Файл: 1. Теоретические основы государственной политики в отношении малого бизнеса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как правило, основными органами исполнительной власти субъекта РФ по реализации региональной политики поддержки МСП являются Правительство субъекта и Министерство экономического развития. Отдельными полномочия в данной области также могут наделяться отраслевые министерства субъекта РФ.

Деятельность органов исполнительной власти субъекта РФ, которые реализуют региональную политику поддержки малого и среднего бизнеса, заключается в достижении следующих целей:

- развитие субъектов малого предпринимательства для формирования конкурентной среды в регионе, обеспечение благоприятных условий;

- обеспечение занятости населения в регионе и развитие самозанятости;

- увеличение доли уплаченных субъектами МСП налогов в бюджеты разных уровней;

- увеличение числа субъектов МСП;

- увеличение доли производимых субъектами МСП товаров (работ, услуг).

Для достижения представленных целей органами исполнительной власти в рамках региональной политики поддержки малого и среднего бизнеса разработаны специальные инструменты поддержки МСП. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ, выделяют такие формы поддержки бизнеса, как финансовая, имущественная, консультационная, информационная, а также помощь в вопросах подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Данные формы поддержки содержат в себе инструменты поддержки МСП. Условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются соответствующими программами их развития.

На рисунке 13 представлены основные формы поддержки субъектов МСП и инструменты региональной политики поддержки.



Рисунок 13 - Формы и инструменты поддержки субъектов МСП

Так, целью финансовой поддержки является обеспечение доступа субъектам МСП к финансовым ресурсам. Финансовая поддержка может осуществляться за счет средств соответствующих бюджетов, предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов МСП. Например, субсидии из федерального бюджета могут быть предоставлены в целях софинансирования соответствующих расходных обязательств субъекта РФ. Также, финансовая поддержка может включать в себя такие инструменты, как льготные кредиты и займы, частичное возмещение затрат и компенсация ставки по кредитам.


Рассмотрим такой инструмент региональной политики поддержки субъектов МСП как развитие системы кредитования. Основными направлениями развития системы кредитования субъектов МСП являются:

- реализация государственной программы финансовой поддержки МСП;

- реализация гарантийной поддержки МСП;

- содействие банкам в кредитовании субъектов МСП.

Корпорацией МСП была утверждена программа стимулирования кредитования, которая является государственным механизмом финансовой поддержки субъектов МСП. Данная Программа направлена на предоставление льготных кредитов, которые открывают возможности в обеспечении доступности долгосрочного инвестиционного и оборотного кредитования для МСП при реализации значимых проектов приоритетных отраслей. [54]

В соответствии с программой стимулирования кредитования предусмотрены такие формы финансовой поддержи субъектов МСП, как:

- кредитные средства на льготных условиях для создания/приобретения основных средств, приобретения лизинговыми компаниями объектов лизинга, а также кредитов, цели которых указаны в ФЗ №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

- кредиты для пополнения оборотного капитала;

- кредиты для рефинансирования кредитов, которые ранее были представлены субъектам МСП на цели, соответствующие целям инвестиционных или оборотных кредитов;

- предоставление микрозаймов микрофинансовыми организациями предпринимательского финансирования;

- поддержка организациями, осуществляющими управление технопарками, научными парками, промышленными парками, индустриальными парками, агропромышленными парками, путем предоставления организациям, управляющим объектами инфраструктуры поддержки МСП, инвестиционных кредитов для строительства, реконструкции объектов инфраструктуры поддержки субъектов МСП;

- поддержка факторинговых компаний, которые предоставляют субъектам МСП кредиты на факторинговые сделки (финансирование под уступку денежных требований).

Получателями кредита могут быть:

- субъекты МСП, соответствующие требованиями ФЗ №209-ФЗ;

- лизинговые компании;

- организации, управляющие объектами инфраструктуры поддержки субъектов МСП и оказывающие поддержку субъектам МСП;



- микрофинансовые организации (МФО);

- факторинговые компании.

В систему нормативных правовых актов, регулирующих кредитование субъектов МСП, надлежит включить Конституцию РФ, федеральные законы, а также подзаконные акты, регламентирующие статус кредиторов и закрепляющие принципы и условия предоставления денежных средств.

Следующий инструмент региональной политики поддержки субъектов МСП - использование специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы - это режимы налогообложения, при которых субъекты предпринимательства получают возможность сократить документооборот и отчетность, уплачивая фактически один налог. Ставки и порядок уплаты, условия применения определяются в Налоговом кодексе РФ и других федеральных и местных законах. Специальные налоговые режимы являются преференцией для субъектов МСП, так как предусматривают освобождение от части обязательных платежей.

