Файл: Вредными привычками называют распространенные действия, повторяемые людьми вновь и вновь, несмотря на то, что они не только неполезны, но и вредны.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитие физической зависимости не является общепризнанным-она отрицается, ставится под сомнение или. вопрос считается невыясненным. Депрессии и дисфории могут быть проявлением психической, а не физической зависимости. Вегетативные нарушения характерны для токсической энцефалопатии.
По нашему мнению, патогенез токсикоманий, вызванных ингалянтами, вряд ли сходен с патогенезом физической зависимости при хроническом алкоголизме и опийной наркомании. Алкоголь и опиоидные вещества (эндорфины) в небольшой концентрации содержатся в норме в здоровом организме улиц, никогда не злоупотреблявших ни спиртным, ни опиатами. Существуют специальные рецепторы, а также ферментативные и иммунные механизмы, участвующие в обмене и утилизации этих веществ. С ними в первую очередь связываются патогенетические механизмы физической зависимости. Токсические вещества, содержащиеся в ингалянтах, в норме в организме не содержатся. Они вызывают динамические нейромедиаторные и структурные изменения в нервных клетках.
Вероятно, патогенез токсикоманий при злоупотреблении ингалянтами скорее ближе к наркомании, вызванной гашишем. В обоих случаях может развиться выраженная психическая зависимость, а физическая зависимость отсутствует и вслед за 1 стадией при длительном злоупотреблении возникает сразу III стадия (по традиционной схеме развития алкоголизма и опийных наркоманий) с психоорганическим синдромом и токсической энцефалопатией.
Хроническая интоксикация ингалянтами возникает, когда на протяжении ряда недель и даже месяцев ингаляции следуют одна за другой почти ежедневно. Ее развитие ускоряется, если ингаляции продолжаются по нескольку часов подряд или повторяются в течение 1 дня. Те же явления могут развиваться при более редких (1-2 раза в неделю), но в течение большего срока (несколько месяцев-год-два) злоупотреблениях.
Итогом хронической интоксикации становятся довольно стойкий психоорганический синдром и симптомы токсической энцефалопатии.
Подростки делаются менее сообразительными, медленнее и хуже ориентируются в окружающей обстановке, особенно в случаях, когда требуется быстрота реакции. На это обращают внимание их сверстники (на подростковом сленге о них говорят, что они "не секут", т. е. неспособны быстро учесть условия стремительно меняющейся обстановки). Резко падает способность усваивать новый учебный материал - это служит нередкой причиной того, что подростки бросают учебу, категорически отказываются от занятий и даже сбегают из дома и интернатов. У одних при этом преобладают нарастающая пассивность, вялость, медлительность, склонность держаться в стороне от сверстников, искать уединения, проводя время в безделье. У других выступают склонность к аффективным реакциям, злобность, драчливость, агрессия по малейшему поводу.
Психологическое обследование обнаруживает низкий интеллект (IQ== от 80 до 100 по методу Векслера). Но особенно выражены нарушения внимания - выявляются трудность сосредоточения, легкая отвлекаемость, неспособность долго удерживать внимание на чем-либо одном. Нарушается также кратковременная память, как механическая, так и оперативная Токсическая энцефалопатия проявляется рядом неврологических и вегетативных симптомов. Отмечаются спонтанный нистагм, пошатывание в позе Ромберга, легкий мышечный тремор, повышение сухожильных и снижение брюшных рефлексов, стойкий красный дермографизм. Подростки жалуются на головные боли, плохой сон, головокружения, повышенную потливость, иногда отмечают, что стало укачивать на транспорте. Может появиться своеобразный симптом, свидетельствующий об изменениях нервной трофики - белые полоски на ногтях, нечто вроде "паспорта токсикомана". На ЭЭГ регистрируют умеренные диффузные изменения. Повышается "судорожная готовность".
При интоксикации бензином психоорганический синдром и токсическая энцефалопатия особенно выражены. То же наблюдается при хронической интоксикации толуолом и гораздо в меньший степени при злоупотреблении пятновыводителями.
В эксперименте на крысах была воспроизведена хроническая интоксикация бензином, толуолом, ацетоном и хлороформом путем ингаляций. Обнаружено сходное для них всех эпилептогенное действие-появление миоклонических судорог и эпилептической активности на ЭЭГ. Последнее, несомненно, подтверждает органическое поражение мозга, но следует учитывать, что у крыс судорожные реакции являются весьма распространенным ответом на разнообразные экзогенные вредности.
Резидуальные органические поражения головного мозга, предшествующие хронической интоксикации, облегчают формирование психоорганического синдрома и токсической энцефалопатии. По нашим данным, более чем у половины подростков в анамнезе были черепно-мозговые травмы различной степени, но развитие психоорганического синдрома началось только после хронической интоксикации ингалянтами. В 80 % отмечена задержка психомоторного развития в раннем детстве-позже обычного начинали ходить, говорить, долго не могли приобрести элементарные навыки самообслуживания, наблюдался энурез.
