Файл: 1. Теоретические основы государственной политики в отношении малого бизнеса.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С учётом постоянно меняющегося спроса, введения новых технологий необходимо повышение уровня квалификации и формирование необходимой компетенции работников субъектов малого и среднего предпринимательства; осуществление мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства для того, чтобы уровень развития оставался на должном уровне.
Так, с помощью создания сайта центра развития и поддержки предпринимательства и раздела «Онлайн обучение», где необходимо публиковать видеоматериалы по основным вопросам бизнеса, с помощью этого можно повысить уровень знаний сотрудников малых и средних предприятий. Весь набор учебных видеороликов должен быть разбит по темам и может включать в себя разделы такие как:
— Введение в бизнес (основы предпринимательской деятельности: как освоить нишу, как построить бизнес-план).
— Правовые аспекты (объяснение нормативно-правовой базы, основные аспекты государственного регулирования бизнеса, разъяснение основных прав и обязанностей).
— Налогообложение (наличие существующих режимов налогообложения, порядок уплаты налогов и проведения налоговых проверок).
— Менеджмент (основные принципы управления и маркетинга, реклама, PR, управление персоналом).
— Инновации в бизнесе.
Видеоматериалы, размещенные на странице центра развития и поддержки предпринимательства, могут служить дополнительным механизмом распространения информации.
Формирование необходимых навыков ведения предпринимательской деятельности, развитие предпринимательской грамотности предлагается путем проведения ежегодной серии семинаров-практикумов «Начальная школа бизнеса», а также создание «Бизнес-форума» для студентов на базе университетов с целью получения знаний в сфере бизнеса. «Бизнес-форум» — это хорошая возможность для молодёжи, интересующейся бизнесом, обменяться мнениями о различных ситуациях в мире, перенять опыт у спикеров, заострить внимание общественности на каких-либо особенно острых и актуальных проблемах и, конечно же, это возможность популяризации предпринимательской деятельности.
Так же очень важна информационная поддержка, она осуществляется путем размещения, на официальном сайте муниципальных образований следующей информации:
— о деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе;
— о мероприятиях по содействию развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемых организациями, включенными в Реестр;
— информации, предусмотренной ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
С целью оказания информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства следует создать раздел «Малый и средний бизнес» на официальном сайте всех муниципальных образований. В разделе должна размещаться актуальная информация по вопросам осуществления предпринимательской деятельности, по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании, информация об условиях кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства банками городских округов и прочее.
Для того чтобы помочь представителям бизнеса решать существующие вопросы необходимо создать центр развития и поддержки бизнеса, чтобы активно проводить консультации для бизнесменов. В настоящее время существует проблема: недостаток информации о существующих и проводимых мероприятиях. Зачастую бизнесмены даже не знают, что им может быть оказана помощь со стороны органов власти, поэтому есть необходимость в информировании предпринимателей о проводимых мероприятиях на крупных медиа платформах, например:
1) Создание и активное продвижение аккаунта центра развития и поддержки предпринимательства в популярных социальных сетях. Эти аккаунты должны содержать последние новости, изменения в бизнес-среде, анонсы мероприятий, организованных Центром развития и поддержки предпринимательства. Наряду с этими мероприятиями, нужно задействовать информационные интернет ресурсы Центра развития и поддержки предпринимательства, Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка, администрации городов, а также некоммерческих организаций и других объектов бизнес-инфраструктуры.
2) Осуществление распространения сообщений, в которых содержится материал о разъяснении новых программ поддержки малого и среднего предпринимательства, преобразований уже реализующихся программ, а также мероприятий, которые организуются Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка. Распространение может происходить по всем существующим у Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка каналам (письмо, электронная почта, телефон, факс). Конечно, этот вид предоставления информации потребует определённых материальных затрат, на основании чего необходимо расставить приоритеты, чтобы уменьшить величину издержек. Первыми должны получать данную рассылку предприятия, которые работают в секторе приоритетных отраслей, вторыми - малые и средние предприятия, которые уже имели какую-то поддержку.
3) Сотрудничество Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка, центра развития и поддержки предпринимательства и представителей других объектов инфраструктуры развития бизнеса для участия и проведения тематических мероприятий, бизнес-выставок и форумов. Главная задача - это донесение информации до предпринимателей о деятельности исполнительных органов государственной власти некоммерческих организаций по развитию малого и среднего бизнеса. В ходе данного мероприятия спикеры в лице уполномоченных сотрудников, ответят на вопросы, которые интересуют предпринимателей по реализации программы государственной поддержки малых и средних предприятий.
Кроме того, предлагается на таких мероприятиях предлагать и продавать продукцию, что будет служить некой рекламой. Площадками для реализации такого рода мероприятий могут стать бизнес-инкубаторы, технопарки и другие объекты инфраструктуры развития бизнеса.
В числе общих рекомендаций хотелось бы отметить необходимость планомерного перехода от механизмов прямой поддержки к механизмам косвенной, активное развитие бизнес-инфраструктуры, а также особое внимание уделить приоритетным отраслям малого и среднего предпринимательства.
