ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1673
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 12. -
Най Дж. (мл.). Взаимозависимость и изменяющаяся международная политика // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. -
Поздняков Э.А. Системный подход и международные отношения. М., 1976. -
Удалое В.В. Баланс сил и баланс интересов // Международная жизнь. 1990. № 5. -
Цьшбурский В.Л. Геополитика для «евразийской Атлантиды» // Рго е1 Сойга. Т. 4. № 4. Осень 1999. -
АгапК. Ра1х е! Оиегге ейге 1ез пайопз. Р., 1984. -
ВааЧе В., 8тои1?М.-С. Ье ге1оигпешеп1 йи топйс. 8осю1о§1е йе 1а зсепе ийегпайопак. Р., 1992. -
ВатеиМ. 8оуеге1дпйу, ШйопаНзт апй Кедюпа1 Огйег гп Ше АгаЬ ЗШез'Зуйет // 1п1егпа1юпа1 Огдатхайоп. 49 (3). Зшптег 1995. -
ВшКеВ., 8тои1зМ.-С.Ье ге1оигпетеп1 йи топйе. Р., 1992. -
СНатауЗ.-Р. Ез8а1 депега1е йс 1а 81га1е§1с. Р., 1973. -
Ветепта/.-Р. Езфлззс йе ргоЫетайцие роиг ипс 8осю1о§1е йез гекйопз кйегпа&п-а1сз. ОгепоЬ1е, 1977. -
В)иго5е11е].-В. Тои1е етрГге реггга. ЬГпе У18юп Шеопцие йез гекйопз Гп1егпа1юпа1с8. Р., 1982. -
РегпегЗ.-Р, Ьез геМюпз ийегпайопакз. Ьез ас1еигз. Ьез Гопйетеп1з е! 1ез Ыйз. Ьез 1ес1иштие8. Р., 1996. -
Сеог&А А Ртоу18юпа1 ТПеогу оГ Спаз Мападетеп! // Ауокипд Шаг: РгоЫетз оГ Спа'з Мападетеп! Вои1йег Со1о, 1991. -
Запш I. Ь. &Мапп Ь. Баля'оп Макпд. КУ., 1979. -
ЗегуиК. Регсерйоп апй МТзрегсерйоп гп 1п1егпайопа1 РоШсз. Рппсе1;оп, N.1., 1976.
26. Зохе А. Керге§еп1аиоп йе§ аШапсе§ йап§ 1а поиуе11е §1га1е§1с агпепсатс // РоНйцие
е1гап§еге. Лг» 2. Е1е 1997.
-
ШйейНаПБ.Н. 81га1еду. №У., 1967. -
Ыпйетапп Тк. Ье§ «пео-1йеаЬ§1с§» е1 1'е1ийе йе 1а диегге // КР8Р. Уо1. 50. № 3. Лип 2000. -
Мег1е М. 8осю1о§1с йе§ ге1аиоп§ Рп1егпа1юпа1е§. Р., 1974. -
Мег1е М. Ьа роШцие е1гап§еге // Тгане йс §аепсе роШцие. Р., 1985. -
Миггау №. апй Оптйеу М. Рп1гойис1юп: Оп 81га1е§у // ТЬе Макшд оР 81га1е§у. >1.У, 1994.' -
Оздоой Ск. Е. Лп ЛИегпаЙуе 1о №аг ог 8иггепйег. ИгЬапа, 1962. -
Кояя О. Ьа поиуе11с сЬр1отаие // Ь11р://вд№№.шопйе-Й1р1оша11дие.Рг/2000/08/КО88/ 14128.Ыш1. -
Кгяяе-Карреп Тк. Со11есиуе 1йепи1у т а Бегпосгайс Согпгпипйу. ТЬе Са§е оР >)ЛТО // Р.З. Ка12еп§1еш (ей.). ТЬе СиНиге оР Ма1юпа1 8есип1у. №У, 1996. -
8епагс1епя Р. йе. Ьа ро1нщие 1п1сгпаиопа1е. Р., 1992. -
8тНк 8. Рп1егпа1юпа1 Ке1а1юп§ Тойау. ОхРогй. 1995. -
8(гап§е 8. Тотеагй а ТЬеогу оР Тгап§паиопа1 Егпр1ге // Е.О. Сгегпр1е1, Т.^ Ко§спаи (ей§.). АрргоасЬе§!*) №ог1й РоНис§ Рог 1Ье 1990§. Ьехтдгоп, М১., 1989. -
ТЬе Ри1иге оР №агеРаге // ТЬе Есопогш§1. МагсЬ 8, 1997. -
№епй( А. Со11есиуе 1йепи1у Роггпа1юп апй 1Ье Рп1егпа1юпа1 81а1е 8у§1егп // Лгпепсап РоЬиса1 8с1епсе Кеу1ете. 1994. 88 (2).
-
№о1/егя А. Вч§согй апй Со11аЬога1юп. ВаШгпоге, 1962. -
вдвдвд.вдЬгьеЬоше.аоу /№Н/8ОТШ0/
ГЛАВА 10
Национальные интересы: понятие, структура, методологическая и политическая роль
В данной главе рассматриваются три вопроса: содержание понятия «национальные интересы», его основные элементы, влияние глобализации на изменение его методологической и политической ролей.
