Файл: П. А. Цыганков Теория международных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1603

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ыег$1акег апй 1УеЪег, ей§.). Таким образом, у конструктивистов межгосударственное сотрудничество достигается легче (хотя оно, по-видимому, и не так долговечно), ибо оно не стеснено, по большому счету, даже рамками государственного суверенитета. Межгосударст-

венное сотрудничество достижимо даже там, где для институционалис-тов оно невозможно, и может стать результатом взаимоадаптации идентичностей договаривающихся сторон1.

Что же касается представителей французской школы социологии международных отношений, то, с их точки зрения, принципиальное значение для анализа сотрудничества государств имеет изучение тех сдвигов, которые происходят во взаимодействии государств и новых участников международных отношений. Межгосударственное сотруд­ничество, подчеркивает, например, Бертран Бади, сегодня уже нельзя анализировать без учета тех изменений, которые отличают современ­ность от Вестфальской системы международных отношений. В наши дни государство уже не только не единственный, но и не во всех отношениях господствующий актор международной сцены. Усиление вза­имозависимости и процессы мондиализации имеют следствием появ­ление фундаментально новых тенденций в мировой политике. Во-пер­вых, происходит автономизация деятельности транснациональных акторов — этнических, религиозных, культурных, профессиональных и иных групп, мульти национальных фирм, представителей рыночных, коммуникативных, информационных, и миграционных потоков, а также диаспор, мафиозных кланов, выдающихся личностей, «частных» лиц и т. п. В этих условиях государственный суверенитет подрывается «расщеплением» лояльности индивида между тремя относительно самостоятельными сферами — государством, транснациональными се­тями и социокультурными сетями. Во-вторых, формируемые многооб­разными процессами идентификации (этнической, религиозной, ком-мунитарной...) новые акторы все более успешно претендуют на свою собственную роль в международной жизни, стремясь оказывать влияние на ее структуру, действующих лиц, возникающие между ними кон­фликты. Важной особенностью происходящих перемен является то, что указанные процессы способствуют дестабилизации всей системы международных отношений, сложившейся в итоге Вестфальских дого­воров.

При этом мощным источником дестабилизации становится заим­ствование государством методов и средств сотрудничества, присущих новым международным акторам. В поисках новых форм легитимности

1 Кристин Сильвестер предложила в этой связи использовать иное, ранее не практи­ковавшееся исследователями определение эмпатетического сотрудничества, которое представляет собой процесс взаимоадаптации позиций, происходящий, когда одна сто­рона внимательно прислушивается к проблемам, страхам и тревогам другой вместо того, чтобы руководствоваться лишь разрешением своих собственных проблем и тревог {8у!уез1ег.1994. К 317).

государство все чаще идет на замещение отношений гражданской со­лидарности рыночными отношениями, групповыми связями, трансна­циональной солидарностью. Все чаще делая скидки на групповую идентификацию (и групповую исключительность), идя на уступки и компромиссы во взаимодействии с новыми акторами, государство ак­тивно способствует разрушению главных принципов, составляющих саму основу, его легитимности: суверенитета, территориальности, по­литического представительства (Еае. 1997)1.

Из сказанного вытекает, что особенности межгосударственного со­трудничества в современных условиях не могут быть правильно поняты, если не учитывать м не подвергать анализу по крайней мере два фундаментальных обстоятельства: во-первых, то, что «чистого» меж­государственного сотрудничества сегодня уже не существует, и во-вто­рых, то, что радикальное противопоставление внутренней и внешней политики и полное делегирование гражданами первой из них государ­ству принадлежит прошлому (Вай1е. 1997).

