Файл: Учебное пособие СанктПетербург 2012 Рецензенты Ивахнюк Г. К., доктор химических наук, профессор, академик манэб.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1093
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учитывая то, что отдельные части разделяемого природного ресурса (РПР) разделяются государственными границами либо перемещаются через них, термин “разделяемый” в настоящем контексте идентичен понятию “трансграничный”, т.е. перемещающийся через границу. Различие только в смысловых оттенках, так как применение термина “разделяемый” отражает функциональный аспект этой категории природных ресурсов, а “трансграничный” – ее географический аспект.
В связи с этим следует с полной серьезностью рассматривать возможность придания трансграничного статуса охраняемым природным территориям (далее – ОПТ), расположенным вдалеке от государственных границ, но отвечающим следующему условию: эти территории должны быть постоянной средой обитания конкретных популяций мигрирующих животных на отдельных этапах их жизненного цикла в течении длительного (не менее одного сезона) временного периода. Сложность заключается, в первую очередь, в научном обосновании причинной связи этих территорий с конкретной популяцией, а не вообще с любыми особями данного вида. Потребуются тщательные многолетние исследования, связанные с мечением и учетом отдельных особей, на всех этапах жизненного цикла (выведение потомства, взросление, миграция на места зимовок и возвращение оттуда) с привязкой к конкретным территориям.
Рассматривая терминологию, применяемую специалистами в области трансграничного сотрудничества, обращаешь внимание на разнообразие наименований ОПТ подобного типа и, тем самым, на различный подход к оценке их правового статуса.
Наиболее распространенными терминами применительно к охраняемым природным территориям (ОПТ), наряду с “трансграничной”, являются “международная”, “совместная”, “межгосударственная”. С некоторой долей допущения сюда же можно отнести понятие “групповых биосферных заповедников”, используемое в развивающейся одноименной концепции как один из синонимов трансграничных ОПТ (Гунин, Востокова, Матюшкин, 1998). Все эти наименования отражают организационно-правовой статус ОПТ, хотя не всегда соответствуют действительности. Скорее, это то, к чему следует стремиться в развитии трансграничного сотрудничества. Учитывая, что основой организации подобных ОПТ является разделяемый (трансграничный) природный ресурс, а не международный, то логичнее и точнее было бы официально именовать такие ОПТ трансграничными.
Кроме того, учитывая, что шкала категорий ОПТ в странах бывшего СССР отличается от международной градации IUCN, необходимо избегать использования всуе термина “заповедник” для всех без исключения видов трансграничных ОПТ. Точнее было бы обобщенное название
“трансграничная охраняемая природная территория” (ТОПТ) (в частном случае: “трансграничный природный (биосферный) заповедник”, “трансграничный парк” и т.п.), которое и должно использоваться в официальных документах, в том числе и в законодательных актах. Тем более, что это название в общем-то подразумевает не один конкретный охраняемый объект, а комплекс, сохраняющий природу на территории нескольких государств.
Применительно к конкретным ТОПТ возможно в качестве личных логотипов использовать иные наименования, отражающие определенную специфику конкретной ТОПТ.
Для сотрудничества в области охраны окружающей среды, рационального природопользования должны быть чёткие определения национальные и международные природные ресурсы.
Национальные (внутригосударственные) природные ресурсы как органические элементы государственной территории, связанные с нею неразрывным образом. Национальные природные ресурсы сосредоточены на территории одной страны.
Международные природные ресурсы могут быть или являются частью общего мирового наследия, т.е. обладают экстерриториальностью, и находятся за пределами национальной юрисдикции.
В научно-правовой литературе упоминается новое понятие - разделяемый природный ресурс (РПР). Это – элемент природной среды, который может использоваться человеком (обществом) для удовлетворения материальных и духовных потребностей, являющийся биогеофизическим единством и расположенный одновременно или в течение жизненного цикла одной мигрирующей особи на территории двух и более государств.
8.2. Международная природоохранная деятельность
Необходимость согласовывать с соседними странами использование природных ресурсов, а также вопросы, касающиеся мигрирующих животных, осознали еще в XIX в., поэтому европейские государства заключили ряд двусторонних соглашений и международных конвенций: о ловле устриц (Франция и Англия, 1839), охране полезных птиц (Австро-Венгрия и Италия, 1875) и морских котиков (Россия, США и Япония, 1897), регулировании лова рыбы в Северном море (1882) и на участках Дуная, пограничных между Россией и Румынией (1902), и др.
В начале XX в. предпринимаются попытки координации действий общественности в разных странах по сохранению природных ресурсов. Важная веха этого движения - Первая конференция по международной охране природы, созванная по инициативе швейцарского защитника природы П. Саразина в 1913 г. в Берне (Швейцария), где принимали участие делегаты 17 стран, в том числе и России (академик И. П. Бородин). Конференция осудила массовое уничтожение животных и истощение других природных ресурсов, образовала консультативную комиссию по международной защите природы. Но из-за двух разрушительных мировых войн осуществление идей этой конференции задержалось на 35 лет. 30 сентября 1948 г. во французском городке Фонтенбло вблизи Парижа при поддержке ЮНЕСКО был создан Международный союз охраны природы, активно действующий до настоящего времени.
Современный этап международного природоохранного движения характеризуется тем, что человечество входит с ясным пониманием жизненной значимости экологических проблем и с обоснованной уверенностью в их решении во благо всех народов мира и природы Земли.
Международное сотрудничество государств целью охраны среды обитания человека, растительного и животного мира организовано под эгидой ООН и на двухсторонней основе.
