Файл: Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 3 Обучающийся Жидкова Юлия Сергеевна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Русский язык с методикой преподавания
Практическое занятие 3
Выполнил:
Обучающийся Жидкова Юлия Сергеевна
Преподаватель:
Черненко Наталья Михайловна
Задание 1.
1.1. Проанализируйте в сопоставительном плане два букваря (допущенных к преподаванию согласно ФГОС). Результаты анализа представьте в табличной форме:
1) структура букваря (части, соответствующие этапам обучения грамоте, их основное содержание);
2) последовательность изучения букв, чем она определяется;
3) структура и содержание типовой букварной страницы
(разворота);
4) виды материала для обучения звуковому анализу (используемые в букваре звуковые модели);
5) виды материала для обучения слоговому чтению (дополнительные графические пометы, слоговые таблицы и др.);
6) литературный материал (какой и как представлен);
7) возможности материала букваря для организации дифференцированного обучения чтению.
УМК | УМК «Школа России» | УМК системы развивающего обучения Л.В. Занкова |
1.Структура букваря (этапы обучения грамоте) | 1.Подготовительный этап (I четверть): - в данный период используются сюжетные и предметные иллюстрации, схемы слов и предложений. - вводится представления о предложении, об устной речи. - формируется умения слушать, говорить на обсуждаемую тему. - дети учатся составлять рассказ по картинке, связывать отдельные сюжетные иллюстрации в текст. - у детей формируется общее представление о предложении, слове, слоге, ударении, гласных и согласных звуках. 2.Основной (букварный) этап (II, III четверть): - знакомство с алфавитом. - изучение всех букв и звуков алфавита. - формирование умения читать звуки, слова и предложения. - разделение слова на слоги, постановка ударения в слове. - изучение рисуночного письма. - изучение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких, глухих и звонких. - постоянная работа над чистотой и правильностью произношения, над правильным использованием силы голоса, скорости говорения. 3. Заключительный (послебукварный) этап (IV четверть): - изучение истории букваря. - знакомство с тесками великих русских писателей, знакомство с краткой биографией писателей. - cовершенствование основных навыков чтения на литературных текстах. | 1.Подготовительный этап (I четверть): введение основных для обучения грамоте понятий: слово, звук, звуки гласные и согласные, знак звука, квадрат, кружок или буква. - формирование представления о предложении, об устной и письменной речи. - формирование умения слышать и понимать вопрос, отвечать именно на заданный вопрос, говорить на обсуждаемую тему. 2.Основной (букварный) этап (II, III четверть): - вся система упражнений формирует у учащегося правильную технологию озвучивания слов, нацелена на фонетический и звуко - буквенный анализ. - формирование знаний о буквах, обозначающих гласные звуки. - формирование понятий о маленьких и больших буквах. - знакомство с понятием позиционной смены согласных звуков: твердые-мягкие согласные. -формирование знаний о единственном, множественном числе. - знакомство с рифмой, прозой и стихами. - дети учатся понимать прочитанное. - знакомство с художественными жанрами: стихами, сказками, песенками, считалками. - введение понятия гласные-согласные звуки и буквы, которые их обозначают; ударные-безударные гласные, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие согласные звуки. - систематизация букв по обозначению ими разных звуков и по их начертанию. - первичное осознание детьми смысла местоимений, союзов, фонем, предложений разных по цели и интонации. - изучение слогов. 3. Заключительный (послебукварный) этап (IV четверть): - дети фантазируют и придумывают новые варианты сказок с сохранением особенностей героев. - продолжают придумывать и инсценировать речевые ситуации. - дополняют стихотворения и придумывают свои стихи, загадки, чистоговорки. |
