ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 258
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Разработайте рекомендации для родителей по взаимоотношению с детьми, находящихся в кризисных периодах возрастного развития?
Рекомендуемая литература:
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студ. высш. пед. заведений. - М.: Издат. центр, 2000. – С. 49-53.
Кейс № 22
Мотивация учебной деятельности. Мотивационная сфера личности. Формирование положительной учебной мотивации
(ПК-5)
Описание
Сергей, ученик 8 класса, в данной школе учится с первого класса. Мальчик растет в полной семье, все члены которой с уважением относятся друг к другу. В школе общителен, имеет много друзей. На уроках активность не проявляет. Отвечает на уроке только когда вызовет учитель. Даже если хорошо знает материал, руку не поднимает. Домашние задания выполняет несистематически и не в полном объеме. При выполнении заданий интерес к анализу собственных ошибок не проявляет. Всегда ориентируется на конечный результат. За помощью к учителю в трудных учебных ситуациях не обращается. Хорошо выполняет задания совместно с одноклассниками (в парах или группах), часто интересуется отношением товарищей к выполненному им заданию, испытывает удовольствие от оказания помощи товарищам в выполнении задания. Успеваемость повышается к концу четверти (сдает все домашние работы, берет дополнительные задания), когда выводятся итоговые отметки. В свободное время занимается баскетболом и общением в социальных сетях.
Задание
1.Проанализируйте ведущие мотивы учения мальчика.
2. Какие научные методы исследования должны использоваться учителем для изучения мотивации учения школьников?
3. На какие мотивы должен опираться учитель для формирования положительной учебной мотивации.Какую работу необходимо провести с семьей мальчика?
Материалы кейса
Сводная карта состояния мотивации учения учащихся и хода ее формирования
Кейс № 23
Индивидуальные психологические особенности ребенка и их учет в обучении. Организационные возможности индивидуализации учебной работы (ПК-5)
Описание
В школе №789 активно обсуждается идея оптимизации и повышения эффективности учебного процесса в связи с низкими показателями образовательных результатов ГИА и ЕГЭ.
На педагогическом совете было выдвинуто предложение о дифференцированном подходе к учащимся в зависимости от их индивидуально-психологических особенностей.
Так, для повышения эффективности учебного процесса было предложено распределять учащихся по классам в зависимости от их темперамента.
Задание
1. Обоснуйте несостоятельность выдвинутых критериев для осуществления идеи индивидуализации обучения в рамках «переформирования контингента учащихся».
2. На какие ресурсы учащихся с разными темпераментами возможно опираться учителю без переформирования классов?
3. Какие другие психологические критерии можно использовать при организации индивидуальной работы с учащимися?
Материалы кейса
1.Критерии индивидуализации.
Статья «Индивидуализация обучения: формы и методы »
Автор - Н.А.Ляпина, директор МОУ СОШ № 10, Н. В. Худоярова, заместитель директора по УР МОУ СОШ №10.
Кейс №24
Психология младшего школьника. Ведущая деятельность и основные психические новообразования
(ОПК-2)
Описание
С приходом в школу ребенок оказывается в новой социальной ситуации развития. Изменяется его место в системе социальных отношений: впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, получает новые права и обязанности, попадает в другую систему взаимоотношений со взрослыми (родителями и педагогом) и сверстниками. Новый социальный статус обуславливает и формирование особенностей личности младшего школьника.
В приведенных ниже фрагментах текста представлены эпизоды жизни ребенка младшего школьного возраста.
Фрагмент 1. Первоклассница Маша хвастается перед маминой гостьей: «У меня все отметки есть: единица, двойка, тройка, четверка и пятерка. А у Нины - только четверки и пятерки... »
Фрагмент 2.
- Что тебе больше всего нравится в школе? - спрашивает папа у Вадика.
- Больше всего - переменки. Там можно бегать и играть.
Фрагмент3. Однажды семилетний Саша явился из школы и торжественно сообщил: «А мы сегодня букву «о» проходили!» Значимости этого события для ребенка можно было только удивиться, так как к поступлению в школу он уже бегло читал и неплохо владел письмом. А с какой уверенностью он несколько позднее отстаивал непогрешимость Нины Ивановны, которая «лучше знает, как надо писать», когда родители попытались утверждать, что в тетрадке сына она неверно исправила «зайчонок» на «зайченок».
Фрагмент 4.«Кажется, Леня хороший, скромный мальчик?» – спросили у первоклассника про его соседа. «Да-а... хороший! – иронически восклицает мальчик. – Только двойки получает!».
Задание
1. Какие особенности дошкольного периода сохраняются в начальной школе? В чем это проявляется в представленных текстах?
2. Какая особенность взаимоотношений первоклассников со взрослыми проявляется в приведенных примерах?
3. Какие действия взрослого в каждой из описанных ситуаций могут быть стимулировать развитие младшего школьника?
Рекомендуемая литература:
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Знание, - 1994. – 192 с. (глава «Как дошкольник становится школьником?»)
