Файл: П. А. Цыганков Теория международных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1699

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наконец, с точки зрения степени напряженности можно говорить о различных состояниях международных отношений: например, состо­янии стабильности и нестабильности; доверия и вражды, сотрудничества и конфликта, мира и войны и т.п.

Вся совокупность известных науке различных типов, видов, уровней и состояний международных отношений представляет собой особый род -общественных отношений, которые в силу своей специфики отличаются от общественных отношений, свойственных той или иной социальной общности, выступающей участником международных от­ношений. В этой связи международные отношения можно определить как особый род общественных отношений, выходящих за рамки внут-риобщественных взаимодействий и территориальных образований. Такое определение требует рассмотрения вопроса о том, как соотносятся международные отношения и мировая политика.


2. Мировая политика

Понятие «мировая политика» принадлежит к числу наиболее упот­ребительных и одновременно наименее ясных понятий политической науки. Действительно, с одной стороны, казалось бы, что и немалый исторический опыт, накопленный в попытках создания мировых империй или в реализации социально-политических утопий, и XX в., богатый на глобальные события, затрагивающие судьбы всего человечества (стоит лишь напомнить о двух прошедших в первой половине XX столетия мировых войнах, о наступившем затем противостоянии двух социально-политических систем, продолжавшемся вплоть до фактического исчезновения одной из них, о возрастающей взаимозависимости мира на рубеже нового тысячелетия), не оставляют сомнений в существовании мировой политики. Не случайно в теоретическом освоении мироцельности (мироведении, или мондиологии) — междисциплинарной области знания, привлекающей растущий интерес научного сообщества начиная с, 1970—1980-х гг., — столь важную роль играют понятия «мировое гражданское общество» и «мировое гражданство» (см. об этом: Чешков. 1995). Но, как известно, гражданское общество представляет собой, выражаясь гегелевским языком, диалектическую противоположность сферы властных отношений, т.е. оно неотделимо от нее, как неотделимы друг от друга правое и левое, север и юг и т. п. Что же касается «мирового гражданства», то оно, «по определению», предполагает лояльность социальной общности по отношению к существующей и воспринимаемой в качестве легитимной политической власти, т.е. в данном случае оно предполагает существование мировой политики в качестве относительно самостоятельного и объективного общественного явления.

С другой стороны, одна из главных проблем, которая встает при исследовании вопросов, связанных с мировой политикой, это именно проблема ее идентификации как объективно существующего феномена. В самом деле, как отличить мировую политику от международных отношений? Вопрос тем более непростой, что относительно содержания понятия «международные отношения» между исследователями до сих пор нет согласия (см., например: Ье§ ге1аиоп§ Шегпаиопакк: Ье§ поиуеаих йеЬа1§ Йлощиек. 1994). Поскольку «пространство» и «поле» в мировой политике могут быть выделены лишь в абстракции (см. об этом:

Моргачев. 1989), многие исследователи считают мировую политику в целом не более чем абстракцией, взглядом политолога на меж-

дународные отношения, условно выделяющим в них политическую сторону, политическое измерение1.

Думается, однако, что гораздо больше ясности в рассматриваемую проблему вносит иной подход, высказанный А.Е. Бовиным и разделяе­мый В.П. Лукиным: «Мировая политика» — это деятельность, взаимо­действие государств на международной арене; «международные отно­шения» — это система реальных связей между государствами, высту­пающих и как результат их действий, и как своего рода среда, пространство, в котором существует мировая политика. Кроме госу­дарств, субъектами, участниками мирового общения выступают раз­личные движения, организации, партии и т. п. Мировая политика — активный фактор, формирующий международные отношения. Между­народные отношения, постоянно изменяясь под воздействием мировой политики, в свою очередь, влияют на ее содержание и характер» (Пере­стройка международных отношений... 1989. С. 58).

Такая позиция облегчает понимание происходящего на мировой арене и вполне может быть принята в качестве исходной в анализе мировой политики. Вместе с тем было бы полезно внести некоторые уточнения. Взаимодействие государств на мировой арене, двусторонние и многосторонние связи между ними в различных областях, сопер­ничество и конфликты, высшей формой которых выступают войны, сотрудничество, диапазон которого простирается от спорадических торговых обменов до политической интеграции, сопровождающейся добровольным отказом от части суверенитета, передаваемого в «общее пользование», — все это точнее отражаемся термином «международная политика». Что же касается понятия «мировая политика», то оно сме­щает акцент именно на ту все более заметную роль, которую играют в формировании международной среды нетрадиционные акторы, не вы­тесняющие, однако, государство как главного участника международных общений.

