Файл: Эволюция и одомашнивание дикой лошади бренд Северного Казахстана в области туризма.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
весьма разнообразны как по своей величине, так и типу телосложения. Такой вывод неизбежно напрашивается при сравнении отдельных одноименных конских костей из Лосевского кургана. Значительная индивидуальная изменчивость свидетельствует о высокой степени одомашнения андроновских лошадей, так как у животных диких или недавно одомашненных видов трудно ожидать столь значительных различий.
Андроновские лошади, судя по метаподиям, имели высоту в холке в пределах от 136 до 152 см (определения проведены по таблице В. О. Витта, 1952). Эти лошади отличались умеренной костистостью ног, о чем свидетельствует относительная ширина трубчатых костей, по сравнению с их длиной. По этому признаку андроновские лошади были средненогими; тонконогих и толстоногих среди них не найдено.
Особенностью строения пястных и плюсневых костей андроновских лошадей является небольшая толщина стенок; у современных казахских лошадей стенки трубчатых костей значительно толще.
Принимая во внимание оседлую жизнь андроновцев и сравнительно слабое развитие торговой связи их с другими народами, следует предположить, что крупные лошади, так же, как и мелкие, выращивались на месте, а не приводились из дальних стран.
Особенности строения лопатки (небольшая длина, низкий гребень, узкая заостная ямка), а также недостаточная выраженность дельтовидной шероховатости на плечевой кости позволяют сделать вывод о слабом развитии плечевого пояса у андроновской лошади.
Андроновцы не хоронили коней вместе с умершим хозяином, как это в последующем делали древние кочевники. У андроновцев был обычай складывать на могилу только шкуры лошадей, крупного рогатого скота и овец. При этом шкуры снимались так, что на них оставлялись голова и ноги ниже запястного и скакательного суставов. Тушу же поедали во время похоронной тризны, а кости бросали на могилу. По мере насыпания кургана все это оказывалось погребенным в земле. Естественно, что при таком ритуале все кости перемешивались, и теперь трудно сказать, какие из них принадлежали одной и той же особи.
Относительно слабое развитие плеча и лопатки у древней андроновской лошади, видимо, не является случайностью. Известно, что хорошее развитие плечевого пояса и крупа, свойственное современным лошaдям, достигнуто в процессе эволюции уже в одомашненном состоянии. При этом важнейшими факторами были использование лошадей на работе и племенной отбор. Не случайно плечо и круп хорошо развиты у лошадей заводских пород. Слабое развитие плеча и крупа у андроновских лошадей указывает на их близость к диким формам.
Вполне возможно, что андроновские лошади были настолько одомашнены, что им уже стала свойственна присущая домашним животным высокая степень изменчивости, но по ряду отдельных признаков они еще не далеко ушли от своих диких предков.
1.2.2. Коневодство у ранних кочевников и древних странах Средней Азии.
Ведение кочевого хозяйства стало возможно лишь потому, что человек овладел лошадью. Верховой конь сократил для кочевников обширные пространства степей, что способствовало объединению отдельных родов в племенные союзы. Вместе с тем коневодство облегчило использование удаленных пастбищ, позволило увеличить поголовье скота, что привело к избытку продукции животноводства, создало благоприятные условия для развития ремесел, связанных с ее переработкой, и торговли.
В силу той огромной роли, которую играла лошадь у древних кочевников, мы располагаем значительными материалами о их коневодстве. Это письменные свидетельства древних историков и различные археологические находки, сделанные преимущественно при раскопках могильных курганов.
М. П. Грязнов пишет (1950): «Наиболее совершенным видом транспорта ранних кочевников был верховой конь... Верховой конь был залогом благополучия кочевника. Вот почему, снаряжая умершего в загробный мир, с ним обязательно погребали и верхового коня с седлом и уздечкой».
Если с рядовым кочевником хоронили одну лошадь, то в местах погребения вождей племен и военачальников зарывали по несколько богато убранных коней. Так, например, в Шибинском кургане на Алтае было захоронено 14 лошадей, а в Пазырыкских курганах - по 7 - 12 лошадей.
