Файл: П. А. Цыганков Теория международных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1609

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Согласно либерально-идеалистической парадигме, мировое со­общество демократических государств, при поддержке и давлении об­щественного мнения, вполне способно улаживать возникающие между своими членами конфликты мирным путем, методами правового регу­лирования, увеличения числа и роли международных организаций, способствующих расширению взаимовыгодного сотрудничества и об­мена. Одна из ее приоритетных тем — это создание системы кол­лективной безопасности на основе добровольного разоружения и вза­имного отказа от войны как инструмента международной политики, системы, которая позволит покончить с мировыми войнами и воору­женными конфликтами между государствами (см., например: С1агк & 8оНп. 1966).

  2. Результатом изменений, происходящих в международных отно­шениях, станет окончательное преодоление их анархической природы и возникновение единого общемирового сообщества, в котором будет покончено с войнами и вооруженными конфликтами. Не исключается и создание мирового правительства, руководимого ООН и действующего на основе детально разработанной мировой конституции. Подобные идеи можно встретить в ряде работ как американских (см., например: С1агк & 8окп. 1966), так и европейских (Оегаг. 1971) авторов. Идея мирового правительства высказывалась и в папских энцикликах: Иоанна XXIII — «Расет т гегш» от 16 апреля 1963 г., Павла VI — «Роршогшп ргодгеккю» от 26 марта 1967 г., а также Иоанна-Павла II — от 2 декабря 1980 г., который и сегодня выступает за создание «политической власти, наделенной универсальной компетенцией».

  3. Вышеприведенные положения свидетельствуют о том, что исход­ным принципом анализа международных отношений в рамках либе­рально-идеалистической парадигмы выступают универсальные цен­ности и идеалы демократии.

Идеалистическая парадигма, существовавшая в истории междуна­родных отношений на протяжении веков, сохраняет определенное влия­ние и в наши дни. Это влияний просматривается и в тех практических шагах, которые предпринимаются мировым сообществом по демократи­зации и гуманизации международных отношений, и в стратегии нового мирового порядка, ставшей основой внешнеполитической линии США после холодной войны, и в вызывающей не менее острые идейные и политические разногласия концепции кооперативной безопасности .
' Изложение и анализ основных положений этой концепции см. далее.


В то же время следует отметить, что идеализм в течение длитель­Ного времени считался утратившим всякое влияние и уж во всяком случае противоречащим требованиям меняющейся международной политики и даже опасным для нее по своим последствиям. В 1930-е гг. лежащий в его основе нормативистский подход оказался глубоко по­дорванным вследствие нарастания напряженности в Европе, агрессивной политики фашизма и краха Лиги Наций, развязывания мирового конфликта 1939—1945 гг. Значительный урон либерально-идеалисти­ческой парадигме нанесла «холодная война» в последующие десяти­летия. Результатом стало возрождение на американской почве евро­пейской классической традиции с присущим ей выдвижением на пе­редний план в анализе международных отношений таких понятий, как «сила» и «баланс сил», «национальный интерес» и «конфликт».
Политический реализм

Политический реализм не только подверг идеализм сокрушительной критике, указав, в частности, на то обстоятельство, что идеалистические иллюзии государственных деятелей того времени в немалой степени способствовали развязыванию Второй мировой войны, но и предложил достаточно стройную теорию. Ее наиболее известные представители — Рейнхольд Нибур, Фредерик Шуман, Джордж Кеннан, Джордж Шварценбергер, Кеннет Томпсон, Генри Киссинджер, Эдвард Карр, Арнольд Уолферс и др. — надолго определили пути науки о меж­дународных отношениях. Бесспорными лидерами этого направления стали Ганс Моргентау и Реймон Арон. Так, работа Г. Моргентау «По­литические отношения между нациями. Борьба за власть и мир» (см.: Могдеп1каи. 1961), первое издание которой увидело свет в 1948 г., стала своего рода «библией» для многих поколений студентов-политологов как в самих США, так и в других странах Запада.

