Файл: 1. Теория государства и права в системе общественных наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обществе, отношения их между собой в рамках объединений, коллективов, и социально-технических, регламентирующих их взаимоотношения с природой».

Являясь важнейшим элементом нормативного регулирования общественных отношений, право занимает особое место в системе социальных норм. Как формально-определенные, правовые нормы являются единственными из социальных норм, которые санкционируются и обеспечиваются государством.

Система социальных норм состоит из различных групп норм, действующих во взаимосвязях друг с другом. «Социальные нормы – это связанные с волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений».К социальным нормам относятся экономические, политические, правовые, моральные, религиозные, эстетические и др. В процессе регулирования общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется, конкретизируется другими социальными нормами. Социальные нормы по своей природе означают определенный стандарт поведения.

35. Теоретические аспекты взаимодействия права и морали.

Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.

Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п.


Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия.

Единство права и морали заключается в следующем:

1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;

6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;

7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.

36.Право и мораль в правотворческой и правоприменительной деятельности.
37.Принципы права.



Принципами права являются основные идеи и положения, которые выражают сущность и социальную обусловленность права.

Принципы права – это обязательные для всех нормативные положения, которые отличаются универсальностью, имеют общую значимость и высшую императивность, определяют содержание правового регулирования и выступают критерием правомерного поведения участников правоотношений.

Принципы права – это, по сути, обобщенное отображение объективных закономерностей развития общества. Это основополагающие идеи, составляющие основу права и отражающие его предназначение.

Принципы права характеризуются определенными свойствами:

  1. Отражают наиболее значимые стороны экономической, политической и нравственной сферы общественной жизни.

  2. Отображаются в действующем законодательстве и в первую очередь в Конституции, определяя тем самым основное содержание подзаконных актов и юридически значимое поведение людей.

  3. Обладают устойчивостью, системообразующими свойствами и способствуют органичному развитию общества.

  4. Раскрывают природу и сущность права, показывая специфику правовой системы определенной социальной среды.

  5. Имеют регулятивное значение для правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Итак, принципы права – это закрепленные законодательством основополагающие начала, которые отражают сущность правовых предписаний и определяют их содержание и порядок реализации.

Существует большое количество принципов права, но основная их классификация производится по объему охватываемого ими правового пространства. На основании этого критерия принципы делятся на:

  • общеправовые;

  • межотраслевые;

  • отраслевые.

Общеправовые принципы – это исходные нормативные начала, определяющие сущность и социальную природу права. К ним относятся:

  • принцип демократизма;

  • принцип гуманизма;

  • принцип законности;

  • принцип равноправия;

  • принцип справедливости;

  • принцип единства прав и обязанностей.

Принцип демократизма выражается в предоставлении широким массам возможности обсуждать и принимать нормативные акты, влиять на их содержание и правоприменительную практику.

Принцип гуманизма в закреплении правом отношений между обществом, государством и индивидом, основанных на человеколюбии и уважении личности


Суть принципа законности заключается в обязанности всех субъектов общественных отношений неуклонно соблюдать законы. Законы же в свою очередь должны соответствовать Конституции и не противоречить друг другу.

Принцип равноправия определяет равенство всех граждан в осуществлении своих прав и обязанностей. Согласно этому принципу все граждане, независимо от национальной, половой или религиозной принадлежности несут одинаковую ответственность перед законом.

Сущность принципа справедливости состоит в том, что регулирование правоотношений осуществляется на основе убеждения, правонарушение человека оценивается членами общества на основании их моральных воззрений и убеждений, а наказание осуществляется в соответствии с характером содеянного.

Принцип единства прав и обязанностей – это направление поведения участников правоотношений с помощью детально сбалансированных прав и обязанностей.

Межотраслевые принципы права – это исходные положения, подчеркивающие общие и специфические черты нескольких смежных отраслей права.

Например, принцип личной ответственности в административном и уголовном праве; принцип состязательности – в процессуальных отраслях права.

Межотраслевые принципы нужны для внутрисистемного согласования юридических предписаний, для предупреждения и поддержания гибкости в регулировании права. Роль этих принципов заключается в конкретизации общих принципов права и обеспечении их внутреннего единства.

Межотраслевые принципы распространяются на несколько смежных отраслей права.

К примеру, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное и административно-процессуальное право имеют общие принципы:

  • процессуальное равенство участников сторон;

  • гласность;

  • состязательность;

  • презумпция невиновности.

Для отраслей, входящих в уголовно-правовой комплекс: уголовное право, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное характерны такие принципы:

  • неотвратимость наказания;

  • индивидуализация наказания.

Отраслевые принципы права включают основные положения, отражающие специфику отношений в определенных отраслях права. Примером может служить принцип разделения властей в конституционном праве или принцип свободы труда - в трудовом.


Отраслевые принципы отражают специфику отношений в какой-то определенной отрасли права:

  • в гражданском праве – принцип равенства сторон;

  • в уголовном праве – презумпция невиновности;

  • в административном праве – принцип субординации;

  • в трудовом – принцип свободы труда;

  • в земельном праве – принцип целевого использования земли.

38.Функции права.

Функции права - это основные направления его воздействия на общественные отношения, определяемые его сущностью и социальным назначением. Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы:

1)общесоциальные;

2)специально-юридические.

Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

  1. политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;

  2. экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;

  3. культурно-историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей;

  4. функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;

  5. воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.

Специально-юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:

  1. регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;

  2. регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;

  3. регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;

  4. охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:

  5. компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;

  6. восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;

  7. ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;

  8. карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.