Файл: Тематика кейсов по педагогике.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 256

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тематика кейсов ПО педагогике



  1. Профессиональный стандарт педагога. Пути повышения профессионально-педагогической компетентности учителя. Индивидуальный профессионально-педагогический маршрут учителя. (ОК-5, ОПК-4, ОПК-5)

  2. Педагогическая деятельность: её структура и ценностные основы (ОПК-3, ОПК-4).

  3. Современная система образования в России. Нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс в РФ (273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты). (ОПК-4, ОПК-5)

  4. Уровни общего образования в России в соответствии с 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС основного общего образования. (ОПК-4, ОПК-5)

  5. ФГОС среднего (полного) общего образования. Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. (ОК-5, ОПК-4)

  6. Сущностные характеристики качества образования в современной школе. Современные подходы к оценке учебных достижений обучающихся.(ОПК -3, ПК-2)

  7. Целостные характеристики, структура, функции воспитательного коллектива и динамика его развития. Способы создания благоприятной для развития ребенка микросреды и морально-психологического климата. (ОПК-2, ОПК-3, ПК-3)

  8. «Педагогическая ситуация» и «педагогическая задача», их значение в педагогической деятельности. Алгоритм решения педагогической задачи. (ОПК-2, ПК-6)

  9. Сущность, цели, средства, условия педагогической поддержки. Затруднения (проблемы) средних и старших школьников, требующие педагогической поддержки учителя и классного руководителя. (ОПК-2, ПК-3)

  10. Современные идеи модернизации школьного образования - индивидуализация и профилизация. Диагностика интересов ребёнка, их сопровождение. Индивидуальный маршрут ученика. (ПК-5, ПК-6)

  11. Профильное обучение: цель, проблемы, перспективы. Принципы построения содержания профильного обучения. Новые формы организации образовательного процесса в профильной школе. (ОК-5, ПК-2, ПК-5)

  12. Работа классного руководителя по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии на основе учета отечественного и зарубежного опыта. (ПК-5)

  13. Сущность сотрудничества школы и семьи в воспитании, развитии и образовании детей и воспитывающих взрослых. Правовое регулирование сотрудничества школы и семьи (ОПК-4, ОПК-5, ПК-6)

  14. Педагогическая сущность культурно-просветительской деятельности современного учителя. Культурно-просветительские программы для различных категорий населения, обеспечиваемые педагогами школы. (ОК-6, ПК-5, ПК-6)

  15. Информатизация образования. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) и их использование в образовании. Отечественный и зарубежный опыт дистанционного образования. (ОК-6, ПК-2, ПК-5)



По психологии
16. Методы психологии. Классификация методов психологии и возможности их использования в педагогической практике. (ПК-5)

17. Индивид, личность, индивидуальность. Понятия «Я-реального» и «Я-идеального» в контексте гуманистических представлений о личности (ОПК-2)

18.Социальная перцепция. Стереотипы и установки в педагогическом общении. (ОПК-2)

19. Коммуникативная сторона педагогического общения. Психология педагогической оценки. (ПК-5)

20.Закономерности и механизмы развития человека в отечественной психологии. (ОПК-2)

21. Психология возрастных кризисов. Общие и специфические особенности психического развития ребенка в кризисные периоды. (ПК-5)

22. Мотивация учебной деятельности. Мотивационная сфера личности. Формирование положительной учебной мотивации (ПК-5)

23. Индивидуальные психологические особенности ребенка и их учет в обучении. Организационные возможности индивидуализации учебной работы. (ПК-5)

24. Психология младшего школьника. Ведущая деятельность и основные психические новообразования. (ОПК-2)

25.Психологическое содержание подросткового возраста. Ведущая деятельность и основные психические новообразования. (ОПК-2)

26. Психологическое содержание юношеского возраста. Ведущая деятельность и основные психические новообразования. (ОПК-2)

27.Социализация личности. Механизмы социализации. Школа как институт социализации. (ПК-5)

28.Психология конфликта. Конфликты в педагогической деятельности. Стратегии поведения в конфликте, методы разрешения и управления конфликтом. (ПК-5)

29. Взаимосвязь обучения и развития. Психологические теории учения: возможности реализации в современной образовательной практике. (ОПК-2)

30.Проблемы развития педагогических способностей. Личностные качества педагога Стиль педагогической деятельности (ОПК-2)

Приложение

КЕЙСЫ ПО ПЕДАГОГИКЕ
Кейс №1.

