Файл: 1. Теоретические основы государственной политики в отношении малого бизнеса.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 234
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Партнерства представляют собой организацию двух и более лиц на основании контракта об общем владении фирмой. Партнерства могут быть полными или ограниченными.
Корпорация является наиболее характерной организационной формой для большого и среднего бизнеса. Формально управление корпорацией должно быть отделено от владения ею, но существуют случаи, когда данные функции выполняет один владелец при помощи «подставных» лиц, не вкладывающих в нее средства и не принимающих участие в управлении ею.
Малое и среднее предпринимательство представлено во всех возможных отраслях производства, обслуживания и экономики:
- сельское хозяйство;
- охота и лесное хозяйство;
- добыча полезных ископаемых;
- обрабатывающие производства (производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство, производство кожи, обработка древесины, целлюлозно-бумажное производство, производство электрооборудования и т. д.);
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
- строительство;
- оптовая и розничная торговля;
- ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;
- транспорт и связь;
- операции с недвижимым имуществом, аренда и продажа;
- здравоохранение и предоставление социальных услуг;
- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.
Малые и средние предприятия как возникают, так и распадаются по многим причинам. Банкротов среди малых и средних предприятий всегда больше, что связано, прежде всего, со спецификой рисков в данном виде предпринимательской деятельности. Начинающее предприятие имеет более высокие издержки, чем фирма, уже давно осуществляющая деятельность. Поэтому «молодое» предприятие всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Первоначальная причина банкротства малых и средних предприятий заключается в отсутствии опыта. Однако количество вновь создаваемых фирм постоянно растет. [30]
Необходимость поддержки малых и средних предприятий обусловлена, прежде всего, тем, что малый и средний бизнес играет системную роль в экономическом росте.
Малый бизнес способствует развитию конкуренции. Появление новых субъектов МСП приводит к увеличению объема предложения и к снижению цен. В результате, у населения высвобождаются финансовые ресурсы, которые оно может направить на потребление других благ, что ведет к увеличению объема выпуска продукции или осуществлению услуг.
Также, стоит отметить, что малый и средний бизнес способствует формированию новых рынков. Небольшие предприятия появляются там, где предприниматели идентифицируют неудовлетворенную потребность в каком-либо виде благ.
Рисунок 10 - Социально-экономические функции, которые выполняют малые предприятия
Малое и среднее предпринимательство оказывает своего рода посреднические услуги, являясь связующим звеном между производителями и потребителями. Нередко издержки доставки продукции и коммерческие расходы слишком велики для производителей, что вынуждает их закладывать соответствующие издержки в стоимость товаров, а это делает их менее конкурентоспособными на рынке. В свою очередь, посредники имеют возможность экономии на масштабе, что очень актуально, например, для аграрного сектора при закупке продукции фермеров для дальнейшей перепродажи. [19]
Таким образом, можно сделать вывод, что малое и среднее предпринимательство - это экономическая деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от производства и (или) продажи товаров, оказания услуг. Малое и среднее предпринимательство берет на себя функции по обеспечению мобильности, а также глубокой специализации производства. Развитие малого и среднего предпринимательства во многом определяет темпы экономического роста страны, состояние занятости ее населения, качество и структуру валового национального продукта, что обуславливает важность этого сектора предпринимательства для национальной экономики в условиях ее инновационного развития на современном этапе.
Малый бизнес важен для развития экономики страны. В успешных развитых или развивающихся странах основную часть ВВП приносят предприятия МСП. Небольшие компании помогают здоровому развитию конкуренции и росту экономики. После кризиса 2008 г. российское государство разработало много инструментов для поддержки малого бизнеса. Это льготные кредиты, специальные налоговые режимы, поручительство МСП по бизнес-кредитам, льготы по уплате налогов или полная отмена отчислений. Для небольших компаний создают новые налоговые режимы, чтобы те платили пониженные налоги. Например, существует автоматизированная упрощённая система налогообложения для малых предприятий, в которых работает до пяти сотрудников.
