Файл: 1. Теоретические основы государственной политики в отношении малого бизнеса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заключение

Малое предпринимательство играет большую роль в социально-экономическом развитии страны в целом. Малый бизнес обеспечивает наличие рабочих мест, создаёт конкуренцию на рынке, и является производителям и создателем новых технологий. Становится бесспорной необходимость результативной политики, направленной на поддержку малого и среднего бизнеса.

Тем не менее, Россия находится на начальной стадии формирования малого предпринимательства. В приоритете на современном этапе ожидается одновременно увеличение числа предприятий и рост уровня их выживаемости, а также повышение вклада малого предпринимательства в ВВП и снижение показателей безработицы.

В настоящее время в России, как на федеральном, так и на региональном уровнях, малое и среднее предпринимательство осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами и организационными основами. В государственной программе развития экономики выделена значимость развития предпринимательства. На территории многих субъектов, в том числе и в Ростовской области, существуют свои проекты и программы, которые направлены на развитие малого и среднего бизнеса с использованием различных видов поддержки, такой как: финансовая, правовая, образовательная, консультационная, информационная.

Для результативного развития малого бизнеса необходимо постепенно отказаться от методов прямой финансовой поддержки и перейти к формам косвенного стимулирования предпринимательской деятельности. Повышению квалификации предпринимателей, посредством развитию у них профессиональных навыков и компетенций должно уделяться особое внимания, и конечно, предоставлению консалтинговых услуг. Важную роль играет инфраструктура развития малого бизнеса. Следует расширять сеть объектов бизнес инфраструктуры, с помощью которых организовывать центры доступа к новому и высокотехнологичному оборудованию. Основываясь на этих рекомендациях, ожидается существенный рост развития малого и среднего бизнеса в различных секторах и отраслях производства. Для большего эффекта рекомендуется использовать комплекс мер, особенно если это касается муниципальных образований, которые находятся на низком уровне развития. Для создания благоприятной среды для ведения бизнеса стоит уделить внимание снижению административных барьеров, среди которых сложные и затратные процедуры, высокие требования и ограничения. Для этого необходимо усовершенствование
нормативно правовой базы, через развитие института оценки регулирующего воздействия, а также структурных образований по защите прав предпринимателей.

Конечно, в первую очередь, получать поддержку должны организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в приоритетных отраслях, именно от них зависит социально-экономическое развитие области. Немаловажным является и поддержка социально-ориентированных субъектов малого бизнеса.

Механизм поддержки малого и среднего бизнеса и приоритетные направления этой поддержки формируются в каждом регионе в соответствии с экономической ситуацией, не нарушая требований федерального законодательства. Механизм региональной поддержки малого и среднего бизнеса включает в себя нормативно-правовое регулирование, систему органов исполнительной власти субъекта РФ, образующих инфраструктуру поддержки МСП, а также инструменты этой поддержки. В регионе используются такие формы поддержки МСП, как финансовая, имущественная, консультационная, информационная, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников МСП. Данные формы поддержки содержат в себе определенные инструменты поддержки, которые имеют место быть в определенных экономических условиях, сложившихся в регионе.

Нормативно-правовое регулирование поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в Российской Федерации имеет обширную нормативно-правовую базу. Основным нормативным документом, регулирующим поддержку МСП, является Федеральный закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», в котором указаны такие формы поддержки МСП, как финансовая, имущественная, информационная, консультационная. Помимо этого, меры поддержки субъектов МСП закреплены в иных нормативных актах Российской Федерации, нормативных актах субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

Городской округ Домодедово относится к крупнейшим муниципальным образованиям и динамично развивающимся территорий Московской области. Постоянно проживающее население городского округа Домодедово на начало 2018 года составляло 179 228 человек. Ежегодное увеличение темпов роста постоянного населения предполагается в среднем на уровне 102,8%. Таким образом, численность постоянного населения городского округа согласно прогнозным данным в 2024 году может увеличиться на 32,5 тыс. человек по сравнению с уровнем 2018 года.



Учитывая необходимость обеспечения удовлетворения основных жизненных потребностей населения в товарах, работах и услугах, создании рабочих мест, ключевым фактором устойчивого социально-экономического роста территории является развитие малого и среднего предпринимательства, а также создание благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения инвестиций в экономику муниципалитета.

По данным реестра Федеральной налоговой службы в 2018 году на территории округа осуществляли деятельность более 8 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе – 4,9 тыс. индивидуальных предпринимателей, среднесписочная численность которых составляла более 24 тыс. чел, а объем инвестиций превышал 1,4 млрд. рублей.

Результаты работы малых предприятий говорят о росте положительной динамики в их деятельности. Продолжает увеличиваться рост среднесписочной численности работников. Увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и доля малых предприятий в выпуске товаров и рыночных услуг по отраслям экономики.

В результате осуществления изложенных в третьей главе рекомендаций по совершенствованию финансово-кредитного механизма государственной поддержки малого предпринимательства в России система развития государством малого предпринимательства может принять форму, в которой нуждается, сформируется благоприятствующая атмосфера для развития малого предпринимательства на всех уровнях власти. Управление такой государственной системой с эффективным инструментарием имеет огромный потенциал, особенно в сравнении с действующей системой.

Динамика последних лет показывает, что малый бизнес в России скорее стагнирует, чем развивается, но увеличение эффективности государственной поддержки вполне способно переломить данную тенденцию. Государству необходимо активнее участвовать в улучшении положения малых предприятий, потому что существующие механизмы поддержки работают неэффективно.

