Файл: П. А. Цыганков Теория международных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1619

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
государства как их главного участника, и обеспе­чения его безопасности как основной задачи научной теории и поли­тической практики. И напротив, исконные для либеральной традиции вопросы, относящиеся к институционально-правовому преодолению анархии, к тенденции вытеснения государства с его роли главного меж­дународного актора, к достижению безопасности на основе эконо­мического, культурного и иного сотрудничества, основанного на об­щечеловеческом, общемировом характере интересов, потребностей и идеалов (особенно — в эпоху возрастающей взаимозависимости), ото­двигаются на второй план.

По-новому трактуют неолибералы и анархию. Еще недавно отсут­ствие верховной власти в международных отношениях предлагалось компенсировать путем укрепления существующих и создания новых МПО и НПО, а также путем совершенствования и развития междуна­родных юридических норм, закрепляющих и расширяющих права и обязанности всех участников международных отношений. Сегодня предпочтение отдается силовым действиям «хороших» акторов, кото­рые призваны создать справедливый мировой порядок и обладают для этого моральным превосходством и материальными средствами, про­тив «плохих», несущих угрозу демократическому миру. В этой связи международную анархию и ее неизбежное следствие — «самопомощь»
1 Нелишне напомнить, что в рамках каждой из этих парадигм сосуществуют и кон­курируют множество теорий и концепций, объединить которые можно лишь весьма условно. Так, например, в рамках неолиберализма могут быть выделены «рыночный либерализм», «институциоиализм» и «демократический пацифизм». Первое и третье из этихтечений по ряду позиций сближаются, соответственно, с некоторыми течениями неомарксизма и неореализма, тогда как только третье в известном смысле «хранит идей­ную чистоту» неолиберальной парадигмы. Разумеется, подробное рассмотрение этих различий не входит в наши планы, поскольку уведет далеко от основной темы данного учебного пособия.

предлагается преодолевать не путем создания всеобъемлющей системы коллективной безопасности перед лицом глобальных угроз обще­человеческого характера, а путем объединения усилий демократических государств.

Государство, таким образом, остается в центре дискуссии, содержа­ние которой смещается в сторону его роли и возможностей. Если для неореалистов оно является все же вторичным, как причина конфликтов и войн и, следовательно, как основной источник угроз безопасности, то для неолибералов дело обстоит как раз наоборот: именно «плохие», т.е. недемократические, государства представляют сегодня главную угрозу всеобщему миру.


Отсюда третий пункт разногласий. Неореалисты придерживаются традиционной позиции относительно средств безопасности: основой основ мирного сосуществования, международного порядка и безопас­ности остается баланс сил в рамках мультиполярного мира. Неолибе­ралы, напротив, полагают, что безопасность достижима только путем объединения демократических государств, а для достижения всеобщего мира необходимо всемерно распространять демократию как идеал, ценность и тип политического режима.

Следует отметить, что в конечном итоге дискуссия неореалистов и неолибералов мало обогатила международно-политическую науку. Причина ее столь невысокой теоретической плодотворности состоит в совпадении основного существа обеих парадигм «рационального вы­бора», которое дает основание рассматривать неолиберализм как особый случай «гибкого реализма» (Сандерс. 1999. С. 420). Ни одной из участвующих в споре сторон не удалось дать убедительный анализ категории «интересы» и разъяснить понятие «структурные ограниче­ния» (там же. С. 413). И хотя в ходе дискуссии об относительных и абсолютных выгодах отмечалось, что интерес государства не остается неизменным, однако влияние на него особенностей «окружающей стратегической среды» не анализировалось (Ром>е11. 1994. Р. 344), или, иначе говоря, роль реальных неопределенностей, характерных для международных отношений, не учитывалась (см.: Сандерс. 1999. С. 416). Что касается проблем безопасности, то ее интерпретация.сто-ронниками обеих парадигм будет рассмотрена в одной из следующих глав. Предварительно же отметим, что и в этой области участники дискуссии гораздо более убедительны в критике оппонентов, нежели в позитивной разработке проблемы. Так, если Э. Линклейтер не без оснований упрекает неореализм в том, что он «своим позитивным тео­ретизированием увековечивает существующую действительность» (ПпкШег. 1999. Р. 166), то Р. Швеллер имел неменьшие основания за­метить в адрес неолиберализма: «Мы, неореалисты, понимаем, что внешняя политика — слишком серьезное дело для того, чтобы выдви­гать утопические идеи о реконструкции социальных отношений» (8скм>е11ег. 1999. Р. 150).

