Файл: Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 3 Обучающийся Жидкова Юлия Сергеевна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Русский язык с методикой преподавания

Практическое занятие 3


Выполнил:

Обучающийся Жидкова Юлия Сергеевна

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна


Задание 1.

1.1. Проанализируйте в сопоставительном плане два букваря (допущенных к преподаванию согласно ФГОС). Результаты анализа представьте в табличной форме:

1) структура букваря (части, соответствующие этапам обучения грамоте, их основное содержание);

2) последовательность изучения букв, чем она определяется;

3) структура и содержание типовой букварной страницы

(разворота);

4) виды материала для обучения звуковому анализу (используемые в букваре звуковые модели);

5) виды материала для обучения слоговому чтению (дополнительные графические пометы, слоговые таблицы и др.);

6) литературный материал (какой и как представлен);

7) возможности материала букваря для организации дифференцированного обучения чтению.

УМК

УМК «Школа России»

УМК системы развивающего обучения Л.В. Занкова

1.Структура букваря (этапы обучения грамоте)

1.Подготовительный этап (I четверть):

- в данный период используются сюжетные и предметные иллюстрации, схемы слов и предложений.

- вводится представления о предложении, об устной речи.

- формируется умения слушать, говорить на обсуждаемую тему.

- дети учатся составлять рассказ по картинке, связывать отдельные сюжетные иллюстрации в текст.

- у детей формируется общее представление о предложении, слове, слоге, ударении, гласных и согласных звуках.

2.Основной (букварный) этап (II, III четверть):

- знакомство с алфавитом.

- изучение всех букв и звуков алфавита.

- формирование умения читать звуки, слова и предложения.

- разделение слова на слоги, постановка ударения в слове.

- изучение рисуночного письма.

- изучение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких, глухих и звонких.

- постоянная работа над чистотой и правильностью произношения, над правильным использованием силы голоса, скорости говорения.

3. Заключительный (послебукварный) этап (IV четверть):

- изучение истории букваря.

- знакомство с тесками великих русских писателей, знакомство с краткой биографией писателей.

- cовершенствование основных навыков чтения на литературных текстах.


1.Подготовительный этап (I четверть):

 введение основных для обучения грамоте понятий: слово, звук, звуки гласные и согласные, знак звука, квадрат, кружок или буква.

- формирование представления о предложении, об устной и письменной речи.

- формирование умения слышать и понимать вопрос, отвечать именно на заданный вопрос, говорить на обсуждаемую тему.

2.Основной (букварный) этап (II, III четверть):

- вся система упражнений формирует у учащегося правильную технологию озвучивания слов, нацелена на фонетический и звуко - буквенный анализ.

- формирование знаний о буквах, обозначающих гласные звуки.

- формирование понятий о маленьких и больших буквах.

- знакомство с понятием позиционной смены согласных звуков: твердые-мягкие согласные.

-формирование знаний о единственном, множественном числе.

- знакомство с рифмой, прозой и стихами.

- дети учатся понимать прочитанное.

- знакомство с художественными жанрами: стихами, сказками, песенками, считалками.

- введение понятия гласные-согласные звуки и буквы, которые их обозначают; ударные-безударные гласные, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие согласные звуки.

- систематизация букв по обозначению ими разных звуков и по их начертанию.

- первичное осознание детьми смысла местоимений, союзов, фонем, предложений разных по цели и интонации.

- изучение слогов.

3. Заключительный (послебукварный) этап (IV четверть):

- дети фантазируют и придумывают новые варианты сказок с сохранением особенностей героев.

- продолжают придумывать и инсценировать речевые ситуации.

- дополняют стихотворения и придумывают свои стихи, загадки, чистоговорки.


2.Последовательность изучения букв

Весь процесс обучения грамоте сориентирован на учебник «Русская азбука».

