Файл: 1, Охарактеризовать цивилизации Минойского Крита и Микенской (Ахейской) Греции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 264
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формально сенат превращается в высшее государственное учреждение, на деле же он потерял многие принадлежащие ему функции, и к сенатским постановлениям приравнены были решения принцепса, принятые вместе с близкими ему людьми. При Августе создается новый совещательный орган – Совет принцепса. В его состав входили: второй консул, по одному представителю от магистратов всех уровней и пятнадцать сенаторов по жребию, сменяющиеся каждые полгода.
При Августе продолжали собираться народные собрания. Известны законы, принятые на комициях по предложению самого Августа или других магистратов, но выборы эти были не свободными. Голосовали за тех, кого указывал Август, в силу права рекомендации. Этим правом пользовался еще Юлий Цезарь, указывая трибам, за каких кандидатов они должны голосовать. В целом, при Августе комиции теряют свое политическое значение, а вскоре после смерти Августа и совсем перестают собираться.
При Августе сохранились все магистратуры. По – прежнему консулат являлся высшей магистратурой и, как и раньше, звание консула стремились получить лица сенаторского сословия, и чтобы удовлетворить многих претендентов, на один год избираются не два консула, а несколько. Потеряло свое прежнее значение цензура. Известно, что цензоры избирались, но они не выполняли обычных обязанностей. Ценз проводился самим Августом. Были изменены функции некоторых других магистратов. Преторы вместо эдилов стали с 22 г. заведовать устройством игр, вместо квесторов претор ведал государственной казной.
Для получения первой магистратуры – квестуры требовали сенаторский ценз в 1 миллион сестерциев, двадцатипятилетний возраст и служба на командной должности в армии. Квестура давала право лицам из патрицианских родов добиваться претуры; плебеи же до этого должны были занимать должность эдила или народного трибуна; между претурой и консулатом должен был быть двухлетний перерыв.
Влияние принцепса широко распространяется и на судебные инстанции. Формально в эпоху принципата наиболее существенные и важные дела (уголовные преступления) рассматриваются постоянными судебными комиссиями, сфера, деятельности которых расширяется. Наконец, сам Август разбирал в Риме уголовные дела и выносил смертные приговоры. Решение императора по некоторым делам было высшей судебной инстанцией. Так же Август пересмотрел ряд старых законов и ввел некоторые новые: например о роскоши, о прелюбодеянии и разврате, о подкупе, о порядке брака для всех сословий.
Таким образом, старинные республиканские учреждения продолжали существовать и формально не претерпели существенных изменений. Но наряду с ними зарождается особый бюрократический аппарат. При создании этого аппарата были использованы в первую очередь частные связи Августа. Из клиентов, вольноотпущенников и рабов и составляется главным образом бюрократический аппарат императорской власти, который в последствии оттеснит на задний план прежнюю республиканскую администрацию.
В силу того, что Август пользовался империем, он назначал легатов из представителей сенатского сословия. Они командовали армиями и управляли императорскими провинциями. Венцом всаднической карьеры была должность командующего преторианской гвардией, префекта претория, на которую люди назначались самим Августом. При Августе преторианская гвардия находится в Риме и Италии; она охраняет особу Августа.
Одним из первых актов, ознаменовавших установление принципата стала реформа провинциального управления. 13 января 27 г. до н.э. Август разделил все провинции на императорские и на сенаторские. Пограничные провинции отошли к императору, а провинции старые «замиренные» остались в распоряжении сената.
Август перенес рассмотрение дел о злоупотреблениях в провинциях в сенат и при нем число злоупотреблений действительно сокращается.
При Августе изменяется взимания налогов. Откупная система остается, но в нее вводятся такие ограничения, которые не дают возможности публиканам наживать несметные богатства и пользоваться прежними исключительными полномочиями и привилегиями. Все жители провинций должны были быть вписаны в особый кадастр, соответственно которому определялись их повинности. Таким образом, и центральному правительству и местным властям заранее было известно, сколько должна была внести та или иная провинция, и до известной степени положен предел вымогательствам, которые характерны были для республиканской эпохи. Прямые налоги (поземельный или подушный) в сенатских провинциях взимались откупщиками, в императорских – особыми императорскими чиновниками, прокураторами, при содействии наместника провинции.
