Файл: 1. Теоретические основы государственной политики в отношении малого бизнеса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следующим этапом анализа будет пересмотр государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и возможные пути решения выявленных проблем.

Таблица 12 - Основные проблемы программы поддержки малого предпринимательства в РФ и пути их решения

Описание проблемы

Пути решения

Различный перечень документов и анкетных форм затрудняет процесс подачи заявок сразу в несколько банков

Ввести стандартизированный перечень документов, запрашиваемый у заемщиков

Отсутствие у субъекта малого предпринимательства понимания в причинах отказа банка не дает возможности повторно обратиться за поддержкой

Обязать уполномоченные банки предоставлять информацию о причинах отказов по запросу субъекта малого предпринимательства (в случае если информация получена из открытых источников данных)

Непрозрачность процесса получения кредитов по программе 6,5 демотивирует бизнес

Публиковать реестр получателей государственной поддержки на ресурсах Минэкономразвития РФ, Министерства инвестиций и инноваций в регионах РФ, различных Фондов поддержки предпринимательства и т.д.

Низкая маржинальность и большие трудозатраты банков на рассмотрение заявок малого предпринимательства

Ввести обязательную квоту не менее 30% выданных кредитов от текущего лимита на кредиты для микробизнеса;

Увеличить для уполномоченных банков размер субсидии на компенсацию недополученных доходов по кредитам субъектам малого предпринимательства;

Рассмотреть возможность разработки специальных программ финансовой поддержки малого предпринимательства и его стартапов


Развитие малого бизнеса в России в настоящее время проходит с осложнениями, но разнообразные способы государственной поддержки будут хорошим стартом. Государству необходимо активно участвовать в улучшении положения малых предприятий, потому что существующие механизмы поддержки работают неэффективно.


Подводя итог, отметим, что малый бизнес имеет ряд особенностей, сдерживающих динамичное развитие малого предпринимательства. Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым предпринимательством, российский малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития. Особая роль в развитии малого бизнеса отводится государству: поддержка бизнеса должна носить комплексный и стратегический характер и стать новым национальным приоритетом.

Масштабы развития малого предпринимательства в России и его вклад в санацию экономической системы в настоящий момент абсолютно недостаточны.

Одной из главных первопричин такого положения вещей является тот факт, что государственная поддержка предприятий малого бизнеса не получила ожидаемого развития в регионах. Впрочем, для предприятий малого предпринимательства ввиду своей неустойчивой структуры и огромной зависимости от колебаний рынка, разноплановая государственная поддержка является необходимостью, а не прихотью управленцев данных предприятий.

Малое предпринимательство в Свердловской области и в России в целом играет весьма важную роль. Он мобилен, в состоянии быстро отвечать на запросы рынка, обеспечивает население рабочими местами, обслуживает в том числе и крупный бизнес, и само государство или муниципалитет и многое, многое другое. Но, как мы выяснили, малое предпринимательство нуждается в поддержке государства и своего региона, и это должны быть не точечные меры, а мероприятия комплексного характера, которые помогут развитию малого бизнеса, а соответственно, и развитию экономики.

Выявленные в ходе проведенного исследования основные проблемы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в России:

Высокая стоимость кредитования для малого предпринимательства (итоговые процентные ставки, стоимость упаковки и привлечения);

Разрозненные и избыточные требования банков к документам и обеспечению заемщиков;

Список требуемых документов и требования к ним различны;

Государственная поддержка доходит до крайне ограниченного числа компаний.

Информация об инструментах поддержки разрознена, процесс непрозрачен. Согласно выявленным проблемам финансирования малого

предпринимательства в рамках программ его государственной поддержки разработаны и предложены меры и рекомендации по совершенствованию государственной поддержки малого предпринимательства.



Множество авторитетных экономистов отечественного и зарубежного происхождения выбирают предметом для своего внимания вопросы финансирования малых предприятий. И главным образом, они фокусируют свой интерес на затруднении развития малых предприятий в связи с ограниченностью их финансовых ресурсов.

Владельцам малых предприятий просто неоткуда взять денежные средства для вливаний в собственную компанию, если они не имеют свободные резервы собственных средств. Можно изыскать финансирование стороннего характера, но инвесторы не готовы вкладывать свои деньги в маленькие компании: риск потерять денежные средства растет, а гарантий окупаемости инвестиций как не было, так и нет, рынок неопределенен.