Стоит отметить, что спецрежимы не приобретают статус региональных, так как основные положения установлены на федеральном уровне. Налоговый кодекс наделяет региональных законодателей правом определять для своего региона:

- отрасли и виды деятельности, для которых устанавливаются спецрежимы;

- размер налоговых отчислений;

- условия применения налоговых льгот и т. п.

Региональные власти имеют право в зависимости от конкретной ситуации на местах корректировать общие положения, уточнять ставки (в случае с УСН) или виды деятельности и ставки (ЕНВД и ПСН).

В налоговом законодательстве выделяют следующие виды специальных налоговых режимов:

- система налогообложения (для сельскохозяйственных товаропроизводителей или единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);

- упрощенная система налогообложения (УСН);

- единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

- система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции (СРП);

- патентная система налогообложения (ПСН).[47]

Рассмотрим такую форму поддержки МСП, как имущественная поддержка, главной целью которой является развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Данная форма поддержки осуществляется в виде передачи государственного или муниципального имущества во владение или пользование на возмездной/безвозмездной основе или на льготных условиях, и должно использоваться субъектом МСП только по целевому назначению.


Под инфраструктурой поддержки субъектов МСП следует понимать систему коммерческих и некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков), к задачам которых относятся:

- осуществление закупок товаров (работ, услуг);

- обеспечение государственных и муниципальных нужд при реализации государственных программ (подпрограмм) РФ, государственных программ (подпрограмм) субъектов РФ, муниципальных программ (подпрограмм).

Информационно-консультационная форма поддержки основана на создании федеральных, региональных и муниципальных информационных систем (включая сеть Интернет). Информационные системы дают возможность субъектам МСП получать интересующую их информацию, в частности, о программах развития субъектов МСП, инфраструктуре их поддержки, а также информацию о количестве субъектов МСП, числе занятых на предприятиях МСП и обороте товаров (работ, услуг).

Во многих субъектах РФ сформирована сеть образовательных учреждений, которые оказывают услуги в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации в соответствии с Федеральным законом №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». К основным функциям таких учреждений относятся:

- разработка образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов МСП в соответствии с государственными образовательными стандартами;

- создание условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствование их деловых качеств, новых трудовых функций в области предпринимательства;

- оказание учебно-методологической, научно-методической помощи субъектам МСП. [8]

Главными рычагами воздействия органов государственной власти РФ на развитие малого предпринимательства являются программы государственной поддержки СМСП.

Региональные программы развития предпринимательства, утверждаемые подзаконными нормативно-правовыми актами субъектов РФ, отражают особенности соответствующего периода становления сектора МСП в регионе с учетом общегосударственных приоритетов, а также стоящие перед местными органами исполнительной власти специфические задачи по созданию условий, наиболее благоприятных для развития предпринимательства.


Программы должны быть связаны со стратегией социально - экономического развития региона, подкреплены финансовыми ресурсами, опираться на взвешенную систему взаимосвязанных мер, которые соответствуют возможностям и потребностям местного рынка.

При этом особенность современных процессов регулирования заключается в конкретизации и упорядочении комплекса мероприятий с целью оптимизации источников финансирования, повышения эффективности и обоснованности бюджетных расходов и обеспечения целевого направления средств, максимального использования имеющегося ресурсного, производственно-технологического и кадрового потенциала региона.

На рисунке 14 представлен общий алгоритм разработки программы поддержки малого и среднего бизнеса.



Рисунок 14 - Этапы разработки программы поддержки МСП

Разработка типовой региональной программы поддержки малого и среднего бизнеса состоит из трех этапов:

- формирование целей программы поддержки МСП и ранжирование программных задач;

- разработка вариантов программы, включающих отраслевые программы и функциональные мероприятия;

- отбор и утверждение окончательного варианта программы поддержки МСП. [54]

В ходе разработки вариантов программы обязательно проводятся такие мероприятия, как экспертиза вариантов программы поддержки МСП, согласование ресурсного обеспечения программы, исполнителей и сроков ее реализации, а также соотнесение программы поддержки МСП с другими программами, реализуемыми в регионе. По окончании этих мероприятий разрабатывается комплексная региональная программа поддержки МСП, которая включает в себя подпрограммы.

Типовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства включает в себя следующие направления реализации:

- формирование нормативно-правовой базы, включая льготное налогообложение, упрощение процедуры регистрации и лицензирования;

- привлечение субъектов МСП на конкурсной основе к участию в программах регионального развития и реализации региональных и муниципальных заказов;

- предоставление на конкурсной основе помещений для размещения производства товаров и оказания услуг с предоставлением льгот по арендной плате;