Файл: Образовательная программа Государственное и Муниципальное управление курсовая работа по дисциплине Система государственного и муниципального управления на тему.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– закрепил правовые, территориальные, организационные, экономические и финансовые основы местного самоуправления;
– ввел государственные гарантии осуществления местного самоуправления;
– осуществил разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и государственными органами субъектов федерации в области осуществления местного самоуправления;
– обозначил предметы ведения органов местного самоуправления;
– закрепил перечень основных форм осуществления населением местного самоуправления.
Однако, многими юристами был отмечен тот факт, что концепция данного закона была разработана не полностью. Далеко не все нормы и положения, закрепленные в данном нормативном правовом акте, реализовывались на практике. Закон неоднократно претерпевал изменения и дополнения, так как в процессе становления и реализации местного самоуправления был выявлен ряд не предусмотренных законом вопросов. Весь комплекс описанных проблем указывал на необходимость принятия нового закона о местном самоуправлении5.
В целях устранения существующих недостатков правовой базы местного самоуправления, 6 октября 2003 г. по инициативе Президента Российской Федерации был принят новый Федеральный Закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»6. Его принятию предшествовала большая подготовительная работа, проводившаяся, в частности, Комиссией по разграничению полномочий под руководством Д.Н. Козака. В экспертном сообществе велись широкие дискуссии по поводу концептуальных подходов и отдельных положений нового закона, обсуждения проходили в различных регионах России. Новый Закон закреплял ряд нововведений, среди которых следует отметить:
– создание двухуровневой модели местного самоуправления (ст. 11);
– новые принципы установления границ муниципальных образований (ст. 11);
– закрепление за каждым типом муниципального образования перечня вопросов местного значения и муниципального имущества (ст. 14, 15, 16, 50);
– контактная система для главы местной администрации (ст. 37);
– расширен перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления (ст. 24, 28, 30, 31);
– процедура банкротства муниципальных образований (ст. 75);
– новые формы и принципы осуществления межмуниципального сотрудничества (гл. 9)
– новые основания для наступления ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления (гл. 10).
Помимо рассмотренных законодательных актов важное значение имеют также специальные федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы деятельности органов местного самоуправления, например, Федеральные Законы от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Говоря о федеральном законодательстве местного самоуправления, необходимо указать также самую объемную группу федеральных законов, содержащих муниципально-правовые нормы, - отраслевое законодательство. Сюда входят: Градостроительный, Земельный, Жилищный, Водный, Лесной кодексы РФ, а также около 35 федеральных законов, действующих в отраслях, входящих в сферы ведения местного самоуправления, устанавливают полномочия органов местного самоуправления по решению широкого круга вопросов местного значения.
На сегодняшний день насчитывается порядка 300 федеральных законов, содержащих муниципально-правовые нормы. Кроме того, правовую основу местного самоуправления составляют более 1600 федеральных подзаконных актов, в числе которых свыше 500 Указов Президента России, более 1100 постановлений Правительства Российской Федерации, а также нормативно-правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти7.
Следует отметить важную роль Указов Президента России в правовом регулировании муниципального управления. Именно этими нормативно-правовыми актами были закреплены основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления, осуществлялось реформирование системы муниципального управления, развитие отдельных ее элементов. Значительное место также занимают постановления Правительства Российской Федерации, в частности, по утверждению федеральных программ поддержки местного самоуправления.
Особое место в системе правового регулирования местного самоуправления отведено постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации: это судебный орган, который по природе своей не является правотворческим, однако решения Конституционного Суда носят общеобязательный характер.
Особым, специфическим источником права также выступают ежегодные послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации.
1.2. Правовое регулирование местного самоуправления на уровне субъектов Федерации
Тогда как на федеральном уровне закрепляются основополагающие начала, исходные принципы правового регулирования, а также гарантируются права местного самоуправления, то в законодательной базе субъектов Федерации закрепляются конкретные организационно-правовые формы и детальное содержание местного самоуправления, «с учетом национальных, исторических и других особенностей субъектов нашей страны»8.
Конституция Российской Федерации в статье 72 закрепляет положение о том, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится: установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, по которым издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Основной перечень полномочий в сфере правового регулирования местного самоуправления на уровне субъектов Российской Федерации закреплен в Федеральном Законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный федеральный закон существенно ограничил пределы законодательной деятельности субъектов Федерации в сфере местного самоуправления, в отличие от предшествовавшего ему Федерального Закона № 154. В соответствии со ст. 6 ныне действующего федерального закона к таковым полномочиям относится:
– правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом;
– правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;
– правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
– правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Помимо указанных полномочий в сфере правового регулирования местного самоуправления, данный федеральный закон закрепил за органами государственной власти субъекта Российской Федерации целый перечень функций, таких как, например:
– установление границ территорий муниципальных образований (ст. 10);
– наделение городских поселений статусом городского округа (ст. 11);
– изменение границ муниципальных образований (ст. 12);
– преобразование муниципальных образований (ст. 13).
Федеральный Закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет положение о возможности временного осуществления органами государственной власти субъекта РФ полномочий, входящих в компетенцию органов местного самоуправления. Данное положение может быть осуществлено в трех случаях:
1) если в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией представительный орган муниципального образования и местная администрация отсутствуют и (или) не могут быть сформированы в соответствии с федеральным законодательством;
2) вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30% собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40% бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;
3) при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.
Правовую основу местного самоуправления на региональном уровне, как правило, составляют:
а) Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации;
б) Законы о местном самоуправлении;
в) О референдумах;
г) О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований;
д) О правовых актах органов местного самоуправления;
е) О порядке регистрации уставов муниципальных образований;
ж) О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации;
з) О собраниях, конференциях граждан;
и) Об осуществлении права законодательной инициативы представительными органами местного самоуправления;
к) О муниципальной службе;
л) О порядке отзыва депутата представительного органа и иных выборных лиц местного самоуправления;
м) Об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления;
н) О материальной и финансовой основах местного самоуправления;
о) О бюджетном устройстве и бюджетном процессе;
п) О порядке ведения реестра объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Законы о местном самоуправлении приняты почти во всех субъектах Российской Федерации, как правило, в них закреплены:
1. Принципы и формы осуществления местного самоуправления.
2. Предметы ведения муниципальных образований.
3. Территориальные основы.
4. Экономическая база.
5. Систему органов местного самоуправления.
6. Порядок и способы формирования органов местного самоуправления.
7. Полномочия органов местного самоуправления.
8. Формы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти.
9. Гарантии местного самоуправления.
10. Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Перечень, сроки и порядок осуществления правовых и организационных мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях обеспечения реализации муниципальной реформы закреплены в базовом для местного самоуправления Федеральном Законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того, в нем определены перечень и сроки принятия субъектами Федерации нормативных правовых актов, необходимых для практического применения вышеуказанного закона от 6 октября 2003 г. К таковым относят законы, устанавливающие и регулирующие:
– границы муниципальных образований, а также наделяющие муниципальные образования соответствующим статусом городского и сельского поселения, городского округа и муниципального образования;
– порядок формирования представительных органов местного самоуправления;