Общими для представителей политического реализма являются следующие ключевые положения парадигмального характера.

1. Главными участниками международных отношений являются суверенные государства. При этом государства рассматриваются как рационально действующие однородные политические организмы, уни­тарные образования, которые проводят единую политику в отношении Других государств — участников международных отношений. Только государства, через представляющие их правительства, имеют легитим­ные основания и располагают необходимыми ресурсами для заключе-ния договоров, объявления войн и других действий, составляющих суть международной политики. Причем речь идет не обо БСех государ­ствах, а только о наиболее крупных, конфликтные или кооперативные отношения между которыми и составляют существо международной политики. Как подчеркивал Ганс Моргентау, «не все государства оди­наково вовлечены в международную политику... отношение государства к международной политике является динамическим качеством. Оно изменяется вместе с изменением силы государства, которая может вы­двинуть его на передний край в международной политике, а может лишить его возможности активно действовать на международной арене»

(Мог§еп1каи. 1.961. Р. 28). Вслед за Фукидидом реалисты считают, что сильные государства делают то, что они могут, а слабые — то, что им позволяют сильные. Любое состояние международных отношений зависит от взаимодействий между немногочисленными великими державами. Заключая друг с другом союзы и коалиции, вступая в войну или иного рода конфликты, великие державы могут приносить в жертву позиции и интересы малых стран. Политических реалистов \не смущают несоответствия подобной позиции универсальным нравственным идеалам. По их мнению, только усилиями крупнейших и наиболее мощных участников международных отношений могут быть сохранены (если великим державам удастся согласовать собственные интересы) или нарушены (если они не сумеют достичь согласия) международная стабильность и мировой порядок (см.: Киссинджер. 1997).

  1. Специфика международных отношений состоит в том, что они носят анархичный характер. Каждый участник руководствуется в своих действиях прежде всего своими собственными интересами. «На­циональные интересы» — главная категория теории политического ре­ализма, основной побудительный мотив и ключевой стимул политики государства на международной арене. В международных отношениях отсутствует верховная власть, которая обладала бы монополией на ле­гитимное насилие. Поэтому основным принципом поведения государств на мировой арене является принцип «помоги себе сам».

  2. Действующее в анархической среде на основе собственных инте­ресов государство неизбежно сталкивается с тем, что его интересы вступают в противоречия с интересами других государств — участников международных отношений. Отсюда следует, что главным между­народным процессом, достойным внимания теории политического ре­ализма, является межгосударственный конфликт и крайняя форма его проявления — война. Специфика международных отношений, по ут­верждению Р. Арона, состоит в том, что они .«развертываются в тени войны» (Агоп. 1982). Реалисты признают, что конфликты не являются единственным видом международных процессов, однако подчеркивают вторичную роль сотрудничества по отношению к конфликтам. С их точки зрения, первостепенным видом международного сотрудничества остаются военные и военно-политические союзы и альянсы, заключае­мые государствами в целях совместной обороны (Жо1/егз. 1962). Что же касается состояния мира между государствами, то оно в известном смысле является идеальным, ибо всегда, даже когда удается добиться длительной стабилизации международных отношений, имеет временный характер.


4. Анархический характер международных отношений предполага
ет, что они полны опасностей и угроз для государственных интересов.
Вот почему основная цель государства в международной политике —
обеспечение собственной безопасности. Естественно, великие державы
обладают для этого большими ресурсами, чем все остальные. Однако
и они никогда не могут чувствовать себя в безопасности и постоянно
стремятся к наращиванию собственных ресурсов и совершенствова
нию их качества. Подобное наращивание является причиной сущест
вования в международных отношениях неразрешимой «дилеммы без
опасности», выражающейся в том, что чем большей безопасности до
бивается для себя одна из великих держав, тем меньше ее у других.
Тем самым международные отношения уподобляются игре с нулевой
суммой, в которой выигрыш одной стороны означает прямо пропорци
ональный проигрыш другой.

