Файл: 1. Теория государства и права в системе общественных наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Формационный подход (К. Маркс и Ф. Энгельс) основывается на выделении категории «формация», под которой понимается исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке общества. Каждой общественно-экономической формации соответствует особый тип государства. Под историческим типом государства понимается совокупность существенных признаков и свойств, связей государства, выражающих его классовую сущность и закономерности развития в рамках определенной общественно-экономической формации. В данном подходе выделяются следующие типы государства:

1. Рабовладельческий тип государства- исторически первая государственно-классовая организация общества. Это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этого государства - защита собственности рабовладельцев на средства производства.

2. Феодальный тип государства- результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство является орудием классового господства феодалов.

3. Буржуазный тип государстваприходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. По утверждениям марксистов, буржуазный тип государства - последний тип эксплуататорского государства. Объективные противоречия капиталистического общества обусловливают неизбежность пролетарской революции и переход государственной власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией.

4. Социалистический тип государствавозникает в результате социалистической революции, которая уничтожает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственность. Новое государство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей.

25. Цивилизационный подход к типологии государства.


Цивилизационный подход к типологии государства: сущность и значение.

Цивилизация – относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, природно-климатических, религиозных, психологических и других факторов, влияющих на формирование особого типа общественного и государственного устройства.

Основоположниками идеи о существовании различных цивилизаций, имеющих свою специфику и оказывающих влияние на развитие государства и права, были учёные А.Дж.Тойнби и О.Шпенглер. Они считали, что в истории человечества существовало несколько десятков цивилизаций, имевших замкнутый, локальный характер и обладавших собственными социальными, культурными, национальными, религиозными и иными ценностями. Эти цивилизации возникали и отмирали, сменяя друг друга. Вместе с ними возникали и отмирали государства этих цивилизаций.

Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, своеобразие обычаев, традиций. В своей совокупности эти факторы образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Совокупность родственных культур образует цивилизацию.

Цивилизации определяются общностью черт: язык, религия, история, обычаи, социальные и политические институты, правовые системы. В современном мире можно выделить следующие виды цивилизаций: 1) западная (европейская, североамериканская); 2) конфуцианская (Китай, Монголия, Корея); 3) японская; 4) исламская; 5) индусская; 6) православно-славянская; 7) латиноамериканская; 8) африканская.

+А.Тойнби первоначально выделял в общей истории человечества до 100 самостоятельных цивилизаций, однако со временем сократил их число до 21, выделяя и такое же число типов государства. Шкала критериев классификации цивилизаций у А.Тойнби является подвижной, однако два признака остаются стабильными: наличие «вселенской» церкви и форма её организации, а также «степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло.



В цивилизационном подходе сегодня выделяется так называемое «технологическое направление», в соответствии с которым тип государства определяется той ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня населения (коэффициент потребления и оказания услуг), на которой находится конкретное государственное образование.

Основной идеей технологического направления является предположения о замене социальной революции научно-технической революцией, при этом последняя выступает в роли двигателя развития общества, государства.

26. Нормативистский подход к пониманию права.

Нормативистский подход. (Штаммлер, Новогородцев, Кельзен). Право рассматривается как система регулирующих человеческоекое поведение правил, исходящих от государства и охраняемых им. Правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего

право и з-н. Гос. власть являетсяся источником права. Человек имеет права в силу их закрепления в актах гос-ва, а не в силу своей природы. Следовательно, только нормы з-нов выступают истинным правом.

Достоинства:

• фиксирует посредством НП границы дозволенного и запрещенного поведения;

• указывает на прямую связь права и гос-ва, его общеобязательность;

• подчеркивает формальную определенность, т.е. закрепление правил поведения в НПА гос-ва.

Недостатки:

• признается правом только то, что исходит от гос-ва, и отрицаются естественные неотъемлемые права человека;

• подчеркивается роль Sивного фактора в формировании права, т.е. создается иллюзия, будто принятие законана достаточно д/решения любых соц. проблем;

• не раскрывает действие права, его движущие силы, регулятивные свойства, в т.ч. его связь с ОО. Иначе говоря, не раскрывается право "в действии".

27.Социологический подход к пониманию права.