Соответственно доходам и разделению провинций при Августе намечается и разделение императорской казны: наряду со старой государственной казной (эрарий) создается постепенно императорская казна, получившая название – фиск.
Императорскими провинциями были: Испания (кроме Бэтики – южной части Испании), Галлия, Иллирия, а в последствии Реция, Норик, Паннония, Мезия, а так же восточные провинции Сирии и Египет. Сенатскими провинциями были: Африка, Азия, Бэтика, с 22 г. – Нарбонская Галлия, а так же Ахайя, Крит и Киренаика.
В сенатских провинциях основы управления формально оставались прежними: провинции Азия и Африка управлялись проконсулами, в остальные провинции посылались пропреторы. Как правило, пропреторы назначались через 5 лет после того, как они занимали должность претора в Риме, а проконсулы получали провинции по прошествии 10 лет после того, как они отбывали консульскую магистратуру в Риме. Большей частью проконсулы и пропреторы оставались в своей должности год.
Но, несмотря на разделение провинций, Август наблюдал за ходом провинциальной жизни и вмешивался в дела всех провинций, когда считал это необходимым.
Императорские провинции управлялись особыми легатами с пропреторским званием. Этому легату были подчинены войска, которые находились в данной провинции. Легаты назначались Августом из лиц в основном сенаторского сословия. Большей частью выбирались для этой цели те, кто прошел претуру или консулат.
Отдать в управление сената все провинции, со всеми находившимися в них войсками означало бы лишение принципата основной его опоры – войска. Вот в чем суть разделения провинций на сенатские и императорские.
Таким образом, государственный строй эпохи Августа отличался двойственностью и противоречивостью. С одной стороны усиливается монархический элемент, а с другой – государство сохранило еще внешне республиканские формы. То есть принципат – это система римского государственного устройства, при которой реальная власть была сосредоточена в руках одного человека, императора, но формально были сохранены и продолжали функционировать республиканские органы власти.
Несмотря на слабое здоровье, Август пережил многих потенциальных преемников (своего племянника Марцелла, зятя Агриппу, внуков (от единственной дочери, Юлии) Гая и Луция Цезарей). В 4 г. он усыновил Тиберия Клавдия Нерона, сына своей жены, Ливии, от первого брака. После смерти 76-летнего Августа в 14 г. ему наследовал 55-летний Тиберий (14–37 гг.). Приход к власти второго принцепса никем не оспаривался: новая форма правления доказала свою эффективность, к ней успели привыкнуть.
Талантливый полководец и способный администратор, Тиберий казался достойным преемником. Начало его правления ознаменовалось восстанием паннонских и германских легионов, утомленных тяготами службы на границе (14 г.). Племянник Тиберия, Германик, восстановив дисциплину в войсках, предпринял три победоносных похода за Рейн (14–16 гг.). Вскоре, однако, империя перешла к обороне на этом рубеже: на левом берегу Рейна в 16 г. были образованы провинции под названием Верхняя и Нижняя Германия.
Поначалу Тиберий, продолжая политический курс Августа, правил в полном согласии с сенатом. Он даже передал ему избирательные и судебные функции, отняв их у комиций (14 г.). Тиберий проводил политику разумной экономии (после себя он оставил в казне 2 млрд. 700 млн. сестерциев), пытался улучшить управление провинциями, преодолеть экономический кризис в Италии, обуздать роскошь и расточительство, намеревался оздоровить общественные нравы и вернуть уважение к традиционным римским культам. Однако все попытки реформ встречали недовольство и пассивное сопротивление в обществе: сенаторы и всадники не собирались отказываться от привычного образа жизни и не желали вкладывать деньги в развитие сельского хозяйства Италии, тогда как плебс был недоволен сокращением количества зрелищ и раздач. После внезапной смерти в 19 г. чрезвычайно популярного среди плебса и войска 33-летнего Германика молва нарекла Тиберия отравителем. Пассивная оппозиция в сенате молчаливо поддержала это обвинение, признав виновником смерти Германика наместника Сирии Гнея Кальпурния Пизона, личного друга императора. Пизон покончил с собой. С этого времени начинается открытая вражда между Тиберием и сенатом.