Наиболее древними кочевниками, о которых имеются достоверные сведения, на территории Казахстана были саки. Из раннего периода существования сакских племен мы располагаем несколькими плохо сохранившимися черепами молодых лошадей, найденными при раскопках жертвенника у села Васильевки, на правом берегу реки Коныр в Балхашском районе Акмолинской области (раскопки 1955 г. Академии наук Казахской CCP под руководством К-А. Акишева). В этом жертвеннике, кроме 12 конских черепов, найдены черепа 12 овец. Жертвенник датирован VII-V вв. до н. э. Очень плохая сохранность этих черепов не позволяет провести их полное краниологическое изучение. Большинство костных остатков принадлежит молодым
, 1-2-летним лошадям. Удовлетворительно сохранилась лишь лицевая часть черепа 4-летней лошади и левая половина нижней челюсти также 4-летней лошади. Лицевая длина черепа равна 300 мм, лицевая ось -353 мм, длина зубного ряда 173 мм, наибольшая ширина в лицевых буграх-182 мм и наибольшая ширина в скулоглазничной области 199 мм. Общий тип черепа среднелобый; его базилярная длина может быть определена в 450-470 мм, что соответствует росту, лошади 128-134 см. Длина нижней челюсти в проекции равна 390 мм, ширина ветви-125 мм, резцовая ширина - 68 мм и наименьшая ширина - 49 мм. Такой челюсти соответствует череп с базилярной длиной 477-487 мм (рост лошади в холке 135-140 см). Это была лошадь, несомненно, более грубой конституции, чем андроновская, она отличалась толстой, массивной мордой. Трудно предполагать, чтобы на подобных лошадях саки выступали на конских соревнованиях, устроенных Киром. Для этого у них имелись более легкие лошади. В качестве жертвенных лошадей, вероятно, использовались не верховые кони, а лошади, менее пригодные для езды, -молодняк и медленноаллюрные из числа взрослых.
Интересные материалы дали раскопки погребений ранних кочевников, произведенные в 1957 г. археологической экспедицией Академии наук Казахской CCP под руководством М. Кадырбаева. В кургане № 3 могильника Егиз-Койтас (погребение ранних кочевников) вскрыто захоронение богатого воина с конем. Удовлетворительно сохранившийся конский скелет дает возможность довольно точно восстановить внешний облик лошади. Это был жеребец или мерин 3 лет 6 месяцев, высотою в холке около 144 см, похожий, видимо, на современного хорошего адаевского жеребца.
В то же время следует отметить, что конь из Егиз-Койтаса был из числа лучших, которыми владели ранние кочевники. Только верховые лошади Пазырыка были крупнее его, имели 148-150 см в холке (Витт, 1952), а в рядовых алтайских захоронениях столь рослых лошадей встречалось очень мало. По данным В. И. Цалкина (1952), общая сумма длины плечевой, лучевой и пястной костей даже у самых крупных лошадей из рядовых захоронений на Алтае (всего им изучено 10 скелетов) достигала лишь 832-852 мм, тогда как соответствующий показатель у коня из Егиз-Қойтаса равен 871 мм.
Череп коня из Егиз-Койтаса сохранился плохо. Однако удалось установить, что он был среднелобого типа. Наибольшая ширина лба составляла 45% от основной длины черепа. Обращает на себя внимание легкость резцовых костей и ярко выраженное общее сужение передней части черепа. У казахской лошади ширина черепа в назальной части скуловых гребней обычно на 17-28 мм меньше, чем ширина в каудальной части этих гребней, а у коня из Егиз-Койтаса разница составляет 37 мм. Этот конь отличался сравнительно широкой, но легкой (не грубой) головой. Далее следует отметить, что бугры на ости лопатки, а также дельтовидная
шероховатость на плечевой кости выражены плохо, что свидетельствует о слабом развитии мускулатуры.
Костяк у древних лошадей был менее тяжелым, чем у современных. Это подтверждается сравнением поперечных распилов пястных костей лошадей разных эпох: из Лосевского кургана (бронза), из Егиз-Койтаса (ранние кочевники) и современной казахской лошади
Постепенное утолщение латеральной и волярной стенок пястной кости, равно как и увеличение гребня на лопатке и дельтовидной шероховатости на плечевой кости, происходило, очевидно, под воздействием использования лошади в качестве рабочего животного, поскольку такое использование обусловливало пышное развитие мускулатуры и костей.
1.2.3. Коневодство на территории Казахстана в VI-XII вв. н. э.
