Файл: Природные ресурсы и природные условия региона (на примере региона ).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра экономики и управления
Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Экология (часть1/1)



Группа 21ГУ112в
Студент
Н.А.Мигачев

МОСКВА 2023г.


Задание:

ПОДГОТОВИТЬ АНАЛИТИЧЕСКУЮ ЗАПИСКУ/РЕФЕРАТ на тему:
«Природные ресурсы и природные условия региона (на примере региона…..)
Студент должен рассмотреть данный вопрос на примере того региона (область, край, республика), в котором он проживает/работает. Аналитика (данные статистики) представляются за последние 3 - 5 лет (в динамике). Необходимо сделать вывод о тенденциях социально-экономического развития региона с учетом имеющихся природных ресурсов и природных условий.
Ответ:

Саратовская область, г. Саратов.

Актуальность темы исследования. Проблема сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов является актуальной как для отдельных стран, так и в глобальном масштабе. При этом охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности

рассматриваются как жизненно необходимая мера, в то время когда

нарастают проявления глобального экологического кризиса.

Экономические преобразования последних десяти лет, характерные

практически для всех стран, определили скорость и содержание

трансформации процессов природопользования. Их неравномерность и

неоднородность была обусловлена национальными особенностями каждой

страны, специализацией страны на мировом рынке. Преобразования

затронули институты государственного регулирования. К последним

относятся законодательство, стандартизация, гражданское общество,


финансы, информация и информационные технологии, национальные

традиции, наука и образование.

Практика показала, что стабильность и эффективность процессов

природопользования, скорость и соответствие трансформации

природопользования содержанию процессов рыночных реформ были

неоднозначны. В сложившейся ситуации необходимость переосмысления

многих подходов к регулированию процессов природопользования очевидна.

В условиях рыночной экономики формирование эффективной системы

государственного регулирования природопользования связано с

возможностями и провалами системы рыночного саморегулирования.

Возможности использования рыночного саморегулирования в обеспечении

устойчивости природной среды зависят от его четкой реакции на повышение

дефицитности природных ресурсов. Объект исследования – государственное управление природопользованием и охрана окружающей среды.

Предмет исследования – возможности улучшения государственного

управления природопользованием и охраной окружающей среды на

региональном уровне.

Цель аналитической записки - исследование систем управления в области экологической политики и охраны окружающей среды, а также выявление проблем в управлении природопользованием и охраной окружающей среды. Состояние окружающей среды и здоровья человека, условия его жизни

и деятельности находятся в зависимости от функционирования

общественного производства. Развитие рыночной экономики, процессов

интеграции и глобализации отнюдь не способствует улучшению

экологической ситуации в мире. В частности, выявлено, что человеческая

цивилизация за время своего существования разрушила более 60%

естественных экосистем на суше. В настоящее время, по справедливому мнению многих зарубежных и российских ученых, во взаимодействии общества и природы происходит постепенный переход от анти экологической по своему характеру эпохи к эпохе экологической, когда рост общественного производства в странах мира согласуется с его природными основами и возможностями, а также С каждым годом состояние окружающей среды становится хуже, вследствие чего возникает потребность в более эффективном регулировании области охраны окружающей среды с помощью различных государственных институтов. Появляется необходимость в создании новых нормативных актов, регулирующих охрану окружающей среды, природопользование и экологию. Так же становится необходимым усиление контроля, за исполнением всех нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу. ближайшими и отдаленными целями социально-экономического, демографического и экологического развития страны и ее регионов. Россия – одна из первых стран, которая начала применять на практике платежи за загрязнение окружающей среды. Такие платежи нужны для того, чтобы компенсировать экономический ущерб, который наносится в процессе деятельности предприятий окружающей среде.



Таким образом, платежи призваны стимулировать предприятия, чтобы

те сокращали выбросы вредных веществ. А также платежи могут являться

источником для последующего аккумулирования денежных средств, которые

предназначены для ликвидации негативных экологических последствий,

которые возникают в процессе производства.

Всего применяются 3 вида платежей:

1. за размещение отходов;

2. за сброс в водные объекты загрязняющих веществ;

3. за загрязнение атмосферы.

Система государственных субсидий ориентируется на стимулирование

экологосбалансированной деятельности. Примером может служить

возможность предоставления некоторых субсидий местным органам власти,

для того, чтобы они производили постройку очистных сооружений.

У экологических налогов есть несколько задач: 1) способствование

тому, чтобы наносимый экологический ущерб компенсировал сам объект

загрязнения – загрязнитель, а не все общество в целом, 2) необходимость

сделать стоимость продукции более адекватной по отношению к ущербу и

затратам, наносимым по окружающей среде.

Такой вид налога может выполнять стимулирующую роль для развития

экологосбалансированных производств и видов деятельности и «подавлять»

природоемкую деятельность. Также следует отнести создание рынков

окружающей среды к мере экономического регулирования.

Предприятие может само решать, что для него является наиболее приемлемым и выгодным – приобретение права на использование окружающей среды или трата денег на мероприятия, направленные на

предотвращение вредных выбросов.

