Файл: 1 Определение психосоматики, ее предмет и задачиНа сегодняшний день не существует единого определения тер мина психосоматика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 526

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и пр.) до работы клинического психолога в соматических клиниках
(психологическое сопровождение пациентов с онкологией, аллер- гией, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, заболеваниями сердечно-сосудистой системы и др.).

1.2. Краткая история развития психосоматики
Проблема психосоматических соотношений — одна из наиболее сложных проблем современной медицины, психологии и фило- софии, несмотря на то, что тесная взаимосвязь психического и со- матического изучается на протяжении многих веков.
История психосоматики неотделима от истории медицины в целом, психиатрии в частности, истории формирования психоло- гической науки и психологического знания, развития философии и культуры.
Отношение к телесному и душевному, к здоровью и болезни,
их взаимодействию трансформировалось во времени и зависело от определенной культуры.
Идеи о соотношении психического и соматического (в наиболее широкой трактовке — «души», «сознания» и «тела», «материи»)
находили свое отражение еще в магическом мировоззрении.
Джеймс Фрэзер (James Frazer, 1854–1941), перечисляя принципы симпатической магии, говорил, что она основана на идее связанно- сти всех предметов: 1) по принципу подобия (имитативная магия:
предметы, сходные по внешнему виду, обладают магической свя- зью), что находит отражение в идее «подобное лечится подобным»
(например, Плиний рассказывал о камне, который лечит желтуху,
потому что по цвету он напоминает кожу больного этой болезнью,
а Парацельс (1493–1541) в начале XVI в. сформулировал концепцию о знаках природы, позже названную доктриной о сигнатурах, ука- зывающих на свойства растений: цикламен, имеющий форму уха,
может использоваться для лечения боли в ухе) или 2) по принципу соприкосновения/заражения (контагиозная магия: однажды со- прикоснувшись, предметы продолжают быть во взаимосвязи, даже находясь на расстоянии).

Отголоски магических ритуалов встречаются и в настоящее время и активно эксплуатируются под видом психосоматического направления и альтернативной медицины.
П. В. Таланов описывает три принципа современной «медицин- ской магии»: очищение, передача свойств при контакте и символизм.
Согласно этим принципам, причинами возникновения болезни являются: 1) засорение организма (злым духом, избытком плохих жидкостей, плохим электричеством, шлаками и токсинами); 2) пере- дача болезни при физическом контакте в его в символической форме,
а не инфекционном значении. Например, чтобы родить красивого и статного ребенка, беременной в Древней Греции рекомендовали смотреть на статуи, изображающие идеалы красоты, а в дни воз- можного зачатия — избегать смотреть на обезьян, чтобы не родить ребенка с анэнцефалией; в наше время все еще существует миф, что ребенок будет похож на «первую любовь» его матери, потому что она запечатлела его образ в своем сердце и этот образ сформирует внешний вид младенца; 3) важен именно символизм: чтобы из- лечиться от облысения, нужно использовать препарат, сделанный из органов животных, покрытых шерстью; для прерывания не- желательной беременности нужно использовать бешеный огурец,
выбрасывающий свои семена; ядра грецкого ореха похожи на мозг,
поэтому их нужно есть для работы мозга.
Такое магическое представление о болезнях предполагает и магическое лечение: раз все элементы связаны, нужно силой или хитростью выгнать, переселить болезнь из больного. Болезнь может уйти в камень, в дерево (в XIX в. в Хартфордшире рос дуб,
забирающий в себя лихорадку), в живое существо (в XIX в. в Не- ваде больной астмой должен был заразить 9 кошек, чтобы недуг его оставил) [Таланов].
Дж. Фрэзер описывает ритуал древних индусов для излечения желтухи. Сначала читалось заклинание для «перенесения» жел- тизны на существа и вещи желтого цвета, которым она по праву принадлежит (солнце и птицы желтого цвета), и передачи пациенту от живого, сильного существа (например, от красно-рыжего быка)
здорового цвета: «Пусть твоя сердечная боль и желтуха уйдут к солн- цу. Цветом красного быка оденем мы тебя! На долгую жизнь мы