В эпоху развития и укрепления феодализма на территории Казахстана возникали и сменяли друг друга крупные феодальные государства — каганаты.
В этих каганатах крупное животноводство кочевников, обитавших на степных просторах и в горах, сочеталось с земледелием и городскими ремеслами.
Уже с первых веков н. э. на территорию Казахстана начинают проникать пришельцы из Средней Азии, особенно из Согдианы. Это проникновение шло мирным путем: согдийцы несли с собой более высокую культуру, насаждали городской уклад жизни, прививали навыки к земледелию и способствовали развитию торговли со странами Средней Азии.
На территории Казахстана в то время были лошади, по крайней мере, двух резко различающихся пород - тюркские (у основной массы кочевников) и среднеазиатские (у согдийцев и богатой местной знати).
Интересное описание тюркской лошади дано в найденной рукописи ал Джахиза «Послание Фатху б. Хакану», составленной в IX в. Перевод этого послания выполнен А. М. Мандельштамом (1956). В послании очень выпукло показана роль лошади в хозяйстве тюрок и дано ее описание.
«Если бы ты изучил длительность жизни тюрка и сосчитал ее, то нашел бы, что он сидел на спине своей лошади больше, чем на поверхности земли... Если он нуждается в пище, то режет одну из своих лошадей, а если испытывает жажду, то доит одну из своих кобыл... Если он дает отдых одной лошади, то пересаживается на другую... Его лошадь довольствуется побегами тростника, травой и листьями деревьев. Он не укрывает ее от солнца и не прикрывает от холода».
Здесь обращает на себя внимание то, что ал Джахиз отмечает как необыкновенное явление факт питания лошади одной травой и содержание ее без всяких укрытий.
Лошади ал Джахиза, бывшего фаворитом халифа, получали разнообразный корм и содержались в конюшнях.
О том, каковы были рядовые лошади тюрок, можно судить и по имеющемуся в нашем распоряжении костному материалу из археологических памятников.
Илийской археологической экспедицией Академии наук Казахской CCP в 1954 г. в кургане №58 (на правом берегу реки Или, на 16 км выше железнодорожного моста, найдены части конского скелета: полуразрушенные берцовые кости, две плюсневые кости, из которых одна повреждена временем, и фаланги задних ног. Плюсневая кость имеет длину 260 мм и ширину в середине диафиза - 32 мм. Фаланги первые короткие, их полная длина составляет всего лишь 82 мм, но относительно широкие (34 мм). Эта лошадь была, видимо, около 136 см в холке и отличалась умеренной костистостью, то есть была примерно такой же, как современная казахская.
В погребении, раскопанном Е. И. Агеевой в 19-56 г. в Талды-Курганской области, датированном IX в., найден скелет жеребца 15 лет. Это также была лошадь всего лишь 136-140 см в холке, широколобая,средней костистости: базилярная длина черепа 476 мм, наибольшая ширина 220 мм; длина пястной кости 230 мм, ширина ее в середине диафиза 35 мм; длина плюсневой кости 270 мм, ширина 32,5 мм.
Мы пока не имеем костного материала древних лошадей из Cor- дианы, Мавераннахра и других стран Средней Азии, то есть от лошадей, которые в послании ал Джахиза названы «превосходными» и «породистыми». Раскопки древнего города Баба-Ата (Южно-Казахстанская область) дают в этом отношении очень скромный материал. Найденные там 5 пястных костей имеют длину от 215 до 221 мм и две плюсневые кости - 248 и 262 мм. Метаподии такой длины имеют лошади, обладающие высотой в холке всего лишь в 130-137 см. Ширина в середине диафиза пястных костей колеблется в пределах от 14,8 до 16,7% от длины, а плюсневых составляет 12,1 - 13%, так что лошади в Баба- Ата не были тонконогими. Они мало отличались от тюркских лошадей. Костный материал, собранный при раскопках в черте древнего города, представляет боенские и кухонные остатки, то есть остатки рядовых табунных лошадей, использовавшихся в качестве мясных животных. Дорогие же верховые «породистые» кони, очевидно, на мясо не использовались, поэтому их кости и не попадаются при раскопках городов[7].
1.3. Современное состояние коневодства в Республике Казахстан.