Чтобы открыть своё дело, сейчас требуется минимум усилий и вложений. Для начала достаточно пройти обучение на специализированных порталах, например, на цифровой платформе МСП. Здесь можно получить поддержку или консультацию, а также зарегистрировать компанию и начать бизнес.
1.2 Особенности и инструменты государственной политики в отношении малого бизнеса
Государственная региональная и муниципальная политика является составной частью общей политики государства, направленной на решение стратегических задач страны. Одна из наиболее важных особенностей регионального регулирования в России продиктована существенными различиями между регионами, которые усугубляются по мере технического развития и вступления в глобальный рынок. Стратегически важным для России является проведение государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий социально-экономического развития отдельных территорий. Важным фактором устойчивости и динамики развития территориальных социально-экономических систем выступает уровень развития сферы МСП и её активность.[20]
Рисунок 11 - Схема прикладной модели государственного регулирования и поддержки субъектов малого предпринимательства в РФ
Региональная политика в сфере малого и среднего предпринимательства предполагает передачу полномочий по регулированию на региональный и местный уровни с концентрацией на федеральном уровне вопросов согласования интересов регионов в рамках единой государственной политики.
Региональная политика поддержки малого и среднего предпринимательства - это составная часть политики государства, включающая в себя взаимно дополняемые цели и задачи, а также направления, реализуемые исполнительными органами власти, образующими инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса, посредством использований инструментов поддержки МСП.
Поддержка малого и среднего бизнеса в регионе решает важные вопросы его социально-экономического развития, такие как:
- создание новых рабочих мест в регионе, что способствует повышению уровня занятости;
- появление на рынке новых товаров и услуг, отвечающих ожиданиям потребителей;
-увеличение конкуренции на рынке;
- увеличение размера душевых доходов населения, повышение уровня жизни;
- формирование бюджетов разных уровней;
- развитие отдельных направлений крупного бизнеса при взаимодействии с ними;
- апробация результатов инновационного развития, осуществление самостоятельной инновационной деятельности
;
- создание универсальных производственных, управленческих, сбытовых, транспортных структур;
- влияние на экономическую безопасность региона. [37]
Механизм реализации региональной политики поддержки МСП и приоритетные направления этой поддержки формируются в каждом регионе в соответствии с экономической ситуацией. Субъекты Российской Федерации обладают правом разработки и реализации региональной политики поддержки малого и среднего бизнеса на условиях соблюдения ими паритета между предоставленной властью и обязанностью исполнения федерального законодательства. Основными механизмами являются самостоятельная нормативно-правовая база, специальные программы поддержки МСП, а также сеть специализированных институтов.
На региональном уровне определяется приоритетность поддержки, обеспечивается финансово-кредитная, организационная и инфраструктурная помощь малому и среднему бизнесу, а также адаптируются для местного уровня управления формы и методы поддержки малых предприятий, применяемых за рубежом и в других регионах России.
Механизм реализации региональной политики поддержки малого и среднего предпринимательства представлен на рисунке 12.
Рисунок 12 - Механизм реализации политики поддержки малого бизнеса
Таким образом, механизм реализации региональной политики поддержки можно представить в виде следующих блоков:
- мотивационный блок;
- блок ресурсного обеспечения;
- блок правового регулирования и научно-методического обеспечения;
- блок организационного обеспечения.
Каждый блок содержит в себе основные направления, на основании которых реализуется региональная политика поддержки малого и среднего бизнеса.
Главную роль в механизме региональной политики поддержки малого и среднего бизнеса занимает блок правового регулирования и научно-методического обеспечения. В него входит самостоятельная региональная нормативно-правовая база, развивающая, дополняющая и конкретизирующая нормы федерального законодательства, определяющая специфические условия деятельности субъектов МСП на территории, регулирующая формы, методы его поддержки и процедуры принятия решений. [41]
На основе разработанной нормативно-правовой базы в области поддержки МСП свою деятельность осуществляют органы исполнительной власти субъекта РФ, которые входят в блок организационного обеспечения.