Таким образом, зачастую для малого предпринимательства нет альтернатив получить финансирование на свое развитие, кроме как получить его на законных условиях от государственных органов.

Решение проблемы отсутствия финансовых ресурсов поможет малому предпринимательству развиваться более прогрессивными шагами, а, следовательно, это плодотворно повлияет на экономическую ситуацию в Свердловской области и в Российской Федерации в целом, ведь, в первую очередь, будут создаваться новые товары и услуги, а население будет обеспечено рабочими местами.

Малому предпринимательству должно быть обеспечено его долгосрочное развитие по целому ряду направленностей, учитывая его особенности. Сюда можно отнести создание новых кредитных программ, совершенствование системы оценки предприятий малого предпринимательства, улучшение условий кредитования, снижение процентных ставок и многое другое.

Рассмотрим некоторые проблемы финансово-кредитного механизма государственной поддержки малого предпринимательства немного подробнее.

Совершенствовать, разрабатывать новые формы стимулирования развития сферы малого предпринимательства интенсивно, путем устранения административных барьеров на этапе создания предприятия и ограничения административного влияния в процессе жизнедеятельности и функционирования малых предприятий. Данная мера дает некую свободу творчества управленцам малых предприятий, что необходимо для прогрессивного развития их предприятий.


Создание единого ресурса в интернете с целью информирования субъектов малого предпринимательства о нововведениях в законодательстве, об актуальных государственных программах поддержки, о потребностях субъектов Российской Федерации. С помощью единого интернет-портала разветвленного характера возможно качественно и оперативно решать стратегические задачи в сфере малого предпринимательства. Данный Интернет-ресурс предполагает наличие информационной базы федерального, регионального и местного уровня, интегрированной в единую систему.

Важным элементом механизма регулирования сектора малых предприятий являются учебные и аналитические центры. Данный элемент структуры имеет возможность оказывать необходимое воздействие с целью повышения образованности представителей малого предпринимательства, что, в свою очередь, дает толчок формированию «умного» предпринимательства. Благодаря обучению, профессиональному просвещению хозяйствующих субъектов сектор малого предпринимательства приобретает не торговую направленность экономики.

Будущее российского малого предпринимательства напрямую определяется возможностями развития реального производства и формирования тесных кооперационных связей малых и крупных предприятий. Как показывает практика, в нынешней экономической ситуации значительная, если не доминирующая часть малых фирм, так или иначе находится в сфере интересов крупных предприятий. При этом устойчивость положения, доходы, финансовые и инвестиционные возможности малых фирм непосредственно зависят от их отношений с крупными предприятиями.

Очевидно, что содействие сотрудничеству малых и крупных предприятий - важное направление развития всей предпринимательской среды. Стимулирование кооперирования малого предпринимательства между собой и с крупными предприятиями должно стать важной составляющей как государственной, так и корпоративной политики.

Особую значимость имеет разработка и непосредственное внедрение инновационных продуктов на предприятиях малого предпринимательства, а также переформатирование субъектов малого предпринимательства из сферы услуг и торговой сферы в сферу производства.

В условиях крайне ограниченных финансовых ресурсов активное подключение малого предпринимательства к предпринимательским сетям будет способствовать созданию гарантированных рынков сбыта для малого предпринимательства, повышению эффективности их деятельности, социальной стабилизации, а также развитию данной сферы экономики.


Ограниченность финансовых ресурсов мешает предпринимателям развивать свой бизнес. С ростом компании всегда растут и ее потребности, в частности, потребности в финансах: увеличение штата работников влечет за собой увеличение издержек на заработную плату и разного рода отчисления государству; под давлением конкуренции на рынке необходимо постоянно соответствовать требованиям потребителя, поэтому компании должны своевременно проводить усовершенствование своего капитала (в том числе человеческого, а также оборудование, технологии, материалы), искать неизведанные до этого рынки сбыта своего товара или услуги, нести расходы на пиар-менеджмент как самого предприятия, так и его продукции. А поскольку в сложных рыночных условиях компании зачастую не в силах удовлетворить все эти нужды, то и их развитие останавливается, а со временем предприятия приходят в упадок. Можно было бы обратиться к стороннему финансированию предприятия, но доступность таких финансовых ресурсов низка.

Огромным подспорьем в решении проблемы недостаточности финансовых ресурсов является льготное кредитование субъектов малого предпринимательства в рамках государственных программ. Но ввиду своей непрозрачности и недоступности для малых предприятий не выполняет возложенных на него государством функций.