Файл: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии национальный стандарт российской федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Документ предоставлен КонсультантПлюс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ
И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСТ Р ИСО 9001-2015
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
ТРЕБОВАНИЯ
ISO 9001:2015
QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS - REQUIREMENTS (IDT)
Дата введения - 2015-11-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС") на основе аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4. Перевод выполнен рабочей группой в составе представителей ОАО "ВНИИС", ООО "Интерсертифика - ТЮФ", ЗАО "Центр Приоритет", Ассоциации по сертификации "Русский регистр", ООО "ТЮФ Интернациональ РУС", ООО "Би-Эс-Ай Эм-Эс-Си-Ай-Эс", "AE Conformity Pty Ltd", Международной ассоциации по сертификации персонала
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 "Системы менеджмента"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2015 г. N 1391-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 9001:2015 "Системы менеджмента качества. Требования" (ISO 9001:2015 "Quality management systems - Requirements", IDT).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
0.1 Общие положения
Применение системы менеджмента качества является стратегическим решением для организации, которое может помочь улучшить результаты ее деятельности и обеспечить прочную основу для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие.
Потенциальными преимуществами для организации от применения системы менеджмента качества, основанной на настоящем стандарте, являются:
a) способность стабильно предоставлять продукцию и услуги, которые удовлетворяют требования потребителей и применимые законодательные и нормативные правовые требования;
b) создание возможностей для повышения удовлетворенности потребителей;
c) направление усилий на риски и возможности, связанные со средой и целями организации;
d) возможность продемонстрировать соответствие установленным требованиям системы менеджмента качества.
Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами.
Настоящий стандарт не предполагает необходимость:
- единообразия в структуре различных систем менеджмента качества;
- согласования документации со структурой разделов настоящего стандарта;
- использования специальной терминологии настоящего стандарта в рамках организации.
Требования к системам менеджмента качества, установленные настоящим стандартом, являются дополнительными к требованиям к продукции и услугам.
В настоящем стандарте применен процессный подход, который включает цикл "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" (PDCA), и риск-ориентированное мышление.
Процессный подход позволяет организации планировать свои процессы и их взаимодействие.
Реализация цикла РОСА позволяет организации обеспечить ее процессы необходимыми ресурсами, осуществлять их менеджмент, определять и реализовывать возможности для улучшения.
Риск-ориентированное мышление позволяет организации определять факторы, которые могут привести к отклонению от запланированных результатов процессов и системы менеджмента качества организации, а также использовать предупреждающие средства управления для минимизации негативных последствий и максимального использования возникающих возможностей (А.4).
Постоянное выполнение требований и учет будущих потребностей и ожиданий в условиях все более динамичной и сложной среды ставит перед организацией сложные задачи. Для решения этих задач организация могла бы посчитать необходимым использовать различные формы улучшения в дополнение к коррекции и постоянному улучшению, например, такие как прорывное изменение, инновация и реорганизация.
В настоящем стандарте используются следующие глагольные формы:
- "должна" указывает на требование;
- "следует" указывает на рекомендацию;
- "могло бы" указывает на разрешение;
- "может" указывает на способность или возможность.
Информация, обозначенная как "Примечание", носит характер руководящих указаний для понимания или разъяснения соответствующего требования.
0.2 Принципы менеджмента качества
Настоящий стандарт основан на принципах менеджмента качества, описанных в ИСО 9000. Описание включает формулировку каждого принципа и обоснование, почему принцип важен для организации, а также некоторые примеры преимуществ, связанных с принципом, и примеры типичных действий по улучшению результатов деятельности организации при применении принципа.
Принципы менеджмента качества:
- ориентация на потребителя;
- лидерство;
- взаимодействие людей;
- процессный подход;
- улучшение;
- принятие решений, основанных на свидетельствах;
- менеджмент взаимоотношений.
0.3 Процессный подход
0.3.1 Общие положения
Настоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Конкретные требования, признанные важными для внедрения процессного подхода, включены в подраздел 4.4.
Понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы способствует результативности и эффективности организации в достижении намеченных результатов. Этот подход позволяет организации управлять взаимосвязями и взаимозависимостями между процессами системы, так что общие результаты деятельности организации могут быть улучшены.
Процессный подход включает в себя систематическое определение и менеджмент процессов и их взаимодействия таким образом, чтобы достигать намеченных результатов в соответствии с политикой в области качества и стратегическим направлением организации. Менеджмент процессов и системы как единого целого может достигаться при использовании цикла PDCA (0.3.2) совместно с особым вниманием к риск-ориентированному мышлению (0.3.3), нацеленных на использование возможностей и предотвращение нежелательных результатов.
Применение процессного подхода в системе менеджмента качества позволяет:
a) понимать и постоянно выполнять требования;
b) рассматривать процессы с точки зрения добавления ими ценности;
c) достигать результативного функционирования процессов;
d) улучшать процессы на основе оценивания данных и информации.