Необходимость международного сотрудничества в области охраны окружающей среды диктуется тем, что приходит осознание, что государства находятся в экологической зависимости друг от друга, так в 1992 г. в Рио-де-Жанейро с трибуны Конференции ООН по окружающей среде и развитию прозвучали слова ее Генерального секретаря Мориса Стронга: «Мы выживем вместе, в противном случае не выживет никто».
Принципы сотрудничества
Впервые основные принципы международного экологического сотрудничества были обобщены в Декларации Стокгольмской конференции ООН (1972). В современном понимании они изложены в Декларации конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992). Эти принципы включают, в частности, следующие идеи:
-
люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с Природой;
-
развитие на благо нынешнего поколения не должно осуществляться во вред интересам развития будущих поколений и во вред ОС; -
государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы, но без ущерба ОС за пределами их границ; -
искоренение нищеты и неравенства в уровне жизни в раз личных частях мира необходимо для обеспечения устойчивого роста и удовлетворения потребностей большинства населения; -
государства сотрудничают в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистем Земли; -
государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем предоставления широкого доступа к экологической информации; -
государства принимают эффективные национальные за коны по ОС; -
экологическая политика не должна использоваться для неоправданного ограничения международной торговли; -
в принципе тот, кто загрязняет ОС, должен нести и финансовую ответственность за это загрязнение; -
государства уведомляют друг друга о стихийных бедствиях или деятельности, которые могут иметь вредные трансграничные последствия; -
война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Мир, развитие и охрана ОС взаимозависимы и неразделимы.
Высокая эффективность природоохранительной деятельности на национальном уровне не означает полного решения проблемы обеспечения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в пределах планеты. Принято все бъекты охраны окружающей среды подразделяются на национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые). Вне пределов национальной юрисдикции имеются природные ресурсы, которые интенсивно эксплуатируются и подвергаются воздействию мирового сообщества.
Международные объекты охраны окружающей природной среды — это объекты, которые находятся либо в пределах международных пространств: Космос, атмосферный воздух, Мировой океан и Антарктида) либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды животных).
-
Космос — самый характерный международный объект охраны — достояние всего человечества. -
Антарктида — материк мира и международного сотрудничества, принципы охраны и использования которого установлены еще в 1959 г. специальным Договором об Антарктиде.
-
Атмосфера Земли, в которой из-за природной циркуляции воздуха возникли глобальные экологические проблемы: погодно-климатические изменения; разрушение озонового слоя; трансграничный пере нос загрязняющих веществ. -
Мировой океан — огромная кладовая природных ресурсов и общепланетарная транспортная система, давние попытки национальных притязаний на которые завершились лишь в 1973 г. с подписанием Конвенции ООН по морскому праву, где подтверждена незыблемость принципа свободного мореплавания (кроме территориальных вод, внешняя граница которых установлена на расстоянии 12 миль от берега); признано суверенное право государств на биоресурсы в их прибрежных 200-мильных зонах.
Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Их осваивают и охраняют на основании различных договоров, конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного сообщества.
Заинтересованное в сохранении благоприятного состояния природы этих районов сообщество осуществляет международное сотрудничество в области охраны и использования природных ресурсов.
К национальным (внутригосударственным) объектам относятся земля, воды, недра, дикие животные и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Национальными объектами государства распоряжаются свободно, охраняют и управляют ими на основании собственных законов в интересах своих народов.
Объекты, входящие в юрисдикцию государств:
-
разделяемые природные ресурсы, находящиеся в пользовании двух и более государств (реки Дунай, Рейн, моря Балтийское, Средиземное и др.); -
редкие и исчезающие растения и животные, занесенные в международную Красную книгу; -
уникальные природные объекты, принятые на между народный контроль (заповедники, национальные парки, памятники природы и др.), на содержание и охрану которых выделяются средства международными организациями за счет специальных фондов.
в процессе хозяйственной и иной деятельности на своей территории государства могут оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды соседних государств либо иным образом затрагивать их экологические интересы.
Существует еще одна категория международных объектов природной среды, которая охраняется и управляется государствами, но взята на международный учет. Это:
-
во-первых, природные объекты, представляющие уникальную ценность и взятые под международный контроль (заповедники, национальные парки, резерваты, памятники природы); -
во-вторых, исчезающие и редкие животные и растения, занесенные в международную Красную книгу и, в-третьих, разделяемые природные ресурсы, постоянно или значительную часть года находящиеся в пользовании двух или более государств (река Дунай, Балтийское море и др.).
Для повышения эффективности природоохранительной деятельности на национальном уровне государства вынуждены принимать согласованные меры по охране собственной окружающей среды.
Эти основные факторы предопределяют необходимость международно-правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования и развития сотрудничества в данной сфере.
Особую заботу мирового сообщества на современном этапе представляют глобальные экологические проблемы. Эти проблемы – результат деятельности человека, несогласованной с законами развития природы. Их решение связано с выработкой международной экологической политики и надежных организационно-правовых средств на международном уровне как в отношении природопользования на национальном уровне, так и в отношении общемировых природных ресурсов.
Высокая приоритетность экологического фактора в международных отношениях постоянно возрастает, что связано с прогрессирующим ухудшением состояния биосферы. Все основные слагаемые экологического кризиса (парниковый эффект, истощение озонового слоя, деградация почв, радиационная опасность, трансграничный перенос загрязнений, исчерпание энергетических к других ресурсов недр планеты, и т. п.) становятся экологическими императивами и определяют новые нормы и правила взаимодействия государств.