Файл: Менеджмент Подходы к определению понятия менеджмент.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 450
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Инвариантные связи – связи, которые могут оставаться практически неизменными при любых условиях, что обусловлено сущностными характеристиками системы, ее целевой ориентацией и функциональным назначением, спецификой реализации связей в данной конкретной организации.
Вариабельные связи – связи, которые при изменении ситуации изменяют свои характеристики. Вариабельность связей может проявляться в изменении их содержательной насыщенности, а также в переходе связей из одних классификационных групп в другие.
Внутрисистемные межкомпонентные связи составляют структуру организации.
-
Иерархические структуры управления.
Иерархическая организационная структура – структура управления, подразумевающая вертикальную форму контроля, представляет собой пирамидальную форму подчинения,каждый уровень которой подчиняется более высокому уровню
Принципы:
-
принцип иерархичности уровней управления,при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему; -
принцип соответствия полномочийи ответственности работников управления месту в иерархии; -
принцип разделения трудана отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям; -
принцип формализации и стандартизации деятельности,обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач; -
принцип обезличенностивыполнения работниками своих функций; -
принцип квалификационного отбора,в соответствии с которым, найм и увольнение с работы производятся в строгом соответствии с квалификационными требованиями.
Организационная структура, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической, илибюрократической структуры. Типичными иерархическими структурами являются
Иерархическая организационная структура – структура управления, подразумевающаявертикальную форму контроля, представляет собой пирамидальную форму подчинения,каждый уровень которой подчиняется более высокому уровню
- 1 2 3 4 5 6 7
Линейная структура управления, ее преимущества и недостатки.
Линейная организационная структура относится к простейшему виду бюрократических структур, в ней воплощены принципы централизма и единоначалия. Руководитель наделен всеми видами полномочий и осуществляет единоличное руководство. Руководитель несет полную ответственность за результаты деятельности вверенного ему объекта.
Каждый подчиненный имеет только одного руководителя, а каждый руководитель - нескольких подчиненных в соответствии с нормами управляемости. Поэтому рост предприятия ведет к увеличению числа уровней управления.
Линейная структура формируется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции.
Простота структуры влечет за собой как достоинства, так и недостатки.
Достоинства:
+ оперативность принятия и реализации управленческих решений;
+ относительная простота реализации функций управления;
+ четко выраженная ответственность.
Недостатки:
- разобщенность горизонтальных связей в производственных системах;
- множество контактов с подчиненными, информационная перегрузка;
- при большом числе уровней управления удлиняется процесс принятия и реализации управленческих решений;
- увеличение количества уровней управления при росте организации;
- жесткость структуры.
Область применения: предприятия с численностью до 300–500 человек с высоким уровнем технологической и предметной специализации (металлообработка, оказание однородных услуг, сборка и т. п.); предприятия местной промышленности (изготовление продукции из местного сырья, производство товаров широкого потребления); стабильность внешней среды.
-
Функциональная структура управления.
Функциональная организационная структура построена по принципу распределения функций внутри организации и создания сквозных подструктур по управлению функциями. Такой способ управления значительно облегчает работу руководителя, так как у него имеются заместители и практически ему нужно работать только с ними, а не со всем коллективом исполнителей индивидуально. Каждый из заместителей по функциональным направлениям обязан компетентно решать возникающие производственные задачи и имеет право принимать самостоятельные решения в пределах своих полномочий. Функциональную структуру управления часто называют традиционной или классической, так как она применяется уже многие годы и ее особенности более глубоко исследованы.
Особенно плодотворна именно эта структура управления, если для производственного процесса характерна специализация по нескольким направлениям, что требует и специализации руководителей этих видов работ. Традиционно на производстве действуют следующие функциональные блоки: планирования, оперативного управления, снабжения, бухгалтерского учета и маркетинга. На практике часто применяются различные гибридные структуры, например, функциональная организация существует одновременно с линейной, что создает двойное подчинение для исполнителей. Функциональные подразделения получают право отдавать распоряжения в рамках своей компетенции как нижестоящим подразделениям, так и равным по статусу, но включенным в реализацию единых функций.
Плюсы:
+ оперативность принятия и реализации управленческих решений;
+ относительная простота реализации функций управления;
+ четко выраженная ответственность.
+ разделение прорисходит по функциональным сферам.
Минусы:
- разобщенность горизонтальных связей в производственных системах;
- множество контактов с подчиненными, информационная перегрузка;
- при большом числе уровней управления удлиняется процесс принятия и реализации управленческих решений;
- увеличение количества уровней управления при росте организации;
- жесткость структуры.
-
Линейно-штабная структура управления.
Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Линейно - штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими-либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. В остальном эта структура соответствует линейной.
Достоинства
-
более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов; -
некоторая разгрузка высших руководителей; -
возможность привлечения внешних консультантов и экспертов; -
при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура - хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления.
Недостатки
-
недостаточно четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении; -
тенденции к чрезмерной централизации управления; -
аналогичные линейной структуре, частично - в ослабленном виде.
Вывод: линейно - штабная структура может являться хорошей промежуточной ступенью при переходе от линейной структуры к более эффективным. Структура позволяет, правда в ограниченных пределах, воплощать идеи современной философии качества.
-
Линейно-функциональная структура управления, ее преимущества и недостатки.
Среди иерархических структур самой распространенной является линейно-функциональная организация управления, до сих пор широко используемая во всем мире. Основу линейно- функциональных структур составляет так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и пр.). По каждой из них формируется иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы аппарата управления организацией оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач.
Преимущества линейно-функциональной структуры:
+ четкая система взаимных связей функций и подразделений;
+ четкая система единоначалия - один руководитель сосредоточивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
+ ясно выраженная ответственность;
+ четкое обеспечение согласованности действий исполнителей
Недостатки линейно-функциональной структуры:
- отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования;
- подмена стратегических задач текущими;
- тенденция к перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
- малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
- критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом — разные;
- тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;
- длинная цепь команд, искажение коммуникаций;
- перегрузка управленцев верхнего уровня;
- повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.
-
Дивизиональная структура управления, ее преимущества и недостатки.
Чтобы решить проблемы обусловленные размером фирмы, диверсификации, технолологий и изм. внешней среды, была разработана дивизиональная организационная структура, в соответствии с которой деление организации на блоки происходит: 1. по выдачи товаров или услуг 2. по группам покупателей (ориентир. на потребителей) 3. географическим регионом.
Потребность в пpимeнeнии дивизиoнaльнoй cтpyктypы вoзниклa в связи c peзким yвeличeниeм paзмepoв пpeдпpиятий, дивepcификaциeй иx дeятeльнocти, ycлoжнeниeм тexнoлoгичecкиx пpoцeccoв. Ключевыми фигурами в yпpaвлeнии opгaнизaциями c дaннoй cтpyктypoй cтaнoвятcя не pyкoвoдитeли фyнкциoнaльныx пoдpaздeлeний, a мeнeджepы, вoзглaвляющиe пpoизвoдcтвeнныe пoдpaздeлeния.
Преимущества дивизиональной структуры:
+ обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями;
+ обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно-штабной;
+ при расширении границ самостоятельности отделений они становятся «центрами получения прибыли», активно работая по повышению эффективности и качества производства;
+ более тесная связь производства с потребителями.
Недостатки дивизиональной структуры:
- большое количество «этажей» управленческой вертикали;
- между рабочими и управляющим производством подразделения - три и более уровня управления, между рабочими и руководством компании - пять и более;
- разобщенность штабных структур отделений со штабами компании;