Файл: П. А. Цыганков Теория международных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1642

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Являясь периферией Срединной Земли, Римленд, по мысли Спайкмена, Должен был стать платформой сопротивления советской экспансии и сдерживания ее. Термин Спайкмена «Римленд» совпадает с тем, что Макиндер называл «внутренней маргинальной дугой». Спайкмен до­казывает, что даже если Хартленд и существует географически, то его неувязвимость, во-первых, серьезно нарушена развитием стратегической авиации и других новейших средств вооружений; во-вторых, (вопреки прогнозам Макиндера) он не достиг того уровня экономического Развития, который позволил бы ему стать одним из передовых регионов мира. Как утверждает Спайкмен, решающая борьба и в Первой, и во Второй мировых войнах разворачивалась не в зоне Хартленда и не за обладание им, а на берегах и землях Римленда. Мировое господство не зависит от контроля над Восточной Европой, поэтому следует отка­заться от «геополитического императива» Макиндера, ведь вопреки ему «судьбы мира контролирует тот, кто контролирует Римланд».

С приходом к власти в Германии нацистов геополитика стала ак­тивно использоваться ими для обоснования «расового превосходства» завоевания «жизненного пространства», «великой исторической миссии господства Германии над всем остальным миром». Поэтому многие исследователи в Европе и в Америке стали сомневаться в научной обоснованности самого понятия «геополитика». Одна часть ученых стала рассматривать его как псевдонаучный неологизм (служащий для попыток оправдания стремлений к изменению европейского порядка), орудие борьбы за власть, пропагандистский инструмент (Апде1. 1936. Р. 103). Другая часть ученых, не отрицая права существования самого понятия, высказывала серьезный скептицизм относительно его ин­струментальных возможностей (Агоп. 1984. Р. 186,198). Третьи полага­ли, что геополитика способна давать определенные научные результаты, но лишь в очень узкой сфере, касающейся взаимовлияния политики и пространственно-географических характеристик государств или их союзов (8епагс1ет: 1992. Р. 40). Четвертые стали считать, что геопо­литику нужно рассматривать не как науку или дисциплину, а лишь как метод социологического подхода, учитывающий взаимосвязь геогра­фической среды и международной деятельности государств
(Нипйт-дег. 19.87. Р. 134). Наконец, есть и такие, кто считает, что геополитика это не наука, а нечто гораздо более сложное (Ьасо$1е. 1988. Р. 31).

Существует узкое и широкое понимания геополитики. Сторонники первого оперируют термином «геополитика» тогда, когда речь идет о спорах между государствами по поводу территории, при этом каждая из сторон апеллирует к истории (Ьасо$1е. 1988). Однако узкое понимание геополитики становится все более уязвимым в эпоху постинду­стриальной революции, когда рушатся практически все традиционные «императивы» «классической геополитики». Современное мировое пространство все труднее характеризовать только как «межгосударст­венное» (с точки зрения способов его раздела, принципов функциони­рования социальных общностей, ставок и вызовов нынешнего этапа всемирной истории). Сегодня социологи обращают внимание на то, что из трех главных принципов, на. которых .базировались классические представления о международных отношениях — территория, суве­ренитет, безопасность, — ни один больше не может считаться незыб­лемым или же полностью адекватным новым реалиям (см. об этом-ВасИе, 8шои1$. 1992. Р. 237—239; Введение в социологию международ­ных отношений. 1992/ С. 29—44). .Феномены массовой миграции людей потоков капиталов, циркуляции идей, деградации окружающей среды, распространения оружия массового уничтожения и т.п. девальвируют привычные представления о государстве и его безопасности, национальном интересе и политических приоритетах. Еще в 1962 г. р. Арон указал на другой важный недостаток «узкого» понимания гео­политики: на его способность легко вырождаться в идеологию (Агоп. 1984. Р. 193)!

Вот почему в последние годы все более влиятельной становится широкое толкование геополитики как совокупности физических и со­циальных, материальных и моральных ресурсов государства, состав­ляющих потенциал, использование которого (а в некоторых случаях просто его наличие) позволяет государству добиваться своих целей на международной арене. Одним из представителей этой точки зрения является Пьер Галлуа (Оа1Ых. 1990).