2.Последовательность изучения букв | Весь процесс обучения грамоте сориентирован на учебник «Русская азбука». Методическая основа обучения грамоте по букварю «Русская азбука» раскрывается в следующем: - построение обучения грамоте с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования в «Русской азбуке» букв и относящихся к ним звуков; - одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков; - непременное усвоение детьми слогов-слияний, а также овладение плавным слоговым чтением; - использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучение их главных свойств и признаков. В учебник «Русская азбука» впервые вводятся тексты, которые предназначены для учеников, которые умеют читать или знают все буквы алфавита. | Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), а с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ). |
3.Структура и содержание типовой букварной страницы | В данном букваре не дано примерное планирование распределения материалов учебника по отдельным урокам. Каждый вариант построения урока, который даётся в пособии, является одним из возможных. Учитель может его принять целиком, использовать частично, может составить свои варианты урока, объединить несколько вариантов в один. | Каждый разворот в учебнике «Букварь» содержит материал одного урока. На уроке знакомства с новой буквой (буквами) на левой странице дается ее (их) печатное и письменное изображение, схема-«человечек», которая показывает, какие звуки обозначает данная буква; слоги и слова для чтения, другой тренировочный материал. |
4.Виды материала для обучения звуковому анализу | Звуковые модели в «Русской Азбуке» – прямоугольники. Используются цветовые сигналы для обозначения звуков при изучении их главных свойств и признаков. | Слова для слого -звукового анализа предусмотрены на каждой левой странице. Для этого даны специальные картинки, под которыми нарисована черная линия - схематическое изображение слова. Дети слушают слово и определяют из каких звуков оно состоит, обозначают внизу красной точкой гласный звук, синей - твердый согласный, зеленой - мягкий (или раскрашивают печатные кружочки), делят слова на слоги, ставят ударение. Если дети еще не могут записать слово, тогда проводится его слого-звуковой анализ, если слово напечатано или дети сами могут написать его - звуко- буквенный анализ. |
5.Виды материала для обучения слоговому чтению (дополнительные графические пометы, слоговые таблицы и др.); | Представлен огромным многообразием различных моделей: слоговые модели слов, предложений, слоговых таблиц; | Моделирование представлено только моделями целых предложений и текстов, и то довольно редко. Звуковые и слоговые модели отсутствуют. |
6.Литературный материал (какой и как представлен); | Используется много литературного материала известных авторов, таких как: Бунин, Пушкин, К. Чуковский, М. Пляцковский, А. Барто, В. Берестов, Е. Благинина, Л.Н. Толстой, Б. Заходер, О. Григорьев, С. Маршак, Д. Хармс, Я. Аким, А. Стройло, Г. Сапгир, Л. Дьяконов, Р. Сеф, Г. Виеру, С. Михалков, И. Толмакова, Б. Житков, К. Фофанов, М. Шварц, Ю. Коринец, В. Орлов, К. Льдов, Ю. Коваль, И. Суриков, Е. Чарушин, К. Ушинский, В. Куприн, В. Бианки, М. Пришвин. Материал представлен в виде стихов, рассказов, отрывков. Также там представлены русские народные сказки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалки. | Представлен литературный материал авторов: С. Маршак, В. Маяковский, И. Воронько, К. Чуковский, Л. Фадеева, Б. Захаров, А. Шибаев, В. Берестов. Материал представлен в виде стихов, рассказов, отрывков. Имеются загадки, считалки. |
7.Возможности материала букваря для организации дифференцированного обучения чтению. | Такая возможность имеется. | Такая возможность имеется. |
1.2. Установите соответствие между структурой урока изучения новой буквы и материалом страницы букваря (любого): какой материал будет использоваться на каждом из этапов урока?
1.3. Сравните схематические обозначения звуков в 2-3 разных букварях. Какие признаки звуков фиксируются с помощью схем-моделей? Составьте методические рекомендации по разным приемам работы со звуковыми моделями букваря.
1.4. Составьте несколько фрагментов уроков письма (учитывая существующие нормы обеспечения охраны жизни и здоровья детей), посвященных списыванию слова, предложения из прописи или букваря, на разных этапах обучения: в начале основного периода обучения грамоте (когда изучаются первые 5-6 согласных букв), в конце обучения грамоте (когда почти все буквы уже изучены).
