Файл: П. А. Цыганков Теория международных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1616

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во-первых, он выдвигает в центр всех своих концептуальных по­строений проблемы безопасности. Во-вторых, акцентирует внимание на экономических проблемах. В-третьих, фактически переносит центр тяжести на моральные нормы как побудительную силу, основу и кри­терий регулятивных действий в международной политике | Наконец, в-четвертых, сближается по ряду позиций с неореализмом.

Вслед за своими идейными предшественниками, сторонники нео­либерализма утверждают, что государство — не единственный, а иногда и не главный актер на международной сцене, которая становится все более доступной для транснациональных финансовых и промышленных групп, различного рода неправительственных объединений, террористических и криминальных организаций, профессиональных ассоциаций и даже отдельных индивидов. Сегодня любой из этих новых участников международных отношений может внести в них серьезные изменения, вынудить государства на непредусмотренные действия и даже вступить с ними в прямое соперничество.

Отличие неолибералов заключается в том, что они не только уси­ливают это положение, но и делают его исходной основой для нового, понимания безопасности. Возросшие после окончания холодной войны и падения коммунизма возможности общения, обменов, передвижения, повышения уровня и качества жизни людей, связанные с рас­пространением демократии, а также с новыми научными, технологи­ческими, экономическими и социальными (в первую очередь — в области свобод и прав человека) достижениями, сопровождаются на­растающими опасностями из-за утраты прежних и отсутствия новых рычагов регулирования мирового порядка. В их числе «хаос и затра­гивающие огромные массы людей бедствия, порожденные насильст­венным распадом многонациональных государств; состояние стресса, в котором находятся традиционные союзы, сопровождающееся разно­гласиями относительно того, как реагировать на распад государств и как включить бывшие коммунистические государства в новые структуры безопасности; международная преступность и терроризм; неста­бильность, которую может породить распространение ядерного ору­жия...» (Ротфельд. 1997. С. 36). Бедность и нищета, по-прежнему рас­пространенные в Африке, этнические конфликты, свирепствующие на Балканах и в других регионах мира, постоянно увеличивающаяся де­градация окружающей среды — все это и многое другое формирует начала «грядущей анархии», требующие немедленного реагирования со стороны мирового сообщества
(Кар1ап. 1994). Плюрализация меж­дународных акторов, таким образом, генерирует увеличение источников и рост многообразия угроз социальной ткани общества, жизни и здоровью, самому существованию человечества, наконец, выдвигает на первый план проблему создания новой системы безопасности. В каче­стве наиболее подходящей для решения вставших перед мировым со­обществом задач предлагается концепция кооперативной безопасности (соорегатлуе кесипгу)1.

Неолибералы, таким образом, в полном соответствии с канонической либерально-идеалистической парадигмой считают международное сотрудничество не только возможным, но и необходимым для дости­жения стабильности, социального прогресса и мирового порядка. Международные отношения в целом являются игрой с положительной суммой. Вопреки мнению сторонников политического реализма, они развиваются. Об этом свидетельствуют такие процессы; как распро­странение либеральной демократии и индивидуальной свободы, взаи­мозависимость, рост образования и новые технологии. Однако прогресс в развитии международных отношений не происходит сам собой. К нему ведет расширение международного сотрудничества. Оно необходимо не только как путь к стабилизации существующего положения и к безопасности мирового сообщества, но и как средство достижения и роста экономического благополучия (подробнее об этом см.: Уеппе8-8оп. 1998. Р. 189). Расширение и углубление международного сотруд­ничества, особенно в экономической области, позволяет каждому участнику получать выгоду от международных обменов независимо от размеров и пропорций такой выгоды.

Либерализму всегда было свойственно отдавать приоритет в оценке характера международных отношений и в рекомендациях по их ре­гулированию нормам морали и права, а также созданию с этой целью институтов, призванных выполнять роль гарантов соблюдения указан­ных норм. При этом моральные и правовые принципы не противопо­ставлялись друг другу: право рассматривалось как свод ряда кодифи­цированных, формализованных моральных принципов и критерий
1 Впрочем, концепция кооперативной безопасности не является достоянием только неолиберального подхода. Напротив, опа стала предметом острой дискуссии между нео­либералами и неореалистами. О содержании этой концепции см. главу 11.

