Файл: 1 Определение психосоматики, ее предмет и задачиНа сегодняшний день не существует единого определения тер мина психосоматика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 529
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
138
боли — осознание чувства вины. Но это не принесло ей облегчения.
Психотерапевт высказал ей предположение, что если бы ее муж выстрелил себе в сердце, у нее, вероятно, возникла бы болезнь сердца. Психотерапевт предложил ей решить, сколько лет она должна нести наказание головными болями. Размышляя над этим вопросом, А. вспомнила, почему на самом деле она оставила своего мужа, вспомнила годы побоев и неверности. По мере продолжения терапии головные боли у А. ослабли и, в конце концов, исчезли совсем. Она смогла вернуться на работу и начала наслаждаться свободой одинокой женщины.
Ответьте на вопросы:
1. Попытайтесь определить, к какой категории психосоматики относится случай.
2. На что вы обратили внимание в кейсе в первую очередь?
3. Как бы вы выстроили психологическую работу с клиенткой?
Кейс 2
Клиентка К., 24 года, замужем, два высших неоконченных образования (геодезическое, театральное), первоначально об- ратилась к врачу-терапевту по поводу приступов головокруже- ния, тошноты, учащенного сердцебиения при эмоциональном напряжении. При всех дальнейших обследованиях какой-либо патологии не было выявлено. Терапевт порекомендовал обра- титься к психотерапевту. Данные симптомы беспокоят в течение последних двух лет. К. связывает их с отношениями с любимым человеком, проживающим в Англии (сама живет в России). Ре- гулярно, каждую неделю, общается с ним по скайпу. Понимает, что она у него не одна, но уверена, что если она к нему приедет, все будет по-другому.
Муж знает об этих отношениях, но все прощает жене, лишь бы она от него не ушла. Она за это презирает его, говорит, что он не мужчина, однако не может жить самостоятельно, так как нигде не работает, ведь ей не позволяет здоровье.
Воспитывалась в полной семье, в основном отцом, который во всем потакал дочери. Братьев и сестер нет. Сообщила вскользь,
139
что отец употребляет наркотики, но при вопросах об этом — отво- дит глаза, переходит на другую тему.
Себя характеризует только с положительной стороны, однако периодически в беседе звучат мысли о собственной неполноцен- ности, необходимости что-то менять. Любит говорить о своей исключительности и стремлении к совершенству, хотя понимает, что это не совсем правильно. Имеет красивую, грамотную речь, обаятельна. Мечтает написать книгу о своих переживаниях к В. и приехать к нему.
Ответьте на вопросы:
1. Какую уточняющую информация вы хотели бы узнать?
2. Сформулируйте вопросы для получения этой информации.
3. Сформулируйте сильные и слабые стороны клиента.
4. Сформулируйте психологические гипотезы.
5. Определите мишени работы.
6. Сформулируйте стратегию работы и основные сферы для коррекции.
Кейс 3
На консультацию приходит семья: мать, отец и ребенок А., 4,5 лет.
Среди основных жалоб родители говорят о том, что их сын не хочет ходить в детский сад, так как не может оставаться без родителей. В детской группе развития, где пара занятий проходит по 20 минут, А. неадекватно реагирует, если его мать, бабушка или отец не находятся в зоне видимости, и предпочитает играть один с игрушками, принесенными из дома. Дома А. неукоснительно соблюдает придуманные им для каждого обыденного действия ритуалы и болезненно переживает, если что-то идет не так, как должно. Подобное поведение особенно усилилось после того, как мальчик стал свидетелем бытовой травмы на даче. Работая в саду, его дед поранил пилой палец, в результате чего А. видел много крови и приезд машины скорой помощи. Эпизод сильно потряс четырехлетнего мальчика, и на протяжении полугода ребенок в игре и рисунках отображал случай с дедом. Родители решили обратиться к психологу.
140
Ответьте на вопросы:
1. Опишите ваши чувства, эмоции и мысли, возникшие при прочтении стуации, попробуйте определить, кто из семьи ребенка может переживать подобные чувства.
2. Напишите гипотезы и вопросы, которые вы бы задали, чтобы проверить гипотезы или расширить свое видение ситуации.
3. Напишите, какую цель работы вы видите.
4. Какой формат работы вы бы выбрали и почему?
5. Какие техники вы бы использовали и почему?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Кейс 4
Пациент С., 30 лет, водитель, обратился из-за постоянного страха за свое здоровье, боязни умереть от «сердечной недостаточно- сти». Данная симптоматика появилась год назад, после смерти отца от инфаркта миокарда. С отцом в течение всей жизни были постоянные конфликты. С. начал обследовать сердце, чтобы
«застать болезнь на начальной стадии, когда можно что-то еще сделать». Очередным отрицательным результатам обследования не верил, шел на обследования в другую больницу. Из-за по- стоянных переживаний стал плохо спать, снизилась потенция.
