и отрицают другой. Более того, они лишь частично согласны с тезисом об отсутствии в международных отношениях центральной власти, наделенной полномочиями принятия решений, обязательных для неуклонного выполнения всеми акторами.

  3. Международные процессы многообразны, и международные от­ношения не могут быть сведены только к состоянию мира и войны, или даже к сотрудничеству и конфликтам. Все это имеет место, причем при все более доминирующей роли международного сотрудничества. Но если представить международные процессы в обобщенном виде как доминирующую тенденцию, то следует говорить о возрастающей вза­имозависимости и формировании единого мирового сообщества, стал­кивающегося с общими проблемами и потому имеющего общие инте­ресы.

  4. Плюрализм международных акторов предполагает и плюрализм их целей. В то же время в этом многообразии все более явственно просматривается единство — приоритет общечеловеческих ценностей и универсальных демократических принципов, на основе которых еле­дует двигаться к формированию нового, сознательно регулируемого мирового порядка, отвечающего общим интересам всего человечества.