Понятие «национальный интерес» («национальные интересы») известно с глубокой древности. С первых шагов формирования суверенного государства «национальный интерес» используется «государем» для объединения подданных перед лицом внешнего противника, служит оправданием завоевательных походов", выступает побудительным мотивом династических браков и т.п. Данное понятие было знакомо еще Фукидиду, который видел в интересе основу взаимоотношений Афин и Спарты и поведения их союзников. Еще в 1934 г. Ч. Берд утверждал, что «понятие «национальный интерес» способно стать объектом рационального понимания, конкретного определения, а также особого применения» (Веагс. 1934. Р. 22). В наши дни понятие «национальный интерес» широко обсуждается исследователями и политическими деятелями, журналистами и военачальниками. Этому понятию придается важнейшее значение в иностранной политике государства, в выяснении взаимовлияния внешних и внутренних факторов, в изучении перипетий международных отношений. Концепции национальной безопасности и военные, доктрины государств содержат обязательные ссылки на «национальные интересы», как на основу и исходный принцип выявления главных угроз суверенитету и территориальной целостности, определения приоритетов внешней политики, выработки оборонительной стратегии и экономического процветания.
И все же использование этого понятия оставляет место для дискуссий. Значение понятия «национальный интерес» как аналитического орудия и как инструмента политического действия продолжает быть предметом разногласий и споров, главным источником которых является несовпадение позиций но вопросам содержания и использования этого понятия в качестве аналитического инструмента и основы политического поведения.
1. Дискуссии о правомерности использования
и о содержании понятия «национальный интерес»
Сам факт широкого использования понятия «национальный интерес» не только реалистами-теоретиками и их сторонниками-практиками, но и представителями других теоретических и политических направлений заслуживает пристального внимания по крайней мере по двум причинам. Во-первых, он говорит о том, что, вопреки вульгарным представлениям,
в политике опора на «национальный интерес» вовсе не равнозначна стремлению к циничному использованию силы, коварству и вероломству. Правильно понятый «национальный интерес» предполагает признание права на существование, а также обязательное принятие во внимание и уважение интересов всех взаимодействующих сторон. Во-вторых, в теории сторонники реалистской парадигмы не обладают монополией на исследуемое понятие. Более того, как уже, было сказано выше и к чему еще придется вернуться позже, они заслужили вполне справедливую критику за односторонность и редукционизм своих взглядов, за недооценку позиций своих оппонентов (в том числе их понимания «национального интереса»). Не следует забывать и другое: при всем нынешнем несовершенстве наука о международных отношениях обязана своим статусом самостоятельной области знания именно теории политического реализма, сделавшей «национальный интерес» исходным пунктом всего своего анализа. Однако, принимая критику реалистской парадигмы (и, в особенности, ее претензий на исчерпывающее, «единоличное» объяснение международной жизни, отрицание состоятельности всех альтернативных подходов), не стоит забывать и о том, что реалистическая позиция и сегодня остается важной составной частью международно-политической науки. Государства никуда не исчезли, конфликты между ними продолжают существовать, дипломатическо-стратегическое поведение держав остается фактом мировой политики. Поэтому проблематика, составляющая основу реалистских исследований, сохраняет свое значение. Это и диалектика мира и войны, и дипломатическо-стратегические отношения, и угрозы государственной безопасности, и союзы, и системы равновесия, и межгосударственные переговоры, и Лгшк Соп1го1 и т.п. (вся проблематика, относящаяся к так называемой высокой политике). Сохраняет свое аналитическое и политическое значение и понятие «национальный ин-терес»1.
Вот почему стоит немного остановиться на том содержании, которое вкладывал в данное понятие один из «отцов-основателей» теории политического реализма Ганс Моргентау. Основные положения этого содержания таковы:
1. «Национальный интерес» — объективная данность. Он основан на своеобразии географического положения государства и вытекаю-
1 Здесь мы временно отвлекаемся от изменения его содержания, как и от методов, используемых сторонниками классической школы при анализе международных реалий.
щих из этого особенностей его экономического, политического и культурного развития, с одной стороны, а также на особенностях человеческой природы — с другой. Поэтому «национальный интерес» представляет собой стабильную основу международной политики государства. Геополитическое положение государства и его окружения, природа тех угроз и вызовов, которым оно противостоит, так же как и социокультурные традиции его населения и структурные особенности его внешней торговли, не меняются каждый день и поэтому не зависят от произвола или субъективных предпочтений «государей». С точки зрения Г. Моргентау, «национальный интерес» содержит два основных элемента: центральный (постоянный) и второстепенный (изменчивый). Второстепенный элемент представляет собой не что иное, как конкретную форму, которую коренной «национальный интерес» принимает в пространстве и времени. Центральный интерес состоит из трех факторов: природы интереса, который должен быть защищен, политического окружения, в котором действует интерес, и рациональной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств (см. об этом: Цыганков АЛ. 1992. С. 163-164).
2. «Национальный интерес» вполне поддается рациональному осмыслению государственных деятелей. Последние обязаны исходить из того, что хорошая политика — это рациональная политика, опирающаяся на правильно понятый «национальный интерес». Это предполагает осознание того факта, что отличительным качеством политики, в том числе и международной, является борьба за власть. Объективное противоречие, с которым сталкиваются как исследователь, так и «государь», состоит в том, что сама природа власти препятствует «глубокой рационализации, порождает моральные дилеммы, политические риски и интеллектуальные неожиданности» (там же. С. 168). Суть рационального подхода предполагает признание этой особенности политических отношений, что означает необходимость учитывать ее и разумно использовать на основе «национального интереса». Рациональный подход очерчивает рамки возможного в политике, указывает на препятствия объективного характера, которые не позволяют навязать сопротивляющейся реальности ту или иную умозрительную схему, сколь бы привлекательной она ни была. Любые попытки устранить эти препятствия, продиктованы ли они заботой о практических результатах, стремлением ли к надежному предвидению или к преодолению неопределенности политики