Кроме того, отпрашиваясь с работы на обследования, стал меньше зарабатывать. В результате всего этого отмечает, что дома по- стоянные конфликты с женой, семья на грани развода. Однако ничего не может с этим сделать, аргументированные доводы не помогают.
Проведите психологический анализ ситуации, выберите тактику психодиагностики и психотерапии.
Кейс 5
Клиентка М., 35 лет, высшее техническое образование. Занимает должность высококвалифицированного специалиста в своей об- ласти, топовую позицию в компании. С целью лучше ориентиро- ваться в одной из смежных профессий поступила на специальную программу. Чтобы выполнять требования программы, необходимо тратить много времени — почти все свободное. Пройдя опреде- ленный отрезок обучения, поняла, что не получила то, зачем шла
Пациент С., 30 лет, водитель, обратился из-за постоянного страха за свое здоровье, боязни умереть от «сердечной недостаточно- сти». Данная симптоматика появилась год назад, после смерти отца от инфаркта миокарда. С отцом в течение всей жизни были постоянные конфликты. С. начал обследовать сердце, чтобы
«застать болезнь на начальной стадии, когда можно что-то еще сделать». Очередным отрицательным результатам обследования не верил, шел на обследования в другую больницу. Из-за по- стоянных переживаний стал плохо спать, снизилась потенция.
Кроме того, отпрашиваясь с работы на обследования, стал меньше зарабатывать. В результате всего этого отмечает, что дома по- стоянные конфликты с женой, семья на грани развода. Однако ничего не может с этим сделать, аргументированные доводы не помогают.
Проведите психологический анализ ситуации, выберите тактику психодиагностики и психотерапии.
Кейс 5
Клиентка М., 35 лет, высшее техническое образование. Занимает должность высококвалифицированного специалиста в своей об- ласти, топовую позицию в компании. С целью лучше ориентиро- ваться в одной из смежных профессий поступила на специальную программу. Чтобы выполнять требования программы, необходимо тратить много времени — почти все свободное. Пройдя опреде- ленный отрезок обучения, поняла, что не получила то, зачем шла
141
в эту программу. Также программа включает в себя ряд дисциплин, которые неинтересны и не нужны ей, а выполнение заданий по ним требует большого напряжения, которое усиливается тем, что М. это неинтересно. Тем не менее она продолжает участвовать в про- грамме. М. стала часто болеть, беспокоили желудок, носоглотка, утратила обоняние (ситуация случилась до 2020 г.). Как она сама сформулировала: «Перестала чувствовать вкус жизни». Говорит, что с трудом заставляет себя выполнять задания. «Чувствую, что всячески оттягиваю момент написания работы. Занимаюсь чем угодно, но только не этим… Приходится “за волосы” тащить себя за компьютер…, хочется, чтобы все это кончилось», «чувствую себя очень несвободной».
Проведите анализ ситуации: выдвиньте гипотезу, выберите тактику психодиагностики, обозначьте цели и стратегии психо- терапии.
Кейс 6
Клиентка Е., 32 года, в/о, экономист. Обратилась по поводу затруд- нений в разговоре по телефону: «появляется спазм в горле, из-за этого начинается заикание, когда начинаю даже имя-отчество про- износить». Эти симптомы появились год назад, когда устроилась по специальности на работу к мужу. Воспитывалась строгой мате- рью, в детстве старалась быть только отличницей. Были проблемы с речью в 12–14 лет (заикание у доски в школе). После университета сразу вышла замуж, на работу не выходила, воспитывала двух до- черей. Муж старше на 18 лет, по ее словам, «олигарх». Себя с ним чувствует, как «в золотой клетке: он не разрешает никуда ходить, отвадил всех подруг». Всегда конфликты по поводу его ревности.
Год назад уговорила его, чтобы разрешил работать, но только под его началом. Работу свою не любит, так как изначально хотела по- ступать в институт культуры, но мать настояла на экономическом факультете. Выглядит гораздо моложе своих лет, в проективной методике — «возраст» — 16–18 лет.
Проведите анализ ситуации: выдвиньте гипотезу, выберите тактику психодиагностики, обозначьте цели и стратегии психо- терапии.
