Файл: Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 3 Обучающийся Жидкова Юлия Сергеевна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-Правильно. Какие это элементы? (1 элемент – плавно наклонная линия, 2- две линии с закруглением внизу, 3 – прямая линия с закруглением внизу)
- Верно. А какая буква начинается с такого же первого элемента? (буква л)
- Молодцы. Теперь давайте сравним второй элемент букв. Они похожи? (да, у буквы л второй элемент такой же)
-Я с вами полностью согласна. Давайте посмотрим, чем буква л отличается от буквы м? (у буквы м есть третий элемент - прямая линия с закруглением внизу)
- Все верно, молодцы. Давайте посмотрим на элементы буквы м. Сейчас вам надо обвести эти элементы. Следите за стрелочками. Как вы думаете, что они нам показывают? (они показывают, как правильно обводить элементы)
- Правильно. Теперь давайте проверим как мы сидим, правильно положим прописи и обведем элементы буквы м. Старайтесь следить за направлением стрелочек и не выходить за линии. Кто закончит, ставит руку на локоток.
- У кого получилось обвести все элементы аккуратно? Что не получилось?
- Давайте посмотрим на следующую строчку. Что на ней изображено? (соединение буквы л, волны)
- Как правильно писать? С отрывом или без отрыва? (с отрывом)
- Правильно. А когда можно отрывать руку? (после первой волны)
- Проверяем как мы сидим и начинаем писать эту строчку. Кто справится, ставит ручку на локоток.
- У кого получилось обвести все элементы аккуратно? Что не получилось?
- Мы с вами познакомились с элементами буквы м, теперь давайте посмотрим, как правильно писать букву м. Положили ручки перед собой и внимательно смотрим на доску.
Показ учителем на доске
- Начинаем чуть выше нижней линии рабочей строки. Проводим плавно наклонную линию до верхней линии рабочей строки, затем опускаем прямую линию с закруглением внизу, касаемся нижней линии рабочей строки и доводим до верхней линии рабочей строки, затем опускаем еще одну прямую с закруглением внизу, обязательно доводим ее до нижней линии рабочей строки и ведем закругление до середины рабочей строки.
- Ребята, давайте попробуем написать одну букву м. Не торопитесь, старайтесь писать аккуратно. Кто напишет ставит ручку на локоток.
Учитель ходит по классу и смотрит ошибки.
- Теперь напишите еще две буквы и сравните ее с образцом. Выберете ту, которая больше всех похожа на образец, поставьте над ней точку. Давайте допишем строчку до конца. Старайтесь писать так, как вы написали самую красивую букву. Кто закончит, ставит руку на локоток.
- Поднимите руку те, у кого все буквы получились красивые?
Задание 2.
2.1. Прочитайте фрагмент урока обучения грамоте, посвященный выделению и характеристике изучаемых звуков. Проанализируйте представленный фрагмент учебного занятия, определив тему урока, сформулировав его цель и задачи. Выделите и назовите этапы работы над звуками, оцените выбор слов для первого выделения звуков, охарактеризуйте использованные учителем приемы обучения.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Как называются предметы, изображенные на иллюстрации? - Кто знает, как называется вот такое кресло для царя или короля, на котором он сидит во время торжественных приемов? На чем сидит царь? На... троне. Это трон. - А как по-другому можно назвать скамейку? - Что объединяет все эти предметы? Для чего они нужны? - Какой из этих предметов предназначен для сидения одного человека? - Произнесите эти слова еще раз и определите, в каком из них последний звук [л]. - В каком слове услышали последний звук [л]? - Докажите, что вы правы. - Составьте у себя на партах звуковую схему слова «стул». - Я тоже составляла схему. Посмотрите, что у меня получилось: первый звук я обозначила синей фишкой. Я права? (Так же со вторым и третьим звуком.) - А вот для последнего звука я фишку выбрать не смогла. Ведь этот звук мы еще не характеризовали. Какую фишку выбрали вы? - Давайте вместе решим, какая фишка нужна. Произнесите звук [л] и понаблюдайте, как работает ваш язык. - Гласный или согласный это звук? - Определите, [л] – звонкий или глухой? - Твердый или мягкий? - Какая фишка нужна для обозначения звука [л]? Покажите мне. - Кто эту фишку сам выбрал, составляя схему слова, молодцы. Значит, вы уже знаете, как | - Стул, кресло, скамейка. - Скамья, лавка, лавочка. - Это мебель. Это предметы, на которых сидят. - Стул, кресло, трон. - Стул, кресло, трон (хором). - В слове «стул». - Сту[ллл]. (Самостоятельно составляют из фишек) - Да. [с] – согласный звук, твердый, глухой. - Синюю. Зеленую. - [ллл]. Язык прижимается к верхним зубам. - Согласный. - [л] (кладут руку на горло). Звонкий. - [л]. Твердый. (Показывают синюю фишку.) |
