Файл: Образовательная программа Государственное и Муниципальное управление курсовая работа по дисциплине Система государственного и муниципального управления на тему.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– порядок формирования других органов местного самоуправления;

– формирование и наделение полномочиями комиссий, утверждение избирательных округов при проведении муниципальных выборов;

– обеспечение передачи в собственность муниципального образования на безвозмездной основе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и необходимого для осуществления решений вопросов местного значения.

В настоящее время в России осуществляется активная политика реформ и преобразований, в связи с чем осуществляется большая работа в области совершенствования регионального законодательства, с целью его приведения его в соответствие с федеральным законодательством, а также с Конституцией Российской Федерации.
1.3. Компетенция местного самоуправления
Проблематика компетенции местного самоуправления как самостоятельного института публичной власти актуальна начиная с 45 года до н.э., когда она впервые получила нормативное закрепление (Закон Юлия Цезаря Lex municipalis). Для нашей страны этот вопрос сегодня приобретают особое значение, что обусловлено как необходимостью совершенствования системы муниципальной организации власти на основе перераспределения полномочий между разными видами публичной власти (в пользу органов местного самоуправления) и ее различными территориальными уровнями, в условиях постоянных муниципальных реформ, так и их недостаточной научным разработкой.

Без обоснования основ и принципов определения сферы компетенции местного самоуправления невозможно сформулировать направления и приоритеты муниципальных реформ, что сведет на нет любые попытки адаптировать модель власти на местном и региональном уровнях, закрепленной Конституцией РФ с европейскими стандартами и, соответственно, улучшить уровень административных и других услуг в системе местного самоуправления. При этом ознакомление с современными научными публикациями позволяет сделать вывод, что многие вопросы проблематики компетенции местного самоуправления остаются нерешенными и требуют дальнейшего научного анализа9.

Как в Европейской хартии местного самоуправления, так и в законодательных актах Российской Федерации отсутствуют нормативные определения значения термин «компетенция местного самоуправления», что, в свою очередь, обусловливает его различное толкование. Сам термин «компетенция», как известно, происходит от латинского competentia (от. сompeto – соответствую, подхожу) и в широком употреблении он обозначает круг полномочий какой-либо организации, органа, лица или круг вопросов, в которых данное лицо имеет знания и опыт.


Компетенция местного самоуправления – это новый для российского законодательства и отечественной науки термин. В зарубежной литературе под компетенцией местного самоуправления понимают установленную нормами конституции, законов, подзаконных актов совокупность прав, обязанностей и предметов ведения территориальной общины, органов и должностных лиц местного самоуправления для осуществления функций и задач местного самоуправления10.

В национальном законодательстве России и в отечественной юридической литературе термин «компетенция» также применяется в его классическом понимании, как правило, для характеристики совокупности предметов ведения, прав и обязанностей органа публичной власти. Считаем, что эта позиция заслуживает поддержки в том, что именно такое толкование компетенции дает истинное представление о сущности этого явления. При этом в структуре компетенции местного самоуправления выделяют:

Предмет ведения – это круг основных вопросов, решение которых необходимо для населения на определенной территории. Это означает, что орган местного самоуправления функционирует только в тех сферах общественных отношений, которые определяются целью его образования и закрепляются законом. Иными словами, предметы ведения выступают юридическим выражением функций органа местного самоуправления;

Полномочия – это права и обязанности органов местного самоуправления в рамках действующего законодательства. Наличие у органа прав и обязанностей (полномочий), предоставленных для осуществления соответствующих действий власти, характеризуют его юридическую компетентность.

Таким образом, компетенция органов местного самоуправления – это совокупность прав и обязанностей органов местного самоуправления, обеспечивающих самостоятельное решение вопросов местного значения на территории муниципального образования, а также социальное и экономическое развитие территории муниципального образования, установленные законами и иными нормативными правовыми актами11.

При анализе содержания понятия «компетенция местного самоуправления» необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1) конституционная модель местного самоуправления в России предусматривает, что ядром компетенции местного самоуправления являются предметы ведения и полномочия, они обусловливают и определяют содержание предметов ведения и полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления. Такой вывод базируется на положениях статьи 132 Конституции РФ: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».



2) компетенцию местного самоуправления нельзя рассматривать как механическую сумму предметов ведения и полномочий элементов системы местного самоуправления – населения, органов и должностных лиц местного самоуправления, органов самоорганизации, населения, поскольку в компетенцию последних законом отнесены как собственные, так и делегированные полномочия, реализация которых связана с выполнением функций и задач исполнительной власти. Компетенцию местного самоуправления должны составлять исключительно самоуправляющиеся полномочия, именно они выступают юридическим выражением назначения и функций местного самоуправления как публичной власти населения12.

Необходимо отметить, что при упоминании компетенции всегда используется приставка – органов государственной власти, органов местного самоуправления и т.д. Это связано в первую очередь с тем, что понятия компетенции и органов, реализующих данную компетенцию, неразрывно связаны друг с другом. Таким образом, структура и функции органов местного самоуправления обусловлены их компетенцией.