завернем тебя в красные тона. Да пребудет этот человек невредим и свободен от желтого цвета!.. На попугаев и дроздов переводим мы твою желтуху...» [Фрэзер, с. 19]. Дополнительно жрец совершал ряд ритуальных действий над больным (смазывал мазью желтого цвета,
давал воду с шерстью красного быка, сажал больного на шкуру красного быка, привязывал к нему кусок кожи и пр.).
Еще медицина древнего Междуречья существовала в двух взаимосвязанных линиях: практической (изготовления снадобий)
и магической (молитвы, придающие лекарствам силу). В «Ассирий- ском учебнике магов» (VII в. до н. э.) имелись заклятия от головной боли, боли в горле, болезни груди, болезни внутренностей, глазной болезни, болезни зубов, для остановки крови из носа, излечения от укуса змеи, а также для изменения плохих снов на хорошие и таблицы трав.
Ритуалы и заговоры целительной магии можно разделить на три группы по их функции: 1) оборонительные (ритуально-заговорные тексты, направленные на устранение болезни или порчи); 2) на- ступательные (ответный удар колдуну, наславшему порчу); 3) ис- купительные (просьба простить человеку вольные или невольные прегрешения, просьбы даровать здоровье и благополучие). Во вто- рую группу можно включить «профилактические» заклинания,
«предупреждающие болезнь». А третья группа, по сути, содержит
«просительные элементы» [Заблоцкая].
Генри Ф. Элленбергер (Henri Frederic Ellenberger, 1905–1993)
в работе «Открытие бессознательного. История и эволюция динами- ческих методов психиатрии» описал еще некоторые теории болезни и соответствующие им принципы лечения. Например, считалось,
что в некоторых случаях болезнь наступает тогда, когда душа чело- века самопроизвольно или случайно покидает тело человека либо ее похищают злые духи или волшебники. Целитель же находит утраченную душу и встраивает ее обратно в то тело, которому она изначально принадлежала [Элленбергер].
В Древнем Египте рецепты впервые содержали точные до- зировки. Также осуществлялись первые попытки лечить без привлечения сверхъестественных сил на основе имеющихся представлений о функционировании органов, согласно которым,

20
мозг — второстепенный орган, а роль сосредоточения сознания принадлежит сердцу. Поэтому сердце при мумификации хранили в отдельном сосуде, а мозг вычерпывали и выбрасывали.
Идея связанности телесного и психического отражена не только в магическом сознании, но и в религиозном: например, пост — очищение тела и души от того земного, мешающего приблизиться к Небесному, освобождение от обид и акт прощения, очищение раз- ума от дурных мыслей. Также находит свое отражение и в воспита- тельных технологиях: идея, что телесные наказания и закаливающие процедуры воспитывают дух («в здоровом теле — здоровый дух»).
Эти идеи представляют собой интуитивные представления о здо- ровье, болезни, теле и их взаимосвязи, подкрепленные какими-либо наблюдениями, а также присущими каждому из нас элементами символического, иррационального мышления. Люди предпочитают получать донорский орган от «хорошего» человека, а не преступника.
Таблетка, имеющая гравировку и цвет, усиливает эффект плацебо.
Магия дает ощущение контроля и понимания, простые и четкие от- веты на вопросы поиска причины и последствий, способов совлада- ния с болезнями (например, «вши появляются из-за подверженности влиянию чужих мыслей и образа жизни, притворства, внимания к мелочам; для излечения стоит научиться быть самим собой, уважать себя, не впускать в себя ненужные мысли и убеждения»).
П. В. Таланов, описывая заочный спор философов Рене Декарта
(1596–1650) и Бенедикта Спинозы (1632–1677) о взаимосвязи по- нимания и веры, заключает, что Спиноза был прав: люди охотнее верят в то, что им кажется понятным.
Гиппократ (ок. 460–370 гг. до н. э.) отделил медицину от рели- гии (болезнь — не наказание богов, а нарушение правил гигиены, результат неправильного образа жизни и условий окружающей среды) и считается родоначальником профессиональной медицины, выделившим медицину в отдельное знание, обучавшим всех желаю- щих медицинским знаниям и разработавшим принципы врачевания, ставшие в дальнейшем основополагающими. Например, принцип холистичности («гораздо важнее знать, какой человек болен, чем какая болезнь у человека»), этические принципы врача, методы врачебного наблюдения.