Для хронической интоксикации бензином характерно также поражение печени и почек. Может развиваться малокровие с лейкопенией.
При злоупотреблении пятновыводителями часто встречаются хронические бронхиты.
Отдаленные катамнезы свидетельствуют, что у тех, кто в подростковом возрасте злоупотреблял ингалянтами, в дальнейшем имеется высокий риск злокачественного течения хронического алкоголизма с быстрым развитием психической и физической зависимости от алкоголя и даже с психической деградацией.
Среди тех, кто, будучи подростком был госпитализирован для обследования в связи с алкоголизацией, по данным 10летнего катамнеза, хронический алкоголизм сформировался лишь в II %
Зато среди тех, кто злоупотреблял ингалянтами, через 10 лет хронический алкоголизм был диагностирован в 36 %.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И курение, и алкоголизм, и, тем более, наркомания все больше и больше заставляют задумываться медиков, да и просто граждан, думающих о своем будущем поколении, о том, как же предостеречь людей, еще не поддавшихся столь вредным привычкам, от пристрастия к этим трем золам современного общества. Ведь все эти привычки сказываются на социальной, экономической, психологической и культурной жизни общества.
Сейчас, на рубеже тысячелетий, часто говорят о приближающемся конце света. Но, думаю, если человечество не остановится, не начнет задумываться о себе, о своем будущем, то оно само себя обречет на полнейшее вымирание. Если не будут предприниматься меры по предотвращению распространения алкогольных и табачных изделий, наркотиков среди молодежи, если не будет проводится пропаганда здорового образа жизни, человечество останется без будущего, и, быть может, через несколько десятилетий о нашем времени будут говорить «они не смогли вовремя остановиться» …
Основной категорией профилактики алкоголизма является здоровый образ жизни. Существуют два ведущих направления по искоренению пьянства и алкоголизма - корригирующее компенсирующее. Социальный опыт показывает, что проблема алкоголизма в целом решается не посредством лечения, а с позиции профилактики, которая должна осуществляться комплексом законодательных, административных, правовых и организационных мероприятий.
Работники социальной службы решают такие вопросы, как получение паспорта, восстановление на работе, бытоустройство и т.д. амбулаторная наркологическая служба решает вопросы, касающиеся также профилактического приема, работы психотерапевтических групп. Такое распределение сил и средств помогает осуществлять целенаправленное реабилитационное воздействие на больных алкоголизмом, облегчает управление реабилитационным процессом.
Алкоголизм, как правило, приводит к социальной изоляции больного. Нарушаются его семейные, трудовые и другие общественные отношения. Поэтому хотелось бы обратить отдельное внимание на важность комплекса психотерапевтических мероприятий. Психотерапия является основой любой программы реабилитации, и особую роль она играет в реабилитации больных алкоголизмом.
В практической части, полагаясь на данные социологического опросника, мы сделаем вывод, что в целом у опрошенных наблюдается двоякое отношение к алкоголю. С одной стороны, люди определяют его как яд, отравляющий организм и слабость для ненормальных людей, а с другой стороны опрошенные считают алкоголь необходимым средством для расслабления, отдыха и получения удовольствия. При этом половина опрошенных понимает, что алкоголизм это прежде всего болезнь и больные алкоголизмом нуждаются в лечении. Также большинство опрошенных высказывали отрицательное отношение как к алкоголизму, так и больным, страдающим этим заболеванием.
Степень осведомленности граждан о влиянии алкоголя на физическое, умственное, психическое здоровье и развитие будущего поколения достаточно высока, поскольку большинство опрошенных согласны с мнением о пагубном влиянии алкоголя на здоровье человека и его будущее потомство.
Хуже обстоит дело со знаниями о влиянии алкоголя в сфере обучения и производственного труда. Более половины принявших участие в опросе не знают о том, что факт принятия алкоголя значительно снижает сложные мыслительные процессы и отрицательно влияет на производительность труда в последующем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. Москва, «Юридическая литература», 2004.
2. Бабанян Э.А., Пятов М.Д. Профилактика алкоголизма. Москва, «Медицина», 2005.
3. Братусь Б.С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма, Москва, 2004.
4. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Москва, 2003.
5. Гонопольский М.Х. Алкоголь и разрушение личности. Москва, «Наука», 2003.
6. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. Москва, 2004.
7. Игонин А.Л. Об алкоголизме в диалогах. Москва, 2001.
8. Лебедев Б.А., Дунаевский В.В. Алкоголь и семья. Ленинград, «Медицина», 2002.
9. Муратова И.Д., Сидоров П. И. Антиалкогольное воспитание в школе, Архангельск, 2001.
10. Юхансон Л. Труд и алкоголь, Алма-Ата, 2001.