Файл: Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 3 Обучающийся Жидкова Юлия Сергеевна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: Изложение «Осенняя елочка».
Осенняя елочка
Весной елочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листья.
Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит елочка растерянная, счастливая, раскинула лапки, а на ладошках подарки. У всех на глазах становится елочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся нарядная и разноцветная. (По Н.Сладкову)
Тип урока: подробное изложение
Цель и задачи урока:
1) вдумчиво читать текст.
2) анализировать художественный текст, открывая секреты писательского мастерства.
3) написать подробное изложение, употребляя интересные слова и выражения авторского текста.
Предметные: учиться воспринимать услышанный и читаемый текст; определят тему, основную мысль текста, озаглавят текст; научатся анализировать содержание, структуру, языковые средства, составят план текста, выделяя микро-темы; перейдут от информации, представленной в свернутом виде, к ее словесному выражению с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце; осуществят самопроверку, проведут орфографическую работу с проговариванием.
Мета-предметные: обогатят словарный запас языковыми средствами языка; будут развивать речь, мышление, память, кругозор, орфографическую зоркость, каллиграфию; будут участвовать в учебном диалоге; будут развивать способности чётко формулировать свои мысли
Личностные: будут формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; будут воспитывать в себе познавательный интерес к окружающему миру.
Оборудование: текст изложения, изображения деревьев, их листьев и «подарков».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методическое обоснование и самоанализ |
Орг. момент | Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. | | |
I. Вступительная беседа | Ребята, закройте, пожалуйста, глазки и представьте себе, что мы с вами отправились в осенний лес. - Что вы видите? - Какие деревья вы видите? - Как выглядят деревья? - Как вы думаете почему? -Верно, послушайте стихотворение Ёлка летом просто ёлка: Тронешь ветку - пальцам колко, Паутиной ствол обвит, Мухомор внизу стоит. Вот когда зима придёт, Ёлка будто оживёт: На морозе распушится, Под ветрами распрямится, Вовсе не колючая, Как цветок пахучая. - Каким настроением проникнуты эти строчки? - Какие слова помогли поэту передать это настроение? - Сегодня мы с вами будем учиться писать сочинение. | Деревья, опавшую листву - Сосну, березу, елку. - Березы скинули листву - Сосны и ели стоят зеленые - Потому что, это вечнозеленые растения. | Участвуют в диалоге * формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
II. Первичное восприятие текста. Проверка первичного восприятия текста. | Послушайте, пожалуйста, произведение Н. Сладкова «Осенняя ёлочка». Попытайтесь представить картины, которые нарисовал словами автор. - Какие картины вы представили, слушая это произведение? | Слушают) - осенью в лесу появилась елочка, каждый раз на ее день рождения, деревья дарили ей подарки. - рассказ о том, как появилась елочка. | *Научатся воспринимать услышанный текст *Будут участвовать в учебном диалоге * Будут воспитывать в себе познавательный интерес к окружающему миру |
III Вторичное восприятие текста. Анализ текста | Прочитайте еще раз текст. - Как вы думаете, какой это тип текста. Почему вы так решили? -Назовите тему текста - Назовите главную мысль текста. - Сколько частей можно выделить в тексте? - С чего начинает автор свой текст? - Когда появилась елочка на свет? - Как по-другому можно заменить слово появилась? - Как появилась ёлочка на свет? -Что она сделала? - Какими словами автор показал нам, что елочка живая? - Попробуйте пересказать первую часть текста. - Как можно озаглавить первую часть? - Запишите, пожалуйста, число, классная работа. Обучающее изложение. План. Запишите заголовок в план. - Какие опорные слова мы запишем? - О чём говориться во второй части текста. - Как вы думаете, какие это подарки? - На что похожи листья осины? - На что похожи листья клёна? - На что похожи листья ивы? - Сейчас обратите внимание на доску. Вы видите наши деревья: осину, клён, иву и их листья. А также китайские фонарики, звёзды и рыбок. Давайте подумаем, случайно ли автор сделал такие сравнения? Посмотрите внимательно на форму листьев. - - В тексте говорится о том, как три дерева дарят подарки. Но слово «дарят» употреблено только один раз. Почему? - Как можно озаглавить вторую часть текста? -Запишем заглавие второй части в тетради. -Какие опорные слова мы можем записать? Попробуйте пересказать вторую часть текста. - Прочитайте третью часть текста. - Приятно ли елочке получать подарки? Как автор говорит нам об этом? - С чем автор сравнивает веточки елочки? - От чего ёлочка счастлива? -Озаглавьте третью часть текста - Запишите заглавие третьей части в тетради. -Какие опорные слова мы можем записать? Перескажите третью часть. | повествование, описываются события в определенной последовательности. - ёлочка - Счастливая ёлочка, у нее есть друзья, которые дарят ей подарки. Можно выделить з части. Они выделены в тексте абзацами. - Осенью появляется елочка и с удивлением смотрит вокруг. -осенью - родилась -высунулась из земли -раздвинула листья и травинки - удивленно осмотрелась, раздвинула листья (пересказ) - появление