Файл: Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 3 Обучающийся Жидкова Юлия Сергеевна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока: Изложение «Осенняя елочка».


Осенняя елочка
Весной елочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листья.
Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит елочка растерянная, счастливая, раскинула лапки, а на ладошках подарки. У всех на глазах становится елочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся нарядная и разноцветная. (По Н.Сладкову)
Тип урока: подробное изложение
Цель и задачи урока:
1) вдумчиво читать текст.
2) анализировать художественный текст, открывая секреты писательского мастерства.
3) написать подробное изложение, употребляя интересные слова и выражения авторского текста.
Предметные: учиться воспринимать услышанный и читаемый текст; определят тему, основную мысль текста, озаглавят текст; научатся анализировать содержание, структуру, языковые средства, составят план текста, выделяя микро-темы; перейдут от информации, представленной в свернутом виде, к ее словесному выражению с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце; осуществят самопроверку, проведут орфографическую работу с проговариванием.
Мета-предметные: обогатят словарный запас языковыми средствами языка; будут развивать речь, мышление, память, кругозор, орфографическую зоркость, каллиграфию; будут участвовать в учебном диалоге; будут развивать способности чётко формулировать свои мысли
Личностные: будут формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; будут воспитывать в себе познавательный интерес к окружающему миру.
Оборудование: текст изложения, изображения деревьев, их листьев и «подарков».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование и самоанализ

Орг. момент

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.








I. Вступительная беседа

Ребята, закройте, пожалуйста, глазки и представьте себе, что мы с вами отправились в осенний лес.

- Что вы видите?

- Какие деревья вы видите?

- Как выглядят деревья?

- Как вы думаете почему?

-Верно, послушайте стихотворение

Ёлка летом просто ёлка:
Тронешь ветку - пальцам колко,
Паутиной ствол обвит,
Мухомор внизу стоит.
Вот когда зима придёт,
Ёлка будто оживёт:
На морозе распушится,
Под ветрами распрямится,
Вовсе не колючая,
Как цветок пахучая.

- Каким настроением проникнуты эти строчки?

- Какие слова помогли поэту передать это настроение?

- Сегодня мы с вами будем учиться писать сочинение.


 Деревья, опавшую листву

- Сосну, березу, елку.

- Березы скинули листву

- Сосны и ели стоят зеленые

- Потому что, это вечнозеленые растения.


Участвуют в диалоге

* формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


II. Первичное восприятие текста.

Проверка первичного восприятия текста.


 Послушайте, пожалуйста, произведение Н. Сладкова «Осенняя ёлочка». Попытайтесь представить картины, которые нарисовал словами автор.

- Какие картины вы представили, слушая это произведение?


Слушают)

-  осенью в лесу появилась елочка, каждый раз на ее день рождения, деревья дарили ей подарки.

- рассказ о том, как появилась елочка.


*Научатся воспринимать услышанный текст

*Будут участвовать в учебном диалоге

* Будут воспитывать в себе познавательный интерес к окружающему миру


III Вторичное восприятие текста.

Анализ текста


Прочитайте еще раз текст.

- Как вы думаете, какой это тип текста. Почему вы так решили?

-Назовите тему текста

- Назовите главную мысль текста.

- Сколько частей можно выделить в тексте?

- С чего начинает автор свой текст?

- Когда появилась елочка на свет?

- Как по-другому можно заменить слово появилась?

- Как появилась ёлочка на свет?

-Что она сделала?

- Какими словами автор показал нам, что елочка живая?

- Попробуйте пересказать первую часть текста.

- Как можно озаглавить первую часть?

- Запишите, пожалуйста, число, классная работа. Обучающее изложение. План. Запишите заголовок в план.

- Какие опорные слова мы запишем?

- О чём говориться во второй части текста.

- Как вы думаете, какие это подарки?

- На что похожи листья осины?

- На что похожи листья клёна?

- На что похожи листья ивы?

- Сейчас обратите внимание на доску. Вы видите наши деревья: осину, клён, иву и их листья. А также китайские фонарики, звёзды и рыбок. Давайте подумаем, случайно ли автор сделал такие сравнения? Посмотрите внимательно на форму листьев.

 - В тексте говорится о том, как три дерева дарят подарки. Но слово «дарят» употреблено только один раз. Почему?

- Как можно озаглавить вторую часть  текста?

-Запишем заглавие второй части в тетради.

-Какие опорные слова мы можем записать?

Попробуйте пересказать вторую часть текста.

 - Прочитайте  третью часть текста.

- Приятно ли елочке получать подарки? Как автор говорит нам об этом?

- С чем автор сравнивает веточки елочки?

- От чего ёлочка счастлива?

-Озаглавьте третью часть текста

Запишите заглавие третьей части в тетради.

-Какие опорные слова мы можем записать?

Перескажите третью часть.


 повествование, описываются события в определенной последовательности.

- ёлочка

- Счастливая ёлочка, у нее есть друзья, которые дарят ей подарки.

Можно выделить з части. Они выделены в тексте абзацами.

- Осенью появляется елочка и с удивлением смотрит вокруг.