П. Галлуа считает, что к традиционным элементам геополитики — таким, как пространственно-территориальные характеристики госу­дарства (географическое положение, протяженность, конфигурация границ), его недра, ландшафт и климат, размеры и структура населения и т.п. — сегодня прибавились новые элементы, переворачивающие все наши прежние представления о силе государств, меняющие приоритеты при учете факторов, влияющих на международную политику В числе таких приоритетных факторов появление и распространение оружия массового уничтожения (прежде,всего, ракетно-ядерного), которое как бы выравнивает силу владеющих им государств независимо от их географического положения, климата и количества населения. Традиционная геополитика не принимала в расчет массовое поведение людей. Геополитика наших дней обязана учитывать развитие средств информации и связи, повсеместное распространение феномена непо­средственного вмешательства населения в государственную политику, которые имеют для человечества последствия, сравнимые с последст­виями ядерного катаклизма. Наконец, поле изучения традиционной геополитики было ограничено земным пространством — сушей и мо­рями. Современный же геополитический анализ должен иметь в виду настоящее и прогнозировать будущее освоение космического про­странства, его влияние на расстановку сил и их соотношение в мировой Политике.



С позиций «классической» геополитики, географическая среда яв-яется тем постоянным и незыблемым фактором, который оказывает -существенное влияние на международно-политическое поведение го-государств. Однако современный геополитический анализ, учитывая из­менил, которые происходят сегодня, выделяет во взаимодействии

человека со средой (и, соответственно, в эволюции геополитики) три исторические фазы.

В первой фазе, на ранних этапах общественного развития (вплоть до эпохи промышленной революции), влияние природной среды на человека, общество и государство было не просто весьма существен­ным, но во многих отношениях определяющим. Такая зависимость че­ловека от окружающей среды объясняет и оправдывает «географичес­кий детерминизм» (в известных исторических и логических пределах). Промышленная революция стала исходной точкой второй фазы во вза­имодействии между державной внешней политикой государства и ее географическими рамками. Это период безудержной, хищнической эксплуатации человеком окружающей среды, использования ее законов в своих целях, период, когда возрастают антропогенные нагрузки на естественные условия человеческого существования — климат Земли, ее флору и фауну, земной покров и воздушное пространство, подземные и водные ресурсы. Синдром «переделывания» природы, подчинения ее человеку (который мы могли бы назвать «синдромом Мичурина») принял такие размеры, что в конечном итоге стал причиной возникновения и чрезвычайного обострения глобальных проблем. Последние, в свою очередь, создают угрозу самому существованию ци­вилизации, ставят ее на край гибели. Начинается третья стадия (фаза) во взаимодействии человека и среды. Бумеранг возвращается. Природа, потрясенная до основания бесцеремонным вмешательством человека в свои законы, «мстит за себя» тем, что уже не обеспечивает в достаточной мере всех естественных для человека условий существо­вания. Тем самым природа вновь заставляет государства и политиков считаться с собой1.

Согласно оценкам Института всемирной вахты, публикующего ежегодные доклады о состоянии мира, только за последние три деся­тилетия с лица Земли исчезло более 200 га лесов, тысячи видов жи­вотных и растений. Ежегодно истребляется не менее 17 млн га леса и разрушается около 6 млн га плодородных почв, теряющих в результате этого всякое сельскохозяйственное значение. Огромных размеров до­стигло загрязнение воздушных и водных бассейнов, что наносит суще­ственный ущерб здоровью жителей городских и сельских регионов.


Все это имеет самое непосредственное отношение к внутренней и внешней политике. В наши дни во многих странах и на международном уровне уже существуют партии, выступающие за новые приоритеты в
1 Следует отметить, что сегодня эти фазы взаимодействия человека со средой как сосуществуют: их проявление наблюдается не только в разных регионах планеты, нерсд(со и в рамках одной и той же страны.

