Файл: Учебное пособие СанктПетербург 2012 Рецензенты Ивахнюк Г. К., доктор химических наук, профессор, академик манэб.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1102
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
понимают использование пищевых продуктов без предварительного контроля, употребление грязной воды, использование грязной воды при приготовлении пищи, нарушение правил захоронения отходов, нарушения в системе подачи питьевой воды.
Виды ответственности за экологические правонарушения
Эколого-правовая ответственность — разновидность общеюридической ответственности. В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия — административную и гражданско-правовую.
Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. К нарушителям в соответствии с Кодексом законов о труде (с изменениями и дополнениями от 25 сентября 1992 г.) могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, другие наказания (ст. 135).
Материальная ответственность также регулируется Кодексом законов о труде РФ (ст. 118—126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Применение административной ответственности регулируется как природоохранительным законодательством, так и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. (с изменениями и дополнениями). Закон «Об охране окружающей природной среды» расширил перечень составов экологических правонарушений, при совершении которых виновные должностные, физические и юридические лица несут административную ответственность. Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений, несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке и т.д.
В Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26). В нем предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил экологической безопасности при производстве работ, нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами, загрязнение вод, атмосферы и моря, нарушение законодательства о континентальном шельфе, порчу земли, незаконную добычу водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконную охоту, незаконную порубку деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных массивов.
Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный ущерб в полном объеме в результате нарушения правовых экологических требований.
Экологическое законодательство предусматривает три уровня наказания:
Видами наказаний при экологических нарушениях могут быть:
К тяжким экологическим преступлениям относятся массовое уничтожение растительного (растительных сообществ земли России или отдельных ее регионов) или животного мира (совокупность живых организмов всех видов диких животных, населяющих территорию России или определенный ее регион), отравление атмосферы и водных ресурсов (поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы), а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу (ст. 358 УК). Общественная опасность экологических преступлений состоит в угрозе или нанесении огромного вреда окружающей природной среде, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира.
Экологическая катастрофа проявляется в серьезном нарушении экологического равновесия в природе, разрушении устойчивого видового состава живых организмов, полном или существенном сокращении их численности, в нарушений циклов сезонных изменений биотического-кругооборота веществ и биологических процессов. Мотивом экологического преступления может быть ложно понятые интересы военного или государственного характера совершение действий с прямым или косвенным умыслом.
Успех в наведении экологического правопорядка достигается постепенным наращиванием общественного и государственного воздействия на злостных правонарушителей, оптимальным сочетанием воспитательных, экономических и правовых мер.
Переход к рыночным отношениям в экономике, отказ от идеологических догм в праве, стремление российского общества к созданию в перспективе правового государства, к установлению природоохранительных правовых норм преимущественно в законах, а не в подзаконных актах – это те явления в экологическом праве, которые знаменуют начало нового этапа в его развитии.
На современном этапе экологическое право развивается с учетом следующих важнейших факторов:
1) кризисного состояния окружающей среды в стране и общественных потребностей в восстановлении благоприятной окружающей среды;
2) дефектов существующего экологического законодательства, для которого характерны пробелы и фрагментарность правового регулирования экологических отношений;
3) перспектив создания правового государства;
4) происходящей трансформации общественных экономических отношений;
5) тенденций развития взаимоотношения общества и природы и экологического права в мире.
Экологическое отношение – это вид общественного отношения, возникшего в области взаимодействия общества и природы с государством, призванным представлять интересы всего общества в чистой, здоровой и благоприятной для жизни окружающей природной среде, и предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами по поводу использования и охраны природной среды, оздоровлению и воспроизводству природных ресурсов.
Цель правового регулирования экологических отношений – обеспечение качества окружающей природной среды. Правовые нормы, регулирующие данные отношения, получают название эколого-правовых норм.
Вопросы для самоконтроля.
8. Международное сотрудничество в области экологии
Ни одна страна в мире, как бы богата и развита она не была, не в состоянии решить свои экологические проблемы в одиночку. Нужны четкие согласованные усилия всех государств, координация их действий на международно-правовой основе, чтобы обеспечить выход мирового сообщества из экологического кризиса.
Природа всеобща и едина, она не знает государственных границ. Поэтому нарушение в экосистеме одной страны неминуемо вызывает ответную реакцию в сопредельных. Достаточно в этом аспекте вспомнить Чернобыльскую трагедию: она охватила своими последствиями не только Россию, Украину и Белоруссию, ной многие другие европейские страны.
