Файл: 1. Теоретические основы государственной политики в отношении малого бизнеса.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изучив экономические теории развития предпринимательства, можно сделать вывод, что ни в одной из них не указана главная цель предпринимательства, а именно, получение прибыли, когда современные нормативно-правовые документы, напротив, выделяют ее главной.
Таблица 1 - Сравнительная характеристика качественных показателей классификации предприятий по размеру
| Малое предприятие | Крупное предприятие | ||
| Управление бизнесом | |||
| Предприниматель-собственник | Наёмный менеджер | ||
| Отсутствие планирования | Комплексное планирование | ||
| Перегруженность личными обязан-ностями, нагрузка сотрудников зависит от их индивидуальных их качеств | Чёткая разграниченность должностных обязанностей | ||
| Участие работников и собственников предприятия во всех сферах деятельности компании, в т.ч. в принимаемых управленческих решениях | Отделение работников от большинства сфер деятельности компании и от принимаемых управленческих решений | ||
| Обязательное наличие лидерских качеств у менеджмента компании | Необязательное наличие лидерских качеств у менеджмента компании | ||
| Организация | |||
| Линейная система организации с прямым подчинением, ориентированная на предпринимателя | Сложная структура управления, линейная независимость | ||
| Высокая гибкость системы организации, которая обеспечивается низкой степенью формализованности компании, прямыми каналами передачи информации, низким уровнем проблем с координацией | Низкая степень гибкости, наличие забюро-кратизированных каналов передачи управленческой информации, высокий уровень проблем с координацией в компа-нии, высокая степень формализованности организации и управления | ||
| Персонал рсонал | |||
| Высокая мотивация к интенсивному труду | Низкая степень мотивации к интенсивному труду | ||
| Тенденция к преобладанию разноплановых профессиональных знаний и умений | Преобладает ярко выраженная узкая специализация работников компании | ||
Производство | | |||
Трудоёмкое | Капиталоёмкое | | ||
Низкая степень разделения труда | Высокая степень разделения труда | | ||
Небольшие возможности снижения издержек при низкой производительности | Наличие больших возможностей снижения затрат при низкой производительности | | ||
Сбыт | | |||
Высокая степень гибкости системы | Низкая степень гибкости системы | | ||
Удовлетворение небольшого объёма индивидуального спроса на ограниченном рыночном сегменте | Удовлетворение существенного объёма спроса на широком рыночном сегменте | | ||
Материальное обеспечение и поставщики | | |||
Узкая база поставщиков и слабая договорная позиция | Широкая база поставщиков и высокая договорная позиция с ними | | ||
Финансирование | | |||
Из личных средств собственников предприятия (использование их личного имущества в качестве возможного обеспечения по кредитам) | Источники финансирования обычно диверсифицированы | | ||
Отсутствие доступа для внешнего финансирования, что предопределяет ограниченность финансирования | Многообразие источников финансирования и большой потенциал привлечения необходимых средств | | ||
Исследования и разработки технологических инноваций | | |||
Краткосрочное и основанное на интуиции собственников планирование исследований и разработок | Долгосрочное и системное планирование исследований и разработок | | ||
Разработка новых продуктов ориентирована полностью на конкретные потребности клиента, отсутствие фундаментальных исследований | Разработка новых технологий и продуктов в тесной взаимосвязи с фундаментальными научными исследованиями | |
В настоящее время развитие малого и среднего предпринимательства играет большую роль для поступательного развития экономики России. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», определен статус субъектов малого и среднего предпринимательства [8].
Рисунок 2 – Экономическая Роль малых предприятий в развитии экономики
Рисунок 3 – Социальная роль малых предприятий в развитии экономики
Так, к субъектам МСП относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям [8].
Рисунок 4 - Юридические критерии малых предприятий
Критерии малых предприятий установлены ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. При этом разобьем такие критерии на 3 группы: критерии юридические, критерии по численности и критерии по доходу. Если хозяйственное общество или хозяйственное партнерство соответствует хотя бы одному из юридических критериев, нужно проверить их соответствие критерию численности (а точнее среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год) и критерию дохода. А вот для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.
Рисунок 5 - Малые и средние предприятия: критерии-2023 по численности
Рисунок 6 - Малые и средние предприятия: критерии-2023 по доходам
В таблице 2 представлены данные о критериях отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу в Российской Федерации и зарубежных странах.