Ответ:
1.2
УМК: Школа России
Тема урока: Гласный звук [о]. Буквы О, о
Тип урока: Ознакомление с новым материалом.
Этапы урока:
I. Этап самоопределения к деятельности.
II. Актуализация знаний и мотивация.
Просмотр ленты букв на ст. 23.
III. Постановка проблемной задачи.
IV. Открытие нового знания.
Работа с учебником:
Работа на ст. 25: Звуковой анализ слова «Окуни». Звуковой анализ слова «Овощи».
Ст. 26: Игра для развития фонематического слуха по картинке.
Знакомство с буквой. Правило на ст. 25.
V. Первичное закрепление во внешней речи:
стр. 25 в учебнике, чтение стихотворения. Работа с текстом и со схемой.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Работа на ст. 26: Соотнесение рисунков и схем.
VII. Включение в систему знаний.
Работа с рисунком на ст. 24 и заданиями к нему.
VIII. Рефлексия деятельности.
Работа с лентой букв на ст. 27.
1.3
При проведении анализа звучащей речи модели – схемы помогают учащимся наглядно представить себе структуру предложения, т.е. количество и порядок слов в предложении, слого-звуковую структуру слова.
Схема, представляющая собой модель предложения, с которой учащиеся знакомятся уже на первых уроках обучения грамоте, в обобщённом виде отражает следующие его признаки:
1) предложение выделяется из речи (с помощью схемы фиксируется, сколько было сказано или услышано всего предложений в предложенном тексте);
2) предложение обладает протяжённостью во времени (оно обозначается удлинённым прямоугольником в виде ленты);
3) предложение имеет начало и конец (начало обозначается вертикальной чертой, выступающей вверх слева от прямоугольника; конец предложения обозначен точкой справа от прямоугольника).
На следующем уроке обучения грамоте дети учатся определять количество слов в предложении. Схема-модель предложения, поделённого на слова, отражает следующие его признаки:
1) предложение состоит из слов;
2) в каждом предложении определённое количество слов.
Схема-модель слова, поделенного на слоги, отражает следующие его признаки:
1) слово делится на части (слоги), прямоугольник делят вертикальной чертой;
2) в слове может быть различное количество слогов (один, два, и т.д.);
3) один из слогов, который произносится более протяжно, – ударный (обозначен знаком ударения над прямоугольником, соответствующим ударному слогу).
Схема-модель слого-звуковой структуры содержит следующую информацию:
1) звуки бывают гласными и согласными, последние - твёрдыми и мягкими;
2) в слоге может быть различное количество звуков;
3) в слоге обязательно есть гласный звук;
4) звуки в слоге по-разному связаны между собой: согласный за согласным, гласный стоит перед согласным (обозначаются в схеме последовательно расположенными квадратиками), согласный с последующим гласным образует слог-слияние, произносятся неразрывно (в схеме обозначены прямоугольником, поделённым диагональю).
Данные схемы-модели используются на протяжении всего курса обучения грамоте. Овладение учениками умением пользоваться схемами-моделями происходит постепенно. Их разновидности вводятся не сразу, они постепенно дополняются, становятся всё более развёрнутыми, содержательными, отражая те новые речевые и языковые представления, которые формируются у детей.
Аналитическая работа со схемами-моделями может проводиться по двум направлениям: осуществляться как соотнесение звучащей речи с готовой схемой-моделью, так и моделирование предложения, слова, его слого-звукового состава, самостоятельное составление схемы.
Схемы-модели можно вычерчивать на доске, выкладывать на фланелеграфе или магнитной доске в виде картонных карточек. (Карточки-прямоугольники для обозначения слогов-слияний и квадраты красного цвета для гласных, голубого – для твёрдых согласных, зеленого – для мягких согласных). Комбинируя эти карточки можно сконструировать модель любого разноструктурного слова.