Социологический подход к пониманию права отдает предпочтение действиям или правоотношениям. Причем правоотношения противопоставляются нормам права, составляют центральное звено в правовой системе. Право - это не то, что задумано и записано, а то, что получилось в действительности, в практической деятельности адресатов норм права. Нормы права представляют собой только часть права, а право не сводится к закону. Представители социологического подхода к праву различают право и закон. Собственно право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок.


Право, зафиксированное в законах, и право, фактически складывающееся на практике, отличаются так же, как живое право отличается от мертвого права. Предписания закона становятся нормами права, когда они фактически применяются на практике. Законодатель не создает новую норму права - считал наиболее яркий представитель социологической школы начала XX в. Е. Эрлих, а закрепляет лишь то, что сложилось на практике.

Сторонниками социологического подхода к пониманию права были некоторые дореволюционные юристы, в частности Н.К. Раненкамф, С. Муромцев, а в советское время - И. И. Стучка, Е.Б. Пашуканис, С.Ф. Кечекьян, А.А. Пионтковский, А.К. Стальгевич и др. Родоначальниками этой школы являлись Р. Иеринг, Л. Дюги, Е. Эрлих, Р. Паунд, О. Холмс.

При социологическом подходе к пониманию права придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе судейского усмотрения, изучению эффективности правовых норм и юридической практики. Однако социологическая школа имеет и недостатки. Во-первых, есть опасность размывания понятия права: оно становится очень неопределенным; во-вторых, возникает опасность произвола со стороны судебных и административных органов, т.е. любые действия государственного аппарата и должностных лиц будут признаваться правом; в-третьих, игнорируется тот факт, что право - это не сама деятельность субъектов, а регулятор их деятельности, общественных отношений. Нельзя действия наделять свойствами регулятора.

28 вопрос. 1. Естественно-правовой подход к пониманию права.

Право – сложное комплексное явление. Подходы к его пониманию различны. Одна из школ - естественно-правовая.

Зарождение, представители: Идея естественного права возникла еще в античности (Др.Греции, Др.Риме) и связана с именами Сократа, Аристотеля, Цицерона и т.д. В качестве самостоятельной научной школы сложилась в период проведения буржуазных революций 17-18 в.в.

Суть естественно-правового понимания права: Право - это регулятор поведения людей на основе естественных законов. Эти естественные законы развивались в истории.

- в античности под ними подразумевали космический порядок (существовали мнения, что право – природа сильнейшего, другие считали, что все равны, Платон, Аристотель считал правом иерархию и распределение благ в зависимости от достоинства)

- в Ср.века естественный закон воспринимался как божественный (Аквинский, Августин). Право производно от Бога, без церкви нет права


- в современный период право производно из природы человека. Право обеспечивает свободу. Свобода моральна. Право безразлично добру и злу. Задача законодателя - выявить право из сознания людей и закрепить объективно (в законах).

Соотношение права и закона: Закон – внешнее выражение права (отсюда различие в понятиях естественное право – т.е. неписаное, и позитивное право – т.е. писаное, закрепленное). То из права, что законодателю удается выявить, он должен закреплять в качестве закона. В свою очередь, то из права, что выявлено законодателем и закреплено законом, будет являться правовым законом (на рисунке - ПЗ).

Недостатки теории: Сложность в формировании норм права. Нет критериев, по которым можно разграничить, какие нормы имеют естественный характер.

Положительные черты теории: Сторонники подхода сконцентрированы на реализации человеческих интересов, создании комфортного существования личности в обществе и государстве, нежели на объективной трактовке.

29 вопрос. Интегративный подход к пониманию права

Интегративный. Подразумевает объединение всех подходов. Но надо отметить, что нельзя вот так просто взять и объединить качества всех подходов, в системе они обретают совершенно иное значение и сумму.

Интегративный подход к пониманию права исходит из того, что вряд ли в действительности существует вполне совершенное право, и поэтому представители данного подхода, взяв из различных теорий самые рациональные, на их взгляд, стороны, вывели следующее определение: «Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом».

30 вопрос. Понятие и признаки права.

Право – это система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных норм общего характера, обеспеченных государственной защитой.

Признаки права:

1) нормативностью: право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных персонально неопределенному кругу лиц, попадающих в ситуацию, регулируемую данными нормами;

2) общеобязательностью: правовые нормы обязательны для исполнения любыми лицами и организациями, которым они адресованы, - вне зависимости от того, как те к ним относятся;