В настоящее время в Республике Казахстан насчитывается около 1 млн. лошадей (в 1916- 4 млн. 640 тыс., в 1990- 1 млн. 700 тыс. голов). По направлению использования лошадей в республике сложились подотрасли – рабоче -пользовательное коневодство, продуктивное ( мясо - молочное), племенное и спортивное.
Андроновские лошади, судя по метаподиям, имели высоту в холке в пределах от 136 до 152 см (определения проведены по таблице В. О. Витта, 1952). Эти лошади отличались умеренной костистостью ног, о чем свидетельствует относительная ширина трубчатых костей, по сравнению с их длиной. По этому признаку андроновские лошади были средненогими; тонконогих и толстоногих среди них не найдено.
Особенностью строения пястных и плюсневых костей андроновских лошадей является небольшая толщина стенок; у современных казахских лошадей стенки трубчатых костей значительно толще.
Принимая во внимание оседлую жизнь андроновцев и сравнительно слабое развитие торговой связи их с другими народами, следует предположить, что крупные лошади, так же, как и мелкие, выращивались на месте, а не приводились из дальних стран.
Особенности строения лопатки (небольшая длина, низкий гребень, узкая заостная ямка), а также недостаточная выраженность дельтовидной шероховатости на плечевой кости позволяют сделать вывод о слабом развитии плечевого пояса у андроновской лошади.
Андроновцы не хоронили коней вместе с умершим хозяином, как это в последующем делали древние кочевники. У андроновцев был обычай складывать на могилу только шкуры лошадей, крупного рогатого скота и овец. При этом шкуры снимались так, что на них оставлялись голова и ноги ниже запястного и скакательного суставов. Тушу же поедали во время похоронной тризны, а кости бросали на могилу. По мере насыпания кургана все это оказывалось погребенным в земле. Естественно, что при таком ритуале все кости перемешивались, и теперь трудно сказать, какие из них принадлежали одной и той же особи.
Относительно слабое развитие плеча и лопатки у древней андроновской лошади, видимо, не является случайностью. Известно, что хорошее развитие плечевого пояса и крупа, свойственное современным лошaдям, достигнуто в процессе эволюции уже в одомашненном состоянии. При этом важнейшими факторами были использование лошадей на работе и племенной отбор. Не случайно плечо и круп хорошо развиты у лошадей заводских пород. Слабое развитие плеча и крупа у андроновских лошадей указывает на их близость к диким формам.
Вполне возможно, что андроновские лошади были настолько одомашнены, что им уже стала свойственна присущая домашним животным высокая степень изменчивости, но по ряду отдельных признаков они еще не далеко ушли от своих диких предков.
1.2.2. Коневодство у ранних кочевников и древних странах Средней Азии.
Ведение кочевого хозяйства стало возможно лишь потому, что человек овладел лошадью. Верховой конь сократил для кочевников обширные пространства степей, что способствовало объединению отдельных родов в племенные союзы. Вместе с тем коневодство облегчило использование удаленных пастбищ, позволило увеличить поголовье скота, что привело к избытку продукции животноводства, создало благоприятные условия для развития ремесел, связанных с ее переработкой, и торговли.
В силу той огромной роли, которую играла лошадь у древних кочевников, мы располагаем значительными материалами о их коневодстве. Это письменные свидетельства древних историков и различные археологические находки, сделанные преимущественно при раскопках могильных курганов.
М. П. Грязнов пишет (1950): «Наиболее совершенным видом транспорта ранних кочевников был верховой конь... Верховой конь был залогом благополучия кочевника. Вот почему, снаряжая умершего в загробный мир, с ним обязательно погребали и верхового коня с седлом и уздечкой».
Если с рядовым кочевником хоронили одну лошадь, то в местах погребения вождей племен и военачальников зарывали по несколько богато убранных коней. Так, например, в Шибинском кургане на Алтае было захоронено 14 лошадей, а в Пазырыкских курганах - по 7 - 12 лошадей.