Таким образом, социологический подход расширяет возможности исследования межгосударственного сотрудничества, обладая опреде­ленными преимуществами по сравнению с «реалистическим» и «ре­жимным» подходами. Рассматривая конфликт и сотрудничество в не­разрывной связи, социологический подход, в отличие от других пара­дигм, ставит сотрудничество на первое место, отдает ему приоритет, считает его ведущей стороной взаимодействия. Проблеме сотрудниче­ства тем самым придается'динамичность, ее анализу — многоаспект-ность: социологический анализ не ограничивается одной или даже не-
1 Чтобы развить данную идею Б. Бади, добавим: пример того, к чему способны при­водить подобные компромиссы — мало известный широкой общественности договор АМ1 (Ассогй тШШа1ега1 зиг Гтуезижетспт), переговоры но которому ведутся в рамках ОЭСР еще с 1995 г. и текст которого на февраль 1998 г. был готов на 90%. Это договор, дающий мультинациональным обществам право на прямое судебное преследование пра­вительств за нанесение ущерба своим интересам и обязышающий государства выплачи­вать соответствующие компенсации за любую политику или публичную деятельность, которая привела бы к уменьшению их прибылей. Хотя, как и большинство международ­ных договоров, АМИ устанавливает серию прав и обязанностей, он фундаментально отличается - от других договоров: за международными предприятиями и инвесторами резервируются права, а за правительствами — все обязательства. Более того, беспреце­дентная инновация состоит в том, что вступившие в АМИ государства не могут выйти из договора в течение 20 лет, после чего он остается обязательным еще 15 последующих лет. Наконец, АМИ трансформирует процесс осуществления власти во всем мире, под­чиняя директивам мультинационалий множество функций, которые в настоящее

время осуществляются государствами, включая применение международных договоров. АМИ дает частным предприятиям и инвесторам те же права и тот же статус, что и националь­ным правительствам в отношении применения его положений. (Подробнее об этом см» Мопйе йркогпайцие. Реупег. 1998. Р 22).

сколькими областями, а пронизывает их все. Социологический подход не нуждается в предварительном решении вопросов, с которыми постоянно сталкиваются другие подходы к исследованию межгосударственных конфликтов — таких вопросов, как международная анархия, распределение выгод, детерминизм в соотношении внутренней и внеш­ней политики, государственные и частные акторы и т.п. Поэтому данные вопросы в его рамках утрачивают свое значение труднопреодолимых препятствий (подробнее об этом см.: Цыганков П.А., Цыганков А.П. 1999).

В то же время и в социологическом подходе есть свои недостатки и нерешенные вопросы. Во-первых, они являются следствием основной для современного социологического подхода идеологии, т. е. либе­рализма. Отсюда определенный налет утопичности, проявляющийся в утверждениях о доминировании глобального интереса как побудитель­ного мотива и общей причины сотрудничества, о движении к всеобщей гармонии как результате гармонизации частных интересов (8тои1з. 1998. Р. 152). Существование общего интереса объективно бесспорно и даже субъективно осознано. Но интересы национальные, частные, групповые и т. п. вовсе не отошли на второй план даже при всей очевидной справедливости метафоры «одной лодки», применяемой для характеристики накопившихся перед человечеством проблем. Как и в широко известной дилемме заключенных, несмотря на явные потери в случае некооперативного поведения, игроки все же ведут себя эгоис­тично. Это вопрос доверия, дефицит которого является постоянным фактом международных отношений, в том числе (а, возможно, еще в большей степени, чем прежде) и в условиях нынешней эпохи размы­вания основ вестфальской системы. В формирующейся системе «плю­ралистической однополярности» (Богатуров. 1996) взаимная зависи­мость от сохраняющей свое значение государственной независимости заставляет каждое государство относиться к другому с недоверием. Высокая степень взаимозависимости не исключает высокой вероятности конфликта и не создает наилучших условий для развития со­трудничества.

5. Сотрудничество и интеграционные процессы

В последнее время в специальной литературе понятия «сотрудничество» и «интеграция» все чаще разводятся: если межгосударственное со­трудничество не идет дальше рамок, ограниченных суверенитетом, то Интеграция, напротив, означает передачу части суверенитета «в общий котел» интегрирующихся государств (см., например: КиЪгсек. 1997. Р. 653). Здесь действительно существует серьезная аналитическая про­блема, касающаяся одного из наиболее широко обсуждаемых сегодня понятий, а именно понятия суверенитета. В то же время исходя из рассматриваемых нами аспектов, интеграция вполне вписывается в вышеприведенное определение сотрудничества и потому не противо­речит ему, а представляет собой, как отмечают некоторые авторы, выс­ший тип межгосударственного сотрудничества.

