ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 260
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Материалы кейса:
Программа родительского университета «Мудрое сопровождение ребенка» (фрагмент). Автор программы: к.п.н., доцент А.В. Маркова, г.Пенза.
Задание:
1. Проанализируйте представленный материал и определите ценность разработанной педагогом-исследователем программы просвещения семьи, опираясь на знание о сущности сотрудничества школы и семьи, сущности культурно-просветительской деятельности?
2. Назовите подходы, на которые опирался автор при разработке программы родительского университета «Мудрое сопровождение ребенка». Обоснуйте свой выбор.
3. Определите условия, при которых данная программа будет успешно реализована.
Кейс № 15.
Информатизация образования. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) и их использование в образовании. Отечественный и зарубежный опыт дистанционного образования. (ПК-2, ПК-5)
Описание:
По мнению отечественных и зарубежных специалистов, одним из наиболее эффективных направлений применения информационных технологий в образовании является внедрение систем совместной учебной работы на основе компьютерных сетей не только различных школ, но и совместные проекты школ и колледжей, ВУЗов различных регионов и стран. Участие обучаемых в конференциях, семинарах, проводимых в сетях, способствует формированию у учащихся коммуникативных навыков, культуры общения.
В ходе работы в сети происходит обмен самой разнообразной информацией, обучаемые могут получить консультацию у опытных педагогов, специалистов в той или иной предметной области, квалифицированную оценку своих достижений, использовать эту информацию в учебных и научных целях. На основе информационных технологий реализуется возможности дистанционного обучения.
В Институте дистанционного образования Национального исследовательского Томского государственного университета осуществляется обучение школьников по программам дистанционных и заочных школ с использованием дистанционных образовательных технологий. Познакомьтесь с предложенной в кейсе программой дистанционного образования, чтобы определить ее целевую ориентацию.
Материал кейса: Программа «Профессиональное и личностное самоопределение старшеклассников» (фрагмент). Институт дистанционного образования Национального исследовательского Томского государственного университета.
Вопросы и задание:
-
Проанализируйте представленный материал и определите его развивающую направленность. -
На достижение каких личностных результатов ориентирована данная программа дистанционного образования. -
Разработайте план одного из предложенных авторами дистанционного занятия.
КЕЙС № 16
Методы психологии. Классификация методов психологии и возможности их использования в педагогической практике
(ПК-5)
Описание
Администрация образовательного учреждения обеспокоена участившимися фактами противоправного поведения среди учащихся подростковых классов. Предполагается проведение педагогического совета с приглашением подростков и их родителей.
Задание
1. Какие психологические методы вы можете порекомендовать учителям, работающим в подростковых классах, для сбора диагностических данных и подготовки аналитических материалов к консилиуму? Чем объясняется выбор методов, какова целесообразность обращения именно к этим методам?
2. С какими трудностями сбора необходимой информации может столкнуться педагог? Каковы пути их преодоления?
3. Сформулируйте несколько вопросов родителям, помогающих прояснять сложившуюся в школе педагогическую ситуацию.
Рекомендованная литература:
-
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005.
КЕЙС № 17
Индивид, личность, индивидуальность. Понятия «Я-реального» и «Я-идеального» в контексте гуманистических представлений о личности
(ОПК-2)
Описание
В «реальной» жизни многие люди неудовлетворенны своими социальными ролями, и людям сравнительно нелегко расширить границы своего опыта, учитывая ограничения, налагаемые сложившимися в обществе порядками. Интернет эти общественные условности ослабляет, позволяя людям создавать новые образы Я. Заходя в какой-либо чат, женщина может решить, что будет мужчиной, а не женщиной, чернокожей, а не белой, в возрасте 40, а не 18 лет, и преуспевающим управленцем, а не второкурсницей. Интернет очень наглядно вводит понятие возможных Я в обиход многих людей. Люди могут пользоваться своей анонимностью в Интернете, чтобы заявить о новых
интересах или вникнуть в новые идеи, не опасаясь последствий, которые это повлекло бы в реальном мире. Люди могут пробовать себя в разных возможных ипостасях, которые могут оказаться ближе к их идеальным представлениям о себе.
Задание
Проанализируйте предложенные факты и ответьте на следующие вопросы:
1.Что могут отражать виртуальные образы Я в Интеренете?
2.Чем может быть полезно или вредно для развития личности ребенка создание виртуальных Я?
3.Как педагог может помочь ребенку, увлекающемуся интернет-коммуникациями, преодолеть трудности «реального» общения? Сформулируйте несколько рекомендаций.
Рекомендуемая литература:
1.Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под общ.ред. В. Н. Дружинина. «Питер», Санкт-Петербург, 2009 г. ISBN: 978-5-388-0049. (с.202.Проблема личности в психологии).
2. Психология: Учебник для педагогических вузов/ под ред. Б.А. Сосновского. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 660 с.ISBN: 5-94879-350-8, 978-5-9692-0239-9, 978-5-9692-0379-2(с.57.Основы психологии личности).