отношениях человека и среды, за альтернативное использование природ­ных ресурсов. Это усиливает политическую борьбу, поскольку любая инициатива в данной области затрагивает интересы различных групп, влечет за собой новый взгляд на устоявшиеся ценности, влияет на власт­ные отношения. Чтобы прекратить или уменьшить загрязнение окру­жающей среды, требуются новые решения в области энергетической по­литики, в способах производства и потребления. Возрастают издержки производства, общественные расходы на структурные перестройки и т.п. . Вследствие этого новые проблемы появляются и в сфере междуна­родных отношений. Сегодня огромная ответственность за нарушение экологического равновесия лежит на экономически развитых странах. Представляя лишь пятую часть населения планеты, они ежегодно про­изводят более половины всех газовых выбросов в атмосферу, явля­ющихся причиной парникового эффекта. Согласно Докладу ООН 1989 г. о социальной ситуации в мире, 70% скапливающихся в атмосфере и способствующих разрушению озонового слоя планеты хло-рофтористоуглеводородных соединений (СРС) связано с применением бытовых распылителей, производимых странами ОЭСР.

Но и бедные страны тоже являются значительным источником за­грязнения природной среды. Экологические катастрофы, в частности, наводнения, вызываемые истреблением лесов и эрозией почв, чаще и разрушительнее бывают именно в бедных странах. Слаборазвитые эко­номически страны не заинтересованы в инвестициях средств в приро­доохранные программы, финансировании очистных сооружений и т.п. С другой стороны, транснациональные предприятия и фирмы, разме­щающие свои филиалы в слаборазвитых странах, используют общую экономическую, социально-политическую ситуацию и законодательство этих стран в целях экономии на природоохранных мерах, захоронения на их территориях отходов вредных производств и т.п.

Последствия крупных природных катастроф всегда отражались и на международных отношениях. Например, «картофельный кризис» 1846 г. в Ирландии не только повлиял на жизнь этой страны, экономика которой перенесла необычайное потрясение, а население жестоко пострадало от голода, но и вызвал массовую волну эмиграции из Ир­ландии в США, и это стало феноменом огромного международного значения. В более
близкое к нам время наводнения и тайфуны, обру­чившиеся на Бенгальскую часть Пакистана, сыграли значительную Роль в появлении на мировой арене нового государства Бангладеш (см. 06 этом: Могеаи Бе/игдеА: 1992. Р. 378).

Нарастание экологических проблем и осознание их опасности для всего человечества потребовали создания таких международных орга-"Изаций, как ФАО, ВОЗ, ЮНИСЕФ и др. В 1972 г. ООН принимает

Программу мер в области окружающей среды. В последующие годы экологические проблемы стали предметом обсуждения многих между­народных конференций по «глобальным рискам». Растет число меж­правительственных соглашений, призванных не только регистрировать нарушения экологического равновесия, но создавать конкретные механизмы сотрудничества государств в деле сохранения окружающей среды и регулирования природных ресурсов.

Однако, как показывает практика международных отношений, ре­шение экологических проблем — дело непростое и сопровождается большими трудностями. Достаточно вспомнить так и не вступившее в силу соглашение 1982 г. в области морского права. Оно рассматривало природные ресурсы морских глубин как «общее достояние человече­ства», доходы от использования которого должны были бы направ­ляться на развитие самых бедных стран. Не оправдала надежд и меж­правительственная Конференция 1992 г., приуроченная к 20-й годов­щине Программы ООН по окружающей среде.

Главная проблема международного сотрудничества состоит в том, что государства-партнеры должны находиться на сопоставимом уровне экономического развития. Только в этом случае они могут объединить усилия по выработке мер, необходимых для охраны природной среды, и выделить для этого необходимые средства. В противном случае кому-то придется пойти на большие, с его точки зрения, жертвы. Это всегда труд­но, особенно если речь идет о государстве, которое не входит в число наиболее развитых. Например,.Китай или Индия вряд ли откажутся от использования тепловых электростанций, работающих на угле, только потому, что это способствует увеличению парникового эффекта.

В целом, масштабы новых императивов таковы, что геополитика перестает быть уделом отдельных государств. Раньше она могла быть охарактеризована как «картографическое представление отношений между главными борющимися нациями»