ёлочки, рождение ёлочки. -появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась - во второй части говориться о том, что ёлочка каждую осень получает подарки. - разноцветные листья - красные китайские фонарики - оранжевые звезды - золотые рыбки - не случайно, листья похожи на подарки, по форме очень напоминают. - чтобы не было повторов - Подарки для ёлочки -красные фонарики, клён оранжевые звезды, золотые рыбки - Да, приятно. Автор говорит нам, что ёлочка счастливая, разноцветная. - Деревья осыпали листья, елочка стояла нарядная. - с лапками - У нее много друзей, все помнят ее и дарят подарки - Счастливая ёлочка - Счастливая, нарядная, разноцветная | *Определят тему текста, озаглавят текст *Научатся анализировать содержание, структуру, языковые средства *Составят план текста, выделяя микротемы Будут участвовать в учебном диалоге Будут развивать способности чётко формулировать свои мысли Обогатят словарный запас языковыми средствами языка |
Физкультминутка | Ёлка в блестках ледяных, В теплых слезках смоляных, Свежая, зеленая, Солнцем озарённая. Приходит к нам с подарками, Блестит огнями яркими, Нарядная, забавная И в Новый год там главная. | | Выполняют действия |
IV Орфографическая подготовка | - Сейчас, посмотрите на доску. Перед вами слова. Ваша задача - вставить пропущенные орфограммы и объяснить написание. Работу выполняем в тетрадях, я буду – у доски. Вдру…, по..вилась, ра…двинула, р…няет, счас…ливая, ёлочка станови(ться/тся), разн…цветная. д..ревья р..ждение | (дети записывают слова и объясняют написание) - Вдруг – словарное слово, пишется буква «г» на конце. Появилась – пропущен безударный гласный в корне. Чтобы проверить, нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный стал ударным – Явка; пишем букву «я». Раздвинула – пропущен парный согласный на конце приставки. Пишем букву «з», потому что после приставки стоит звонкий согласный. Роняет – пропущен безударный гласный в корне. Чтобы проверить, нужно подобрать однокоренное слово, так, чтобы гласный стал ударным. Подбираем- урОнит. Пишем букву «о». Счастливая – пропущен непроизносимый согласный в корне слова. Чтобы проверить, нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы проверяемый согласный слышится отчетливо. Подбираю слово – счасТье. Слышу звук «т», пишу букву «т». Ёлочка становится - орфограмма возвратных глаголов на тся, ться. Отвечает на вопрос что делает, глагол стоит в форме 3-го лица и в нем перед суффиксом –ся мягкий знак не пишется. Записываем становиТСЯ. Разноцветная – пропущена орфограмма сложного слова. Вспомним правило: если первая основа оканчивается на твердый согласный звук – пишем –о-, а если на мягкий согласный звук или на шипящий, или на букву – ц -, то пишется –е-. Основа заканчивается на твердый согласный «н», значит пишется буква «о». | Проведут орфографическую работу с проговариванием |
V Вторичный синтез | -А сейчас, внимательно перечитайте ещё раз текст. - Закройте учебники. Постарайтесь написать изложение близко к тексту. | читают | Будут развивать речь, мышление, память, кругозор, каллиграфию Перейдут от информации, представленной в свернутом виде, к ее словесному выражению с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце |
Самостоятельное написание работы | Во время работы, учитель оказывает индивидуальную помощь. | Выполняют задание | |
Самопроверка написанных изложений | Если вы закончили написание своих работ. Предлагаю вам еще раз прочитать своё изложение. Проверьте орфографию и пунктуацию. Кто закончил написание работы, можете сдать свою работу. | | Осуществят самопроверку |
4.3. Выполните работу учителя на этапе подготовки к работе над сочинением (заполните таблицу до конца).
Широкая тема | Осень | | ||
Узкая тема | Краски осени | Осень на Урале | ||
Стиль речи | Картинная речь | Деловая речь | ||
Речевой мотив | Эмоциональная мотивация | Познавательная мотивация | ||
Жанр | Художественный | Публицистический | ||
Тип речи | Описание | Повествование | ||
Варианты основной мысли | Основная мысль | Тема | ||
Источники накопления материала | Фактического | Языкового | Фактического | Языкового |
Задание 5.
Представьте современные средства оценивания диктантов, изложения, сочинения. Составьте планирование уроков написания диктантов с 1 по 4, указав раздел изучения (по одному УМК, указав его в названии) и общее количество уроков. Отметьте самые распространённые ошибки, допускаемые учащимися в приведенных видах работ.
Ответ:
Диктант:
«5» - за работу, в которой нет ошибок.
«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.
«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учет ошибок в диктанте:
-
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»). -
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».
Ошибкой считается:
-
Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах; -
Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями); -
Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Изложение:
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2 исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
«1» - совсем не передан авторский текст, 9 и более орфографических ошибок.
Сочинение:
«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
Распространённые ошибки:
Фактические ошибки, логические ошибки, речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, несоблюдение требуемого объема.
Пермь - 2023