Профессиональный стандарт педагога. Пути повышения профессионально-педагогической компетентности учителя. Индивидуальный профессионально-педагогический маршрут учителя (ОК-5, ОПК-4, ОПК-5)

Описание:

Учитель обращается к завучу с жалобой на класс. Он мотивирует свое обращение тем, что ему невозможно работать в условиях, когда в классе учится мальчик-инвалид, у которого неразборчивый почерк и девочка, родители которой приехали на работу из Средней Азии. Девочка старательная

, но плохо говорит и понимает по-русски. Учитель просит освободить его от работы в данном классе.
Материалы кейса:

  1. ФГОС ВО по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», уровень подготовки – бакалавриат (ФГОС ВО ПО Б №1426 с.3-8)

  2. Профессиональный стандарт педагога (Часть 4. Содержание профессионального стандарта педагога 4.1. Часть первая: обучение, Приложение 2)


Задание:

  1. Как вы оцениваете поступок учителя?

  2. Проанализируйте документы. Какую стратегию поведения должен избрать завуч? Обоснуйте, опираясь на предложенные документы.

  3. На основании нормативно-правовых документов предложите пути повышения профессионально-педагогической компетентности учителя.


Кейс №2

Педагогическая деятельность: её структура и ценностные основы

(ОПК-3, ОПК-4)

Описание

На первом уроке ученик лежит на парте, глаза сонные, он почти спит. Учитель задает ученику вопрос по материалу урока, но ученик не реагирует. Педагог задает вопрос: «Что с тобой происходит? В котором часу ты сегодня лег спать?» Ученик отвечает: «Я поздно лег – часа в три или четыре – я не помню». Педагог: «А чем ты занимался?». Ученик: «На компьютере в он-лайне играл».

Материалы кейса:

1. Профессиональный стандарт педагога (с. 9-13)
Задание:

  1. Проанализируйте материалы кейса. Предложите, как поступить педагогу в данной ситуации

  2. Обоснуйте ваш выбор линии поведения в соответствии со структурой педагогической деятельности, включающей конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты.

  3. Предположите, как поведет себя в данной ситуации: «учитель-друг», «учитель-диктатор», «учитель-проситель»?


Кейс №3

Современная система образования в России. Нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс в РФ (273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты). (ОПК-4, ОПК-5))
Описание:

В классе есть ученики, которые обучаются по дополнительной программе, которая выходит за рамки Государственного стандарта и, соответственно, дополнительно оплачивается родителями. И также есть те ученики, которые обучаются только по программе, строго соответствующей Государственному стандарту и ничего дополнительно их родители не оплачивают. В
классе возникает ситуация, в которой педагог заинтересован больше внимания уделять тем детям, которые учатся по дополнительным отдельно оплачиваемым программам.
Материалы кейса:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 29, 35, 48)


Задание:

  1. Как разрешить возникшую ситуацию?

  2. Как вы оцениваете поведение педагога?

  3. Вправе ли общеобразовательное учреждение оказывать дополнительные платные услуги вообще? Аргументируйте.