Наиболее древними кочевниками, о которых имеются достоверные сведения, на территории Казахстана были саки. Из раннего периода существования сакских племен мы располагаем несколькими плохо сохранившимися черепами молодых лошадей, найденными при раскопках жертвенника у села Васильевки, на правом берегу реки Коныр в Балхашском районе Акмолинской области (раскопки 1955 г. Академии наук Казахской CCP под руководством К-А. Акишева). В этом жертвеннике, кроме 12 конских черепов, найдены черепа 12 овец. Жертвенник датирован VII-V вв. до н. э. Очень плохая сохранность этих черепов не позволяет провести их полное краниологическое изучение. Большинство костных остатков принадлежит молодым
, 1-2-летним лошадям. Удовлетворительно сохранилась лишь лицевая часть черепа 4-летней лошади и левая половина нижней челюсти также 4-летней лошади. Лицевая длина черепа равна 300 мм, лицевая ось -353 мм, длина зубного ряда 173 мм, наибольшая ширина в лицевых буграх-182 мм и наибольшая ширина в скулоглазничной области 199 мм. Общий тип черепа среднелобый; его базилярная длина может быть определена в 450-470 мм, что соответствует росту, лошади 128-134 см. Длина нижней челюсти в проекции равна 390 мм, ширина ветви-125 мм, резцовая ширина - 68 мм и наименьшая ширина - 49 мм. Такой челюсти соответствует череп с базилярной длиной 477-487 мм (рост лошади в холке 135-140 см). Это была лошадь, несомненно, более грубой конституции, чем андроновская, она отличалась толстой, массивной мордой. Трудно предполагать, чтобы на подобных лошадях саки выступали на конских соревнованиях, устроенных Киром. Для этого у них имелись более легкие лошади. В качестве жертвенных лошадей, вероятно, использовались не верховые кони, а лошади, менее пригодные для езды, -молодняк и медленноаллюрные из числа взрослых.
Интересные материалы дали раскопки погребений ранних кочевников, произведенные в 1957 г. археологической экспедицией Академии наук Казахской CCP под руководством М. Кадырбаева. В кургане № 3 могильника Егиз-Койтас (погребение ранних кочевников) вскрыто захоронение богатого воина с конем. Удовлетворительно сохранившийся конский скелет дает возможность довольно точно восстановить внешний облик лошади. Это был жеребец или мерин 3 лет 6 месяцев, высотою в холке около 144 см, похожий, видимо, на современного хорошего адаевского жеребца.
В то же время следует отметить, что конь из Егиз-Койтаса был из числа лучших, которыми владели ранние кочевники. Только верховые лошади Пазырыка были крупнее его, имели 148-150 см в холке (Витт, 1952), а в рядовых алтайских захоронениях столь рослых лошадей встречалось очень мало. По данным В. И. Цалкина (1952), общая сумма длины плечевой, лучевой и пястной костей даже у самых крупных лошадей из рядовых захоронений на Алтае (всего им изучено 10 скелетов) достигала лишь 832-852 мм, тогда как соответствующий показатель у коня из Егиз-Қойтаса равен 871 мм.
Череп коня из Егиз-Койтаса сохранился плохо. Однако удалось установить, что он был среднелобого типа. Наибольшая ширина лба составляла 45% от основной длины черепа. Обращает на себя внимание легкость резцовых костей и ярко выраженное общее сужение передней части черепа. У казахской лошади ширина черепа в назальной части скуловых гребней обычно на 17-28 мм меньше, чем ширина в каудальной части этих гребней, а у коня из Егиз-Койтаса разница составляет 37 мм. Этот конь отличался сравнительно широкой, но легкой (не грубой) головой. Далее следует отметить, что бугры на ости лопатки, а также дельтовидная
шероховатость на плечевой кости выражены плохо, что свидетельствует о слабом развитии мускулатуры.
Костяк у древних лошадей был менее тяжелым, чем у современных. Это подтверждается сравнением поперечных распилов пястных костей лошадей разных эпох: из Лосевского кургана (бронза), из Егиз-Койтаса (ранние кочевники) и современной казахской лошади
Постепенное утолщение латеральной и волярной стенок пястной кости, равно как и увеличение гребня на лопатке и дельтовидной шероховатости на плечевой кости, происходило, очевидно, под воздействием использования лошади в качестве рабочего животного, поскольку такое использование обусловливало пышное развитие мускулатуры и костей.
1.2.3. Коневодство на территории Казахстана в VI-XII вв. н. э.
В эпоху развития и укрепления феодализма на территории Казахстана возникали и сменяли друг друга крупные феодальные государства — каганаты.
В этих каганатах крупное животноводство кочевников, обитавших на степных просторах и в горах, сочеталось с земледелием и городскими ремеслами.