В 23 г. умер от яда единственный сын Тиберия Друз Младший (как выяснилось позже, его отравила собственная жена, Ливия Ливилла, сестра Германика). Ожесточившийся и замкнувшийся в себе император обрушился с репрессиями на сенаторов, которых он подозревал в оппозиционных настроениях. В этот период его единственным доверенным лицом был префект претория Луций Элий Сеян. В 26 г. он уговорил Тиберия покинуть Рим. Вскоре тот перебрался на остров Капри, где и провел последние десять лет жизни. В отсутствие принцепса Сеян стал фактическим правителем Рима (26–31 гг.). Зарвавшийся префект намеревался устранить императора и захватить власть. Тиберий своевременно узнал о заговоре и руками другого префекта претория, Невия Сертория Макрона, расправился с Сеяном (октябрь 31 г.).
Измена Сеяна окончательно превратила Тиберия в маниакально подозрительного тирана. Наступило время террора. Мрачный и нелюдимый, наводивший страх на окружающих, престарелый «островной император» постоянно переезжал из одной виллы в другую, устраивая оргии и предаваясь разврату. Главной опорой деспотизма Тиберия в этот период были преторианцы: для них он велел выстроить лагерь в самом Риме. Повсюду свирепствовали доносчики, процессы «об оскорблении величества» следовали один за другим. Известие о смерти 77-летнего императора в марте 37 г. вызвало в Риме ликование.
Преемником Тиберия стал 24-летний Гай Цезарь Калигула, сын Германика (37–41 гг.). Это был непредсказуемый в своих поступках и реакциях психопат, наделенный пороками и одержимый манией величия.
Правда, начало правления Калигулы было многообещающим: следуя рекомендациям своих советников, новый принцепс прекратил процессы «об оскорблении величества», объявил амнистию, вернул сенату его прежние полномочия, восстановил выборы магистратов в комициях, снизил налоги, много раз устраивал роскошные зрелища и щедрые раздачи, что способствовало росту его популярности. Однако спустя несколько месяцев, истощив казну расточительством, Калигула обратился к силовым методам правления под девизом: «Пусть ненавидят, лишь бы боялись!». Он увеличил налоговое бремя и обрушился с казнями и конфискациями на богатых людей. Калигула вознамерился превратить принципат в абсолютную монархию эллинистического типа. Объявив себя «господином» (dominus) и «богом» (deus), он появлялся на публике в образе Юпитера, с позолоченной бородкой и молниями в руке, или с трезубцем.
Огромные средства шли из казны на содержание императорского двора, великолепные постройки, зрелища и увеселения. Римляне часто видели своего императора в роли гладиатора и возницы, певца и плясуна. Гай открыто сожительствовал с собственной сестрой, Друзиллой, а однажды вознамерился сделать консулом своего коня Инцитата. Император лично присутствовал при пытках и казнях. В январе 41 г. Калигула был убит заговорщиками во главе с трибуном преторианцев Кассием Хереей.
После убийства Калигулы сенаторы решились было восстановить республику, но преторианцы их опередили, провозгласив императором 50-летнего дядю Калигулы Тиберия Клавдия Нерона, сына Друза Старшего и брата Германика. Человек слабого здоровья (всю жизнь он страдал от последствий детского паралича мозга), в императорской семье Клавдий считался чудаком и недотепой, смешным, нелепым и непрактичным. Нередко он подвергался насмешкам и издевательствам. Держась в стороне от политики, Клавдий занимался учеными изысканиями. Своим возвышением чудаковатый император был обязан случаю. Вместе с тем его принципат (41–54 гг.) стал важным этапом в процессе формирования монархических структур и усиления власти принцепса.
Как правитель Клавдий был игрушкой в руках своих жен (до 48 г. – Мессалины, а с 49 г. – Агриппины) и вольноотпущенников. Тем не менее иногда ему случалось самому принимать ответственные решения. Так, он настоял на включении в состав сената знатных уроженцев Галлии (48 г.) и решительно активизировал деятельность совета принцепса. Кроме того, император имел обыкновение лично вершить суд.