ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1604
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
либерально-идеалистической.
В рамяах данной традиции между линией Канта и Витория, с одной стороны, и линией Гроция — с другой, есть одно существенно важное различие. Речь идет о том, что М. Уайт назвал различием между рево-люционаризмом и рационализмом. Сторонники революционаризма настаивают на приоритете моральных норм и неотъемлемых и вечных, а потому естественных прав человека: «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти», — утверждал И. Кант (Кант. 1966. С. 302). Поэтому, по его мнению,'«политические максимы, какие бы ни были от этого физические последствия, должны исходить не из благополучия и счастья каждого государства, ожидаемых от их соблюдения, следовательно, не из цели, которую'ставит перед собой каждое из этих государств (не из. желания), как высшего (но эмпирического) принципа государственной мудрости, а из чистого понятия правового долга, принцип которого дан арпоп чистым разумом» (там же. С. 300).
Сторонники рационализма подчеркивают значение правовых норм, разработанных и принятых государствами в процессе их общения. Базируясь на общечеловеческих нравственных универсалиях и неотъемлемых правах и свободах личности и представляя собой их кодификацию, эти нормы вместе с тем отражают сложившиеся в практике межгосударственных отношений подходы к вопросам войны и мира, не подлежат пересмотру в произвольном порядке и не допускают их нарушения без серьезных последствий для международного порядка и стабильности. Указанное различие, как мы увидим в дальнейшем, приобретает исключительную важность в свете проблемы так называемого гуманитарного вмешательства и концепции кооперативной безопасности.
Возникновение в середине XIX в. марксизма обусловило появление еще одной традиции во взглядах на международные отношения, которая не сводится ни к классической, ни к либерально-идеалистической традициям. Согласно К. Марксу, всемирная история начинается с капитализма, ибо основой капиталистического способа производства является крупная промышленность, создающая единый мировой рынок, развитие средств связи и транспорта. Буржуазия путем эксплуатации мирового рынка превращает производство и потребление всех стран в космополитическое и становится господствующим классом не только в отдельных капиталистических государствах, но и в масштабах всего мира. Но «в той же самой степени, в какой развивается буржуазия, т.е. капитал, развивается и пролетариат»
(Маркс и Энгельс. Т. 4. С. 430). Международные отношения в экономическом плане становятся отношениями эксплуатации. В плане же политическом они становятся отношениями господства и подчинения и, как следствие, отношениями классовой борьбы и революций. Тем самым национальный суверенитет, государственные интересы вторичны, ибо объективные законы способствуют становлению всемирного общества, в котором господствует капиталистическая экономика и движущей силой которого является классовая борьба и всемирно-историческая миссия пролетариата. «Национальная обособленность и противоположность народов, — писали К. Маркс и Ф. Энгельс, — все более и более исчезают уже с развитием буржуазии, со свободой торговли, всемирным рынком, с единообразием промышленного производства и соответствующих ему условий жизни» (там же. С. 444).
В свою очередь, В. И. Ленин подчеркивал, что капитализм, вступив в государственно-монополистическую стадию своего развития, трансформировался в империализм. В работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (Ленин. Т. 27) он пишет, что сзавершением эпохи политического раздела мира между империалистическими государствами на передний план выступает проблема его экономического раздела между монополиями. Монополии сталкиваются с постоянно обостряющейся проблемой рынков и необходимостью экспорта капитала в менее развитые страны с более высокой нормой прибыли. Поскольку же они сталкиваются при этом в жестокой конкуренции друг с другом, постольку указанная необходимость становится источником мировых политических кризисов, войн и революций.
Рассмотренные основные теоретические традиции в науке о международных, отношениях — классическая, либерально-идеалистическая и марксистская — во многом остаются актуальными и сегодня. Несмотря на то что конституирование международно-политической теории в относительно самостоятельную область знания повлекло за собой значительное увеличение многообразия теоретических подходов и методов изучения, исследовательских школ и концептуальных направлений, основные проблемы данной науки 'отражаются в ее главных парадигмах. Остановимся на них несколько подробнее.