нужно действовать, чтобы охарактеризовать звук. - Посмотрите еще раз на иллюстрации и назовите слово, в котором звук [л] в начале. - В каком еще слове есть звук [л]? - Произнесите слово и послушайте, где стоит звук [л]? - Все эти предметы можно назвать одним словом. Каким? - Произнесите слово и послушайте, какой в нем последний звук? - Давайте определим, какой это звук: гласный или согласный. Есть ли преграда, которая мешает воздуху выходить? - Что еще мы должны узнать о согласном? - Определите сами, какой это согласный звук, и покажите мне нужную фишку. (На доске появляется схема □) - С какими звуками мы сегодня работали? (Показывает на соответств. фишки в звуковых схемах слов «стул» и «мебель».) - Сравним эти звуки. Чем они похожи? Произнесите их: [л] - [л’]. - А чем они различаются? - Звуки [л] и [л’] – парные по твердостимягкости согласные звуки. - Давайте поучимся узнавать эти звуки в словах. Откройте азбуку на с. 62-63. Узнали сказку, к которой нарисована иллюстрация? Может, вам поможет небольшой отрывок из сказки, который я вам прочитаю? Послушайте и постарайтесь узнать сказку (Читает отрывок, помещенный в азбуке.) - Подскажу: звери так радовались избавлению от страшного чудовища, с которым легко справился маленький воробей – «взял и клюнул Таракана – вот и нету великана». - Назовите, кого изобразил художник. | - Лавка (лавочка). - Кресло. - Крес[ллл]о. Звук [л] стоит в середине слова. - Мебель. - Мебе[л’л’л’]. Последний звук [л’]. - [л’]. Язык мешает. Звук [л’] согласный. - Звонкий он или глухой, твердый или мягкий. (Произносят звук и показывают зеленую фиш- ку.) - [л] и [л’]. - [л] - [л’], [л] - [л’]. Оба согласные, звонкие. - [л] – твердый, а [л’] – мягкий. - «Тараканище» Корнея Чуковского. Слона, слониху, жирафа, обезьян, бегемота, осликов, летучих мышей... |
- Давайте назовем по картинке слова, в которых есть звуки [л] или [л’]. Приготовьте фишки, будете показывать, какой из звуков вы услышали в слове. Петя, начинай. - Я вижу, все согласны, что в этом слове есть звук [л]. Где он стоит в слове? (Так же проводится работа с остальными словами.) | - Слон. (Остальные дети показывают синюю фишку.) - В середине слова. |
Ответ:
Данный урок является одним из звеньев в системе уроков, охватывающих основной звукобуквенный период обучения грамоте, проведён в соответствии с календарно – тематическим планированием по учебнику «Букварь»
Цель: познакомить детей с новыми буквами и звуками
Образовательные:
- сформировать представление о звуковом значении буквы «Л»;
- формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения;
- формировать умение отвечать на вопросы учителя.
Развивающие:
- развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, совершенствовать культуру речи;
- способствовать обогащению словарного запаса;
- развивать мышление, речь, память, внимание.
Воспитательные:
- совершенствовать навыки общения;
- воспитывать интерес к чтению и культуру учебного труда.
2.2. Составьте подробный конспект урока знакомства с одной из двузначных гласных букв. Продумайте, с одним или двумя значениями буквы будете знакомить первоклассников. От чего это будет зависеть? При планировании урока обратите внимание, что при введении не первой «особой» буквы важно правильно организовать работу на этапе повторения изученного.
Что необходимо внести в содержание этапа повторения?
Укажите гигиенические требования к обучению чтению и письму.
Ответ:
Урок обучения грамоте
УМК системы Л.В.Занкова
Тема: Двузвучные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква – два звука
Цель: создать условия для знакомства учащихся с новой позицией букв е, ё, ю, я.
Задачи: способствовать усвоению новых знаний о буквах е, ё, я, ю: могут обозначать два звука, если они стоят после букв гласных звуков; развивать фонематический слух учащихся; познавательные процессы; воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Личностные УУД: формирование элементов самооценки, стремления преодолевать учебные затруднения; иметь представление о языке как средстве общения;
Регулятивные: принимать учебную задачу;находить несколько вариантов решения учебной задачи;
Коммуникативные: иметь представление о правилах общения в классе.
I . Орг. момент
II . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель нашего урока – вспомнить особенности этих букв.
III . Актуализация знаний. Открытие нового знания.
Чтение слов /на доске, столбики/ -
Я - Что прочитали? /букву, слог, слово/ Я доложить готова, что она буква, слог и слово!
як Зоя молния красная сеял
яма Рая заяц милая лаял
язык / имена / кто,что? / какая? /что делал?
ягода собственные/ предмет/ признак/ действие/
- Найдите многозначное слово – язык.
Работа по Азбуке, стр.84 – рисунки, пословицы.
Письмо – Я,я
У Яны яркая лента. – Что можете сказать про букву я?
Загадка – Он в своей лесной палате носит пестренький халатик. Он деревья лечит, постучит и легче /дятел/
Рассматривание рисунка дятла /есть пестрый, красноголовый –желна/
Описание дятла /черный жилет, красный берет, нос как топор, хвост как упор/
- Почему дятла называют лесным доктором?
4. Чтение слогов: ня, дя, бя, ся, зя, мя, тя, ря. – найдите слог, с которого начинается слово дятел /дя/
5. Рассматривание картинок птиц. Чтение названий.
Беседа о бережном отношении к птицам
Запись слов: Зяблик, дятел, цапля, овсянка, трясогузка.
- Подчеркнуть мягкое слияние.
Руки подняли и покачали.
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули.
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем.
Крылья сложили назад.
Загадка – Летом катится клубок, у него колючий бок, он охотится ночами за жуками и мышами /ЁЖ. Показ рисунка ежа, рассказ о нем. Ёж – лесной, ёж морской/. Звукобуквенный анализ. Сколько слогов, что слышим в начале слова?
Вывод 1 : [йо] – в начале слова и после гласных обозначается буквой ё.
- Составьте предложение: Ёж нёс гриб.
Вывод 2 - в слове нёс буква ё обозначает один звук [о] после мягкого согласного.
Чтение слов в столбиках:
ёж ёрш поёт моё лёд гусёнок жё лтый
ёжик ёршик даёт твоё мёд утёнок шё лковый
/ работа над значениями слов/
- Почему у буквы ё две точки?
/Читаю рассказ- Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё.
Запись слов: Ёж, ёлка, котёнок, клён, ревёт.
- Поставьте ударение. Что заметили?
Вывод: буква ё всегда ударная.
Работа по Азбуке, с. 79
Чтение стихотворения наизусть.
Чтение выражений-фразеологизмов с заданием: объяснить значения выражений, найти слова с буквой ё.
Письмо букв Ю,ю.
Письмо: Юрта, юмор, юнга, Юра, Юля, июль.
Ответы на вопросы.
Методические требования к организации повторения:
- не рекомендуется при повторении использовать те же методы и приемы, тот же дидактический материал и тексты, которые имели место при изучении их.
- задания, применяемые при повторении, должны ориентировать на самостоятельное воспроизведение ранее полученных знаний. Материал повторения должен быть новым и усложненным;
- творческим работам учащихся при повторении должно быть уделено значительно больше внимания, чем при сообщении новых знаний.
Задание 3.
3.1. Изучив программы и учебники по русскому языку разных авторов (два учебно-методических пособия на выбор), определите круг формируемых грамматических понятий. Заполните таблицу.
Тема | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Состав слова | | ознакомление с особенностями однокоренных слов,с понятием «корень» | формирование понятий: «приставка», «суффикс», «окончание», а также формирование навыков правописания корня и приставки | углубление знаний о словообразовательной роли приставок и суффиксов в процессе изучения частей речи, формирование навыков правописания безударных надежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. |
Части речи | преобладают наблюдения и группировка слов по значению: название предметов, признаков, действий | вводятся понятия «частей речи», сообщаются некоторые признаки частей речи | склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значение форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм | склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значение форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм |
Предложение | Разбираются предложения по смыслу, то есть о чем или о ком говорится в предложении, что именно об этом говорится | предлагается точное определение предложения, они изучают состав предложения, его структуру, знакомятся с главными членами предложения | наблюдают за главными членами предложения, учатся работать с ними. Учеников знакомят с второстепенными членами предложения, их названиями, ролью в предложении. Также в третьем классе говорят о том, что предложения подразделяются на несколько типов | знакомятся с понятием «однородные члены предложения», учатся ставить знаки препинания при однородных членах предложения |