Рисунок 1 дает схематичное изображение любого процесса и иллюстрирует взаимосвязь элементов процесса. Контрольные точки мониторинга и измерения, необходимые для управления, являются специфическими для каждого процесса и будут варьироваться в зависимости от соответствующих рисков.
┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐
Точка начала Точка окончания
└ ─ ─ ─┬─ ─ ─┘ └ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ┘
┌────────────────┐ (───────────) ─┼──────────────\│(───────────) ┌─────────────────┐
│Источники входов│ ( Входы ) \ Деятельность \( Выходы ) │ Получатели │
│ │ ( ) / /( ) │ выходов │
├────────────────┤ (───────────) ────────────────/ (───────────) ├─────────────────┤
ПРЕДЫДУЩИЕ МАТЕРИЯ, /\ МАТЕРИЯ, ПОСЛЕДУЮЩИЕ
│ПРОЦЕССЫ, │ │ЭНЕРГИЯ, │ │ │ЭНЕРГИЯ, │ │ПРОЦЕССЫ, │
например, ИНФОРМАЦИЯ, │ ИНФОРМАЦИЯ, например,
│поставщика │ │например, в│ │ │например, в│ │потребителя │
(внутреннего или форме │ форме (внутреннего или
│внешнего), │ │материалов,│ │ │продукции, │ │внешнего), других│
потребителя, ресурсов, │ услуги, соответствующих
│других │ │требований │ │ │решения │ │заинтересованных │
соответствующих └─ ─ ─ ─ ─ ─┘ │ └─ ─ ─ ─ ─ ─┘ сторон
│заинтересованных│ /\ │ /\ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘
сторон │ │ │ /\
└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘ │ │ │ │
/\ │ ┌──────────┴──────────┐ │ │
│ │ │ Возможные средства │ │ │
└───────────────┴────┤ управления, а также ├────┴─────────────────┘
│контрольные точки для│
│ мониторинга и │
│измерений результатов│
│ деятельности │
└─────────────────────┘
Рисунок 1 - Схематичное изображение элементов процесса
0.3.2 Цикл "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй"
Цикл PDCA может быть применен ко всем процессам и к системе менеджмента качества в целом. Рисунок 2 иллюстрирует, как разделы 4 - 10 могут быть сгруппированы в соответствии с циклом PDCA.
(── ─ ── ─ ── ─ ── ─ ── ─ ── ─ ── ─ ── ─ ── ─ ── ─ ── ─)
│ Система менеджмента качества (4) │
Организа- (────────────────────────────────────────────────)
ция и ее │ ( (──────────────) ) │
среда (4) ( ( Средства ) )
│ │ ( ┌───────>( обеспечения )────────┐ ) │
│ ( │ (и Деятельность) │ )
│ │ ( │ ( (7, 8) ) │ ) │
└─────┼─>( │ (──────────────) │ ) Удовлет-
│ ( │ /\ │ ) │ воренность
( │ Планируй │ Делай │ ) потребите-
│ ( │ │ \/ ) │ лей
( │ \/ (────────────) ) /\
Требова- │ ( (────────────) (─────────) ( Оценка ) ) │ │
ния пот-──┼─>( (Планирование)<─>(Лидерство)<─>( результатов) )<─┼─┼──> Результаты
ребите- │ ( ( (6) ) ( (5) ) (деятельности) ) │ │ СМК
лей ( (────────────) (─────────) ( (9) ) ) \/
│ ( /\ /\ (─────┬──────) ) │ Продукция
┌─────┼─>( │ │ │ ) и услуги
│ │ ( │ Действуй │ Проверяй │ ) │
│ ( │ │ │ )
│ │ ( │ \/ │ ) │
Потреб- ( │ (─────────) │ )
ности и │ ( └───────────(Улучшение)<─────────┘ ) │
ожидания ( ( (10) ) )
соответ- │ (──────────────────(─────────)<──────────────────) │
ствующих (──────────────────────────────────────────────────────)
заинтере-
сованных
сторон (4)
Примечание - Цифры в скобках являются ссылками на разделы настоящего стандарта.
Рисунок 2 - Изображение структуры настоящего стандарта
в соответствии с циклом PDCA
Цикл PDCA можно кратко описать так:
- планируй - разработка целей системы и ее процессов, а также определение ресурсов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации, определение и рассмотрение рисков и возможностей;
- делай - выполнение того, что было запланировано;
- проверяй - мониторинг и (там где это применимо) измерение процессов, продукции и услуг в сравнении с политикой, целями, требованиями и запланированными действиями и сообщение о результатах;
- действуй - принятие мер по улучшению результатов деятельности в той степени, насколько это необходимо.
0.3.3 Риск-ориентированное мышление
Риск-ориентированное мышление (А.4) необходимо для достижения результативности системы менеджмента качества. Концепция риск-ориентированного мышления подразумевалась в предыдущей версии настоящего стандарта, включая, например, выполнение предупреждающих действий, направленных на исключение потенциальных несоответствий, анализ любых несоответствий, которые возникают, и принятие мер по предотвращению их повторения, соответствующих последствиям несоответствия.