Таким образом, субъекты малого предпринимательства России имеют ряд особенностей, сдерживающих динамичное развитие малого предпринимательства. Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым предпринимательством, а их целое множество, российский малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития. Как правило, меры поддержки малого предпринимательства в нашей стране не учитывают широкого спектра разнообразия предпринимательской деятельности и носят узконаправленный характер. Существуют большие непреодолимые для малых предприятий барьеры получения государственной помощи, с которыми нужно бороться. Особая роль в развитии малого предпринимательства отводится государству: поддержка бизнеса должна
носить комплексный и стратегический характер, стать новым национальным приоритетом и вылиться в строительство полноценной инфраструктуры и благоприятной бизнес среды.

Список использованных источников



  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020]. – Доступ из справ.- правовой системы Консультант Плюс. – Текст: электронный.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2: [прият Государственной думой 22 декабря 1995 года]. – Доступ из справ.- правовой системы Консультант Плюс. – Текст: электронный.

  3. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 №4-ФКЗ: [прият Государственной думой 27 октября 2020 года]. – Доступ из справ.- правовой системы Консультант Плюс. – Текст: электронный.

  4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон № 131-ФЗ: (с изменениями и дополнениями): [прият Государственной думой 16 октября 2006 года]. – Доступ из справ.- правовой системы Консультант Плюс. – Текст: электронный.

  5. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ: (с изменениями и дополнениями): [прият Государственной думой 07 июля 2004 года]. – Доступ из справ.- правовой системы Консультант Плюс. – Текст: электронный.

  6. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 N№25-ФЗ: (с изменениями и дополнениями): [прият Государственной думой 07 февраля 2007 года]. – Доступ из справ.- правовой системы Консультант Плюс. – Текст: электронный.

  7. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ: (с изменениями и дополнениями): [прият Государственной думой 19 декабря 2008 года]. – Доступ из справ.- правовой системы Консультант Плюс. – Текст: электронный.

  8. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ: [прият Государственной думой 06 июля 2007 года]. – Доступ из справ.- правовой системы Консультант Плюс. – Текст: электронный.

  9. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ: [прият Государственной думой 08 июля 2006 года]. – Доступ из справ.- правовой системы Консультант Плюс. – Текст: электронный.

  10. О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации: (с изменениями и дополнениями): [Указ Президента РФ от 04.04.1996 №491]. – Доступ из справ.- правовой системы Консультант Плюс. – Текст: электронный.

  11. О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства: (с изменениями и дополнениями): [Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2015 г. № 287]. – Доступ из справ.- правовой системы Консультант Плюс. – Текст: электронный.

  12. О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации: (с изменениями и дополнениями): [Указ Президента РФ от 16.03.2022 N 121]. – Доступ из справ.- правовой системы Консультант Плюс. – Текст: электронный.

  13. Экономическое развитие и инновационная экономика» (Подпрограмма «Развитие МСП»): (с изменениями и дополнениями): [утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 316]. – Доступ из справ.- правовой системы Консультант Плюс. – Текст: электронный.

  14. Порядок разработки и реализации муниципальных программ городского округа Домодедово Московской области: [утв. Постановлением администрации ГО Домодедово от 16.10.2020 № 2223]. – Доступ из справ.- правовой системы Консультант Плюс. – Текст: электронный.


15. Адам Смит, Исследование о природе и причинах богатства народов.» — Серия: Антология экономической мысли. — М.: Эксмо, 2007. — С. 960.

16. Александрова А., Гришина Е. Неравномерность развития муниципальных образований // Вопросы экономики. — 2019. — №8. — С. 97-105.

17. Артемова, О.В., Нестеренко, И.Ю., Жилина, Т.А. Финансовые инструменты регионально политики поддержки малого и среднего предпринимательства // Социум и власть. - 2021. - №3 (65). - С.86-93

18. Афанасьев В.О. Малый бизнес: проблемы становления. // Российский экономический журнал. —2019. — № 8. — С. 6-23.

19. Барахтов, В.И., Белова, И.А. Государственные программы поддержки малых и средних предприятий в России // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2021. - №1.- С.1-16

20. Баринова, В.А., Красносельских, А.Н. Поддержка малого и среднего предпринимательства на региональном уровне: международный опыт и российские особенности // Экономическое развитие России. - 2022. - №1 (26). - С. - 55-62

21. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Учебник/ А.В.Бусыгин. -М.: Финпресс, 2000. - 674с.

22. Буров В. Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие —М.: Чита, 2021. — 441 с.

23. Бутова Т.В., Ерхов М.В. Власть и бизнес в современном обществе— М.: Маросейка, 2018. — 192 с.

24. Бухвальд Е. М. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года: амбиции и реалии// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. — № 1(43). — С. 66-80.

25. Быковская, Ю.В., Иванова, Л.Н., Сафохина, Е.А. Малое и среднее предпринимательство в современной России: состояние, проблемы и направления развития // Вестник Евразийской науки. - 2022. - №5 (10). - С.1- 16

26. Гулин, К. А. Основы предпринимательства: учебное пособие / К. А. Гулин, А. Е. Кремин. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2019. - 106 с.

27. Гурьянов П.А. Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. — 2020. — № 10 (10). — С. 3-12.

28. Гурьянова Л.С. Модель анализа асимметрии регионального развития // Проблемы экономики. — 2021. № 2. — С. 27-33.

29. Журавлева, К.А. Понятие и сущность малого и среднего предпринимательства // Молодой ученый. - 2021. - №39 (225) - С.71-72

30. Кальная, А.Ю., Семенова, Н. В. Анализ основных проблем и тенденций развития субъектов малого предпринимательства в РФ // Европейский журнал социальных наук. - М.: АНО «Международный исследовательский институт», 2020. - №11. С.91-96.

31. Кашанина Т. В. Юридическая техника: учебник/Т. В. Кашанина. -2-е изд., пересмотр. -Москва: Норма-Инфра-М, 2011. -496 с.