Кейс №4

Уровни общего образования в России в соответствии с 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС основного общего образования (ОПК-4, ОПК-5)
Описание:

Матери одного из учащихся, окончивших 9 классов, было предложено завершить обучение ее сына в школе, как получившего основное общее образование. Мать говорит: «Мой сын, несмотря на низкие баллы, полученные по итогам ОГЭ, имеет право продолжить обучение в школе, т.к. в соответствии с Конституцией РФ в школе обязаны учить до конца 11-го класса. Задача школы – подготовить ребенка к ЕГЭ». Администрация школы обосновывает свое решение тем, что с родителями учащихся договор о предоставлении образовательных услуг учащимся составлен вплоть до 9-го, а не до 11-го класса и основные задачи школы не только подготовка к ЕГЭ.
Материалы кейса:

Конституция РФ (ст.43)

Закон РФ «Об образовании в РФ» (ст.10) Статья 10 , Статья 43

ФГОС основного общего образования (Требования к результатам освоения ФГОС)
Задание

  1. Проанализируйте данную ситуацию и, на основе предложенных материалов, рассудите ее.

  2. Какие ошибки допущены в обосновании своей позиции матерью ученика?

  3. Перечислите ступени образования, указанные в 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», какие из них являются обязательными?

  4. На какие результаты ориентирован ФГОС основного общего образования?



Кейс №5

ФГОС среднего (полного) общего образования. Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. (ОК-5, ОПК-4)
Описание

Между двумя студентами возник спор о том, что является главным требованием к результатам освоения образовательной программы школы. Один из студентов утверждал, что главным требованием является ЕГЭ по русскому языку и математике, а все остальное зависит от желаний выпускника, другой уверен, что требования к освоению образовательной программы определяет ФГОС полного общего образования.

Материалы кейса:

  1. ФГОС среднего (полного) общего образования (с.4-8)

  2. Положение о порядке проведения государственной итоговой аттестации по государственным программам среднего общего образования (п.1., 2)


Задание:

  1. Рассудите возникший спор. Обоснуйте свой ответ

  2. Что собой представляет «портрет выпускника школы»?

  3. Какие результаты освоения программы школы важнее – личностные, метапредметные или предметные?



Кейс №6

Сущностные характеристики качества образования в современной школе. Современные подходы к оценке учебных достижений обучающихся. (ОПК-3, ПК-2)
Описание:

Вы учитель-предметник в 8 классе. После изучения темы Вам необходимо провести тематический контроль в форме бланкового тестирования. В ходе контроля необходимо выявить знание учащимися определений понятий, умения находить соответствия между понятиями и их характеристиками, умение устанавливать правильную последовательность действий.
Материалы кейса:

Учебник за 8 класс по предмету.
Вопросы и задания:

Выберете любую тему из учебника, проанализируйте ее содержание и разработайте:

1. Тестовое задание открытой формы, целью которого является выявление знания обучающимся определения какого-либо понятия. Определите уровень трудности тестового задания и время, необходимое испытуемому для его выполнения.

2. Разработайте тестовое задание закрытой формы с одиночным выбором. Определите уровень трудности тестового задания и время, необходимое испытуемому для его выполнения.

3. Тестовое задание на установление правильной последовательности. Определите уровень трудности тестового задания и время, необходимое испытуемому для его выполнения.

4. Тестовое задание на соответствие. Определите уровень трудности тестового задания и время, необходимое испытуемому для его выполнения.

Кейс № 7

Целостные характеристики, структура, функции воспитательного коллектива и динамика его развития. Способы создания благоприятной для развития ребенка микросреды и морально-психологического климата. (ОПК-2, ОПК-3, ПК-3)
Описание:
Классный руководитель 8 «А» класса уволилась после продолжительной болезни. Последние три месяца класс практически не имел классного руководителя. Коллектив класса разобщен на микрогруппы, на уроках часто возникают конфликты, что снижает качество учебно-воспитательного процесса. Чаще всего нарушают дисциплину на уроке Денис Л. и Сергей Р. Половина класса занимает нейтральную позицию, ребята не вмешиваются в конфликтные ситуации и не критикуют конфликтующих.