Кейс №25
Психологическое содержание подросткового возраста. Ведущая деятельность и основные психические новообразования
(ОПК-2)
Описание
После родительского собрания мама одного из учеников класса обратилась к классному руководителю со следующей проблемой.
«Моему сыну Саше 14 лет. Неожиданно в нем проснулось чувство бунтарства, какого я никогда не встречала у детей, - говорит мама. - Он не признает никаких правил и, кажется, ненавидит всю нашу семью. Он приходит в ярость, когда мы пытаемся заставить его соблюдать дисциплину. В конфликтных ситуациях он неуправляем».
Задание
Представьте, что вы классный руководитель мальчика, и его мама попросила вас ответить на следующие вопросы:
1.С чем связаны изменения, происходящие в поведении подростка?
2. Какие потребности возраста удовлетворяются в данных действиях?
3. Какова должна быть стратегия поведения взрослых?
Рекомендуемая литература:
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Глава 9 «Подростковый возраст в свете разных концепций». - С. 172-173. Электронная библиотека RoyalLib.
Кейс №26
Психологическое содержание юношеского возраста. Ведущая деятельность и основные психические новообразования
(ОПК-2)
Описание
Георгий рассказывает: «Мне 16 лет, но я бы не сказал, что для меня это время светлых надежд на будущее. Дело, конечно, не во времени, а во мне. Я не могу радоваться жизни, потому что не рад самому себе. Я ненавижу свои детские фотографии, а в течение последних двух лет не фотографируюсь вовсе. Если бы я мог, то обезобразил бы свою физиономию: белую, нежную, как у девочки, кожу, родинку на щеке, опалил ресницы, которые слишком длинные и закручиваются, как у Мальвины.
Но лицо – это еще полбеды. Я слаб, у меня порок сердца, поэтому мне противопоказаны физические упражнения. Результат – узкие плечи, неразвитые мышцы. Прибавьте ко всему тонкие кисти рук, длинные пальцы. Картина, по-моему, получается полная. Я - женоподобен настолько, что девушки не обращают на меня внимания вообще, видимо, принимая за своего (или за свою?). Конечно, кому нужен когда-то «подававший надежды пианист, жалкий тип с хрупкой фигурой, который через лужу вряд ли перенесет девушку. Но я хочу быть нормальным парнем, которого уважают друзья и любят девчонки».
Задание
1. О каких психологических особенностях юношеского возраста идет речь в этом рассказе юноши?
2. Охарактеризуйте состояние Георгия с точки зрения психологического содержания юношеского возраста.
3. Какие условия может создать учитель для полноценного самоутверждения Георгия в социуме?
Рекомендуемая литература:
Кон И.С. Психология юношеского возраста. Глава VII. Психосексуальная идентификация и усвоение половой роли.Электронная библиотека: http://vprosvet.ru
Кейс №27
Социализация личности. Механизмы социализации.
Школа как институт социализации
(ПК-5)
Описание
На уроке истории в 8 классе учитель предложить подросткам поразмышлять над вопросом: что мы имеем в виду, когда используем выражение «в окопах»? Ученики предположили, что данное выражение возможно связано с войной.
«Хорошее предположение» - ответил учитель. «Боевые операции велись в окопах первой мировой войне. Солдаты выкапывали глубокие траншеи и прятались в них. Во время проведения многих боевых действий использовались окопы, вот откуда пришло это выражение. Кто знает еще что-нибудь о первой мировой войне? Кто был участниками в войне?»
«Она велась против Гитлера» - ответила Лиза.
«Нет, это была вторая мировая война» - возразил ей Саша.
Учитель истории согласился с Сашей: « Это типичная ошибка, которую люди допускают в отношении первой мировой войны. Есть предположения, почему так происходит?»
«Потому что мы воевали против Германии в обеих войнах?» ответила вопросом Лиза.
«Это верно. Кто-нибудь знает, почему началась война?» - спросил учитель, и не дождавшись ответов спросил: «А кто принимал участие в войне?»
В классе стало шумно, ребята, споря между собой, пытались дать ответ: «Россия, Англия, Франция, Соединенные Штаты Америки…и Германия». Вдруг среди этого шума раздался голос Миши, который до этого сидел молча: «Мне кажется, что у меня в голове первая и вторая войны перемешались. Еврейские концлагеря были в первую мировую? А нацизм был? Я не уверен».
Учитель, выслушав ребят, сказал: «Похоже, у всех вас есть обрывочные знания о первой мировой войне, но часть из них ошибочны. Так как мы будем изучать эту войну в нашем следующем проекте, вы узнаете больше о ней самой. Я хочу, чтобы вы задумались о причинах, толкающих страны к войне. Если вы поработаете с дополнительной литературой, то наверняка справитесь с этим заданием. В своих тетрадях опишите причины и приведете примеры для наглядности».
Задание
-
Какие социализирующие функции выполняет педагог, какие он преследует цели? -
Какие механизмы социализации модно проследить в данном тексте? Приведите конкретные примеры. -
Какие формы социально-психологической работы учителя с ребенком, на ваш взгляд, наиболее успешны для присвоения социальных норм, ценностей личностью обучающегося?
Кейс №28