2. «Канонические» парадигмы: основные положения
Под парадигмой понимается совокупность ряда общих допущений, разделяемых научным сообществом или его частью, на которые в дальнейшем ориентируются теоретические и эмпирические исследования
1. Следует подчеркнуть, что теории, производные от той или иной парадигмы, нередко отличаются одна от другой и могут соперничать друг с другом, в том числе и в рамках одной и той же парадигмы. Однако, в отличие от соперничества теорий, соперничество парадигм касается именно ключевых вопросов — вопросов подхода к изучению объекта науки и ее основных проблем. С теми или иными нюансами, представители разных парадигм исходят из разных подходов и выделяют в качестве основных разные проблемы, подлежащие научному рассмотрению. Число таких парадигм, как правило, достаточно невелико. В международных отношениях специалисты выделяют несколько парадигм. Однако зачастую их позиции относительно как содержания таких парадигм и, соответственно, их числа и наименования, так и отнесения тех или иных теорий к определенной из парадигм не совпадают . Вместе с тем в научном сообществе специалистов, занимающихся теориями международных отношений, нет разногласий по поводу исходных, «базовых» парадигм, связанных с названными теоретическими традициями. Это либерально-идеалистическая парадигма, парадигма политического реализма и марксистская или социалистическая парадигма (см., например: Бог^". 1996; Боу1е. 1997; Уеппеааоп. 1998). На основе этих «канонических»3 парадигм во многом строятся различные, в том числе и самые современные, теории международных отношений. Ниже мы рассмотрим, по необходимости достаточно кратко, ключевые положения как «канонических» парадигм, так и их более поздние варианты. Эти положения могут быть сгруппированы на основе разной
1 Таково наиболее распространенное понимание этого термина на сегодняшний день. Вместе с тем следует отметить, неоднозначность данного понятия, в содержание которого разные исследователи нередко вкладывают несовпадающие значения. Вытекающая из этого факта методологическая трудность заложена уже самим автором термина — 1- Куном (см.: Куп. 1970). Как подсчитала Маргарет Мастерман (Маз1егтап М. ТЪе па-йиге оГ а рагасИдт. 1п Ьаса1о8 апсС Миздгауе. 1970), в своей работе Кун двадцать один раз использует термин «парадигма» в разных значениях. Вторая проблема, на которую обращает внимание М. Смит, состоит в том, что Кун рассматривает только «подлинные» или «зрелые» науки, социальные же дисциплины относит к «протонаукам» или искусству (8тИН. 1995. Р. 15).
Более того, встречается и отождествление парадигм с историческими традициями, юэтому «разведение» данных понятий, предложенное выше, носит, конечно, довольно Условный характер и предпринято в учебных целях. Термин-принадлежит Майклу Дойлю: см.
Боу1е. 1997.
интерпретации следующих вопросов международно-политической науки. 1) Кто является главными действующими лицами (акторами) международных отношений? 2) В чем состоит специфика (природа) этих отношений? 3) Что представляют собой основные международные процессы? 4) Какие главные цели преследуют участники международных отношений? 5) Каковы основные средства их достижения? 6) Как может выглядеть будущее международных отношений? Кроме того, «канонические» пардигмы исходят из разных аналитических предпосылок.
Либерально-идеалистическая парадигма
Теоретическое наследие Фукидида, Макиавелли, Гоббса, де Ваттеля и Клаузевица, с одной стороны, Витория, Гроция, Канта — с другой, нашло свое непосредственное отражение в крупной научной дискуссии, которая возникла в США в период между двумя мировыми войнами, дискуссии между реалистами и идеалистами.