Объектами международно-правовой охраны окружающей природной среды признаны Ближний Космос, Воздушный бассейн. Мировой океан, озоновый экран, Антарктида, климат, разделяемые международные ресурсы, редкие и исчезающие растения и животные и многое другое.
8.1. Международные природные ресурсы
До сравнительно недавнего времени в научно-правовой литературе упоминались две категории природных ресурсов: национальные и международные природные ресурсы. В.А. Чичварин (1970) определяет национальные (внутригосударственные) природные ресурсы как органические элементы государственной территории, связанные с нею неразрывным образом. Другие авторы, уточняя эту формулировку, указывают, что национальные природные ресурсы сосредоточены на территории одной страны.
В противоположность национальным, международные природные ресурсы могут быть или являются частью общего мирового наследия, т.е. обладают экстратерриториальностью, и находятся за пределами национальной юрисдикции (Бринчук, 1998).
Учитывая динамичность процессов, происходящих в природе, а также обилие и взаимодействие связей внутри целостных природных объектов и систем, невозможно правовое регулирование использования и охраны природных ресурсов, опираясь только на эти два понятия. Как отмечает О.Н.Хлестов (1996), “деятельность государства, ведущая к загрязнению, разрушению окружающей среды в пределах его территории, не является ныне внутренним вопросом, входящим во внутреннюю компетенцию государств. Эти проблемы стали международными. Нельзя при этом не отметить, что утверждения об отсутствии трансграничных последствий являются часто спорными: природа тесно взаимосвязана”. Возникла необходимость выделения еще одной категории природных ресурсов, сочетающей в себе некоторые свойства двух вышеназванных. Наиболее глубоко и последовательно эту тему разрабатывал А.С.Тимошенко, давший общее определение новой категории, так называемого
разделяемого природного ресурса (далее – РПР). По А.С.Тимошенко (1977), это – “используемый человеком элемент природной среды, являющийся биогеофизическим единством и расположенный одновременно на территории двух или нескольких государств”. Его отличительный признак заключается в том, что “внутренние связи, взаимодействующие в этом единстве, не могут быть изменены или вовсе отменены наличием государственных границ”.
Вышеприведенное определение РПР сохранило свое значение и на сегодняшний день, хотя нуждается в некоторых поправках и уточнениях. Так, А.С.Тимошенко указывал на одновременность нахождения РПР на территории нескольких государств как один из основных отличительных критериев. Тем самым он исключал из перечня РПР мигрирующие виды животных. Сейчас специалисты пришли к выводу, что мигранты также входят в категорию РПР (Бринчук, 1998). Это правомерно как с юридической, так и с биологической точки зрения. Ведь нанесение вреда популяциям птиц, сконцентрированным в локальных местах зимовок в одних странах, обязательно скажутся на процессах воспроизводства этих же популяций в местах гнездования на территории других стран. И те, и другие страны разделяют (используют, изучают, охраняют) популяции мигрирующих животных, но не на географическом пространстве, а во времени (на протяжении жизненного цикла). В то же время мигрантов нельзя отнести к международным ресурсам, так как эта категория отличается своей экстратерриториальностью и не связана с национальной юрисдикцией.
Одной из важнейших характеристик природного ресурса вообще является возможность его использования в материальном производстве. Какие-то качества ресурса могут использоваться человеком в данный момент, в будущем эти же или иные качества можно будет использовать новыми, более совершенными, способами. Тем более, что современное природоохранительное законодательство толкует термин “использование” шире, чем просто участие в материальном производстве. Кроме того, формулировать определение природного ресурса с точки зрения его потребительской ценности для человека (общества) необходимо с учетом его возможного неиспользования (консервации) в настоящее время.
С учетом этих соображений, можно определить РПР как элемент природной среды, который может использоваться человеком (обществом) для удовлетворения материальных и духовных потребностей, являющийся биогеофизическим единством и расположенный одновременно или в течение жизненного цикла одной мигрирующей особи на территории двух и более государств.
Виды ответственности за экологические правонарушения
Эколого-правовая ответственность — разновидность общеюридической ответственности. В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия — административную и гражданско-правовую.
Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. К нарушителям в соответствии с Кодексом законов о труде (с изменениями и дополнениями от 25 сентября 1992 г.) могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, другие наказания (ст. 135).
Материальная ответственность также регулируется Кодексом законов о труде РФ (ст. 118—126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Применение административной ответственности регулируется как природоохранительным законодательством, так и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. (с изменениями и дополнениями). Закон «Об охране окружающей природной среды» расширил перечень составов экологических правонарушений, при совершении которых виновные должностные, физические и юридические лица несут административную ответственность. Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений, несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке и т.д.
В Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26). В нем предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил экологической безопасности при производстве работ, нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами, загрязнение вод, атмосферы и моря, нарушение законодательства о континентальном шельфе, порчу земли, незаконную добычу водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконную охоту, незаконную порубку деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных массивов.
Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный ущерб в полном объеме в результате нарушения правовых экологических требований.
Экологическое законодательство предусматривает три уровня наказания:
-
за нарушение; -
нарушение, повлекшее значительный ущерб; -
нарушение, повлекшее смерть человека (тяжкие последствия).
Видами наказаний при экологических нарушениях могут быть:
-
штраф; -
лишение права занимать определенные должности; -
лишение права заниматься определенной деятельностью; -
исправительные работы; -
ограничение свободы; -
лишение свободы.
К тяжким экологическим преступлениям относятся массовое уничтожение растительного (растительных сообществ земли России или отдельных ее регионов) или животного мира (совокупность живых организмов всех видов диких животных, населяющих территорию России или определенный ее регион), отравление атмосферы и водных ресурсов (поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы), а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу (ст. 358 УК). Общественная опасность экологических преступлений состоит в угрозе или нанесении огромного вреда окружающей природной среде, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира.
Экологическая катастрофа проявляется в серьезном нарушении экологического равновесия в природе, разрушении устойчивого видового состава живых организмов, полном или существенном сокращении их численности, в нарушений циклов сезонных изменений биотического-кругооборота веществ и биологических процессов. Мотивом экологического преступления может быть ложно понятые интересы военного или государственного характера совершение действий с прямым или косвенным умыслом.
Успех в наведении экологического правопорядка достигается постепенным наращиванием общественного и государственного воздействия на злостных правонарушителей, оптимальным сочетанием воспитательных, экономических и правовых мер.
Переход к рыночным отношениям в экономике, отказ от идеологических догм в праве, стремление российского общества к созданию в перспективе правового государства, к установлению природоохранительных правовых норм преимущественно в законах, а не в подзаконных актах – это те явления в экологическом праве, которые знаменуют начало нового этапа в его развитии.
На современном этапе экологическое право развивается с учетом следующих важнейших факторов:
1) кризисного состояния окружающей среды в стране и общественных потребностей в восстановлении благоприятной окружающей среды;
2) дефектов существующего экологического законодательства, для которого характерны пробелы и фрагментарность правового регулирования экологических отношений;
3) перспектив создания правового государства;
4) происходящей трансформации общественных экономических отношений;
5) тенденций развития взаимоотношения общества и природы и экологического права в мире.
Экологическое отношение – это вид общественного отношения, возникшего в области взаимодействия общества и природы с государством, призванным представлять интересы всего общества в чистой, здоровой и благоприятной для жизни окружающей природной среде, и предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами по поводу использования и охраны природной среды, оздоровлению и воспроизводству природных ресурсов.
Цель правового регулирования экологических отношений – обеспечение качества окружающей природной среды. Правовые нормы, регулирующие данные отношения, получают название эколого-правовых норм.
Вопросы для самоконтроля.
-
Органы управления, контроля и надзора по охране природы. -
Назначение и содержание экологического паспорта предприятия. -
Цель государственной экспертизы и её уровни. Принципы и объекты экспертизы. -
Экологический аудит. Определение аудита природопользования. -
Экологический менеджмент. -
Понятие экологического вреда. -
Сравнительная характеристика права общего, специального и комплексного природопользования. -
Определение и назначение экологической сертификации. -
Виды экологического контроля. -
Ответственность за экологические правонарушения.
8. Международное сотрудничество в области экологии
Ни одна страна в мире, как бы богата и развита она не была, не в состоянии решить свои экологические проблемы в одиночку. Нужны четкие согласованные усилия всех государств, координация их действий на международно-правовой основе, чтобы обеспечить выход мирового сообщества из экологического кризиса.