21
Отметим, что в современной психологии, особенно в психологи- ческом консультировании и неврачебной психотерапии, мы можем найти не только отголоски представлений древних греков о здоровье
(правильный баланс гуморальных элементов; равновесие определен- ных свойств систем организма, например, «холодного» и «горячего») и болезни (нарушение баланса гуморальных элементов; нарушение равновесия свойств систем организма), но и идеи философских школ
Древней Греции (стоиков, эпикурейцев, скептиков).
Постепенно происходит улучшение анатомических и физиоло- гических знаний о теле. В том числе благодаря разработке приборов для измерения пульса (Герофил, ок. 335–280 гг. до н. э., первый ученый, систематически проводивший вскрытия трупов) и при- бора для измерения выдыхаемого воздуха (Эрасистрат, 304–250 гг. до н. э., писавший, например, что выпитая вода попадает в желудок, а не в легкие), а также разрешению на вскрытие трупов. По сути, именно Герофил и Эрасистрат (представители александрийской школы медицины) заложили исследовательское направление в ме- дицине.
Гален (131–201 гг. н. э.) доказывает, что не сердце, а мозг яв- ляется «владычествующим началом» движения, чувствительности и душевной деятельности. Гален синтезирует эмпирическое знание, являющееся результатом чувственного восприятия инаблюдения анатомических и физиологических особенностей во время вскры- тий (т. е. идею «эмпирической школы медицины», призывающей учитывать только данные об эффективности лечения и отрицающей необходимость разработки теоретических оснований) и логических
умозаключений, включающих постулаты Евклида и силлогизмы
Аристотеля (основное положение «догматической школы медици- ны»). Гален считал логику главным методологическим основанием медицинской теории и практики, критиковал врачей эмпирической школы, считавших, что причины болезней непознаваемы, а теории не связаны с реальностью, порождают сомнения и ненадежны; осуждал магию и иррациональное объяснение болезней.
Тем не менее отмечается сочетание рационального и сакрального в работах Галена. Признавая себя учеником и служителем Асклепия, в трудных клинических случаях он обращался за божественным

22
советом, который получал от Асклепия в снах-откровениях с осо- быми указаниями к лечению. Эти сны Гален отличал от «диагно- стических» снов, указывающих на физическое состояние пациен- та: «Пожар указывает на преобладание желтой желчи, снег, лед и иней — на холодную желчь, дурной запах — на гниение соков, петушиный гребень или любая красная вещь — на полнокровие»
[Пролыгина, c. 41].
Ряд авторов предполагают, что ссылки на божественные советы
Асклепия можно считать литературным приемом, характерным для научной медицинской литературы.
П. В. Таланов, отмечая безапелляционность текстов Галена, его саморекламу, редкое упоминание о своих неудачах и частое упоминание имен своих известных пациентов, пишет, что Галена можно назвать первым представителем маркетинговой медицины:
«В отличие от многих других врачей с отличной репутацией, я ни- когда не заблуждался насчет лечения или прогноза. Если хотите прославиться... все что нужно для этого сделать — принять мое наследие» [Таланов, с. 43].
После падения Римской империи работы Галена на некоторое время были забыты в Европе, но оказывают влияние на развитие арабской медицины.
Одним из известных ученых арабского Средневековья, развива- ющим идеи Галена, являлся Абу Али Хусейн Ибн Сина (Авиценна,
980–1037). Авиценна продолжал развивать идею о четырех темпе- раментах, предложенную Гиппократом и усовершенствованную
Галеном. В дальнейшем именно в арабском переводе работы Галена станут известными европейским врачам.
После падения Римской империи светская медицина Европы отходит на второй план, уступая место исцелению христианскими святыми. Закрепляется дуалистическая точка зрения на взаимосвязь тела и души: они существуют отдельно, при этом тело подчинено душе. Светская медицина возвращает свое влияние с VII в. н. э., постепенно формируя в Европе возрастающий интерес к фармако- логии и хирургии.
В Новое время начинает формироваться механистическое от- ношение к телу: организм — машина. Т. Гоббс (1588–1679) пишет,


