Файл: "Роль детской игрушки в развитии и воспитании ребенкадошкольника." по дисциплине "Теоретические основы дошкольного образования".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1852

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вторую группу составляют игрушки для развития познавательных возможностей детей: кубики, конструкторы, пазлы, мозаики, лото, домино.

Уважаемые родители, сейчас вам предлагаются различные игрушки

Нужно разделить лист бумаги пополам и рассмотреть плюсы и минусы любой игрушки по выбору. Затем коллегиально выясним полезность, бесполезность или вред данной игрушки.

Так все-таки, какие игрушки нужны нашим детям?

У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратной поры. Сейчас мы попросим вас вспомнить игрушку своего детства и рассказать о ней (какая она была, какие воспоминания с ней связаны) Рассказ родителей « Игрушки моего детства»

Подбор игрушки дело серьезное и ответственное. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются стихийно или в силу поверхностных обстоятельств (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку). Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую полезность взрослые часто даже не рассматривают: они целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все что угодно. Отсутствие ценностных ориентиров на рынке игрушек приводит к бессмысленным закупкам однотипных игрушек, как правило, бесполезных. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно - и на развитии ребенка.

А сейчас давайте вместе разработаем критерии выбора игрушки.

Соответствие игрушки интересам самого ребенка. (Интересы взрослого и ребенка зачастую не совпадают - взрослых привлекает внешняя красота, цена, сложность деталей или описанное развивающее значение, у детей другие приоритеты: похожа на любимого сказочного героя, такая же есть у друга.)

Возможность что-либо с ней делать - главное достоинство игрушки (разбирать, передвигать, извлекать звуки). Разнообразие форм активности ребенка: чем игрушка более завершена, тем меньше простора для творчества (мячи, кубики, пирамидки).

Игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки, которые сами подсказывают способ действия матрешки, пирамидки).

Эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, не допустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию).


Предлагаем родителям пройти на « выставку игрушек».

(Игровое упражнение «Выбери игрушки»)

Родителем предлагается выбрать на предложенной выставке игрушек те, которые способствуют: социально-эмоциональному развитию (например, животные, куклы, посуда, «Доктор», «Парикмахерская» и др.).

интеллектуальному развитию (кубики, конструктор, пазлы, мозаика, лото, домино и пр.).

физическому развитию (мячи, обручи, кегли, скакалки и др.).

(Родители выбирают игрушки и озвучивают свой выбор)

Памятка для родителей

Разрешайте своему ребенку играть со своими любимыми игрушками и в любимые игры.

Не смейтесь над ребенком за его привязанность к определенным игрушкам.

Помните, что все, кроме любимой игрушки надо периодически обновлять. Игрушки, к которым у ребенка пропал интерес, спрячьте подальше на некоторое время, пока ее появление не вызовет эмоциональный или познавательный интерес.

Не выбрасывайте игрушки, если ребенок сам этого не хочет.

Не заставляйте ребенка самого выбрасывать игрушки.

Учите на собственном примере относиться к игрушкам уважительно.

Дарите ребенку игрушки с учетом его интересов, увлечений.

Не водите ребенка слишком часто в магазин игрушек, не подвергайте его ненужным переживаниям. Ведите его в магазин и дарите радость, устраивайте праздник, когда вы сами готовы.

Участвуйте в играх ребенка, если он этого хочет от вас, несмотря на вашу занятость.

Рассказывайте ребенку о своих игрушках и увлечениях, показывайте ему те игры, в которые вы играли в детстве и которые были вам интересны.

Будьте непосредственны в глазах ребенка, не бойтесь потерять свой авторитет, играя с ним в игры.

Радуйтесь умению своего ребенка играть с игрушками, находить различные, сюжетные линии в игре.

Используйте возможность игровой ситуации для непосредственного общения с собственным ребенком.

Родителям очень понравился и круглый стол, и само мероприятие.

Из отзывов родителей:

«Мероприятия «Игра и игрушки» помогли нам еще больше сблизиться со своими детьми, вместе с ними создать игрушку, уделить больше времени своему ребенку»

«Это мероприятие ненадолго возвратило нас в свое детство, мы вспомнили те игрушки, в которые играли сами, рассказали о них своим детям»

«Считаем, что такие мероприятия полезны как для детей, так и для родителей»

На протяжении формирующего этапа эксперимента был получен следующий результат, дети стали постепенно осваивать позиции субъекта в сюжетно-ролевой игре, стали самораскрываться в игре, дети стали более активными, раскрепощенными, находчивыми и адекватно оценивать себя и свои успехи и неудачи.



2.3 Контрольный этап эксперимента

Чтобы убедиться в обоснованности выводов провела контрольный эксперимент.

В контрольном этапе эксперимента использовались те же методы обследования (беседа, наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей, социометрия, создание условий для развивающей игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста).

Было выявлено, что в средней группе, уровень игровой деятельности изменился.

В начале эксперимента:

На низком уровне-30%

На среднем уровне-60%

На высоком уровне-10%

В конце эксперимента:

На низком уровне-10%

На среднем уровне-65%

На высоком уровне-25%

Таким образом, проведенное исследование показало, что на основании полученных результатов можно сказать об эффективности проведенной работы. Дети стали больше играть в разнообразные игры, проявлять инициативу в игре, придумывать и развивать сюжет игры, но для эффективной работы по развитию игровой деятельности ребенка, данная работа должна осуществляться, постоянно поддерживая интерес ребенка к игре. Используемые нами приемы, позволили оценить продвижение детей среднего дошкольного возраста в освоении позиции субъекта. У детей сформировалась направленность на сверстника, как на партнера по игровой деятельности. В игре дети проявляли самостоятельность и творчество, при создании образов, игровых персонажей. В ходе нашего исследования постепенно менялась роль взрослого в детской игровой деятельности.

Заключение

Таким образом, ребенку раннего возраста игрушки, разумеется, по-прежнему необходимы. Игрушки позволяют ребенку исследовать мир, складывать и проявлять свои творческие способности, выражать чувства, учат общаться и познавать себя.

С помощью игрушек и других предметов ребенок совершает действия различного вида, необходимые для овладения предметной деятельностью, которая становится в этом возрасте ведущей

Для формирования различных видов деятельности, сенсорных процессов и действий, для психического и физического развития ребенка необходимы игрушки, которые создали условия для постоянного стимула детской активности. Такие игрушки, предназначенные для каждого из периодов раннего детства, должны несколько опережать по своим функциональным возможностям уже достигнутый ребенком уровень развития, т.е. веси его через трудности освоения игрушки к следующему уровню развития.


Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно – образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.

Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, нацеливают ребенка на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их с разной степенью обобщенности образа. Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

Игрушка является не отменной частью игры. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов.

Значение игрушки в воспитании детей велико. Игрушка – непременный спутник детства и важнейший инструмент игры. Существует классификация игрушек, где разделение происходит на основе их использования в разных видах игр. Так как сейчас в магазинах огромное разнообразие игрушек, многие ученые, психологи и педагоги задаются вопросами о влиянии игрушки на психическое развитие ребенка, правильно ли подбираются сейчас игрушки для дошкольников.

Игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей, являться неотъемлемой частью развития и воспитания ребенка.


В своей работе я установила, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка.