Файл: Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 3 Обучающийся Жидкова Юлия Сергеевна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2. Проанализируйте одну и ту же грамматическую тему в учебниках по русскому языку разных авторов (не менее трех разных учебников). Определите, какие виды упражнений применяются для формирования языкового понятия.
Ответ:

Проанализируйте одну и ту же грамматическую тему в учебниках по русскому языку разных авторов (не менее трех разных учебников). Определите, какие виды упражнений применяются для формирования языкового понятия.

 Проанализировав три УМК: «Перспективная начальная школа», «Школа России» и «Начальная школа XXI века» на предмет Методики изучения темы "Предложение" в начальных классах можно сделать следующие выводы:
В целом все три УМК представляют изучение темы соответственно примерной общей образовательной программе начального общего образования. Но есть некоторые различия в подходе изучения данной темы.

Первое отличие – это то, что среди трех УМК точное определение предложения в учебнике вводится лишь по УМК «Школа России». В «Перспективной начальной школе» его не вводят в учебнике вообще (учитель с детьми выводят определение сами), а в учебнике «Начальной школы 21 века» вводят признаки предложения.

Второе отличие – в УМК «Перспективная начальная школа» изучение членов предложения начинается со 2-ого класса в теме «Главные и неглавные слова в предложении». Научные названия вводятся только в 3-ем классе.

Третье существенное отличие заключается в том, что только в УМК «Начальная школа 21 века» сложные предложения делят на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Кроме того, изучив разные УМК, можно отметить следующие виды упражнений, применяемые для формирования языкового понятия.

Фонетические упражнения формируют ряд фонетических умений:

- различение звуков в словах: определите по слуху, какие гласные звуки произносятся в корнях слов (например, вода и воды; земля и земли); согласные в корнях слов (например, луг и луга; сторож и сторожить);

- смыслоразличительная роль звуков: назовите звуки, которые различают данные слова (например, лук и люк); определите, что различает данные слова (например, лот и тол; мода и дома; спор и спорт);

- деление слова на слоги: произнесите слова по слогам; запишите слова, деля их горизонтальной черточкой на слоги;

Фонетико-графические упражнения служат для различения детьми звуков и букв. Для этой цели используются такие упражнения:


- обозначьте звуки (в произносимом слове) буквами;

- определите звуковое значение выделенных букв (или указанных учителем);

расположите слова по алфавиту;

- подчеркните буквы, не совпадающие со звуками.

Лексико-фразеологические упражнения готовят учащихся к обогащению словарного запаса, поэтому при изучении лексики и фразеологии необходима работа со словарями; решению этих задач служат следующие упражнения:

- укажите (назовите, подчеркните), например, многозначные слова (диалектные слова, фразеологизмы и т.д.);

- подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы и т.д.) к данному слову;

- найдите в толковом словаре диалектные (профессиональные и т.д.) слова, фразеологизмы;

Морфемные упражнения развивают у учащихся умение определять структуру слова. Для этих целей используются такие упражнения:

- найдите (укажите, подчеркните, выпишите) слова, имеющие приставки и т.д. (или такую-то структуру);

- обозначьте условными знаками части слова;

- подберите слова с такими-то суффиксами и т.д. (или с такой-то структурой);

- выполните графический диктант (запись не слова, а его схемы)

- сгруппируйте слова по наличию в них разных приставок (суффиксов, окончаний и т.д.);

Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова. Используются следующие виды упражнений:

- определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;

- составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их образования);

- определите способ образования слова;

Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения:

- опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;

- подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;

- постановка слова в указанной форме;

Синтаксические упражнения включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, а для этого используются такие упражнения:



- отграничение одних синтаксических структур от других;

- определение структуры данной синтаксической единицы;

- нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;

- составление схем предложений.

3.3. Назовите условия успешного обучения младших школьников грамотному письму. Обоснуйте каждое из условий, опираясь на знание природы орфографического навыка и способов его усвоения. Какую роль в формировании условий для обучения грамотному письму играет предметно-развивающая среда (в т.ч. технические средства обучения)?

Ответ:

Для успешного формирования орфографического навы­ка необходимы определенные условия;

1. Развитие речевого (фонематического) слуха.

2. Развитие орфографической зоркости.

3. Понимание языковых значений.

4. Овладение умениями и простыми навыками, на которых основывается орфографический навык.

5. Умение выбрать способ выполнения орфографического действия и составить его алгоритм выполнения.

6. Выполнение достаточного количества практических упражнений.

7. Систематическая работа над ошибками.

Фонематический слух — это «способность человека к анализу и синтезу речевых звуков». С начала орфографи­ческой работы в школе в механизме фонематического слуха появляется новый аспект и новая функция: способность «слышать» в слове фонему в слабой позиции и немедленно, сразу проверять ее на основе аналогии, т.е. в родственных словах.

Фонематический слух возникает в процессе речевой де­ятельности (аудирования и говорения), в процессе речевых упражнений

Орфографическая зоркость — это способность, уме­ние быстро обнаруживать в тексте, в словах и. их сочетани­ях орфограммы, а также определять их типы. Орфографи­ческая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность являются одной из главных причин допускаемых ошибок.

Орфографическая зоркость формируется в процессе язы­кового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях. При систе­матической отработке зоркость автоматизируется и стано­вится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознавание орфограммы.

Сознательный подход к усвоению орфографии учащи­мися обеспечивает понимание языковых значений. В дан­ном случае под языковыми значениями понимается содер­жание целых высказываний, смысл отдельных предложе­ний, оборотов речи, словосочетаний, значения слов и фра­зеологических единиц, значения отдельных морфем в со­ставе слова, а также грамматическое значение слов, слово­форм и морфем.


Точное и ясное понимание значения слова нужно для выделения в нем корня и других морфем, для подбора про­верочных родственных слов, для определения части речи и формы слова, для ясного понимания его связей в предложе­нии. Понимание значения словосочетаний и предложений нужно для более точного понимания значения слов, для определения форм частей речи.

Помимо фактора сознательного усвоения орфографии значительную роль играет зрительный фактор в обуче­нии. Зрительному запоминанию помогает применение пла­катов с трудными словами, с цветным выделением орфог­рамм. Рекомендуется много писать, списывание — один из важных видов упражнения, но списывание подкрепляется аналитико-синтетическими заданиями: подчеркнуть, вы­делить графически, изменить формы, проверить орфограм­мы, найти и исправить ошибки.

К зрительному фактору усвоения правописания тесно примыкает рукодвигателъный фактор, навык держания ручки, определение положения тела, тетради, умение при­держиваться строки, соблюдать поля, выдерживать размер и пропорции букв и т.д. Усвоение грамотного письма зави­сит также от каллиграфии: аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются. Плохое на­писание приводит иногда к ошибкам даже в тех случаях, когда нет орфограммы (так называемые «описки»).

Определенную роль в формировании орфографического навыка играет и слуховой фактор, т.е. слуховые восприя­тия собственной и чужой речи и ощущений, связанных с движениями органов речи в процессе говорения. Практику­ется орфоэпическое и вслед за ним орфографическое (бук­венное) проговаривание, что приучает школьников во вре­мя письма анализировать звуко-буквенный состав слов. Причем орфографическим целям служит не только буквен­ное, а именно два варианта вместе, так как двойное произ­несение вырабатывает речевой слух. Проговаривание дол­жно происходить не только вслух, но и мысленно, про себя, что приближает ученика к естественным условиям письма.

Уделяя внимание всем перечисленным факторам, отме­тим еще раз важность сознательности всей деятельности уча­щихся, объяснения несовпадений звучания и письма, спосо­бов проверки орфограмм, словообразовательного анализа.

Работа над ошибками — это актуализация цепи пра­вильных знаний и затормаживание неверных. 

Какую роль в формировании условий для обучения грамотному письму играет предметно-развивающая среда (в т.ч. технические средства обучения)?


Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ученику найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании обучающегося.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте игра.

Созданная среда вызывает у ученика чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию учеников младшего школьного возраста.