Государством осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды, чтобы оно могло регулировать воздействие хозяйственной и другой деятельности на окружающую среду, гарантируя при этом обеспечение экологически безопасной обстановки и сохранение благоприятной окружающей среды.

Правовое регулирование нормирования в сфере охраны окружающей среды осуществляется по трем направлениям:

1. Установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

2. Установление нормативов допустимого изъятия природных ресурсов;

3. Установление нормативов качества окружающей среды.

На сегодняшний день официально признан тот факт, что


существующая в Российской Федерации система нормирования воздействий на окружающую среду не отвечает тем требованиям, которые предъявляются

к таким системам в странах, в которых существует высокий уровень социально-экономического развития. Такая система значительно проигрывает им по таким факторам, как эффективность и прозрачность и, к

тому же, не имеет внутренних ресурсов для дальнейшего развития. При этом главным инструментом для сохранения окружающей среды в хорошем состоянии, является обязательное законодательное закрепление всех основных гарантий, принципов, критериев и механизмов охраны окружающей среды, которые заложены в Конституции Российской Федерации, а также осуществления оценки качества окружающей среды.

Государственное управление сферой природопользования и охраны окружающей среды должно обеспечивать реализацию экологического

законодательства. На окружающую среду не отвечает тем требованиям, которые предъявляются к таким системам в странах, в которых существует высокий уровень социально-экономического развития. Такая система значительно проигрывает им по таким факторам, как эффективность и прозрачность и, к тому же, не имеет внутренних ресурсов для дальнейшего развития.

При этом главным инструментом для сохранения окружающей среды в

хорошем состоянии, является обязательное законодательное закрепление

всех основных гарантий, принципов, критериев и механизмов охраны

окружающей среды, которые заложены в Конституции Российской

Федерации, а также осуществления оценки качества окружающей среды.

Государственное управление сферой природопользования и охраны

окружающей среды должно обеспечивать реализацию экологического

законодательства. На окружающую среду не отвечает тем требованиям, которые предъявляются к таким системам в странах, в которых существует высокий уровень социально-экономического развития. Такая система значительно проигрывает им по таким факторам, как эффективность и прозрачность и, к тому же, не имеет внутренних ресурсов для дальнейшего развития. При этом главным инструментом для сохранения окружающей среды в хорошем состоянии, является обязательное законодательное закрепление всех основных гарантий, принципов, критериев и механизмов охраны окружающей среды, которые заложены в Конституции Российской


Федерации, а также осуществления оценки качества окружающей среды.

Государственное управление сферой природопользования и охраны

окружающей среды должно обеспечивать реализацию экологического

законодательства.
САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.
Область располагает достаточными ресурсами почти всех видов полезных ископаемых, позволяющими удовлетворить как собственные потребности, так и обеспечивать вывоз некоторых строительных материалов (щебень, цемент и др.) за её пределы.

Область производит 1,8% всей добываемой нефти Поволжья, 17% природного газа, свыше 30% цемента, около 20% минеральных удобрений.

Важнейшее значение в топливно-энергетическом комплексе области имеет нефтегазовое минеральное сырьё. Длительное время сохраняется уровень добычи нефти 1,2-1,3 млн т в год.

Потенциальные ресурсы нефти и газа в области достаточно велики и составляют около 700 млн т нефти и 1 трл м3 газа.

Твёрдые полезные ископаемые. В области известно 569 месторождений твёрдых полезных ископаемых, 420 проявлений, 340 участков и 53 перспективные площади; разведано до промышленных категорий и учтено Госбалансом запасов - 244 месторождения.

По видам минерального сырья: горючие сланцы; глины - кирпичные и керамзитовые; пески - стекольные, формовочные, строительные; песчано-гравийные смеси; мел для строительной извести; цементное сырьё; строительные камни; известняк; песчаники; минеральные краски; опоки на термолит; ракушник; минеральные соли; цеолиты; глаукониты; лечебные грязи; торф.

Размещение разведанных месторождений отличается крайней неравномерностью, обусловленной не столько особенностями геологического строения территории, сколько существующей в прошлые годы необходимостью подготовки разведанных запасов, в первую очередь вблизи крупных промышленных центров, где сосредоточена значительная часть предприятий по производству строительных материалов (Саратов, Балаково, Балашов, Вольск и Энгельс).
В районных центрах и малых населённых пунктах области предприятия стройиндустрии представлены, в основном, маломощными кирпичными заводами и притрассовыми карьерами по добыче песков и песчаников, используемых в дорожном строительстве. Географическое положение и природные ресурсы. Энгельсский муниципальный район расположен в центральной левобережной части Саратовской области и граничит с Ровенским, Марксовским, Советским, Саратовским, Красноармейским и Краснокутским муниципальными районами. Соседство крупного регионального центра позволяет Энгельсскому району существенно повысить потенциал инфраструктуры. Для Энгельса доступны сконцентрированные в областном центре транспортные, научные, образовательные, финансовые ресурсы и возможности.