Идеализм в современной науке о международных отношениях имеет и более близкие идейно-теоретические истоки, в качестве которых выступают утопический социализм, либерализм и пацифизм XIX в. В политической практике идеализм нашел свое воплощение в разработанной после Первой мировой войны американским президентом Вудро Вильсоном программе создания Лиги Наций (Вильсон, 1997), в Пакте Бриана — Келлога (1928), предусматривающем отказ от применения силы в межгосударственных отношениях, а также в доктрине Стаймсона (1932), по которой США отказываются от дипломатического признания любого изменения, если оно достигнуто при помощи силы. В послевоенные годы идеалистическая традиция нашла определенное воплощение в.деятельности таких американских политиков, как госсекретарь Джон Ф. Даллес и госсекретарь Збигнев Бже-зинский (представляющий, впрочем, не только политическую, но и академическую элиту своей страны), президент Джимми Картер (1976— 1980) и президент Джордж Буш (1988—1992). В научной литературе она была представлена, в частности, книгой таких американских авторов, как Р. Кларк и Л.Б. Сон «Достижение мира через мировое право» (С1агк & 8окп. 1966).
1 Иногда идеализм (во многих изданных на Западе учебниках но международным отношениям он не рассматриваетсячкак самостоятельное теоретическое направление либо служит не более чем «критическим фоном» при анализе политического реализма и других теоретических направлений) квалифицируется как утопизм (см., например: Сап ЕЛ. ТЪе Т\уепгу Уеагз оГ Спяз. 1919-1939. Ь., 1956.
Ключевые положения либерально-идеалистической парадигмы выглядят следующим образом.
В рамяах данной традиции между линией Канта и Витория, с одной стороны, и линией Гроция — с другой, есть одно существенно важное различие. Речь идет о том, что М. Уайт назвал различием между рево-люционаризмом и рационализмом. Сторонники революционаризма настаивают на приоритете моральных норм и неотъемлемых и вечных, а потому естественных прав человека: «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти», — утверждал И. Кант (Кант. 1966. С. 302). Поэтому, по его мнению,'«политические максимы, какие бы ни были от этого физические последствия, должны исходить не из благополучия и счастья каждого государства, ожидаемых от их соблюдения, следовательно, не из цели, которую'ставит перед собой каждое из этих государств (не из. желания), как высшего (но эмпирического) принципа государственной мудрости, а из чистого понятия правового долга, принцип которого дан арпоп чистым разумом» (там же. С. 300).
Сторонники рационализма подчеркивают значение правовых норм, разработанных и принятых государствами в процессе их общения. Базируясь на общечеловеческих нравственных универсалиях и неотъемлемых правах и свободах личности и представляя собой их кодификацию, эти нормы вместе с тем отражают сложившиеся в практике межгосударственных отношений подходы к вопросам войны и мира, не подлежат пересмотру в произвольном порядке и не допускают их нарушения без серьезных последствий для международного порядка и стабильности. Указанное различие, как мы увидим в дальнейшем, приобретает исключительную важность в свете проблемы так называемого гуманитарного вмешательства и концепции кооперативной безопасности.
Возникновение в середине XIX в. марксизма обусловило появление еще одной традиции во взглядах на международные отношения, которая не сводится ни к классической, ни к либерально-идеалистической традициям. Согласно К. Марксу, всемирная история начинается с капитализма, ибо основой капиталистического способа производства является крупная промышленность, создающая единый мировой рынок, развитие средств связи и транспорта. Буржуазия путем эксплуатации мирового рынка превращает производство и потребление всех стран в космополитическое и становится господствующим классом не только в отдельных капиталистических государствах, но и в масштабах всего мира. Но «в той же самой степени, в какой развивается буржуазия, т.е. капитал, развивается и пролетариат»
(Маркс и Энгельс. Т. 4. С. 430). Международные отношения в экономическом плане становятся отношениями эксплуатации. В плане же политическом они становятся отношениями господства и подчинения и, как следствие, отношениями классовой борьбы и революций. Тем самым национальный суверенитет, государственные интересы вторичны, ибо объективные законы способствуют становлению всемирного общества, в котором господствует капиталистическая экономика и движущей силой которого является классовая борьба и всемирно-историческая миссия пролетариата. «Национальная обособленность и противоположность народов, — писали К. Маркс и Ф. Энгельс, — все более и более исчезают уже с развитием буржуазии, со свободой торговли, всемирным рынком, с единообразием промышленного производства и соответствующих ему условий жизни» (там же. С. 444).
