Файл: Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе в области изобразительной деятельности и декоративноприкладного искусства в начальной школе .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 473

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 Понятие «Здоровьесберегающие технологии», их сущность, виды и особенности использования в образовательном процессе начальной школы

1.2 Педагогические условия использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства в начальной школе

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1 Особенности организации учебной деятельности в условиях здоровьесбережения во внеурочной работе в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства в начальной школе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

7

Здоровьесберегающие технологии подразделяют на три направления:

  1. Технологии стимулирования и сохранения здоровья: физкультурные игры, релаксация, динамическая пауза, гимнастика для глаз, пальцев, дыхательная гимнастика, игры с использованием песка или воды.

  2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия и мероприятия, гимнастика, массаж, самомассаж, закаливание, активный отдых, игры, направленные на корректировку проблем.

  3. Коррекционные технологии: музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, артикуляционная гимнастика.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

1.средства двигательной направленности;

2.оздоровительные силы природы;

3.гигиенические факторы.

Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:

  • аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности.

  • гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма.

  • здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических спо­собов оздоровления ослабленных.

  • эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни

  • экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами.

  • физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.8


Выводы по первой главе.

Сегодня здоровый образ жизни не занимает лидирующего места в обществе в иерархии потребностей и ценностей современного человека. В различных источниках публикуются данные статистики, которые наглядно нам демонстрируют, что здоровье детей ухудшается от года к году, и наиболее часто это связанно именно со школой. На сегодняшний день около 25-30% детей, поступающих в первые классы, демонстрируют какие-то отклонения в здоровье. Однако следует отметить, что за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Именно по этой причине вышеупомянутая проблема требует от учителя младших классов глубоких знаний в области физиологии и гигиены ребенка, что играет значительную роль в эффективном построении учебного процесса.

Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.

Задача любого учителя состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к “конструированию” собственного здоровья.

Цели здоровьесберегающих технологий:

  • обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,

  • сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,

  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

На практике технологии здоровьесбережения помогают детям лучше адаптироваться к учебной и социальной среде, продуктивнее усваивать учебный материал и раскрывать свои индивидуальные способности.

По статистике Института возрастной физиологии РАО современная образовательная среда провоцирует факторы риска, с которыми связано 20–40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей.

Кроме того, применение технологий здоровьесбережения в школе помогает формированию универсальных учебных действий и достижению метапредметных результатов.


ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1 Особенности организации учебной деятельности в условиях здоровьесбережения во внеурочной работе в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства в начальной школе


Изобразительное искусство является особенным предметом. И поэтому, его нельзя преподавать, как остальные предметы. Здесь — мало передачи знаний и формирований умений и навыков. Ведь искусство не только изучается, оно как бы переживается.

Главной задачей художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие учащегося, то есть формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Ребёнок должен изучать искусство для того, чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью человечества, чтобы приобрести эмоционально-ценностный опыт, который необходим ему для жизни.9

1. Медико-гигиенические технологии.

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Гигиенически полноценная среда обитания определяется благоустройством и санитарным состоянием места проведения занятий.

2. Психолого-педагогические технологии

  1. Технология личностно-ориентированного обучения учитывает особенности каждого ученика и направлена на возможно более полное раскрытие его потенциала;

  2. Технология дифференцированного обучения позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся;

  3. Технология рефлексивного обучения даёт возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учебного материала;

  4. Педагогика сотрудничества помогает реализовывать задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов;

  5. Технология игровых методов (уроки–игры, соревнования, конкурсы), позволяют обеспечить психологическую разгрузку учащихся;

  6. Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе;

  7. Чередования интенсивности в обучении и релаксации.


3. Учебно-воспитательные технологии - направлены на обучение учащихся принципам и практике здорового образа жизни, на воспитание у них культуры здоровья (формирование потребности грамотной заботы о своем здоровье, мотивации на ведение ЗОЖ), предупреждению вредных привычек; просвещение их родителей. К этому можно отнести конкурсы рисунков и плакатов («Спорт - альтернатива пагубным привычкам», «Здоровый образа жизни глазами подрастающего поколения», «Мы против наркотиков» и др.).10

Здоровьесберегающий урок ИЗО должен:

  • воспитывать и стимулировать у детей желание вести здоровый образ жизни,

  • учить их ощущать радость от каждого прожитого дня,

  • показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

Это урок, соблюдающий  «Условия здоровьесбережения»:

  • выполнение требований СанПиН,

  • соблюдение этапов урока,

  • использование методов групповой работы,

  • использование интерактивных методов.11

Это урок ИЗО, на котором соблюдаются  здоровьесберегающие действия:

  • оптимальная плотность урока,

  • индивидуальное дозирование объёма учебной творческой нагрузки и рациональное распределение её во времени,

  • чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником, творческие задания и т.п),

  • оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы,

  • минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. 12

Уроки изобразительного искусства особые – это, с одной стороны - своеобразная релаксация, а с другой стороны - его цель: эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся, поскольку важно передать опыт творческой деятельности и эмоционально – ценностное отношение к миру.

На уроках, учащимся, приходится: и говорить, и запоминать, и записывать, и слушать, и выполнять учебные задания – где они, порой, длительное время сидят за столом или мольбертом - поэтому преподаватель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

При подготовке к уроку учитывать:

  • Динамику работоспособности в течение рабочего дня: 8 – 12 часов – первый пик работоспособности; 16 – 18 часов – второй пик работоспособности.

  • Динамику активности обучающихся на уроке: 1 – 4 минуты - врабатываемость в урок (организационный момент); 5 – 25 минуты – самая высокая работоспособность (новый материал, самостоятельная работа); 26 – 30 минуты - снижение работоспособности (физкульт. минутка, закрепление материала); 36 – 40 минуты – полное утомление (подведение итогов урока, объяснение домашнего задания).13


Таблица 1

Распределение интенсивной умственной деятельности

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1 этап

Врабатыва-ние

5 мин

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение.

2 этап

Максимальная работоспособность

20 – 25 мин

Максимальное снижение на 15 минуте

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом.

3 этап

Конечный порыв

10 – 15 мин

Небольшое повышение работоспо-собности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного.

Эффективность усвоения знаний в течение урока

5 – 25 минута – 80%

25 – 35 минута – 60 – 40%

35 – 40 минута – 10%

Из этих данных видно, что первую половину урока целесообразно потратить именно на изучение нового материала, решение и разбор самых сложных заданий.

Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения. Здоровый образ жизни это требование времени. Проблема здоровья школьников выходит на первый план задач любой школы.

А важнейшим условием решения этой проблемы должно стать качественное улучшение учебно-воспитательной, физкультурно-оздоровительной, досуговой деятельности с детьми силами не только школы, но и семьи. Здоровье, как категория, является одним из главных элементов национального богатства любого государства.

Целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является сохранение и укрепление здоровья школьников путём формирования среды, обеспечивающей здоровый образ жизни, обеспечение школьника возможностью сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.14
2.2 Реализация комплекса педагогических условий использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства в начальной школе