-осенью

- родилась

-высунулась из земли

-раздвинула листья и травинки

- удивленно осмотрелась, раздвинула листья

(пересказ)

- появление ёлочки, рождение ёлочки.

-появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась

- во второй части говориться о том, что ёлочка каждую осень получает подарки.

-  разноцветные листья

-  красные китайские фонарики

- оранжевые звезды

- золотые рыбки

- не случайно, листья похожи на подарки, по форме очень напоминают.

- чтобы не было повторов

- Подарки для ёлочки

-красные фонарики, клён оранжевые звезды, золотые рыбки

Да, приятно. Автор говорит нам, что ёлочка счастливая, разноцветная.

- Деревья осыпали листья, елочка стояла нарядная.

- с лапками

- У нее много друзей, все помнят ее и дарят подарки

- Счастливая ёлочка

- Счастливая, нарядная, разноцветная


*Определят тему текста, озаглавят текст

*Научатся анализировать содержание, структуру, языковые средства

*Составят план текста, выделяя микротемы

Будут участвовать в учебном диалоге

Будут развивать способности чётко формулировать свои мысли

Обогатят словарный запас языковыми средствами языка


Физкультминутка

Ёлка в блестках ледяных,

В теплых слезках смоляных,

Свежая, зеленая,

Солнцем озарённая.

Приходит к нам с подарками,

Блестит огнями яркими,

Нарядная, забавная

И в Новый год там главная.





Выполняют действия

IV Орфографическая подготовка

- Сейчас, посмотрите на доску. Перед вами слова. Ваша задача - вставить пропущенные орфограммы и объяснить написание. Работу выполняем в тетрадях, я буду – у доски.

Вдру…,

по..вилась,

ра…двинула,

р…няет,

счас…ливая,

ёлочка станови(ться/тся),

разн…цветная.

д..ревья

р..ждение


(дети записывают слова и объясняют написание)

- Вдруг – словарное слово, пишется буква «г» на конце.

Появилась – пропущен безударный гласный в корне. Чтобы проверить, нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный стал ударным – Явка; пишем букву «я».

Раздвинула – пропущен парный согласный на конце приставки. Пишем букву «з», потому что после приставки стоит звонкий согласный.

Роняет – пропущен безударный гласный в корне. Чтобы проверить, нужно подобрать однокоренное слово, так, чтобы гласный стал ударным. Подбираем- урОнит. Пишем букву «о».

Счастливая – пропущен непроизносимый согласный в корне слова. Чтобы проверить, нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы проверяемый согласный слышится отчетливо. Подбираю слово – счасТье. Слышу звук «т», пишу букву «т».

Ёлочка становится - орфограмма возвратных глаголов на тся, ться. Отвечает на вопрос что делает, глагол стоит в форме 3-го лица и в нем перед суффиксом –ся мягкий знак не пишется. Записываем становиТСЯ.

Разноцветная – пропущена орфограмма сложного слова. Вспомним правило: если первая основа оканчивается на твердый согласный звук – пишем –о-, а если на мягкий согласный звук или на шипящий, или на букву – ц -, то пишется –е-. Основа заканчивается на твердый согласный «н», значит пишется буква «о».


Проведут орфографическую работу с проговариванием

V Вторичный синтез

-А сейчас, внимательно перечитайте ещё раз текст.

- Закройте учебники. Постарайтесь написать изложение близко к тексту.


читают

Будут развивать речь, мышление, память, кругозор, каллиграфию

Перейдут от информации, представленной в свернутом виде, к ее словесному выражению с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце


Самостоятельное написание работы

Во время работы, учитель оказывает индивидуальную помощь.

Выполняют задание




Самопроверка написанных изложений

Если вы закончили написание своих работ. Предлагаю вам еще раз прочитать своё изложение. Проверьте орфографию и пунктуацию.

Кто закончил написание работы, можете сдать свою работу.





Осуществят самопроверку



4.3. Выполните работу учителя на этапе подготовки к работе над сочинением (заполните таблицу до конца). 

Широкая тема

Осень




Узкая тема

Краски осени

Осень на Урале

Стиль речи

Картинная речь

Деловая речь

Речевой  мотив

Эмоциональная мотивация

Познавательная мотивация

Жанр

Художественный

Публицистический

Тип речи

 Описание

Повествование

Варианты основной мысли

Основная мысль

Тема

Источники накопления материала 

Фактического

Языкового

Фактического

Языкового

Задание 5.

Представьте современные средства оценивания диктантов, изложения, сочинения. Составьте планирование уроков написания диктантов с 1 по 4, указав раздел изучения (по одному УМК, указав его в названии) и общее количество уроков. Отметьте самые распространённые ошибки, допускаемые учащимися в приведенных видах работ.

Ответ:

Диктант:

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учет ошибок в диктанте:

  • Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

  • Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».


Ошибкой считается:

  • Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

  • Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

  • Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Изложение:

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2 исправления.

 «3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

«1» - совсем не передан авторский текст, 9 и более орфографических ошибок.

Сочинение:

«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.


«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.

«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.

Распространённые ошибки:

Фактические ошибки, логические ошибки, речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, несоблюдение требуемого объема.


Пермь - 2023