Таблица 2 - Сравнительный анализ критериев отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу в РФ и за рубежом
Страна | Тип предприятия | Численность работающих5 чел. | Выручка от реализации товаров (работ, услуг), млн.руб. | Величина годового оборота, млн.долл. | Величина балансовой стоимости активов, млн.евро |
Российская Федерация | Микропредприятия | От 1 до 15 | До 120 | | |
Малые | От 16 до 100 | До 800 | | | |
Средние | От 101 до 250 | До 2000 | | | |
ЕС | Микропредприятия | Менее 10 | | До 2 | До 2 |
Малые | Менее 50 | | До 10 | До 10 | |
Средние | Менее 250 | | До 50 | До 43 | |
США | Малые | До 500 | | Сельское хозяйство - до 0,75 млн долл.; Строительство - 33,5 млн долл.; Розничная торговля и сфера услуг - до 7 млн долл. | |
Как видно из данных таблицы 2, в Российской Федерации к главным критериям отнесения субъектов предпринимательства к малым, средним и микропредприятиям относятся численность занятых на предприятии человек и выручка от реализации товаров (работ, услуг). В соответствии с ФЗ от 24.07.2007 г. № 209 критерии отнесения предприятий к малым должны пересматриваться каждые 5 лет. В странах с развитой рыночной экономикой помимо численности занятых учитываются такие критерии, как величина годового оборота и величина балансовой стоимости. [8]
Эффективное функционирование экономической системы в стране зависит от оптимального сочетания в ней крупного, среднего и малого предпринимательства. Экономическую и техническую мощь страны определяют крупные предприятия, которые способствуют стабилизации народного хозяйства и развивают капиталоемкие проекты.
Средние предприятия находятся под влиянием конъюнктуры внутреннего рынка, и они, как правило, находятся в тесной взаимосвязи с национальными интересами и функционируют на местных рынках.
Малые предприятия, в свою очередь, придают экономике страны мобильность и гибкость. Они обладают способностью к быстрым структурным и технологическим сдвигам, так как не связаны с обширной производственной программой, не обременены многочисленным персоналом и не имеют финансовых обязательств перед акционерами, ожидающими дивиденды. Малым предприятиям легче перестроить свою рыночную стратегию, когда появляется новая, более выгодная «ниша», и манипулировать ценами на свою производимую продукцию. [25]
В России остается нереализованным огромный потенциал развития сектора малого предпринимательства. По удельным показателям, характеризующим долю малого бизнеса в экономике, Россия сильно уступает другим странам.
Рисунок 7 - Число субъектов МСП (юридических лиц) на 100 человек населения
Сопоставление стран по доле работников, занятых в секторе малого и среднего бизнеса также указывает на существенное отставание российской экономики.
Картина слабой развитости сектора МСП в России основывается еще на одном показателе – доле оборота предприятий малого бизнеса.
Стоит отметить, что синергетические механизмы малого и среднего предпринимательства могут возникать практически во всех отраслях, за исключением имеющих высокую рискованность хозяйствования.
Рисунок 8 - Доля работников в секторе МСП (юридических лиц)
Рисунок 9 - Доля оборота в секторе МСП (юридических лиц)
Г лавными преимуществами малых и средних предприятий в сравнении с крупными бизнес-структурами являются:
- более низкий объем первоначальных инвестиционных вложений, что способствует существенному сокращению сроков строительства, перевооружения производства и внедрения новых технологий и механизмов автоматизации. Нулевой капиталоемкостью, как правило, отличается большинство предприятий сферы услуг;
- возможность принятия более гибких и оперативных решений, что способствует быстрой и адекватной реакции на быстро меняющуюся конъюнктуру рынка и переходу от одного вида деятельности к другому;
- ориентация на специфику региональных рынков, которая обеспечивается более высокой приспособленностью малого и среднего бизнеса к исследованию пожеланий и предпочтений среди потенциальных потребителей и клиентов, а также помимо этого традиций, привычек, обычаев и прочих особенностей;
- оптимизация воспроизводственной системы за счёт реализации функций вспомогательного характера по отношению к крупным производителям, т.е. выполнение малыми предприятиями некоторых задач крупного предприятия, которые отличаются от их основного вида деятельности. Данная особенность приобретает все более широкие масштабы и разноплановые формы: субподряд в промышленности, франчайзинг в торговле и услугах, отдельные виды обслуживания в автосервисе и предприятиях быстрого питания и др. [45]
В малом и среднем предпринимательстве наиболее эффективной является частная форма собственности. Можно выделить единоличные компании, партнерства и корпорации.
Фирма, находящаяся в единоличном владении, представляется наиболее простой формой для малого бизнеса, поскольку создает благоприятную среду для реализации собственных интересов и дает право на собственное использование результатов своей работы и организацию деятельности. Для открытия и запуска такого рода предприятия зачастую достаточно лишь получения лицензии от местных властей и регистрации торгового имени.