В свою очередь, В. И. Ленин подчеркивал, что капитализм, вступив в государственно-монополистическую стадию своего развития, трансформировался в империализм. В работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (Ленин. Т. 27) он пишет, что сзавершением эпохи политического раздела мира между империалистическими государствами на передний план выступает проблема его экономического раздела между монополиями. Монополии сталкиваются с постоянно обостряющейся проблемой рынков и необходимостью экспорта капитала в менее развитые страны с более высокой нормой прибыли. Поскольку же они сталкиваются при этом в жестокой конкуренции друг с другом, постольку указанная необходимость становится источником мировых политических кризисов, войн и революций.
Рассмотренные основные теоретические традиции в науке о международных, отношениях — классическая, либерально-идеалистическая и марксистская — во многом остаются актуальными и сегодня. Несмотря на то что конституирование международно-политической теории в относительно самостоятельную область знания повлекло за собой значительное увеличение многообразия теоретических подходов и методов изучения, исследовательских школ и концептуальных направлений, основные проблемы данной науки 'отражаются в ее главных парадигмах. Остановимся на них несколько подробнее.
2. «Канонические» парадигмы: основные положения
Под парадигмой понимается совокупность ряда общих допущений, разделяемых научным сообществом или его частью, на которые в дальнейшем ориентируются теоретические и эмпирические исследования
1. Следует подчеркнуть, что теории, производные от той или иной парадигмы, нередко отличаются одна от другой и могут соперничать друг с другом, в том числе и в рамках одной и той же парадигмы. Однако, в отличие от соперничества теорий, соперничество парадигм касается именно ключевых вопросов — вопросов подхода к изучению объекта науки и ее основных проблем. С теми или иными нюансами, представители разных парадигм исходят из разных подходов и выделяют в качестве основных разные проблемы, подлежащие научному рассмотрению. Число таких парадигм, как правило, достаточно невелико. В международных отношениях специалисты выделяют несколько парадигм. Однако зачастую их позиции относительно как содержания таких парадигм и, соответственно, их числа и наименования, так и отнесения тех или иных теорий к определенной из парадигм не совпадают . Вместе с тем в научном сообществе специалистов, занимающихся теориями международных отношений, нет разногласий по поводу исходных, «базовых» парадигм, связанных с названными теоретическими традициями. Это либерально-идеалистическая парадигма, парадигма политического реализма и марксистская или социалистическая парадигма (см., например: Бог^". 1996; Боу1е. 1997; Уеппеааоп. 1998). На основе этих «канонических»3 парадигм во многом строятся различные, в том числе и самые современные, теории международных отношений. Ниже мы рассмотрим, по необходимости достаточно кратко, ключевые положения как «канонических» парадигм, так и их более поздние варианты. Эти положения могут быть сгруппированы на основе разной
1 Таково наиболее распространенное понимание этого термина на сегодняшний день. Вместе с тем следует отметить, неоднозначность данного понятия, в содержание которого разные исследователи нередко вкладывают несовпадающие значения. Вытекающая из этого факта методологическая трудность заложена уже самим автором термина — 1- Куном (см.: Куп. 1970). Как подсчитала Маргарет Мастерман (Маз1егтап М. ТЪе па-йиге оГ а рагасИдт. 1п Ьаса1о8 апсС Миздгауе. 1970), в своей работе Кун двадцать один раз использует термин «парадигма» в разных значениях. Вторая проблема, на которую обращает внимание М. Смит, состоит в том, что Кун рассматривает только «подлинные» или «зрелые» науки, социальные же дисциплины относит к «протонаукам» или искусству (8тИН. 1995. Р. 15).
Более того, встречается и отождествление парадигм с историческими традициями, юэтому «разведение» данных понятий, предложенное выше, носит, конечно, довольно Условный характер и предпринято в учебных целях. Термин-принадлежит Майклу Дойлю: см.
Боу1е. 1997.
интерпретации следующих вопросов международно-политической науки. 1) Кто является главными действующими лицами (акторами) международных отношений? 2) В чем состоит специфика (природа) этих отношений? 3) Что представляют собой основные международные процессы? 4) Какие главные цели преследуют участники международных отношений? 5) Каковы основные средства их достижения? 6) Как может выглядеть будущее международных отношений? Кроме того, «канонические» пардигмы исходят из разных аналитических предпосылок.