Методическая основа обучения грамоте по букварю «Русская азбука» раскрывается в следующем:

- построение обучения грамоте с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования в «Русской азбуке» букв и относящихся к ним звуков;

- одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;

- непременное усвоение детьми слогов-слияний, а также овладение плавным слоговым чтением;

- использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучение их главных свойств и признаков.

В учебник «Русская азбука» впервые вводятся тексты, которые предназначены для учеников, которые умеют читать или знают все буквы алфавита.


Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), а с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).


3.Структура и содержание типовой букварной страницы

В данном букваре не дано примерное планирование распределения материалов учебника по отдельным урокам. Каждый вариант построения урока, который даётся в пособии, является одним из возможных. Учитель может его принять целиком, использовать частично, может составить свои варианты урока, объединить несколько вариантов в один.

Каждый разворот в учебнике «Букварь» содержит материал одного урока. На уроке знакомства с новой буквой (буквами) на левой странице дается ее (их) печатное и письменное изображение, схема-«человечек», которая показывает, какие звуки обозначает данная буква; слоги и слова для чтения, другой тренировочный материал.

4.Виды материала для обучения звуковому анализу


Звуковые модели в «Русской Азбуке» – прямоугольники. Используются цветовые сигналы для обозначения звуков при изучении их главных свойств и признаков.

Слова для слого -звукового анализа предусмотрены на каждой левой странице. Для этого даны специальные картинки, под которыми нарисована черная линия - схематическое изображение слова. Дети слушают слово и определяют из каких звуков оно состоит, обозначают внизу красной точкой гласный звук, синей - твердый согласный, зеленой - мягкий (или раскрашивают печатные кружочки), делят слова на слоги, ставят ударение. Если дети еще не могут записать слово, тогда проводится его слого-звуковой анализ, если слово напечатано или дети сами могут написать его - звуко- буквенный анализ.

 5.Виды материала для обучения слоговому чтению (дополнительные графические пометы, слоговые таблицы и др.);

Представлен огромным многообразием различных моделей: слоговые модели слов, предложений, слоговых таблиц;

Моделирование представлено только моделями целых предложений и текстов, и то довольно редко. Звуковые и слоговые модели отсутствуют.

6.Литературный материал (какой и как представлен);

Используется много литературного материала известных авторов, таких как: Бунин, Пушкин, К. Чуковский, М. Пляцковский, А. Барто, В. Берестов, Е. Благинина, Л.Н. Толстой, Б. Заходер, О. Григорьев, С. Маршак, Д. Хармс, Я. Аким, А. Стройло, Г. Сапгир, Л. Дьяконов, Р. Сеф, Г. Виеру, С. Михалков, И. Толмакова, Б. Житков, К. Фофанов, М. Шварц, Ю. Коринец, В. Орлов, К. Льдов, Ю. Коваль, И. Суриков, Е. Чарушин, К. Ушинский, В. Куприн, В. Бианки, М. Пришвин.

Материал представлен в виде стихов, рассказов, отрывков.

Также там представлены русские народные сказки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалки.

Представлен литературный материал авторов: С. Маршак, В. Маяковский, И. Воронько, К. Чуковский, Л. Фадеева, Б. Захаров, А. Шибаев, В. Берестов. Материал представлен в виде стихов, рассказов, отрывков. Имеются загадки, считалки.

7.Возможности материала букваря для организации дифференцированного обучения чтению.

Такая возможность имеется.

Такая возможность имеется.


1.2. Установите соответствие между структурой урока изучения новой буквы и материалом страницы букваря (любого): какой материал будет использоваться на каждом из этапов урока?

1.3. Сравните схематические обозначения звуков в 2-3 разных букварях. Какие признаки звуков фиксируются с помощью схем-моделей? Составьте методические рекомендации по разным приемам работы со звуковыми моделями букваря.

1.4. Составьте несколько фрагментов уроков письма (учитывая существующие нормы обеспечения охраны жизни и здоровья детей), посвященных списыванию слова, предложения из прописи или букваря, на разных этапах обучения: в начале основного периода обучения грамоте (когда изучаются первые 5-6 согласных букв), в конце обучения грамоте (когда почти все буквы уже изучены).

