Файл: Анатомофизиологические особенности развития детей и подростков. Влияние систематических занятий физической культурой и спортом на функциональное состояние систем организма, рост и развитие детей и подростков.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Анатомо-физиологические особенности развития детей и подростков. Влияние систематических занятий физической культурой и спортом на функциональное состояние систем организма, рост и развитие детей и подростков.
У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы, но темпы роста неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации (движений -- появляются неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15--16 лет эти явления постепенно проходят. Рост истинных голосовых связок особенно интенсивен на первом году жизни и в 14--15 лет; к 12 лет голосовые связки у мальчиков длиннее, чем у девочек. Этим объясняется «ломка» голоса у мальчиков, связанная также с гормональной перестройкой организма, происходит усиленный рост легких; довольно быстро нарастает и общий их объем; к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению ; объемом легких новорожденного. Тип дыхания у мальчиков с 10 лет брюшной, а у девочек грудной и брюшной. Современный спорт отличается острейшей борьбой, высоким уровнем спортивных достижений, невиданным ростом физических возможностей человека. Высокий уровень спортивных достижений предъявляет особые требования к качеству подготовки спортсменов. Одно из основных условий высокой эффективности системы подготовки спортсменов заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков.
Одним из основных критериев биологического возраста считается скелетная зрелость, или "костный" возраст. В старшем школьном возрасте наблюдается значительное усиление роста позвоночника, продолжающееся до периода полного развития. Быстрее всех отделов позвоночника развивается поясничный, а медленнее - шейный. Окончательной высоты позвоночник достигает к 25 годам. В 15-16 лет начинается окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков, грудины и срастание ее с ребрами. У старших школьников рост тела в длину замедляется (у некоторых заканчивается). Если у подростков преобладает рост тела в длину, то у старших школьников явно преобладает рост в ширину. Кости становятся более толстыми и прочными, но процессы окостенения в них еще не завершены. У подростков и юношей после мышечной нагрузки наблюдаются лимфоцитарный и нейтрофильный лейкоцитозы, и некоторые изменения в составе красной крови. У 15-18летних школьников интенсивная мышечная работа сопровождается увеличением количества эритроцитов на 12-17%, гемоглобина на 7%.С возрастом повышается устойчивость к недостатку кислорода в крови (гипоксемия). У подростков и юношей быстрее, чем у взрослых снижается содержание сахара в крови. В условиях современной цивилизации, в условиях снижения естественной двигательной активности наиболее эффективным, целенаправленным воздействием на организм следует считать систематические занятия физическими упражнениями.
Спортивная тренировка обеспечивает усиленный рост мышечной работоспособности. По мере повышения тренированности организма соответственно возрастает мышечная работоспособность. Юные спортсмены, по сравнению со своими сверстниками, не занимающимися спортом, обладают большей работоспособностью, выносливостью. Причем, старше возраст юных спортсменов и чем выше квалификация, тем больше различия между спортсменами и не занимающимися спортом.
Вместе с ростом работоспособности у юных спортсменов увеличивается способность к максимальному потреблению кислорода. Под влиянием систематических занятий спортом аэробная производительность повышается, особенно у девочек занимающихся спортом.
-
Состояние переутомления и перетренированности у спортсменов (причины возникновения, проявления, профилактика).
Переутомление - состояние, возникающее при наслоении явлений утомления, когда организм спортсмена в течение определенного времени не восстанавливается от одного занятия или соревнования к другому. Переутомление проявляется в более длительном, чем обычно, сохранении после нагрузки чувства усталости, ухудшении самочувствия, сна, повышенной утомляемости, неустойчивом настроении.
Спортивная работоспособность может в целом остаться без существенных изменений либо незначительно снизиться, но становится заметным затруднение в образовании новых двигательных навыков, решении сложных тактических задач, появляются технические погрешности. Объективно нередко определяется снижение силовых показателей, ухудшение координации, удлинение периода восстановления после нагрузок.
Перетренированность - патологическое состояние, проявляющееся дизадаптацией, нарушением достигнутого в процессе тренировки уровня функциональной готовности, изменением регуляции деятельности систем организма, оптимального взаимоотношения между корой головного мозга и нижележащими отделами нервной системы, двигательным аппаратом и внутренними органами .
В основе перетренированности лежит перенапряжение корковых процессов, в связи с чем ведущими признаками этого состояния являются изменения ЦНС, протекающие по типу неврозов. Большую роль при этом играют и изменения эндокринной сферы, главным образом коры надпочечников и гипофиза. Вторично, вследствие нарушения регуляции, могут возникать изменения функций различных органов и систем.
Предложено выделять I и II типы перетренированности (А. М. Алавердян).
Основными причинами перетренированности I типа является психическое и физическое переутомление на фоне:
А) отрицательных эмоций и переживаний;
Б) грубых нарушений режима (уменьшение продолжительности сна, использование различного рода стимуляторов, курение, употребление алкоголя, очень интенсивная половая жизнь);
В) конституциональных особенностей личности;
Г) перенесенных черепно-мозговых травм, соматических и инфекционных заболеваний.
При I типе перетренированности организм спортсмена постоянно находится в состоянии напряжения, неэкономного потребления энергии (преобладания катаболизма над анаболизмом) при недостаточной скорости восстановительных процессов.
К наиболее часто регистрируемым клиническим синдромам при перетренированности I типа относят:
- невротический;
- кардиалгический;
- вегетативно-дистонический;
- смешанный.