Либерально-идеалистическая парадигма
Теоретическое наследие Фукидида, Макиавелли, Гоббса, де Ваттеля и Клаузевица, с одной стороны, Витория, Гроция, Канта — с другой, нашло свое непосредственное отражение в крупной научной дискуссии, которая возникла в США в период между двумя мировыми войнами, дискуссии между реалистами и идеалистами.
Идеализм в современной науке о международных отношениях имеет и более близкие идейно-теоретические истоки, в качестве которых выступают утопический социализм, либерализм и пацифизм XIX в. В политической практике идеализм нашел свое воплощение в разработанной после Первой мировой войны американским президентом Вудро Вильсоном программе создания Лиги Наций (Вильсон, 1997), в Пакте Бриана — Келлога (1928), предусматривающем отказ от применения силы в межгосударственных отношениях, а также в доктрине Стаймсона (1932), по которой США отказываются от дипломатического признания любого изменения, если оно достигнуто при помощи силы. В послевоенные годы идеалистическая традиция нашла определенное воплощение в.деятельности таких американских политиков, как госсекретарь Джон Ф. Даллес и госсекретарь Збигнев Бже-зинский (представляющий, впрочем, не только политическую, но и академическую элиту своей страны), президент Джимми Картер (1976— 1980) и президент Джордж Буш (1988—1992). В научной литературе она была представлена, в частности, книгой таких американских авторов, как Р. Кларк и Л.Б. Сон «Достижение мира через мировое право» (С1агк & 8окп. 1966).
1 Иногда идеализм (во многих изданных на Западе учебниках но международным отношениям он не рассматриваетсячкак самостоятельное теоретическое направление либо служит не более чем «критическим фоном» при анализе политического реализма и других теоретических направлений) квалифицируется как утопизм (см., например: Сап ЕЛ. ТЪе Т\уепгу Уеагз оГ Спяз. 1919-1939. Ь., 1956.
Ключевые положения либерально-идеалистической парадигмы выглядят следующим образом.
-
Участники международных отношений представляют собой достаточно широкий круг акторов, в который входят не только государства, но и международные правительственные и неправительственные организации, общественные объединения и группы, частные предприятия и даже отдельные лица. Более того, идеалисты настаивают на том, что государство не может рассматриваться как рациональный и унитарный актор. Международная политика государства есть равнодействующая постоянной борьбы, согласования и компромисса интересов бюрократической иерархии и отдельных властных структур, гражданской и военной систем общества, различных политических партий и движений, неполитических ассоциаций и профессиональных групп и т.п. (ЛШзоп. 1969). -
Отсутствие верховной власти в международных отношениях не означает фатальной неизбежности господства в них принципа «помоги себе сам». Создание и расширение полномочий международных организаций, совершенствование норм международного права, демократизация международных отношений, распространение на них универсальных норм нравственности и справедливости — делает вполне возможным равноправное участие в международной политике не только великих держав, но и других государств, а также негосударственных акторов. Таким образом, либералы признают лишь один аспект анархии международных отношений и отрицают другой. Более того, они лишь частично согласны с тезисом об отсутствии в международных отношениях центральной власти, наделенной полномочиями принятия решений, обязательных для неуклонного выполнения всеми акторами. -
Международные процессы многообразны, и международные отношения не могут быть сведены только к состоянию мира и войны, или даже к сотрудничеству и конфликтам. Все это имеет место, причем при все более доминирующей роли международного сотрудничества. Но если представить международные процессы в обобщенном виде как доминирующую тенденцию, то следует говорить о возрастающей взаимозависимости и формировании единого мирового сообщества, сталкивающегося с общими проблемами и потому имеющего общие интересы. -
Плюрализм международных акторов предполагает и плюрализм их целей. В то же время в этом многообразии все более явственно просматривается единство — приоритет общечеловеческих ценностей и универсальных демократических принципов, на основе которых еледует двигаться к формированию нового, сознательно регулируемого мирового порядка, отвечающего общим интересам всего человечества.