Ответ:

1.2

УМК: Школа России

Тема урока: Гласный звук [о]. Буквы О, о

Тип урока: Ознакомление с новым материалом. 

Этапы урока:

I. Этап самоопределения к деятельности.

II. Актуализация знаний и мотивация.

Просмотр ленты букв на ст. 23.

III. Постановка проблемной задачи.

IV. Открытие нового знания.

Работа с учебником:

Работа на ст. 25: Звуковой анализ слова «Окуни». Звуковой анализ слова «Овощи».

Ст. 26: Игра для развития фонематического слуха по картинке.

Знакомство с буквой. Правило на ст. 25.

V. Первичное закрепление во внешней речи:

стр. 25 в учебнике, чтение стихотворения. Работа с текстом и со схемой.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа на ст. 26: Соотнесение рисунков и схем.

VII. Включение в систему знаний.

Работа с рисунком на ст. 24 и заданиями к нему.

VIII. Рефлексия деятельности.

Работа с лентой букв на ст. 27.

1.3

При проведении анализа звучащей речи модели – схемы помогают учащимся наглядно представить себе структуру предложения, т.е. количество и порядок слов в предложении, слого-звуковую структуру слова.

Схема, представляющая собой модель предложения, с которой учащиеся знакомятся уже на первых уроках обучения грамоте, в обобщённом виде отражает следующие его признаки:



1) предложение выделяется из речи (с помощью схемы фиксируется, сколько было сказано или услышано всего предложений в предложенном тексте);

2) предложение обладает протяжённостью во времени (оно обозначается удлинённым прямоугольником в виде ленты);

3) предложение имеет начало и конец (начало обозначается вертикальной чертой, выступающей вверх слева от прямоугольника; конец предложения обозначен точкой справа от прямоугольника).

На следующем уроке обучения грамоте дети учатся определять количество слов в предложении. Схема-модель предложения, поделённого на слова, отражает следующие его признаки:

1) предложение состоит из слов;

2) в каждом предложении определённое количество слов.

Схема-модель слова, поделенного на слоги, отражает следующие его признаки:

1) слово делится на части (слоги), прямоугольник делят вертикальной чертой;

2) в слове может быть различное количество слогов (один, два, и т.д.);

3) один из слогов, который произносится более протяжно, – ударный (обозначен знаком ударения над прямоугольником, соответствующим ударному слогу).

Схема-модель слого-звуковой структуры содержит следующую информацию:

1) звуки бывают гласными и согласными, последние - твёрдыми и мягкими;

2) в слоге может быть различное количество звуков;

3) в слоге обязательно есть гласный звук;

4) звуки в слоге по-разному связаны между собой: согласный за согласным, гласный стоит перед согласным (обозначаются в схеме последовательно расположенными квадратиками), согласный с последующим гласным образует слог-слияние, произносятся неразрывно (в схеме обозначены прямоугольником, поделённым диагональю).

Данные схемы-модели используются на протяжении всего курса обучения грамоте. Овладение учениками умением пользоваться схемами-моделями происходит постепенно. Их разновидности вводятся не сразу, они постепенно дополняются, становятся всё более развёрнутыми, содержательными, отражая те новые речевые и языковые представления, которые формируются у детей.

Аналитическая работа со схемами-моделями может проводиться по двум направлениям: осуществляться как соотнесение звучащей речи с готовой схемой-моделью, так и моделирование предложения, слова, его слого-звукового состава, самостоятельное составление схемы.


Схемы-модели можно вычерчивать на доске, выкладывать на фланелеграфе или магнитной доске в виде картонных карточек. (Карточки-прямоугольники для обозначения слогов-слияний и квадраты красного цвета для гласных, голубого – для твёрдых согласных, зеленого – для мягких согласных). Комбинируя эти карточки можно сконструировать модель любого разноструктурного слова.

Методика применения схем разработана так, чтобы дети учились осуществлять слого-звуковой и звуко-буквенный анализ на разнообразном, постоянно усложняющемся материале.