Важно отметить, что в соответствии с понятием компетенции органов местного самоуправления его использование применимо в основном в уставах муниципальных образований, так как компетенция обеспечивает функцию органов местного самоуправления. В свою очередь понятие полномочий органов местного самоуправления используется в законах и иных нормативных правовых актах, поскольку полномочия органов местного самоуправления – это, в первую очередь – права и обязанности.

Хартия предусматривает, что сфера компетенции местного самоуправления должна определяться Конституцией и законами государства на основе соблюдения следующих принципов:

1. Принципа правовой автономности местного самоуправления: «Основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией или законом» (часть 1 ст. 4 Хартии). Законодательное определение компетенции местного самоуправления уже само по себе является важной гарантией права населения на самостоятельное решение всех вопросов местного значения, поскольку в правовом государстве запрещено вмешательство органа публичной власти в сферу компетенции другого органа.

2. Принципа полноты полномочий местного самоуправления и неограниченности прав самоуправления: «предоставляемые органам местного самоуправления полномочия, как правило, должны быть полными и исключительными. Они могут быть поставлены под сомнение или ограничены каким-либо другим центральным или региональным органом власти только в пределах, установленных законом (часть 4 ст. 4 Хартии).


3. Принципа субсидиарности: муниципальные функции, как правило, «должны преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Передача какой-либо функции какому-либо другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии» (часть 3 ст. 4 Хартии).

4. Принципа подзаконности местного самоуправления: «местные власти, в рамках закона, должны иметь полное право свободно решать любой вопрос, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти» (часть 2 ст. 4 Хартии). Отсюда следует, что органы местного самоуправления могут осуществлять только полномочия, которые определены законом. Этот принцип может быть по-разному реализован в законодательной практике при определении компетенции местного самоуправления.

5. Принципа адаптации делегированных полномочий к местным условиям: «При делегировании полномочий каким-либо центральным или региональным органом власти органы местного самоуправления должны, насколько это возможно, обладать свободой адаптировать эти полномочия к местным условиям» (часть 5 ст. 4 Хартии). Кроме собственных полномочий, органы местного самоуправления реализуют также отдельные полномочия органов исполнительной власти, которые им делегируются законом. Такая практика является достаточно распространенной в странах Европы, в том числе и в России. При этом должна быть обеспечена свобода действия органов местного самоуправления, они должны сохранять право контроля над полномочиями, которые им делегированы (переданы), и над условиями этого делегирования, постоянно принимая во внимание местную ситуацию.

Здесь следует отметить, что согласно Конституции Российской Федерации и Федеральному закону о местном самоуправлении 2003 г., «местное самоуправление наделено компетенцией в двух сферах: в вопросах местного и государственного значения». Однако, проблема четкого разграничения между вопросами государственного и местного значения все еще не решена, что не позволяет однозначно разграничить полномочия по их решению.

Дело в том, что все вопросы, которые должны решаться на местном уровне, законодателем отнесены к вопросам местного значения. С одной стороны, это вполне логично, поскольку они действительно имеют отношение к обеспечению жизнедеятельности населения муниципального образования, с другой – подавляющее большинство этих вопросов принципиально не может являться чисто местными, поскольку их содержание говорит о государственном значении. Как могут, скажем, органы местного самоуправления поселения или даже района заниматься профилактикой терроризма и экстремизма? У них и полиции-то своей до сих пор нет, а общественный порядок защищают государственные полицейские структуры. А гражданская оборона? Какое отношение к ней имеют услуги населению или «непосредственное жизнеобеспечение»?


Из всего этого следует вывод: решая задачу утверждения и развития местного самоуправления, необходимо при определении вопросов местного значения придерживаться функционального назначения данного демократического института, исключающего по своей природе решение задач, прежде всего присущих органам государственной власти или предпринимательским структурам.

В этой связи мы вполне разделяем точку зрения исследователей современных тенденций развития местного самоуправления, высказанную в аналитическом докладе Института современного развития (ИНСОР) «Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003-2008 гг.» о том, что «в части разграничения предметов ведения необходимо уйти от размытых формулировок в определении вопросов местного значения. В тех сферах, где компетенции различных уровней публичной власти тесно переплетены, необходимо четко и недвусмысленно определить полномочия органов власти и самоуправления. Кроме того, муниципальные органы должны быть освобождены от участия в решении несвойственных им административных задач без финансовых гарантий со стороны государства»13.

5. Принципа учета интересов населения «в процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно их касающихся, консультироваться с органами местного самоуправления, насколько это возможно, своевременно и надлежащим образом» (часть 6 ст. 4 Хартии).

Таким образом, при определении предметов ведения местного самоуправления исходной формулой должны служить положения Хартии, согласно которым местное самоуправление является самостоятельным и под свою ответственность решает вопросы местного значения в интересах местного населения и вопросы, отнесенные к ведению органов государственной власти, но их решение в соответствии с принципом децентрализации, делегируется в систему местного самоуправления.