При проведении данных мероприятий ожидается рост показателей в городских округах, которые существенно отстают от городов, имеющих высокий уровень развития, а также городские округа, которые имеют высокий уровень развития, продолжат своё развитие.
3.3 Проблемы и направления совершенствования финансово-кредитного механизма поддержки малого бизнеса
Актуальность совершенствования финансово-кредитного механизма поддержки малого бизнеса обоснована сложной экономической ситуацией в стране и необходимостью предоставления льготных условий для развития малого предпринимательства.
Существует проблема нехватки свободных собственных финансовых ресурсов, а также недоступность кредитных банковских продуктов для малого предпринимательства. При выдаче кредитов банки хотят быть уверены в их возвратности. Для этого банки формируют качественные требования к заемщикам, которые малые предприятия не могут удовлетворить, особенно, если находятся в начальной стадии своего развития. Банками требуются залоговое имущество в качестве гарантии и обеспеченности выплат по предоставленной кредитной линии, безукоризненная репутация на рынке, высокая рентабельность деятельности предприятия, которая подтверждается финансовой отчетностью, которая не всегда бывает справедливой, ведь предприниматели уходят от налогов, уменьшая налоговую базу. А если предприятие не может удовлетворить данные предписания банков, то либо оно остается без финансирования, либо получает в банке кредитную линию под завышенные проценты. И то, и другое ставит жизнеспособность предприятия на рынке под угрозу.
Еще одной проблемой является политическая ситуация, от которой непосредственно зависит и экономическая ситуация. Особенно остро этот вопрос встал, когда страны ЕС и США ввели в отношении нашей страны санкционные меры экономического характера, что повлекло за собой ответные антисанкционные действия со стороны уже России. Российские предприятия потеряли рынок сбыта в лице западных стран, снизилась конкуренция на внутреннем рынке, снизился предлагаемый ассортимент продукции на внутреннем рынке, а значит отсутствует стимул развития для местных предприятий, снижаются обороты не только компаний, но и замедляется рост экономики страны, что не позволяет государству получать финансовые ресурсы, которые можно потратить на стимулирование развития малых предприятий.
Стоит отметить, что финансово-кредитная система государства не является идеальной. И это проблема в сфере государственной поддержки малого предпринимательства. Государственные программы по поддержке малого предпринимательства предполагают, что финансирование и кредитование малых предприятий происходит на возмездной и безвозмездной основе в условиях жесткой регламентированности. Однако практика показывает, что использование средств, выделенных государством на развитие малого предпринимательства, обладает низкой эффективностью. Отсутствует четкая прописная процедура расходования и отчетности перед ответственными органами власти выделенных средств, кроме этого, до сих пор случаются и выявляются ситуации использования финансирования, полученного от государства, не в соответствии с целевым их применением. И это происходит не только из-за недобросовестности получателей государственной помощи, но и даже из-за отсутствия банальной финансовой и правовой грамотности, профессиональных компетенций у большей части населения и предпринимателей, в частности, которые приводят к ошибкам, преследуемым законодательством. Также это говорит о низкой информированности населения о государственных программах и отсутствии действительно действующий консультативных программ по этому поводу со стороны государственных органов или специализированных фондов.
Итак, теперь предметно рассмотрим проблемы реализации государственных программ поддержки малого предпринимательства и предлагаемые направления по совершенствованию финансово-кредитного механизма государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Начнем с пересмотра инструментов государственной финансовой поддержки малого предпринимательства
Таблица 11 - Основные проблемы инструментов государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и пути их решения
Описание проблемы | Пути решения |
МСП Банк работает на конкурентных рынках кредитования и фактически не является институтом развития | Рассмотреть возможность сосредоточить деятельность МСП Банка на работе по проектному финансированию инновационного бизнеса, производственных стартапов и иных приоритетных направлений малого предпринимательства |
Малое количество выданных гарантий и поручительств Национальной Гарантийной Системы (НГС) | НГС увеличить число уникальных субъектов малого предпринимательства, получивших поручительство/гарантии в два раза. Провести докапитализацию РГО |
Отсутствие у субъекта малого предпринимательства понимания в причинах отказа со стороны НГС | Обязать участников НГС предоставлять информа-цию о причинах отказов по запросу субъекта ма-лого предпринимательства (в случае если информа-ция получена из открытых источников данных) |
Длительное и бюрократизирован-ное раскрытие гарантии со стороны участников НГС - снижается степень заинтересованности банков в таком обеспечении | Ввести уведомительный порядок получения банками до 70 % от гарантий (поручительств), выданных участниками НГС в качестве обеспечения по кредитам |
Деятельность Региональных гарантийных обществ (РГО) не достаточно эффективна | Формировать Совет РГО на принципах представительности всех заинтересованных сторон, прежде всего бизнеса и банковских экспертов |
Лизинговые программы Региональных лизинговых компаний РЛК) востребованы МП - не требуется обеспечение | Увеличить лимиты для РЛК. Субсидировать их ставки. |