Природа всеобща и едина, она не знает государственных границ. Поэтому нарушение в экосистеме одной страны неминуемо вызывает ответную реакцию в сопредельных. Достаточно в этом аспекте вспомнить Чернобыльскую трагедию: она охватила своими последствиями не только Россию, Украину и Белоруссию, ной многие другие европейские страны.
Объектами международно-правовой охраны окружающей природной среды признаны Ближний Космос, Воздушный бассейн. Мировой океан, озоновый экран, Антарктида, климат, разделяемые международные ресурсы, редкие и исчезающие растения и животные и многое другое.
8.1. Международные природные ресурсы
До сравнительно недавнего времени в научно-правовой литературе упоминались две категории природных ресурсов: национальные и международные природные ресурсы. В.А. Чичварин (1970) определяет национальные (внутригосударственные) природные ресурсы как органические элементы государственной территории, связанные с нею неразрывным образом. Другие авторы, уточняя эту формулировку, указывают, что национальные природные ресурсы сосредоточены на территории одной страны.
В противоположность национальным, международные природные ресурсы могут быть или являются частью общего мирового наследия, т.е. обладают экстратерриториальностью, и находятся за пределами национальной юрисдикции (Бринчук, 1998).
Учитывая динамичность процессов, происходящих в природе, а также обилие и взаимодействие связей внутри целостных природных объектов и систем, невозможно правовое регулирование использования и охраны природных ресурсов, опираясь только на эти два понятия. Как отмечает О.Н.Хлестов (1996), “деятельность государства, ведущая к загрязнению, разрушению окружающей среды в пределах его территории, не является ныне внутренним вопросом, входящим во внутреннюю компетенцию государств. Эти проблемы стали международными. Нельзя при этом не отметить, что утверждения об отсутствии трансграничных последствий являются часто спорными: природа тесно взаимосвязана”. Возникла необходимость выделения еще одной категории природных ресурсов, сочетающей в себе некоторые свойства двух вышеназванных. Наиболее глубоко и последовательно эту тему разрабатывал А.С.Тимошенко, давший общее определение новой категории, так называемого
разделяемого природного ресурса (далее – РПР). По А.С.Тимошенко (1977), это – “используемый человеком элемент природной среды, являющийся биогеофизическим единством и расположенный одновременно на территории двух или нескольких государств”. Его отличительный признак заключается в том, что “внутренние связи, взаимодействующие в этом единстве, не могут быть изменены или вовсе отменены наличием государственных границ”.
Вышеприведенное определение РПР сохранило свое значение и на сегодняшний день, хотя нуждается в некоторых поправках и уточнениях. Так, А.С.Тимошенко указывал на одновременность нахождения РПР на территории нескольких государств как один из основных отличительных критериев. Тем самым он исключал из перечня РПР мигрирующие виды животных. Сейчас специалисты пришли к выводу, что мигранты также входят в категорию РПР (Бринчук, 1998). Это правомерно как с юридической, так и с биологической точки зрения. Ведь нанесение вреда популяциям птиц, сконцентрированным в локальных местах зимовок в одних странах, обязательно скажутся на процессах воспроизводства этих же популяций в местах гнездования на территории других стран. И те, и другие страны разделяют (используют, изучают, охраняют) популяции мигрирующих животных, но не на географическом пространстве, а во времени (на протяжении жизненного цикла). В то же время мигрантов нельзя отнести к международным ресурсам, так как эта категория отличается своей экстратерриториальностью и не связана с национальной юрисдикцией.
Одной из важнейших характеристик природного ресурса вообще является возможность его использования в материальном производстве. Какие-то качества ресурса могут использоваться человеком в данный момент, в будущем эти же или иные качества можно будет использовать новыми, более совершенными, способами. Тем более, что современное природоохранительное законодательство толкует термин “использование” шире, чем просто участие в материальном производстве. Кроме того, формулировать определение природного ресурса с точки зрения его потребительской ценности для человека (общества) необходимо с учетом его возможного неиспользования (консервации) в настоящее время.
С учетом этих соображений, можно определить РПР как элемент природной среды, который может использоваться человеком (обществом) для удовлетворения материальных и духовных потребностей, являющийся биогеофизическим единством и расположенный одновременно или в течение жизненного цикла одной мигрирующей особи на территории двух и более государств.