Очевидно, что различия существуют не только между мировой политикой и международными отношениями, но и между внешней и международной политикой: внешняя политика той или иной страны представляет собой конкретное, практическое воплощение министер­ством иностранных дел (или соответствующим ему внешнеполити­ческим ведомством) основных принципов международной политики государства, вырабатываемых в рамках его более, широких структур и призванных отражать
,его национальные интересы. Что касается не­государственных участников международных отношений, то для
Таково, в частности, мнение французского исследователя М. Жирара.

многих из них (например, для многонациональных корпораций, меж­дународных мафиозных группировок, конфессиональных общностей, принадлежащих, скажем, к католической церкви или исламу) меж­дународная политика чаще всего вовсе и не является «внешней» (или, но крайней мере, не рассматривается в качестве таковой)1. Вместе с тем подобная политика выступает одновременно как: а) «транснациональная» — поскольку осуществляется помимо того или иного государства, а часто и вопреки ему, и б) «разгосударствленная» — поскольку ее субъектами становятся группы лидеров, государственная принадлежность которых носит, по сути, формальный характер (впрочем, феномен «двойного гражданства» нередко делает излишней и такую формальность).

Разумеется, внешняя и международная политика государства тесно связаны не только друг с другом, но и с его внутренней политикой, что обусловлено, в частности, такими факторами, как единая основа и конечная цель, единая ресурсная база, единый субъект и т.п. (Именно этим, кстати говоря, объясняется и то обстоятельство, что анализ внешнеполитических решений возможен лишь с учетом расстановки внутриполитических сил.) Вместе с тем, как это, на первый взгляд, ни парадоксально, «транснациональная» и даже «разгосударствленная» политика все чаще используется в межгосударственном общении.

Действительно, как показывает швейцарский исследователь Ф. Брайар (ВтаШатй. 1994. Р. 29), внешняя политика перестает быть прерогативой только министерств иностранных дел. В силу возросшей необходимости сообща управлять все более сложными и многочислен­ными проблемами, она становится делом большинства других государ­ственных ведомств и структур. Различные группы национальных бю­рократий, имеющие отношение к международным переговорам, часто стремятся к непосредственному сотрудничеству со своими коллегами за рубежом, к согласованным действиям с ними. Это приводит к развитию оккультных связей и интересов, выходящих за рамки государственных принадлежностей и границ, делает внутреннюю и международную сферы еще более взаимопроницаемыми.
1 Так, например, в мусульманских странах представления о национальном граждан­стве появились к концу XIX в. До этого мусульмане различных государств юридически считались членами одной общины мусульман — ал-Уммы, связанной отношениями по­кровительства-зависимости (вала дживар) и находящейся иод защитой «верховного» маула (вали) — Аллаха (Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 242). Ислам­ские же фундаменталисты, по сути, и сегодня не признают деления мусульман по нацио­нально-государственному признаку.


3. Взаимосвязь внутренней и внешней политики

Проблема взаимосвязи и взаимовлияния внутренней и внешней поли­тики — одна из наиболее сложных проблем, которая была и продолжает оставаться предметом острой полемики между различными теоре­тическими направлениями международно-политической науки — тра­диционализмом, политическим идеализмом, марксизмом и такими их современными разновидностями, как неореализм и неомарксизм, теории зависимости и взаимозависимости, структурализм и транснационализм. Каждое из этих направлений исходит в трактовке рассматриваемой проблемы из собственных представлений об источниках и движущих силах политики.

Так, например, для сторонников политического реализма, внешняя и внутренняя политика, хотя и имеют единую сущность, которая, по их мнению, в конечном счете сводится к борьбе за силу, тем не менее составляют принципиально разные сферы государственной деятельности. По убеждению Г. Моргентау, многие теоретические положения которого остаются популярными и сегодня, внешняя политика определяется национальными интересами. Национальные интересы объективны, поскольку связаны с неизменной человеческой природой, гео­графическими условиями, социокультурными и историческими тра­дициями народа. Они имеют две составляющие: одну постоянную — это императив выживания, непреложный закон природы; другую пере­менную, являющуюся конкретной формой, которую эти интересы при­нимают во времени и пространстве. Определение этой формы принад­лежит государству, обладающему монополией на связь с внешним миром. Основа же национального интереса, отражающая язык народа, его культуру, естественные условия его существования и т.п., остается постоянной. Поэтому внутренние факторы жизни страны (политический режим, общественное мнение и т. п.), которые могут, меняться и меняются в зависимости от различных обстоятельств, не рассматриваются реалистами как способные повлиять на природу национального интереса: в частности, национальный интерес не связан с характером политического режима (Мог§еп1каи. 1948). Соответственно, внутренняя и внешняя политика обладают значительной автономией по отношению друг к другу.

Напротив, с точки зрения представителей ряда других теоретических направлений и школ, внутренняя и внешняя политика не просто связаны друг с другом, но их связь детерминирована. Существует две версии их детерминации. Согласно ортодоксальному