23
что сердце — это пружины, нервы — нити, суставы — колеса. При этом душа может рассматриваться как равноценный телу субстрат
(Р. Декарт, 1596–1650), примат над телом (Т. Гоббс), эпифеномен
(Ж. О. де Ламетри, 1709–1751: душа — чувствующая материальная часть мозга).
Изобретение и совершенствование микроскопа, в конечном итоге, в середине XIX в. позволяет немецкому врачу Рудольфу
Вирхову (Rudolf Virchow, 1821–1902) разработать концепцию клеточной патологии, существенно продвинув знания медицины в рамках естествознания. Позднее Ф. Александер напишет: «...
Вирхов утверждал, что не существует болезней вообще, бывают только болезни органов и клеток... Наблюдение за гистологическими изменениями в больных органах, ставшее возможным благодаря микроскопу и усовершенствованной технике окрашивания тканей, определило направление этиологической мысли. Отыскание при- чины заболевания долгое время было ограничено поиском отдель- ных морфологических изменений ткани. Мысль, что отдельные анатомические изменения сами по себе могут быть результатом более общих нарушений, возникающих вследствие чрезмерного напряжения или, к примеру, эмоциональных факторов, возникла значительно позднее. Менее партикуляристическая теория — гу- моральная — была дискредитирована, когда Вирхов с успехом сокрушил последнего ее представителя… и гуморальная теория осталась в тени вплоть до своего возрождения в форме современной эндокринологии. …При подобных условиях накапливающиеся на- блюдения говорят о воздействии “центральных” факторов, причем слово “центральные” — по-видимому, лишь эвфемизм для слова
“психогенные”» [Александер, c. 4].
Как мы видим, для понимания истории психосоматики важны история медицины, религии и философии. История психосоматики неразрывно связана с историей науки и научного знания в целом.
С точки зрения психологии, психосоматика, в первую очередь, свя- зана с именами психоаналитиков З. Фрейда, Ф. Александера. Идеи
З. Фрейда имеют свои истоки.
Английский поэт-романтик Сэмюэл Тейлор Колридж (Samuel
Taylor Coleridge, 1772–1834) в 1811 г. писал: «То, что я выражаю

24
в своем настроении, или скорее вытесняю в бессознательное, это определенно действие, вся сила которого направлена на мое тело».
В одном эссе он употребляет понятие «моя психосоматическая оло- гия (наука)» [Бройтигам и др., с. 5]. И именно с именем С. Колриджа связывают самые первые упоминания «психосоматики».
Немецкий химик, врач Георг Эрнст фон Шталь (1659–1734), разработавший теорию флогистона, в своих работах по физиоло- гии предположил, что при возбуждении (нем. «reiz») душа может оказывать влияние на орган. И. Хайнрот, также представитель ви- талистической школы, использовал идею «возбуждения» («reiz»), чтобы отличить симптоматическую патологию (меланхолию и ма- нию) от органических заболеваний («идиопатическое церебральное безумие»).
В своей клинической работе, посвященной маниакальной бессоннице, Хайнрот ввел понятие «psychisch-somatisch» (психо- соматический), чтобы установить клиническую связь между воз- буждением («reiz») и его воздействием на тело: мания происходит от возбуждения и связана с физиологической патологией.
Для Хайнрота и душа, и тело составляли единое, неделимое целое, взаимодействующее во многих отношениях, в том числе и патологически. По его словам, психическое заболевание имеет свою причину в том, что пациент ведет «неправильную жизнь». Эта
«неправильная жизнь» (в первую очередь, нарушающая религиозные догматы) отвлекает душу от ее нормального функционирования.
На втором этапе это расстройство может оказать влияние на орга- низм и вызвать соматические симптомы, которые сопровождают психическое заболевание. Поскольку в конечном итоге соматические симптомы были вызваны лежащим в основе психическим расстрой- ством, именно его и нужно лечить в первую очередь через «прямое психологическое вмешательство».
В 1822 г. Карл Якоби вводит понятие «соматопсихический».
К. Якоби, представитель соматической (органической) школы, признавая определенную ценность концепции Хайнрота, пытался интегрировать некоторые виталистические идеи, избегая понятия души и возбуждения («reiz»). Он предположил, что каждый орган независим и может производить возбуждение. Якоби предложил