 Использование схем на разных этапах урока основной период обучения грамоте является важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слого-звуковой анализ звучащего слова и звуко-буквенный анализ при овладении продуктивными способами чтения и письма.

1.4.

Фрагмент урока письма (когда почти все буквы уже изучены):

Тема урока: Письмо изученных букв. Списывание с печатного текста.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Цель: Учить детей писать слоги и слова с изученными буквами, списывать с печатного текста.

Ход урока


І. Организационный момент. (На доске колокольчик)
Динь динь - динь,
звенит звонок,
Начинается урок.
Будем мы писать красиво,
Будем дружно отвечать,
Будем думать, рассуждать,
Дисциплину соблюдать.


ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.


1. Повторение знаний о звуках и буквах.
Упражнение «незаконченное предложение ».
- И сначала проверим, хорошо ли вы знаете буквы и звуки. Продолжите предложение.
• Буквы могут обозначать звуки ... (согласные и гласные).
• Гласных звуков всего ... ( шесть: а, и, ы, е, о, у).
• Красным цветом (точкой) обозначают …( гласные звуки).
• Синим цветом (одной черточкой) обозначаются … ( твердые согласные звуки ).
• Зеленым цветом (двумя черточками) обозначаются …( мягкие согласные звуки).
• Буква я когда обозначает ... ( два звука [ йа ] ).
• Всегда мягкий звук обозначает буква …( « й’ » ).
- Молодцы. Вы смогли продолжить все мои предложения.

2. Повторение гигиенических правил письма.
- Я вижу, что вы уже настроились на урок письма. И, прежде чем начать работу, давайте вспомним, как правильно сидеть во время письма. (Дети называют правила сидения во время письма. На доске - опорные вопросы)
- Ноги поставить всей ступней на пол.
- Спину держать прямо.
- Голову не наклонять слишком низко.
- Локти положить на парту, не свешивать их.
- Не налегать на парту грудью.
- Тетрадь положить наклонно.
- Молодцы! Вижу, вы все умеете правильно сидеть. Поэтому можно смело браться за письмо.


3. Каллиграфическая минутка.
Прежде, чем начнем писать, пальцы будем разминать.
Пальчик-пальчик, где ты был?
Я с этим братом в лес ходил
А с этим братом борщ варил
С этим кашки я поел
Ну а с младшеньким запел.
- Давайте вспомним, какие основные элементы букв мы используем на письме. (На доске появляются элементы букв)
- Запишем их. (Прямая наклонная, прямая наклонная с закруглением внизу или вверху, прямая наклонная с закруглением внизу и вверху, продленная наклонная, продленная наклонная с петлей внизу или вверху, овал, полуовалы).


ІІІ. Сообщения темы и заданий урока.
- Вот, мы и вспомнили из каких элементов состоят буквы. И сегодня на уроке мы будем тренироваться в написании ранее изученных букв и выполним много интересных упражнений, также будем работать над списыванием с печатного текста.

Фрагмент урока письма (когда изучаются первые 5-6 согласных букв)

Фрагмент урока письма

Тема: «Письмо новой буквы»

Задачи:

·        сформировать статический и динамический образ строчной буквы м

·        научить писать строчную букву м и ее элементы

 Знакомство с образцом новой буквы в прописях. Беседа.

- Ребята, откройте свои прописи на странице номер шесть. Скажите, кто здесь изображен? (Моряк)

- Совершенно верно. Расскажите, как вы догадались, что это моряк? (он одет в тельняшку и у него есть подзорная труба)

- А как вы думаете, почему художник изобразил именно моряка? (слово моряк начинается с буквы м)

- Правильно. Смотрите, у моряка на груди нарисована буква м. Как вы думаете, что мы сейчас будем с вами делать? (учиться писать букву м)

 - Да, сегодня мы будем учиться писать букву м. Внимательно посмотрите на образец. Сколько элементов в букве? (3)