Невротический синдром характеризуется разнообразными субъективными ощущениями: общей слабостью, разбитостью, вялостью, утомляемостью, раздражительностью, часто выражающейся во вспыльчивости, неустойчивости настроения, которое может быть как резко сниженным, так и неадекватно повышенным вплоть до эйфории. Эмоциональная неуравновешенность вместе со спадом работоспособности затрудняют взаимоотношения спортсмена с тренером и товарищами по команде, особенно из-за нередко наблюдаемой диссимуляции. Часто меняется отношение к тренировочной работе, падает мотивация к выполнению нагрузок или любой другой работы.
Могут быть различные проявления навязчивых состояний: мысли о проигрыше на соревнованиях, фальстарте, страх заболеваний (фобии), например раком (канцерофобия). Нередко спортсмены обращаются к врачу по поводу опасений за свое сердце (кардиофобия), боязни оставаться в закрытом помещении.
Вегетативно-дистонический синдром встречается наиболее часто. Он является выражением диссоциации функций различных отделов вегетативной нервной системы. Наиболее ярко это проявляется неадекватными типами реакций, в первую очередь сердечно-сосудистой системы, на физическую нагрузку и другие функциональные пробы.
В типичных случаях дистонического синдрома перетренированности I типа отмечаются общая бледность, синева под глазами, усиление блеска глаз с равномерным расширением глазных щелей, нередко некоторое расширение зрачков при сохранении их рефлексов. Характерны потливость, а также холодные и влажные ладони и стопы, возможны резкие вазомоторные реакции кожных покровов лица.
При избыточных объемах развивающей работы на фоне высокого уровня выносливости может возникать своего рода переэкономизация обеспечения мышечной деятельности. В результате этого при больших физиологических возможностях и почти полном отсутствии патологических симптомов спортсмен не способен показывать высокие результаты (развить необходимую скорость, изменить ее на отдельных отрезках дистанции, финишировать), что и является основным признаком данного состояния.
Единственным способом коррекции синдрома перетренированности II типявляется длительное (до 6-12 мес.) переключение на другой (противоположный по характеру нагрузок) вид мышечной деятельности.
Хроническое физическое перенапряжение - нарушение функции органов и систем организма вследствие воздействия неадекватных нагрузок. В развитии перенапряжения ведущую роль играет несоответствие функциональных возможностей организма силе провоцирующего фактора, причем очень важно соотношение физических и психических нагрузок - их совместное неблагоприятное воздействие может проявиться при относительно небольших величинах каждой из них.
Принято выделять три клинические формы физического перенапряжения.
1.Острое физическое перенапряжение - острое состояние, которое развивается во время или сразу после однократной, чрезвычайной для исходного функционального состояния организма нагрузки, вызывающей патологические изменения или проявляющей скрытую патологию органов и систем, ведущую к нарушению их функции.
2.Хроническое физическое перенапряжение возникает при повторном несоответствии нагрузки исходному функциональному уровню и характеризуется нарушением регулирующей функции центральной нервной системы, что проявляется в дисбалансе анаболизма и катаболизма, а также неадекватности восстановительных процессов.
3.Хронически возникающие острые проявления физического перенапряжения возможны во время или сразу после выполнения тренировочных или соревновательных нагрузок и имеют черты первых двух форм перенапряжения.
Для предупреждения данных явлений необходимо проводить профилактику.
3. Меры профилактики перенапряжения и перетренированности
спортсмен инвалид тренировочный восстановительный
Спортсмены всегда должны иметь адекватную их функциональному состоянию тренировочную и соревновательную нагрузку. Физическая нагрузка должна дозироваться с учетом заболевания спортсмена-инвалида. Важную роль играет врачебный контроль.
Необходимо устранить сопутствующие факторы риска, к которым относятся нарушения режима труда, отдыха и питания, острые и хронические заболевания, тренировка и соревнования в болезненном состоянии и в периоде выздоровления. Следует провести санацию очагов хронической инфекции, нормализовать режим дня, удлинить сон до 10 ч в сутки, оградить спортсмена от нежелательных психоэмоциональных воздействий (включая прослушивание громкой музыки), заставить его бросить вредные привычки ( курение, алкоголь).
Содержание и последовательность проведения лечебных и восстановительных процедур в периоды максимальных нагрузок психоэмоционального и физического характера значительно сказывается на возможности полноценной тренировки спортсменов-инвалидов как на следующий день, так и в течение последующей недели, а зачастую и сезона. Этот факт вытекает из соотношения с последовательностью процессов, развивающихся в организме спортсмена-инвалида во время и после тренировки, при максимальных и субмаксимальных нагрузках .
Последовательность проводимых восстановительных мероприятий и их направленность во многом зависят от характера заболевания, механизмов компенсации, от характера и уровня нагрузки проведенной тренировки, преобладания направленности и характера биохимических процессов, от времени, прошедшего после тренировочного процесса, и времени суток.
В комплексной системе восстановительных мероприятий основными являются педагогические средства, которые в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов позволяют варьировать объемами и интенсивностью тренировочных нагрузок и интервалами отдыха в них, чередованием тренировочных микроциклов.
Педагогические аспекты являются ведущими и включают:
-рациональное планирование тренировочных нагрузок на этапах подготовки в соответствии с функциональными возможностями организма и поставленными задачами;
-разумное сочетание нагрузок и активного отдыха, правильное построение отдельного тренировочного занятия: оптимальное варьирование интервалов отдыха и работы, использование переключений с одних упражнений на другие;
-использование средств профилактики перенапряжений, в том числе проведение полноценной разминки, создание положительного эмоционального фона, а также применение упражнений на расслабление и растяжение в конце занятий;
-разработку комплексов физических упражнений с целью профилактики травматизма и ускорения восстановления работоспособности спортсменов-инвалидов и ряд других.