оценки международных событий и как основа регулирования взаимо­действий международных акторов.

Существенно важным отличием неолиберализма в этой области стало смещение акцентов в соотношении права, институтов и морали. «...Деятельность новых институтов часто оказывается бесплодной и не способствует решению назревших проблем... Их функции часто дуб­лируются, что ведет к излишним расходам. То же самое относится к действующим нормам и процедурам», — пишет директор СИПРИ Адам Ротфельд

(Ротфельд. 1997. Р. 5). В данной связи подчеркивается необходимость регулирования международных отношений на основе прагматических решений, создаваемых ими прецедентов и процедур. Таким образом, основное предпочтение отдается моральным принципам, а в качестве главных критериев моральности выщвигаются либеральная демократия и права человека. При этом важно отметить, что неолиберализм не только продолжает, но в отдельных аспектах даже усиливает традиции рассмотрения внутригосударственных отношений как вторичных по сравнению с мировым социумом, с одной стороны, и отдельным индивидом — с другой. Именно мировому социуму и индивиду и должен поэтому отдаваться приоритет при принятии тех или иных решений в области международных отношений.

Последнее положение кажется, на первый взгляд, полной противо­положностью тому, что утверждает реалистская парадигма, центральной темой которой является государство и его интересы. Однако в действительности противоположность неореализма и неолиберализма вовсе не столь очевидна, особенно, если вспомнить, что неореализм исходит из решающего влияния на поведение государств структурных возможностей международной системы, а неолибералы все чаще делают акцент на государстве. Конечно, в либеральной парадигме, как под­черкивает М. Дойл, государства по своей природе изначально пред­ставляют собой неодинаковые «единицы», которые различаются по их отношению к индивидуальным правам человека. Эти различия так или иначе сказываются на характере международной деятельности. Кроме того, с точки зрения либералов, цели государства, как и цели отдельного человека, сдвигаются к сфере защиты и обеспечения прав личности (см.: Воу1е. 1997. Р. 117).

И неореализм, и неолиберализм нередко называют рационалист­скими подходами, поскольку и тот, и другой ставят в центр своего рассмотрения рационального политика, руководствующегося не эмо­циями, а расчетом в принятии политических решений. Для неореалистов это расчет, определяемый соображениями власти (в первую оче-РеДь, баланс сил или угроз). Для неолибералов — соображениями ма­териального благосостояния и безопасности. Никаких иных факторов

для неолибералов и неореалистов, по большому счету, не существует — есть только экономические и властные интересы. Борьба за реализацию этих интересов и, следовательно, за максимизацию власти или богатства и определяет характер международно-политических процессов. Эти интересы представляются как раз и навсегда данные (или, по крайней мере, мало варьирующиеся), и потому задача исследователя состоит лишь в том, чтобы определить, кто из акторов находится в наиболее выгодном положении и способен выбрать наиболее эффективную стратегию для реализации своих интересов (в западной литературе, посвященной сопоставлению этих двух подходов, особенно известны две работы:
КеоПапе К. (ей.). 1986; Ба1йм)1п Б. (ей.). 1993).
Основные положения спора неореализма и неолиберализма

Как уже говорилось, спор между неореалистами и неолибералами на­чался в дискуссии между государственным центризмом и транснацио­нализмом и затем разгорелся с новой силой в полемике между плюра­листической и неореалистской парадигмами в 1980-х гг. (о плюрализме см.: КеоПапе апй Ыуе. 1977; Кгажег. 1983; КеоПапе. 1983). С начала 1990-х гг. данный спор, по мнению многих исследователей, стал самым значимым в развитии международной теории, и, конечно же, ему уде­ляется огромное внимание в одном из ведущих американских журналов «Международная Организация». Вплоть до последних лет внимание дискутирующих сторон было сосредоточено главным образом на следующих шести пунктах (см. об этом: Ба1йж1п. 1993; 8тШ. 1995; Роч>еП. 1994).