В конечном счете альтернативность неореализма и неолиберализма достаточно условна: в известном смысле в их взглядах на международ­ную политику больше общего, чем различий, поэтому спор между ними затрагивает ограниченную область международно-политической науки.
2. Международная политэкономия и неомарксизм

Международная политэкономия

Вывод об относительности и узости сферы проявлений борьбы неоре­ализма и неолиберализма не означает, однако, их исчезновения. Спор между двумя парадигмами не обошел стороной и такое сравнительно новое направление науки международных отношений, как междуна­родная политэкономия.

Ее институализация происходит в 1970-е гг., когда осмысление новых тенденций в мировом экономическом развитии и вытекающих из,них новых политических задач поставило перед наукой проблему соединения подходов соответствующих дисциплин в целях наиболее адекватного теоретического отражения происходящего, попыток про­гнозирования будущего и выработки на этой основе рекомендаций по­литикам. В 1968 г. Ричард Купер, сыгравший значительную роль в генезисе международной политэкономии, формулирует ее основной вопрос следующим образом: «Как сохранить многочисленные выгоды от обширной сети международных экономических отношений, избав­ленных от уродующих их ограничений, и в то же время сберечь мак­симальную степень свободы для каждой нации, которая стремится пре­следовать свои законные экономические цели» (цит. по: Огаг. 1994. Р. 139).

Социетальные предпосылки международной политэкономии фор­мировались в ходе усиления взаимозависимости мира, возрастающей роли транснациональных корпораций, фирм, предприятий и банков, обострения проблем, связанных с доступом к природным ресурсам и их коммерциализацией. Вставшие перед наукой 'задачи выявления и анализа способов и средств воздействия экономики и политики на международные отношения и сложившийся мировой порядок обусло­вили необходимость инвентаризации и ревизии ее теоретического ар­сенала и, как следствие, отказа от положений реалистской парадигмы,

согласно которой «ключевой категорией политического реализма яв­ляется понятие интереса, определенного в терминах власти. Именно это понятие связывает между собой разум исследователя и явления международной политики. Именно оно определяет специфичность по­литической сферы, ее отличие от других сфер жизни — таких, как эко­номика (понимаемая в категориях интереса, определенного как богат­ство), этика, эстетика или религия. Без такого понятия теория политики, внутренней или внешней, была бы невозможна, так как в этом случае мы не смогли бы отделить политические явления от неполитических и внести хоть какую-то упорядоченность в политическую среду»
(курсив мой. — П.Ц.) (Моргентау. 1997. С. 191).

Новые реалии поставили под вопрос правомерность отделения по­литических явлений от неполитических. К 1970-м гг. в экономически развитых странах Запада наступил кризис, свидетельствующий о закате эпохи «славного тридцатилетия» : заметно снизились темпы роста производства; массовая безработица охватила около 10% активного на­селения и сопровождалась маргинализацией той его части, которая оказалась за порогом бедности; рос бюджетный дефицит и, соответст­венно, внешняя задолженность. Кроме того, микроэлектронная рево­люция и роботизация производства вслед за рабочими лишает мест и служащих, периодический кризис перепроизводства обостряется зато­вариванием части рынка, а разрыв между производственной и финан­совой деятельностью увлекает свободные капиталы в сферу спекуля­тивных операций в ущерб инвестированию. Указанные явления тесно переплетаются друг с другом: если, например, финансовая спекуляция ослабляет производственную ткань и этим способствует росту безра­ботицы, то причиной такой спекуляции выступает задолженность, ко­торая вынуждает государственные власти и предприятия предлагать капиталам более привлекательные проценты — под угрозой бегства этих капиталов за границу в поисках более высокой нормы прибыли. Тем самым, как подчеркивает М. Мерль, речь идет о замкнутом круге, в который попали страны, привыкшие жить выше своих средств (Мег1е. 1974. Р. 57—58). Одной из причин потрясения мирового экономического порядка стала валютная политика США, результатом которой стало разрушен'ие-бистемы, установленной Бреттон-Вудскими Соглашениями. В августе 1971 г. Президент США издает декрет о «приостановке» конвертируемости доллара в золото. Эта мера стала неизбежной вследствие неосторожности самих США, которые, финансируя
1 В последние годы этим термином обозначают эпоху экономического процветания стран Западной Европы, начавшуюся с планом Маршалла и продолжавшуюся до рубежа 1970Л 1980-х гг.