КЕЙС № 18
Социальная перцепция. Стереотипы и установки в педагогическом общении
(ОПК-2)
Описание
Учителя начальных классов в Бостоне узнали от исследователей, что по результатам тестирования некоторые из их учеников необычайно способны. Учителей убедили, что эти особенные ученики были «интеллектуальными бутонами, которые покажут выдающиеся результаты во время учебного года». На самом деле имена этих учеников с якобы скрытыми способностями были выбраны наугад. Однако к концу того учебного года 30% этих детей прибавили в среднем по 22 пункта при определении их коэффициента интеллекта! Почти у всех из них IQ вырос не менее чем на 10 пунктов. Этот прирост интеллектуальных способностей оказался существенно больше того, что был у их одноклассников из контрольной группы, которые начинали с таким же IQ.
Задание
Проанализируйте предложенные факты и ответьте на следующие вопросы:
1.Как вы думаете, в связи с чем, ученики, которых учителя считали обладателями выдающихся способностей, показали более высокие результаты?
2.Какие выводы о психологических механизмах педагогического общения можно сделать на основании этого эксперимента?
3. Как педагогу следует психологически грамотно организовывать общение с ребенком?
Рекомендуемая литература:
-
Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под общ.ред. В. Н. Дружинина. «Питер», Санкт-Петербург, 2009 г. ISBN: 978-5-388-0049. (с.263.Социальная психология личности). -
Социальная психология учебное пособие / Отвред А. Л Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. 351с. (Серия «Высшее психологическое образование») ISBN 5-9292-0055-6 (с.146.Психология межличностного познания).
Кейс № 19
Коммуникативная сторона педагогического общения. Психология педагогической оценки
(ПК-5)
Описание
Ученик 8 класса Иван Л. имел плохую успеваемость по русскому языку. Он систематически не выполнял домашние задания, в классных работах допускал множество ошибок, диктанты и сочинения выполнял на «удовлетворительно».
Однако, начиная с сентября, для лучшей подготовки к ГИА он стал регулярно заниматься у репетира. За это время Иван заметно «подтянулся» по предмету, домашние задания стал выполнять регулярно и безошибочно. Классные работы также содержали все меньшее количество ошибок.
Контрольный же диктант он написал на твердую «четверку».
В свою очередь, учитель русского языка никак не реагировала на успехи Ивана, игнорировала его активность на уроке, не вызывала к доске, когда он поднимал руку.
Задание
1.Какой вид педагогической оценки преобладал у учителя в описанной ситуации? Какие эффекты межличностного общения могли вызвать такую реакцию учителя?
2. Какое влияние оказывают различные виды педагогической оценки на познавательное и личностное развитие ребенка?
3. Какими приемами педагогического общения можно стимулировать познавательную активность неуспевающего учащегося?
Рекомендуемая литература:
Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки //
Избр. психол. тр.: в 2 т. - М., 1980. – С. 133-161.
Кейс №20
Закономерности и механизмы развития человека
в отечественной психологии
(ОПК-2)
Описание
Значительная часть практикующих педагогов полагает, что главная трудность образовательной работы учителя заключается в том, что учеников очень сложно «замотивировать на учебу». Именно на «отсутствие мотивации учения» как на самую важную проблему указывают студенты педагогического вуза, выходящие на практику. От того, как учитель сможет «заразить своим предметом», – полагают родители, – зависит успешность ученика в освоении школьной программы.
Задание
-
На какую психологическую реальность обращают внимание студенты-практиканты, утверждая, что у учеников отсутствует мотивация учения? Объясните природу этого явления. -
Как строится личное знание? Каким должно быть участие взрослого в процессе освоения ребенком теоретического знания? -
Какие действия родителей ограничивают развитие познавательной потребности ребенка?
Материалы кейса:
Рекомендуемая литература:
1. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии:Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Кейс № 21
Психология возрастных кризисов. Общие и специфические особенности психического развития ребенка в кризисные периоды
(ПК-5)
Описание
«Мама Оксаны обеспокоена по поводу взаимоотношений со своей дочерью. Оксане 11,5 лет, она учится в 5 классе. Жалоб со стороны учителей на девочку до недавнего времени не было. Училась она хорошо. Отношения с дочерью всегда строились на принципах уважения, взаимной честности, принципиальности.
В последнее время поведение Оксаны резко изменилось. Девочка стала часто оговариваться, нередко в грубой форме, старается все делать по-своему, наперекор желанию и требованиям родителей. Успеваемость снизилась, а со стороны учителей появились жалобы на поведение ученицы.
Подружки, с которыми Оксана проводит слишком много времени, не нравятся маме – они, по ее мнению, озабочены только внешним видом и мальчиками. Для того, чтобы узнать, с кем общается Оксана, мама прочитала сообщения дочери в социальных сетях. Обнаружив это, девочка устроила скандал, закрылась в комнате с комментариями о том, что у нее должна быть хоть какая-нибудь личная жизнь…»
Задание
1. Как вы думаете, с чем связаны такие перемены в поведении девочки?
2. Связано ли возникновение и протекание возрастных кризисов с характером педагогического влияния взрослых? Возможно ли бескризисное развитие ребенка? Каковы взгляды ученых на закономерности возрастных кризисов?