  • Природа и последствия анархичности международных отношений (отсутствие верховной власти и вытекающая из этого необходимость для каждого государства рассчитывать только на себя). Неореалисты считают, что анархия накладывает на поведение государств жесткие ограничения и принуждения. Для неолибералов эти ограничения и принуждения, хотя и существуют, но не являются непреодолимыми.

  • Содержание межгосударственного сотрудничества. Для неоре­алистов это главным образом вопросы общей военной безопасности, тогда как для неолибералов — вопросы взаимных экономических выгод.

  • Абсолютные и относительные выгоды от сотрудничества. Нео­либералы считают, что движущей силой межгосударственного взаимо­действия является достижение абсолютных выгод. С точки зрения нео­реалистов, установить сотрудничество достаточно трудно даже тогда, когда все стороны могут достигнуть абсолютной выгоды, поскольку ни
    одно государство не согласно на полуление меньшей абсолютной вы-
    годы, чем любое другое. Беспокойство, касающееся относительной
    прибыли, таким образом, вероятно, препятствует сотрудничеству. Перед
    лицом таких потенциальных проблем, как возможность обмана и
    девальвации преимуществ, государства стремятся к «справедливости» в
    распределении выгод от сотрудничества, которая рассматривается как
    сохранение баланса возможностей, существовавшего до сотрудничества.
    «Ни одна страна не допустит политических преимуществ другой,
    пишет Джозеф Грико, — без ожидания (обоснованного или нет)
    получить взамен пропорциональные преимущества» (цит. по: МШег.
    1992. Р. 469).


  • Приоритет государственных целей и, по сути, источники или причины сотрудничества государств. С этой точки зрения, для неоре­алистов, главным является изучение проблем военной безопасности государств. Согласно же неолибералам, основной целью, которую пре­следуют государства, вступая в сотрудничество в мире, где существует возможность использования военной силы, является максимальное экономическое процветание.

  • Вопрос о намерениях. По мнению неореалистов, поведение го­сударств определяется, с одной стороны, системными принуждениями и ограничениями, а с другой — их реально существующими возмож­ностями и способностями. Неопределенность намерений не позволяет использовать их в качестве инструмента анализа, поэтому при анализе государственной политики ими вполне можно пренебречь. Неолибералы, напротив, не отрицают значения реальных возможностей. Они считают государственные намерения достаточно важными и поэтому настаивают на том, что при изучении международных отношений их следует обязательно принимать во внимание.

  • Международные режимы. И неореалисты, и неолибералы отме чают их значение для межгосударственных взаимодействий. Но они расходятся в оценке их регулирующей роли: неореалисты считают, что их оппоненты преувеличивают важность международных режимов и институтов в смягчении принудительных эффектов международной системы для сотрудничества государств.

В последние годы предметом спора между неолибералами и неоре­алистами все чаще становятся проблемы безопасности. Этот этап дис­куссии дает представление о тех изменениях, которые претерпели рас­сматриваемые парадигмы. Концепции и теории, господствующие в ли­берально-идеалистической парадигме сегодняшних дней, во многом отличаются не только от взглядов Вудро Вильсона и его сторонников, но и от неолиберальных построений первой половины 1990-х гг. (что, впрочем, не означает исчезновения указанных взглядов: они лишь от­ходят как бы на второй план, сосуществуя с новейшими концептами)1.

Изменения коснулись, прежде всего, главных тем современной международно-политической науки: проблем экономического развития и безопасности. Они как бы поменялись местами в неолиберальных предпочтениях как с точки зрения содержания исследовательских проектов, так и в самой политической практике. Отсюда и смещение акцентов в споре неолибералов с неореалистами, особенностью кото­рого становится то, что этот спор происходит сегодня на территории неореалисткой парадигмы. На передний план выдвигаются проблемы, поставленные и отстаиваемые классической традицией с самых первых шагов ее существования: проблемы анархии как сущности междуна­родных отношений,