Уже с первых веков н. э. на территорию Казахстана начинают проникать пришельцы из Средней Азии, особенно из Согдианы. Это проникновение шло мирным путем: согдийцы несли с собой более высокую культуру, насаждали городской уклад жизни, прививали навыки к земледелию и способствовали развитию торговли со странами Средней Азии.
На территории Казахстана в то время были лошади, по крайней мере, двух резко различающихся пород - тюркские (у основной массы кочевников) и среднеазиатские (у согдийцев и богатой местной знати).
Интересное описание тюркской лошади дано в найденной рукописи ал Джахиза «Послание Фатху б. Хакану», составленной в IX в. Перевод этого послания выполнен А. М. Мандельштамом (1956). В послании очень выпукло показана роль лошади в хозяйстве тюрок и дано ее описание.
«Если бы ты изучил длительность жизни тюрка и сосчитал ее, то нашел бы, что он сидел на спине своей лошади больше, чем на поверхности земли... Если он нуждается в пище, то режет одну из своих лошадей, а если испытывает жажду, то доит одну из своих кобыл... Если он дает отдых одной лошади, то пересаживается на другую... Его лошадь довольствуется побегами тростника, травой и листьями деревьев. Он не укрывает ее от солнца и не прикрывает от холода».
Здесь обращает на себя внимание то, что ал Джахиз отмечает как необыкновенное явление факт питания лошади одной травой и содержание ее без всяких укрытий.
Лошади ал Джахиза, бывшего фаворитом халифа, получали разнообразный корм и содержались в конюшнях.
О том, каковы были рядовые лошади тюрок, можно судить и по имеющемуся в нашем распоряжении костному материалу из археологических памятников.
Илийской археологической экспедицией Академии наук Казахской CCP в 1954 г. в кургане №58 (на правом берегу реки Или, на 16 км выше железнодорожного моста, найдены части конского скелета: полуразрушенные берцовые кости, две плюсневые кости, из которых одна повреждена временем, и фаланги задних ног. Плюсневая кость имеет длину 260 мм и ширину в середине диафиза - 32 мм. Фаланги первые короткие, их полная длина составляет всего лишь 82 мм, но относительно широкие (34 мм). Эта лошадь была, видимо, около 136 см в холке и отличалась умеренной костистостью, то есть была примерно такой же, как современная казахская.
В погребении, раскопанном Е. И. Агеевой в 19-56 г. в Талды-Курганской области, датированном IX в., найден скелет жеребца 15 лет. Это также была лошадь всего лишь 136-140 см в холке, широколобая,средней костистости: базилярная длина черепа 476 мм, наибольшая ширина 220 мм; длина пястной кости 230 мм, ширина ее в середине диафиза 35 мм; длина плюсневой кости 270 мм, ширина 32,5 мм.
Мы пока не имеем костного материала древних лошадей из Cor- дианы, Мавераннахра и других стран Средней Азии, то есть от лошадей, которые в послании ал Джахиза названы «превосходными» и «породистыми». Раскопки древнего города Баба-Ата (Южно-Казахстанская область) дают в этом отношении очень скромный материал. Найденные там 5 пястных костей имеют длину от 215 до 221 мм и две плюсневые кости - 248 и 262 мм. Метаподии такой длины имеют лошади, обладающие высотой в холке всего лишь в 130-137 см. Ширина в середине диафиза пястных костей колеблется в пределах от 14,8 до 16,7% от длины, а плюсневых составляет 12,1 - 13%, так что лошади в Баба- Ата не были тонконогими. Они мало отличались от тюркских лошадей. Костный материал, собранный при раскопках в черте древнего города, представляет боенские и кухонные остатки, то есть остатки рядовых табунных лошадей, использовавшихся в качестве мясных животных. Дорогие же верховые «породистые» кони, очевидно, на мясо не использовались, поэтому их кости и не попадаются при раскопках городов[7].
1.3. Современное состояние коневодства в Республике Казахстан.
В настоящее время в Республике Казахстан насчитывается около 1 млн. лошадей (в 1916- 4 млн. 640 тыс., в 1990- 1 млн. 700 тыс. голов). По направлению использования лошадей в республике сложились подотрасли – рабоче -пользовательное коневодство, продуктивное ( мясо - молочное), племенное и спортивное.