142
Кейс 7
Пациентка К., 55 лет, экономист. Жалуется на боли в области сердца, ощущение «перебоев, как будто сердце остановилось». Кардиолог исключил органический характер симптомов. Жалобы появились вскоре после того, как узнала, что у мужа нетрадиционная сексу- альная ориентация, около года назад. Сказала ей об этом взрослая дочь, которая обнаружила случайно переписку отца в интернете с любимым, подвела мать к компьютеру и сказала — «вот до чего твоя работа довела». В течение года пациентка пыталась восста- новить интимную жизнь с мужем, которой не было уже около 15 лет, при этом отмечает, что никогда не испытывала потребности в этом. Однако ее усилия привели только к ухудшению отноше- ний. Сейчас собирается развестись с мужем, он категорически против этого, объясняя, что все-таки ощущает психологическую потребность в семье, в дочери, в сохранении социальных связей с друзьями семьи. Мужу 55 лет, занимает «хорошую должность», тщательно скрывает свою личную жизнь от посторонних, в тече- ние 8 лет — в близких отношениях с мужчиной младше его на 12 лет. На консультации настоял муж, так как хочет сохранить семью.
Проведите анализ ситуации: выдвиньте гипотезу о имеющемся расстройстве. Предположите основные цели психологической ра- боты и стратегии, выберите тактику психодиагностики и психоте- рапии, приведите пример техники на выбор.
Кейс 8
На прием к частному психологу-консультанту пришла девушка,
16 лет. В последнее время она чувствует усталость, может заплакать просто так, в любое время. Девушка отличается крайней худобой.
С ее слов, ее масса тела ниже нормы на 20 % (она постоянно из- меряет свой вес и ведет дневник, где указывает и индекс массы тела). Отметила, что у нее наблюдается аменорея уже 6 месяцев; избегает пищи (пища ее «полнит», а она боится потолстеть, ведь тогда будет «жирной и некрасивой»), после еды вызывает рвоту, чрезмерно занимается физическими упражнениями. Живет с ро- дителями, внешне выглядит опрятно. Учится в колледже, на 4 и 5.
Предположите основные цели и стратегии психотерапии.
143
Кейс 9
Клиент, 35 лет, водитель-дальнобойщик, узнает, что у него злокаче- ственное новообразование в левом легком. Решает закончить жизнь самоубийством, попытка не удалась. Находится в психиатрическом отделении.
Сформулируйте рабочую гипотезу (в терминах психосоматической психологии); предположите основные цели психологической работы и стратегии, приведите пример техники на выбор.
Кейс 10
Пациент М., 19 лет, студент, обратился по поводу избыточной массы тела. Сколько себя помнит, всегда был полным. В начальной школе очень страдал из-за насмешек, обидной клички «жирик», однако постепенно научился не замечать этого и к концу школы приобрел авторитет среди сверстников. Имеет высокий уровень интеллекта, постоянно шутит, считается острословом. В семье — как мать, так и отец — страдают ожирением, вечером всей семьей собираются на плотный ужин перед тем, как пойти спать. За это очень обижен на своих родителей. Постоянно замечает за собой, что автомати- чески идет на кухню, когда за что-то переживает. Эндокринных нарушений не выявлено.
Проведите анализ ситуации: выдвиньте гипотезу, выберите так- тику психодиагностики, обозначьте цели и стратегии психотерапии, приведите пример техники на выбор.
Кейс 11
Пациентка, 47 лет. Диагноз: рак яичников, состояние после над- влагалищной ампутации матки с придатками, химиотерапии.
Больна более 10 лет. Все это время находилась на инвалидности
1 группы, что ее очень устраивало. Занимает особое положение в семье, требует постоянной заботы и ухода за собой, полностью избавлена от домашней работы. Часто посещает друзей, театры, курорты, считая, что ей нужны «положительные эмоции». Около полугода назад во время очередного обследования при пересмотре группы инвалидности состояние пациентки резко ухудшилось.
Пациентка считает, что у нее опухоль средостения (при одном
из обследований было заподозрено накопление изотопов), отмечает затрудненное дыхание, невозможность пользоваться общественным транспортом, боли внизу живота. «Массажист сказал, что прощупал у меня опухоль позвоночника». К беседе с психологом относится очень настороженно, подозрительно, считая, что ее осматривают, чтобы «снять инвалидность» и отказать в лечении. Объективно: практически здорова.
Сформулируйте психологическую особенность, наблюдающу- юся у пациентки, предположите основные цели психологической работы и стратегии, приведите пример техники на выбор.
Сформулируйте психологическую особенность, наблюдающу- юся у пациентки, предположите основные цели психологической работы и стратегии, приведите пример техники на выбор.