Методика применения схем разработана так, чтобы дети учились осуществлять слого-звуковой и звуко-буквенный анализ на разнообразном, постоянно усложняющемся материале.
Использование схем на разных этапах урока основной период обучения грамоте является важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слого-звуковой анализ звучащего слова и звуко-буквенный анализ при овладении продуктивными способами чтения и письма.
1.4.
Фрагмент урока письма (когда почти все буквы уже изучены):
Тема урока: Письмо изученных букв. Списывание с печатного текста.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Цель: Учить детей писать слоги и слова с изученными буквами, списывать с печатного текста.
Ход урока
І. Организационный момент. (На доске колокольчик)
Динь динь - динь,
звенит звонок,
Начинается урок.
Будем мы писать красиво,
Будем дружно отвечать,
Будем думать, рассуждать,
Дисциплину соблюдать.
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Повторение знаний о звуках и буквах.
Упражнение «незаконченное предложение ».
- И сначала проверим, хорошо ли вы знаете буквы и звуки. Продолжите предложение.
• Буквы могут обозначать звуки ... (согласные и гласные).
• Гласных звуков всего ... ( шесть: а, и, ы, е, о, у).
• Красным цветом (точкой) обозначают …( гласные звуки).
• Синим цветом (одной черточкой) обозначаются … ( твердые согласные звуки ).
• Зеленым цветом (двумя черточками) обозначаются …( мягкие согласные звуки).
• Буква я когда обозначает ... ( два звука [ йа ] ).
• Всегда мягкий звук обозначает буква …( « й’ » ).
- Молодцы. Вы смогли продолжить все мои предложения.
2. Повторение гигиенических правил письма.
- Я вижу, что вы уже настроились на урок письма. И, прежде чем начать работу, давайте вспомним, как правильно сидеть во время письма. (Дети называют правила сидения во время письма. На доске - опорные вопросы)
- Ноги поставить всей ступней на пол.
- Спину держать прямо.
- Голову не наклонять слишком низко.
- Локти положить на парту, не свешивать их.
- Не налегать на парту грудью.
- Тетрадь положить наклонно.
- Молодцы! Вижу, вы все умеете правильно сидеть. Поэтому можно смело браться за письмо.
3. Каллиграфическая минутка.
Прежде, чем начнем писать, пальцы будем разминать.
Пальчик-пальчик, где ты был?
Я с этим братом в лес ходил
А с этим братом борщ варил
С этим кашки я поел
Ну а с младшеньким запел.
- Давайте вспомним, какие основные элементы букв мы используем на письме. (На доске появляются элементы букв)
- Запишем их. (Прямая наклонная, прямая наклонная с закруглением внизу или вверху, прямая наклонная с закруглением внизу и вверху, продленная наклонная, продленная наклонная с петлей внизу или вверху, овал, полуовалы).
ІІІ. Сообщения темы и заданий урока.
- Вот, мы и вспомнили из каких элементов состоят буквы. И сегодня на уроке мы будем тренироваться в написании ранее изученных букв и выполним много интересных упражнений, также будем работать над списыванием с печатного текста.
Фрагмент урока письма (когда изучаются первые 5-6 согласных букв)
Фрагмент урока письма
Тема: «Письмо новой буквы»
Задачи:
· сформировать статический и динамический образ строчной буквы м
· научить писать строчную букву м и ее элементы
Знакомство с образцом новой буквы в прописях. Беседа.
- Ребята, откройте свои прописи на странице номер шесть. Скажите, кто здесь изображен? (Моряк)
- Совершенно верно. Расскажите, как вы догадались, что это моряк? (он одет в тельняшку и у него есть подзорная труба)
- А как вы думаете, почему художник изобразил именно моряка? (слово моряк начинается с буквы м)
- Правильно. Смотрите, у моряка на груди нарисована буква м. Как вы думаете, что мы сейчас будем с вами делать? (учиться писать букву м)
- Да, сегодня мы будем учиться писать букву м. Внимательно посмотрите на образец. Сколько элементов в букве? (3)