войну во Вьетнаме, ввели «нижнюю границу доллара» и оказались бы банкротами, если бы все владельцы американской валюты потребовали обменять ее на золото. По сути, эта мера означала девальвацию американской валюты. А в феврале 1973 г., после того как американское правительство решило ввести «плавающий» курс доллара, Брет-тон-Вудская система была окончательно разрушена, и обменные курсы были обречены на общую неустойчивость, т.е. на конъюнктурные колебания и биржевые спекуляции (подробнее см. там же. С. 59—60).


При исследовании основных тенденций международной жизни международно-политическая наука уже не могла исходить из примата высокой политики и игнорировать экономические процессы, происхо­дящие в мире. Одновременно обнаружились недостатки и классической школы политической экономии. Продолжая традиции А. Смита и Д. Рикардо, которые в противовес меркантилистам отделяли экономику от политики, и развивая теорию абсолютных и относительных пре­имуществ, сторонники классической школы по-прежнему настаивали на невмешательстве государства в международные обмены, регулируемые «невидимой рукой рынка» (подробнее об этом см.: Буглай, Ливен-цов. 1996. С. 5—10). В результате эта школа оказалась не в состоянии ответить на запросы «творцов международной политики». Возникла острая потребность в новых политических средствах, способных обес­печить контроль и управление потрясениями международного эко­номического порядка, которые в противном случае, угрожают оконча­тельно подорвать их взаимную легитимность. Перед исследователями международных отношений встала двойная задача, связанная с крити­ческим анализом: 1) процессов легитимизации государственных аппа­ратов в их специфическом посредничестве между экономическим и политическим; 2) контекста кризиса, вызывающего необходимость «экономизации» политической деятельности государств на междуна­родной арене (Огаг. 1994. Р. 141).

Международная политэкономия (МПЭ) стремится опереться на накопленные ко времени приобретения ею «прав гражданства» теоре­тические предпосылки. Американские ученые Дж. Фриден и Д. Лайк, с которыми солидаризируется Р. Гилпин, называют три сложившиеся в международной политэкономии традиции. Реализм (вместе с меркан­тилизмом и Национализмом) исходит из приоритета политического над экономическим в международных отношениях, а также подчеркивает первостепенное значение силы среди целей, которые преследуют государства на международной арене. Марксизм в объяснении фор­мирования, развития и взаимодействия наций и государств, междуна­родных конфликтов и сотрудничества настаивает на примате эконо­мического над политическим. Либерализм разделяет экономическое и политическое, легитимируя международную политэкономию как авто­номную дисциплину. Указанные традиции оказали значительное влияние на международно-политическую науку, дав определенные по­ложительные результаты в объяснении международной политики. Од­нако такие результаты сыграли не более чем роль стимула для дальнейших, более глубоких исследований. Использование гипотез о рациональности выбора, утилитаризма акторов, стремящихся к дости­жению максимальной экономической выгоды, об экономической по­доплеке международных конфликтов и т.п. или же, наоборот, интер­претация международных экономических процессов в терминах силы, политического соперничества, различия правящих режимов и т.п. иг­норируют самое главное в предмете политэкономии —