Файл: Природные ресурсы и природные условия региона (на примере региона ).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В состав Энгельсского муниципального района входят 22 поселка и 29 сел.

Расстояние от районного центра до Москвы – 870 км., до Саратова – 3 км.

Энгельсский муниципальный район расположен на территории 3,2 тыс. кв. км, богатой природными ресурсами. Речь идет и о полезных ископаемых, водных ресурсах, о сельскохозяйственных угодьях, о природно-климатических условиях.

Район обладает достаточно развитой минерально-сырьевой базой, которая представлена углеводородным, минерально-строительным сырьем, богатыми водными ресурсами (река Волга), подземными водами, в том числе содержащими гидроминеральное сырье. Запасы минерально-строительного сырья представлены в виде полезных ископаемых: пески строительные и силикатные, кирпичные и керамзитовые глины; углеводородное сырье – нефть, газ, конденсат.

Энгельсский район один из наиболее обеспеченных запасами подземных вод в Саратовской области. На территории района расположены 5 разведанных месторождений питьевых подземных вод в т. ч. самое крупное месторождение подземных вод в области – Генеральское и 2 месторождения минеральных вод. Общие запасы питьевых подземных вод 512,7 тыс. куб. м. в сутки, минеральных – 0,392 тыс. куб. м. в сутки. На территории района находится 19 разведанных месторождений углеводородного сырья, 12 месторождений общераспространенных полезных ископаемых, в т. ч. керамзитовых глин - 5, кирпичных глин – 5, песков строительных – 2.


В заключение аналитической записке мы пришли к следующим выводам и предложениям:

Для того чтобы сформировать эффективную государственную систему

регулирования антропогенного воздействия в г. Саратове на окружающую среду, необходимо в первую очередь на национальном уровне:

– оценить объемы неиспользуемых природных, энергетических,

технологических и экологических ресурсов;

– сформировать комплексную национальную эффективную стратегию

по регулированию ресурс энергопотребления и антропогенного воздействия

на внутреннем рынке во всех сферах использования окружающей среды и

сделать целями этой стратегии сохранность народонаселения и окружающей

среды, в качестве приоритетов в развитии национальной экономики.

При решении проблемы возмещения экологического вреда в Саратовской области необходимо исходить из того факта, что вред причиняется как в результате экологических правонарушений (которые во многом носят латентный характер, в связи с чем не регистрируются), так и в результате разрешенной деятельности хозяйствующих субъектов, а также в результате прошлой хозяйственной деятельности («деятельности прошлых лет»).


Понятие вреда, причиненного окружающей среде в г. Саратов, не

должно сводиться лишь к загрязнению либо к какому-либо негативному

воздействию на окружающую среду в целом. Необходимо законодательно

учитывать многообразие форм и способов причинения вреда окружающей

среде, при этом базовые определения вреда, причиненного отдельным компонентам окружающей среды, должны содержаться непосредственно в

основных кодифицированных актах природоресурсного законодательства и раскрываться в таксах и методиках возмещения вреда, причиненного

окружающей среде.

Требуется разработать и закрепить в Законе «Об охране окружающей

среды» комплексное понятие «вред, причиненный окружающей среде», в котором определить не только негативные последствия для окружающей

среды, но и те возможные действия, которые приводят к причинению данного вреда.

В качестве эффективных методов правового регулирования экологических правоотношений в г. Саратове можно предложить расширение прав различных общественных экологических организаций (ассоциаций, НПО, клубов, центров), способных провести экологическую экспертизу, оценку ущерба, организовать юридическое сопровождение проектов строительства, организовать судебное преследование причинителей вреда.

Для решения существующих проблем представляется необходимым в первую очередь:

- устранить терминологическую путаницу, пересмотреть или дать

строгое легитимное толкование многочисленным экологическим терминам в

праве;

- гармонизировать принципы и подходы в гражданском,

административном, уголовном и экологическом праве в части как

терминологии, так и конкретно в установлении и возмещении ущерба;

- изменить (или по крайней мере уточнить) принцип разделения в праве

на окружающую среду и природные ресурсы - природопользование. Если

оставить это деление в неизменном виде, необходимо выделить (на качественном уровне) ущерб окружающей среде как единому объекту (в его

сверх сложности связей и характеристик) и отдельно ущерб элементам среды - воде, воздуху, животному и растительному миру - применительно к человеку. Иначе ущерб окружающей среде можно интерпретировать как

ущерб именно целостному субъекту;

- распространить на все источники загрязнения - причинителей вреда

(нарушения состояния окружающей среды) принцип «источник повышенной



опасности» в г. Саратове;

- преимущественно при установлении (оценке) нанесенного ущерба

руководствоваться необходимостью восстановления нарушенных свойств

среды в натуре и только в силу невозможности применения данного подхода

использовать способ возмещения в стоимостном выражении, при этом не

следует допускать сложения наказаний;

- постепенно и повсеместно переходить к страхованию объектов окружающей среды и возмещению ущерба в Саратове на основе страхового случая, перекладывая бремя определения величины компенсации

за экологический вред на страховые компании;

- как нанесение, так и возмещение экологического ущерба (за редким

исключением) должны признаваться территориальной проблемой. Поэтому

все компенсационные меры, и прежде всего финансовые, должны быть

реализованы в месте, где произошло правонарушение. Все штрафы, все виды

компенсаций должны поступать только в местные специальные

экологические фонды;

- учитывая сложность определения размера компенсации ущерба

окружающей среде, целесообразно образовать специальную службу

экологических экспертиз в Саратвое, наделив ее правами, подобными

правам служб судебно-медицинской экспертизы, предварительно разработав

критерии, условия и ответственность экологических экспертов.