Как бы многообразны ни были сферы и направления международно­го сотрудничества и как бы велико ни было их значение, центральным и наиболее важным моментом международного сотрудничества остается политическое сотрудничество. От его эффективности во многом зависит решение задач взаимодействия в других областях. Особое значение при­обретают вопросы политической интеграции, которая тесно связана с экономической интеграции, однако не сводится к ней и не представляет собой явление «вторичного» или «надстроечного» порядка.

В отечественной литературе осмысление интеграционных процессов было связано с развитием и институализацией западноевропейского сотрудничества, а также сотрудничества стран — членов СЭВ, и ог­раничивалось главным образом обсуждением экономических аспектов проблемы. В основу этого осмысления была заложена идеологическая установка, суть которой сводилась к перепеву старой ленинской догмы, в соответствии с которой Соединенные Штаты Европы либо невоз­можны, либо реакционны (Шишков. 1993). «В рамках капитализма, — писал, например, в 1963 г. один из авторов, — «интегрируются» не только экономические потенциалы разных стран, но и все пороки и противоречия их экономики, во много раз увеличиваемые «интегра­цией». Именно поэтому капитализм не в состоянии обеспечить под­линного сближения наций» (цит. по: там же. С.59). Сближение наций было возможно лишь благодаря «социалистической интеграции». Дальнейшая разработка проблемы, как показывает Ю.В. Шишков, под давлением практических потребностей постепенно принимала более содержательный характер. И тем не менее, в силу «естественных» и понятных причин, освободиться от идеологических установок и эко­номического детерминизма советской науке не удалось.


В политическом отношении международная интеграция представля­ет собой более высокую — по сравнению с вышеназванными — форму сотрудничества. Это создание единого политического сообщества на ос­нове союза двух или более политических единиц (ВгаШагё. 1997. Р.135). «Интеграция, — пишут П.-Ф. Гонидек и Р. Шарвэн, — это одновременно процесс и состояние, включающее в себя тенденцию к замене раздроо-ленных международных отношений, состоящих из независимых единиц, новыми более или менее широкими объединениями, наделенными ми­нимальными полномочиями принимать решения либо в одной или не­скольких определенных областях, либо во всех областях, которые входят в компетенцию базовых единиц. На уровне индивидуального сознания интеграция призвана породить лояльность и приверженность новому объединению, а на структурном уровне — участие каждого в его под­держке и развитии» (Оотёес, Скагот. 1984. Р. 435).

С точки зрения географических масштабов объединительных про­цессов различают глобальный, региональный, субрегиональный уровни интеграции. Существуют также различные этапы, или фазы, интеграции: от связей взаимозависимости в рамках плюралистической международ­ной системы, или стремления «встроиться в систему цивилизованных государств», до формирования единой политической общности. Хотя единая политическая общность является скорее идеальным типом, а как феномен реальной практики международных отношений не существует. Суть же интеграционного политического процесса, его главная тенден­ция направлена на выход за рамки простой координации внешних политик и на постепенную передачу суверенитета новым коммунитар-ным структурам. Поэтому первые исходные ступени (вроде только что названных) могут быть отнесены к процессу интеграции лишь условно.

Научное исследование проблемы интеграции связано с осмыслением реальных интеграционных процессов (начиная с попытки создания в довоенный период Лиги Наций и вплоть до нынешних усилий США, Канады и Мексики по формированию североамериканского эконо­мического союза) и направлено на то, чтобы выявить в них общие тенденции, связанные с причинами, детерминирующими факторами, основными чертами данного феномена, наиболее продвинутой формой которого является сегодня Европейский союз (до ноября 1993 г. называвшийся Европейским экономическим сообществом). Наиболее известными в исследовании проблемы интеграции являются три тео­ретических направления, или три научные школы: школа функциона­лизма и неофункционализма, школа федерализма и школа трансна­ционализма (или «плюралистическая школа»).