При этом важнейшим совокупным ресурсом государства выступает власть, которая понимается в самом широком смысле: как военная и экономическая мощь государства, гарантия его наибольшей безопас­ности и процветания, славы и престижа, возможности для распростра­нения его идеологических установок и духовных ценностей. Но главным признаком власти является способность контролировать поведение других участников международных отношений. В этой связи Г. Моргентау прямо указывает на то, что «международная политика, как и политика в целом, является борьбой за власть», которая всегда остается непосредственной целью (Могдеп1каи. 1961. Р. 27). В то же время власть — это не только1 цель государства, участвующего в международной политике, но и одно из важнейших средств: «Каковы бы ни были материальные цели внешней политики, например, приобретение источников сырья, контроль за морскими трассами или территориальные изменения, они всегда подразумевают контроль за поведением других посредством воздействия на их волю» (там же. Р. 30).

5. Власть государства неотделима от его силы, выступающей одним
из решающих средств обеспечения национальной безопасности на
международной арене. «Угроза физического насилия, — писал Мор
гентау, — является органическим элементом политики... В междуна
родной политике военная сила, как угроза или потенциал, является
важнейшим материальным фактором, обеспечивающим политическую
мощь государства» (там же. Р. 29). Преодоление международной анар­хии невозможно путем кодификации универсальных нравственных норм и совершенствования международного права. «В обществе, где власть не поддается обсуждению, — подчеркивал Г. Шварценбергер, — первостепенная функция права состоит в том, чтобы помогать в под­держании превосходства силы и иерархии, установленной на основе властных отношений»
(Шварценбергер. 1997. Р. 170). Государство обес­печивает себе власть с помощью военной стратегии (которая трактуется в духе Клаузевица, как продолжение политики насильственными средствами) и дипломатии.

6. Можно ли изменить природу международных отношений? Этот вопрос реалисты считают центральным при изучении международной политики. «Реалисты убеждены, — писал Моргентау, — что подобная трансформация может быть осуществлена только путем искусной ма­нипуляции теми силами, которые влияют и будут влиять на политику...» (Моргентау. 1996. С. 197). Однако, по их мнению, до тех пор, пока существуют государства, они будут оставаться главными участниками международной политики, функционирующей по своим неизменным законам. Иными словами, по мнению сторонников политического ре­ализма, можно изменить конфигурацию политических сил, смягчить последствия международной анархии, установить более стабильные и более безопасные межгосударственные отношения, однако природу международных отношений изменить невозможно.

Этот вывод вполне логично вытекает из основного исходного по­ложения теории политического реализма о неизменности человеческой природы. «Человеческая природа, в которой коренятся законы политики, не изменилась со времен их открытия философами Китая, Индии и Греции», — пишет Г. Моргентау'(там же. С. 191).

Концептуальная стройность реалистской парадигмы, стремление опираться на объективные законы общественного развития, беспри­страстно и строго анализировать международную действительность, отличающуюся от абстрактных идеалов и основанных на них бесплод­ных и опасных иллюзиях, — все это способствовало расширению вли­яния и авторитета политического реализма как в академической среде, так и в кругах государственных деятелей различных стран.

Однако и политический реализм не стал безраздельно господству­ющей парадигмой в науке о международных отношениях. Этому пре­пятствовали его серьезные недостатки.

Дело в том, что, исходя из понимания международных отношений как «естественного состояния» силового противоборства за обладание властью, политический реализм, по существу, сводит эти отношения к межгосударственным, что значительно обедняет их понимание. Более того, внутренняя и внешняя политика государства в трактовке поли­тических реалистов выглядят как не связанные друг с другом, а сами государства — как своего рода взаимозаменяемые механические тела, с идентичной реакцией на внешние воздействия. Разница между ними лишь в том, что одни государства являются сильными, а другие — сла­быми. Недаром один из влиятельных приверженцев политического ре­ализма А. Уолферс строил картину международных отношений, срав­нивая взаимодействие государств на мировой арене со столкновением шаров на биллиардной столе